2. Гардарика
Несмотря на существование столь мощного связующего звена, каким являлся «Путь из Варяг в Греки», Русь в описываемую эпоху по-прежнему представляла собой огромное лоскутное одеяло. Вся ее территория была разделена на несколько областей, контроль над которыми осуществляли либо отдельные славянские племена, либо более или менее крупные племенные объединения. Некоторые из них к тому времени уже вышли на этап строительства княжеств, другие к возведению собственной государственности еще только приближались, но и у тех и у других еще очень сильны были родовые отношения. Как правило, считают, что все эти племена и племенные союзы относят к 8- 9 векам. Если двигаться с северо-востока на юго-запад, то получалась такая картина: ильменские или новгородские словене, составлявшие основное население Новгородских земель, далее полочане и их вероятные потомки кривичи, причём кривичи были, как минимум, смоленские, изборские и северные, к юго-востоку от них, на Средней Оке и до верховьев Москвы-реки - вятичи, к югу - радимичи и дреговичи, далее к юго-востоку, к Курской области - северяне, что к северу отношения никакого не имеет. Как уже отмечалось, «северными» северяне были для своих соседей - степных русов. Отсюда – названия Северский Донец, Северская земля и Новгород-Северский. Вокруг Киева - поляне, к западу Киевской области - древляне, ещё чуть западнее - волыняне и бужане, потомки дулебов, живших там с 4 века, и оставившие, в частности, след в пражско-корчакской и луки-райковецкой археологических культурах. К югу от полян, по Южному Бугу вплоть до Черного моря - уличи, к западу от уличей, между Днестром и Прутом - тиверцы, а между тиверцами и волынянами - белые хорваты.
По сведениям из арабских источников, в середине 9 века на Руси существовало сразу четыре крупных государственных образования с относительно устойчивой внутренней структурой: Артания, Куява, Славия и Вантит. И если с локализацией Куявы и Славии все более или менее ясно, то вот местоположение двух других пока вызывает вопросы, ответы на которые даются весьма туманные.
Упоминание народа «винтит» встречается в хазарских источниках. Там говориться, что хазары с этим народом воевали и, что они сумели оттеснить его за «большую реку». В арабских документах той поры так же упоминается некий народ «венендеров», обитавший вблизи Азовского моря на правом берегу Дона. Все это позволило отечественным исследователям связать «венендеров» и «винтит» с древними ванами, а их страну Вантит привязать к «салтовской» археологической культуре, владения которой ограничивались северным берегом Азовского моря, средним течением Дона и Северским Донцом. На этой территории, как вы, наверное, помните, мы размещали «салтовских» русов, тех самых, что, успев уже вдоволь хлебнуть славянской ассимиляции, славянами пока еще не стали. Славяне в тех землях тоже, безусловно, присутствовали, но об их доминировании речь пока не шла. Иначе говоря, Вантит, это государство ославяневшихся русов и обрусевших славян. Очевидно, именно благодаря «салтовским» восточные авторы еще долгое время будут рассматривать славян и русов как два отдельных народа. Постоянное давление из-за «большой реки», с хазарской стороны, заставило «салтовских» русов-ванов выстроить вдоль донского берега целую цепь белокаменных крепостей, возвести которые мог только народ, обладавший для этого солидными материальными и человеческими ресурсами и, кроме всего прочего, имевший опытных руководителей.
Локализация Артании или Арасании вызывает еще больше споров. Ее отождествляют и с боспорской Тмутараканью, и с Рязанью, и с Черниговом, и с Оршей. А с недавнего времени ее стали запихивать куда-то за Урал, откуда арабские купцы вывозили соболиный мех, свинец и чрезвычайно качественные клинки. Любопытно, что в самой Артании никто из арабской торговой братии никогда не бывал, и в глаза ее не видел. Артанские купцы сами привозили свои товары на азиатские рынки, чужих с собой не брали, а если кому-то и удавалось каким-то образом пробраться в их страну, то незваного гостя немедленно брали под белы рученьки и тут же, без лишних разговоров, топили в ближайшей реке. Известно еще, что Артания находилась где-то между Хазарией и «Болгаром», вот только не известно, каким именно Болгаром - древним, Сибирским, или более поздним, Волжским. Норманны, кстати говоря, тоже помимо новгородско-киевской «Гардарики» знали еще и некий восточный «Остроград». Некоторые историки склонны считать арабскую Артанию, норманнский Остроград и сказочное русское Лукоморье разными названиями одного государства. Пока же традиционно в исторической науке принято считать, что полулегендарное княжество Артания было возведено на территории будущей Московии, в Волжско-Окском междуречье, и его строителями были племена кривичей. Русский этнос в тех краях в ту пору был представлен еще очень слабо, если вообще был представлен.
Русский Вантит и славянская Артания были, возможно, последними относительно «чистокровными» осколками двух великих племен, которым еще предстояло слиться в нерушимом единстве, и которые уже начали активно перемешиваться на берегах Днепра и Волхова. «Путь из Варяг в Греки» и стал тем стержнем, вокруг которого славяне и русы начали возводить свой общий дом, свое великое государство.
Свидетельство о публикации №225082000508