Истории Марты. Экстерны

               
            история тринадцатая

    Утро, тихое  и безветренное,  приветствовало Марту в окне.  Хорошо вот так, ни о чём не думая,  просто смотреть вдаль. Голова лёгкая-лёгкая.
    – Пуста-а-я!  – сказала бы баб Тома,  кивнув головой для пущей важности.
    Взгляд Марты упал на жёлтый листок в косах устоявшей после урагана берёзы. Показалось? – Да нет! Вот ещё: даже два на одной ветке. Это –  не те, рыжие, повреждённые ветром, что вот уже месяц осыпаются с деревьев. А эти –  самые настоящие осенние, ещё вчера живые, зелёные, сегодня вдруг  – ярко-жёлтые.  Да, ведь август уже: скоро конец лета и каникулам –  конец. И здравствуй, школа!
    Из кухни плыл тонкий аромат кофе. Это тёть Поля сварила себе. Марта не любит пока кофе, не понимает его горький  вкус, зато любит запах. Потянула носом, потянулась сама: чем бы заняться?
    Родители – на работе. Юра тоже нет. У Юры появилась девушка! Настоящая! Она вовсе не похожая на глупую Рапунцель-Мариночку, что приезжала к Тиме. Настоящая девушка Женя, с милой улыбкой и длинными волосами цвета пшеничного поля, что у бабушки за деревней. Женя учится живописи.  Юра познакомился с ней недалеко от мостика, на котором они с Тимой собирали деньги на домик для котят. Женя рисовала там пейзаж.
    Марта улыбнулась, припоминая, как их с родителями пропесочивал  за котят Котик. Это было, кажется, так давно –  в самом начале лета…
    Зазвонил телефон.
    – Марта! Что делаешь?
    – Ничего не делаю. В окно смотрю.
    – Айда ко мне! Покажу кое-что.
    – Тёть Поля! Я к Тиме, – обрадованно доложила Марта,  и полетела по лестничным пролётам  на Тимин десятый. На девятом перевела дух, опасливо покосилась на баб Томину дверь, прислушалась: телевизор гремел на всю площадку. Так вот откуда в их квартире это вечное  «бу-бу-бу»! Значит, бабушка Тома совсем плохо слышать стала. У Тиминой двери, на десятом, ещё раз передохнула и нажала кнопку звонка.  В ответ за дверью  рында  бодро отбила склянки: «Тын-тын».
    Ничего себе! Уже не квартира у Тимы – корабль!
    – А сколько раз они бьют? – указала Марта  открывшему на звонок Тиме.
    – До полного открывания двери хозяевами.
    – Точно?! – усомнилась Марта.
    – Проверяй! – предложил Тима.
    Марта налегла на кнопку звонка. «Тын-тын, тын-тын, тын-тын»  – звонко и весело неслось из квартиры, «тын-тын, тын-тын»!  –  Настоящий корабль ожил в подъезде, готовясь отчалить: «Тын-тын, тын-тын».
    – Долго я буду  эту нервотрёпку терпеть?! – донеслось с девятого, – Марта!  Ты, небось? –  Звоню участковому!
    Марта отдёрнула палец от звонка, прижала ладошки к щекам,  свесилась вниз:
    –  Бабушка Тома! Я думала, вас сериал глушит! Простите нас, пожалуйста!
    – Сравнила ваши лынды с сериалом! – возмущённо парировали снизу, и дверь громко хлопнула, словно пушка пиратская выстрелила в беззащитный парусник.

    Тима быстро увлёк Марту в свою комнату: «Смотри!» На тахте были разложены учебники за пятый класс. Тима решительно отодвинул их в сторону, оставив два: «Всемирную историю» и «Географию», подал Марте. Та,  устроившись на тахте, принялась не спеша листать, рассматривая картинки, но Тима торопливо выхватил учебники и  отыскал нужные страницы в географии. «Финикийские мореплаватели», «В гаванях афинского порта Пирей», «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного моря»,  – неуверенно прочитывала вслух Марта.
   Она мало что поняла из этих названий. Вернее – ничего не поняла. Между тем, Тима подал ей учебник истории:
   – Смотри!
   «Эпоха великих географических открытий», «Как открыли Австралию и Антарктиду»,  – продолжила Марта немного увереннее.
   – И что? – спросила, наконец.
   – Ты не поняла?! – даже подпрыгнул Тима. – Это же про корабли, про мореплавателей!
   – И про мыс Горн?
   – И про Горн!
   – И у меня такие будут?
   Мартины родители ещё не получали её учебники.
   – У тебя – только через два года. Тебе это – рано, – решительно и горячо проговорил Тима.
   Марта немного обиделась, и через паузу резонно спросила:
   – Тогда зачем ты мне это показываешь?
   – Ладно, не обижайся, – Тима примирительно сменил тон, – давай, прочтём всё это до школы. Интересно же!
   – Давай, – согласилась Марта. Она всегда соглашалась с Тимой. Но тут его озарила новая идея.
   – А давай в школу играть!
   – Давай, а как? – Мартина обида улетучилась окончательно.
   После недолгих споров условились, что учителем будет-таки Тима. Марта сомневалась, потому что у неё не было ещё ни одного учителя. Все предметы, включая физкультуру, вели учительницы.  Но старшинство Тимы разрешило спор. Уговорились, что он, прочитав сначала сам, будет рассказывать Марте и затем –  задавать ей домашние задания. Тут же  был придуман журнал для отметок и, кое-как разобрав про себя, Тима приступил к первому уроку про финикийцев. Слово это очень понравилось Марте: оно напоминало вкусные, сладкие финики, что покупала мама на рынке. Но когда дошло до карты – «Настоящий моряк должен разбираться в картах» – авторитетно утверждал Тима, – ученица с учителем едва не рассорились вдрызг. Сколько не тыкал Тима новым карандашом в яркую страницу, в голове Марты вертелся единственный вопрос: при чём тут финики? Афины, как ни странно, тоже напоминали о финиках. Ну, хоть плачь! – Не шёл материал в голову ученицы. И строгий учитель решил поставить для начала «двойку», чтобы Марта не витала в мыслях  по рынку.
     Когда Марта заявила, что дальше не играет, Тима сменил гнев на милость.
     Но «Греческие колонии» снова всё испортили, потому что Марта уточнила, не оттуда ли возят в их магазин «Греческий йогурт».
   – Ты можешь не думать о еде?! – психанул Тима.
   – Не могу! Я уже есть хочу. 
   – Ладно, тогда вот тебе задание на завтра, выучишь про Финикийских мореплавателей. Завтра – контрольная.

   Пообедав, Марта с тоской открыла учебник, данный ей Тимой под честное слово ничем не залить и не заляпать, и с тоской принялась за непонятное чтение. Она смотрела на странные фигурки странных бородатых дяденек в  странных одеждах… Полдня она просидела в комнате. Элька позвонила, позвала выгуливать Альфа. Очень хотелось выйти, но бородатые дядьки не лезли в голову, и Марта, представив завтрашнюю «двойку» в журнале, отказалась.
   – Юра! А что такое Двуречье?
   – А ты чем занимаешься? – недоуменно спросил Юра.
   – Готовлю уроки.
   И Марта рассказала, что её учебный год уже начался, и прямо с пятого класса, а не с третьего.
   – Тимка завтра мне двойку мне влепит.
   – Так откажись! Каникулы же!
   Но семейная честь была выше всего. И вечером уже вся семья учила злополучный параграф, втолковывая Марте про торговцев и морских разбойников, про рабов-гребцов (ну, про них Марта кое-что слышала) и про оливки.
   Короче, Марта получила законную «пятёрку».
   На другой вечер семья дружно учила про древний город Библ (не от него ли пошла любимая Мартина библиотека с любимым  «Домовёнком Кузей»?)  Когда дошли до города Тир, папа попытался сделать отступление, рассказав, как он выбивает «десяточку», но мама благоразумно вернула его в Средиземное море.
    Словом, курс географии семья вызубрила так, что даже у тёть Поли от зубов отлетали Сидон и Карфаген, но больше всего ей нравилось про маслины, виноградники и про пшеничные поля.
   Маме нравилось про украшения из серебра, про изящные сосуды и благовония. А больше всего – про виссон – тончайшую белую или  золотистую драгоценную ткань древности, употреблявшуюся для одежды царей, фараонов.
   – Зачем тебе? Ты – даже не дочь фараона! – возражал папа.  Папе нравились просто  караваны ослов и верблюдов.

   Эпоху великих географических открытий взяли измором. Про каравеллы-латины и ошибку Христофора Колумба (искал Индию, а приплыл в Америку) читали по очереди вслух.
   – Смотри, Марта! Вот заучишь плохо, и заблудитесь вы с Тимой, вместо Судана приплывёте в Судак, – пошутил папа.
   – Судак – это же рыба! – удивилась тёть Поля.
   – Судак – это такой город, – подсказала мама. 
   – А Судан – страна такая, столица – Хартум, – авторитетно заявил Юра.
   Через  три «пятёрки» вновь позвонила Эля:
   – Марта! Ну, ты чего совсем не выходишь?
   – Не могу. Мы с Тимой в школу играем.
   – Я тоже хочу! – оживилась Эля.
   – Нет. У нас программа сложная. Ты не потянешь.
   Эля, конечно, обиделась. Впрочем, тёть Поля, как не была увлечена маслинами и виноградом, заявила в конце, что будет пожаловаться Котику на этих бездушных родителей: лето на исходе, а они ребёнка в тюрьме истязают.
   – Только в третий класс, а уже – профессор в очках.
   – И никто меня не истязает! – возразила Марта, привычно тронув дужку очков. – Я добровольно.
   – Марта, а тебе можно теперь в пятом классе целую четверть по географии и всемирной истории пропустить – сдашь на «отлично» экстерном.
   – А кто такие экстерны? Где они сидят! – серьёзно спросила Марта.
   – И с чем их едят, – пошутил Юра.
   – Не кто, а что, – пояснил папа. – Экстерном, значит без посещения школы.
   – Мама, а можно, я вообще экстерном учиться буду? – оживилась Марта. – Вы меня всему и обучите!
   – Обучим – инфаркт получим, – молвил папа. – Нет уж, дорогая. Собирайся-ка ты, в школу!  А пока, завтра с утра, срочно – во двор! Там тебя близнецы и Эля давно заждались.
   Тёть Поля довольно кивнула.

20.08.2025 


Рецензии
Так и представляю я Марту, Алла!..Скромную, послушную и любознательную: живую девочку.. Думаю она точно будет интересна маленьким читателям..Которые ходят в 1 класс или вот-вот пойдут в школу.. Рассказ продуман и построен увлекательно.. Удачи Марте на просторах интернета!.. Всех благ..Обнимаю...

Ольга Аннина   20.08.2025 13:52     Заявить о нарушении
Вот сейчас посмотрела на фотографию перед рассказом.. Там девочка в нежном воздушном платье..Держит книгу в руках..Рядом Кукла.. Девочка из нашей сегодняшней жизни.. Очень нарядная..И я подумала, а что же будет с ними на самом деле.. Не так как думаем мы, ведь правда? Мир изменился и очень сильно.. Так хочется, чтобы они были счастливы в своем детстве и прожили бы полноценную счастливую жизнь..Обязательно стали бы мамами, бабушками и чтобы их после благодарно помнили бы их дети..

Ольга Аннина   20.08.2025 14:12   Заявить о нарушении
Пока ты читала, Оленька, я отправилась проветрить голову. И, уже подходя к двери, вдруг подумала:"Я так давно начала истории Марты, что напрочь забыла про очки и брекеты маленькой героини!") Словом, добавила в конце пару предложений, напоминающих про Мартины очки.

Марта идёт уже в третий класс. Она подросла и повзрослела за лето, многое узнала, будучи любознательной и пытливой. Она почти не пользуется мобильным интернетом, словом: идеальная девочка)

Надеюсь, она не отпугнёт этим маленьких читателей.

Спасибо, Оленька!

Алла Никитко   20.08.2025 14:55   Заявить о нарушении