094 Писатель В. А. Солоухин
Он родился в крестьянской семье в селе Алепино. После школы поступил во Владимирский механический техникум, где неожиданно увлекся поэзией. Его первые стихи печатались во владимирской газете «Призыв». В 1942 году начинающий поэт окончил техникум по специальности механик-инструменталист, был призван в Красную армию и до окончания войны служил в охране Кремля. Демобилизовавшись в 1946 году, Солоухин подал документы в Литературный институт имени А. М. Горького. К заявлению о поступлении прилагалась кипа листков со стихами. Знаменитому в те годы поэту В. Луговскому стихи понравились, и он был принят.
Все сокурсники Солоухина писали о войне и о любви, а он – о природе и деревенской жизни, в чем некоторые литературоведы усматривали старомодность и патриархальность.
В 1951 году Солоухин окончил литературный институт, через год вступил в ряды КПСС. Вскоре он устроился разъездным корреспондентом в журнал «Огонек», которым в ту пору руководил А. Сурков. По заданию редакции он объездил всю Россию, включая районы Крайнего Севера, и публиковал в журнале многочисленные очерки.
Он стремительно вошел в литературу в конце 50-х с повестями "Владимирские проселки" и "Капля росы". Эти произведения положили начало целому литературному направлению -"деревенской прозе". Затем последовали "Письма из Русского музея", "Черные доски", "Время собирать камни", в которых писатель размышлял о судьбах родной культуры, стремился привлечь внимание к неповторимым по своей самобытности реликвиям русской "седой старины": храмам и усадьбам, иконам и картинам, книгам и крестьянской утвари.
Солоухин написал несколько автобиографических произведений: «Мать-мачеха» (1964 год), «Прекрасная Адыгене» (1976 год), «Приговор» (1975 год). В рассказе «Колокол», сброшенный на землю, молчащий церковный колокол олицетворял гибнущую русскую деревню, ее умирающую душу. Рассказ «Первое поручение» проводил сравнение принудительно-массовой коллективизации 1930-х годов с временами проведения столыпинских реформ на селе, отдавая предпочтение реформам, когда крестьянам выделялись лучшие земли. Цензурой было принято решение не включать эти два рассказа в новый сборник «Олепинские пруды», поскольку, по мнению председателя КГБ Ю. Андропова, они имели клеветнический характер.
Главной книгой писателя был роман-исповедь о его духовном прозрении «Последняя ступень», который создавался в начале 1960-х годов, был завершен в 1976 году, но издан лишь после перестройки, в 1995 году. Эта книга рассказывает о революции 1917 года, и о послереволюционных событиях. Она срывает многие маски и разоблачает ту ложь, которая внедрялась в умы советского народа официальной пропагандой.
Солоухин пересматривал взгляд на роль вождя революции в истории России, рассказывая о том, что сталинщина с ее репрессиями была закономерным продолжением коварной и жестокой ленинской политики в отношении русского народа. В последние десятилетия Владимир Алексеевич стал убежденным монархистом. Он считал, что восстановление в России царской власти - единственный путь ее спасения. Он даже носил перстень с изображением царя Николая II, отлитый из золотой пятирублевой монеты.
Солоухин сформировал собственную «философию патриотизма», в которой каждый человек ответствен перед будущими поколениями за сохранение духовного богатства русского народа. Он был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активным деятелем патриотического «Русского клуба».
Владимир Солоухин не скрывал, что является глубоко верующим человеком, за что не раз получает выговоры, а журнал «Коммунист» критиковал его за «заигрывание с Боженькой».
Перестройку Солоухин встретил как долгожданного друга, принесшего свободу слова, свободу политической мысли, свободу предпринимательства. Однако очень быстро разочаровался в наступивших «преобразованиях». И прежде всего в схеме приватизации, обворовавшей народ, а еще больше - в новых «демократических» порядках.
Владимир Алексеевич тогда писал: «Демократия - это ширма, за которой группы людей, называющих себя демократами, навязывают населению свой образ мышления, вкусы, пристрастия. Демократия как цель - абсурд. Это лишь средство для достижения каких-то целей. Ленин, большевики до 1917 года все демократами были. А взяли власть - такую демократию устроили, до сих пор расхлебать не можем».
Реформы Егора Гайдара тогда многих разочаровали. Большая часть интеллигенции считала, что именно эти грабительские реформы окончательно развалили экономику страны. Солоухин по-своему критиковал этого реформатора. В рассказе «Соленое озеро» он развенчал фигуру его деда, Аркадия Гайдара, проявившего нечеловеческую жестокость во время своего наместничества в Хакассии. Писатель считал, что яблочко от яблоньки недалеко падает.
В 1992 году им была написана и опубликована статья "При свете дня", в которой он вынес обвинение лично Ленину и партии большевиков. Он их обвинял:
в беззаконном захвате власти в России;
в том, что они сделали это не ради блага народа, а для проведения социально-политического эксперимента;
что для удержания власти они развязали в стране чудовищный террор;
что ими была развязана кровопролитная Гражданская война, а цвет нации, если и уцелел, то был выброшен за пределы страны;
что была осуществлена вандалистская акция убийства царской семьи, невинных детей и женщин;
что властители, отнимая у крестьян весь хлеб, многократно инспирировали голод, уносивший миллионы жизней, доводивший до людоедства и детоедства;
что многочисленные восстания против жестокого насилия буквально топились в крови;
что было произведено массовое истребление донских и кубанских казаков (расказачивание России;
что под предлогом борьбы с голодом были ограблены и вывезены несметные богатства, накопленные веками в церквах и монастырях;
что по всей стране было разрушено более 90 процентов монастырей и храмов;
что в 1929-1930 годах была проведена насильственная коллективизация крестьян с уничтожением 6 миллионов наиболее крепких хозяйств (около 15 миллионов человек);
что страну покрыли сетью лагерей, которые перемололи миллионы человеческих жизней;
что, начав лгать с первого дня господствования в стране, партия лгала на протяжении семидесяти с лишним лет, когда диктатура группы революционеров-экстремистов выдавалась за диктатуру пролетариата, когда черное выдавалось за белое;
что правящая группа людей именем партии на протяжении десятилетий навязывала населению страны свою волю, не терпя никакого непослушания; что, имея целью утопическую идею мировой революции, партия содержала десятки «дочерних» партий и режимов в различных странах мира.
И т.д., двадцать три пункта обвинения. "Встать, суд идёт!" Все то, о чем писал тогда Солоухин, многим понятно сейчас, но тогда это было совершенно неизвестно большинству современников.
Когда в Москве началось восстановление Храма Христа Спасителя, Владимир Солоухин возглавил комиссию по его возрождению и воспринял это дело, как начало возрождения России, приняв активное участие в строительстве и оформлении этого символа русской духовности. Именно ему принадлежала заслуга перезахоронения в 1984 году на Новодевичьем кладбище привезенного из Парижа праха Федора Ивановича Шаляпина.
В начале 1997 года онкологическое заболевание приковало Владимира Солоухина к постели. Он скончался 4 апреля в Москве. Солоухин стал первым, кого после смерти отпевали в еще недостроенном Храме Христа Спасителя. Он был похоронен на кладбище своего родного села.
Свидетельство о публикации №225082000771
В апогей творчества Солоухина я жил на Украине, но кое-что из его творчества до нас доходило. Мне очень нравилась манера его письма и темы, за которые он брался. А теперь я стал уважать его ещё больше! Истинно русский православный человек. Ему многое было известно, потому и выводы его жестки и правильны. Всего Вам доброго! Василий.
Василий Храмцов 20.08.2025 14:01 Заявить о нарушении
Полина Ребенина 20.08.2025 21:50 Заявить о нарушении