Село Цоци-Юрт и легенды вокруг его истории
участь «Хайбаха» и геноцид депортации всего чеченского народа 1944 года останутся навечно кровоточащей раной в сердцах честных граждан республики. По версии авторов книги «По зову Дады-Юрта» село Цоци-Юрт было первоначально заложено представителем рода «ширди», неким
Олхазуром, выходцем из селения Ширди-Мохк. Правда, об этом «основоположнике» с. Цоци-Юрт мои односельчане до сих пор ничего не ведали. Даже представители рода «ширди», проживающие в селе Цоци-Юрт, тоже не слышали и не знают о своём одноплеменнике по роду. По версии авторов художественно-публицистической повести «По зову Дады-Юрта» Олхазур (один из главных героев книги) родился примерно в 1775 году в селе Ширди-Мохк Ножай-Юртовского района в семье, будущего соратника первого имама Чечни Шейха Мансура, Жовхота из рода «ширди». Вокруг этого героя разворачивается всё повествование этой книги. Здесь собран обширный исторический материал о старинном чеченском роде «ширди». Отец Олхазура Жовхот, став мюридом Шейха Мансура, влился в национально – освободительную борьбу народов Северного Кавказа против колонизации Россией этого края. Жовхот, как бесстрашный участник священного газавата 1785-1791 годов, незадолго до своей смерти, посвящал своего 12-летнего сына Олхазура премудростям жизни горца: «Не мужчина и не къонах (т.е. не добрый молодец – прим. Х.З.) тот, кто по первому зову не идёт за Родину в бой, не спешит на помощь нуждающимся бедолагам, не щедр к страждущим, надменно-спесив со слабыми и раболепствует перед сильными сего мира. Пусть такой скорее надевает платок и не показывается на глаза людям, ибо даже родившая его и вскормившая мать – чеченка проклянёт и отвернётся от него». И тут авторами приводятся стихотворные строки из поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец», где трусость сына на поле брани осуждается родной матерью, не отомстив за смерть отца и брата, который спасает свою жизнь бегством. Жовхот прививает сыну с детства качества «къонаха» (славного молодца), у которого в крови клокочет «нохчолла» (чеченскость)». «По зову Дады-Юрта» стр. 28-29). В 1790 году за Кубанью произошло крупное и жестокое сражение между повстанческим отрядом Шейха Мансура и царскими войсками во главе с генерал – поручика Бибикова. В этой жестокой схватке победа досталась горцам, но она далась ценой больших потерь. Много горцев полегло в степях за Кубанью. В этом бою погиб и Жовхот, а сыну его, Олхазуру, исполнилось всего 15 лет, и он живёт в Ширди-Мохке, в родовом селении. Олхазур водил крепкую дружбу с одним из потомков (рода «ширди»), основателем села Герменчук, Тезой, который раньше всех переселился с гор на плоскость. Олхазур часто бывал у своих друзей – однотейповцев, поэтому они крепко привязались друг к другу, что последние стали Олхазура уговаривать переселиться к ним из Ширди-Мохка. После долгих уговоров Олхазур сдался, но с одним условием, что «он поселится рядом с ними, но только на новом месте – и не в их ауле. После долгих поисков друзья, облюбовав место, остановились на правом берегу реки Хулхулау. Когда было окончательно решено основать здесь поселение, наметили соответствующие участки дикого леса и подлеска под будущее новоселье. Затем, в течение нескольких дней, выкорчёвывали вековые деревья и рубили кустарник под места для жилых и хозяйственных построек и под поля для посева культивируемых растений» («По зову Дады-Юрта» стр. 37). На странице 38 той же книги записано: «Вскоре рядом с Олхазуром начали селиться и другие чеченцы, таким образом, закладывался фундамент под будущее селение. Когда с течением времени и по мере разрастания встал вопрос, как назвать его, все как один предложили – Олхазар-Юрт – по имени первопоселенца и основателя. Но Олхазур категорически отказался от этого и предложил назвать село по имени самого старшего на тот момент его жителя Цоци – Цоци-Юрт». Вот так по милости авторов книги «По зову Дады-Юрта» прибавилась ещё одна легенда к истории возникновения села Цоци-Юрт, что нам коренным жителям этого села и не было известно. Но и это не вся сенсация и эврика! Этот же Олхазур после своего обоснования в Цоци-Юрте, по версии Падарова А. и Асхабова М., позаботился по обустройству рода мескерхойцев (наших соседей – прим. Х.З), предок которых Мескер покинул последним колыбель всех чеченцев – Нашха, и, после долгих мытарств, прибыл в Ширди-Мохк. Олхазур подался на поиски земли для закладки поселения мескерхойцам. Наконец он остановился на берегу реки Джалка. Основательно обследовав и изучив её прибережье, лесные поляны, Олхазур прибыл в Ширди-Мохк к мескерхойцам. Он собрал авторитетную часть мескехойцев и объявил им: «Я подобрал прекрасное место, чтобы вы смогли заложить поселение, поскольку у вас нет собственного родового гнезда здесь в Нохчмохке. Прошу вас назвать его именем своего родоначальника Мескера – Мескер-Юрт. И пусть в нём проживают все мескерхой и на равных правах, как здесь в Ширди-Мохке, ваши друзья – ширди» («По зову Дады-Юрта» стр. 38). Эти события происходят, примерно, в 1795–1800 годы, когда Олхазуру от роду 22–27 лет. На той же странице далее сказано: «Олхазур, живя ещё в Ширди-Мохке (это после гибели его отца Жовхота, примерно, 1792–1795 годы – прим. Х.З.) был женат на прекрасной, как горный цветок, девушке Зезаг, с которой в мире и в согласии прожил двадцать лет. Однако у них не было детей и по этой причине, с обоюдного согласия, они расстались. Олхазур, после обоснования в Цоци-Юрте, нашёл себе в селе Хашты-Мохк из рода гIордалой невесту, имя которой Аминат. Вскоре они поженились и стали жить в любви и в согласии, на правобережье реки Хулхулау, т.е. в Цоци-Юрте это, примерно, в 1813 – 1814 гг. В 1815 году у них родился сын, которому дали величественное имя Пророка (I. с. с.) – Мухаммад. Затем в 1817 году родился ещё один мальчик, его назвали Меди (мягонький) (там же стр. 38–39). Прошу прощение у читателя за столь подробное цитирование всего, что было изложено выше. Всё это делалось для того, чтобы читателя ознакомить с самой легендой о возникновении сёл Цоци-Юрт и Мескер-Юрт по версии Падарова Арби и Асхабова Магомеда, а также поведать роду мескерой об их корнях, которые они разыскивают по всей Чечне, по сей день. По легенде этих авторов выходит, что село Цоци-Юрт и Мескер-Юрт возникли и существовали, как компактные поселения с 1795 года, что не подтверждается ни одним историческим документом. Не исключено, что на нынешних территориях этих сёл были мелкие хутора в те годы, которые состояли из близко родственных семей, и не превратились ещё в крупные поселения административного значения. Так на нынешней территории села Цоци-Юрт по берегам реки Хулхулау и её родниковым притокам ютились хутора: Бахтаран кIотар, Дехьа-Саьртал, Сехьа-Саьртал, Iаьнди кIотар, Бабат кIотар, Карун кIотар, Цоцин кIотар, ЦIен-Iине, Исламан кIотар, Аьлтин куп, Гисин куп, Гертмане, Биболатан тогIе, Къуйн Iине, МацIин кIотар, Иэмане, Хизиран кIотар и другие. Все эти хутора были удалены на несколько километров друг от друга и жили в каждом из них семьи одного рода. Каждая семья должна была для своего существования иметь, раскорчёванный, участок земли, который назывался «ирзо». В селе Цоци-Юрт в настоящее время проживает более 40 родов. Это наследники тех семей, деды и прадеды, которых некогда заселяли названные хутора, а точнее до 1839-1840 годов, т.к. только после этой даты все эти хутора превратились в одно село Цоци-Юрт. Выше было сказано, что каждая семья должна была для своего существования расчистить себе пахотное поле, т.к. кругом в то время здесь был лес и кустарники. Поэтому и в наши дни многие родовые потомки помнят дедовские пахотные поля «ирзош». Помнят даже поимённо, кому, какой родник, курган, овраг, деревья принадлежали. Для примера назову некоторые из них: Iабдулкъедаран ирзеш (чермоевский род), Карун ирзеш (чертоевский род), Иэманан ирзеш (гуноевский род), Гамин ирзеш (ихIроевский род), Биболатан тогIе (ширдоевский род), Гисин куп (пешхоевский род), Аьлтин куп (хьачароевский род), Бабатан ирзеш и Бабатан шовда (ялхоевский род), Сур долу аре (беноевский род), Гуьйриган аре (зумсоевский род), Зукин барзе (мескероевский род), Гартмане (аккинский род), Iаьлмирзин ирзеш (билтоевский род), Забантан акхтаргаш, Дукин шовда, Даутмирзин шовда, Добровн корта, Педин барз, ГIалин барз, Даккин шовда, Маьндихьаьжин беш (гуноевский род), Чакин беш (чертоевский род) и много других названий. Правда, на территории села Цоци-Юрт нам не удалось найти ни одного клочка земли или другие топонимы, которые бы указывали бы, на Олхазура, сына Жовхота, из рода «ширдой», который по версии Падарова Арби и Асхабова Магомеда,
является основателем нашего села Цоци-Юрт. Да и как это имя может упоминаться, т.к. село-то названо именем Цоци лишь в 1840 году, и не раньше. А Олхазур же геройски погиб в сентябре 1819 году, после Дады-Юртовского побоища, как повествуют авторы книги «По зову Дады-Юрта». Поэтому мёртвый Олхазур не мог 1840 году присутствовать на сходе всех окрестных хуторов на хуторе Цоци, где по приказу имама Шамиля, было решено основать из всех окрестных хуторов одно село вокруг хутора Цоци по берегам реки Хулхулау и назвать его именем Цоци. Что же явилось причиной того, что Цоца удостоился столь почётного внимания самого имама. Для этого обратимся к труду известного народного писателя чеченского народа Абузара Айдамирова «Хронология истории Чечено-Ингушетии». На странице 46 этой брошюры записано, что после поражения в Дагестане в конце августа 1839 года в селе Ахульго, имам Шамиль бежал в Чечню и прибыл в село Беной. 7 марта 1840 года в Урус-Мартане Шамиль избирается чеченскими предводителями имамом Чечни, а аул Дарго стал столицей имамата Шамиля. Там же в «Хрестоматии» на странице 47 сказано, «что 15 марта вновь избранный имам Шамиль двинулся в сторону Назрани с целью привлечь на газават ингушей. Но на его пути стало население аулов Алхан-Юрт и Кулары. В схватке с местными жителями Шамиль потерпел поражение и вынужден был отступить в Гехи, Мескер-Юрт, Шали, Автуры». Вот в этот самый исторический момент и состоялось знакомство с имамом Шамилём Цоци, хутор которого находился недалеко от пути следования имама в Автуры и Шали. Среди свиты имама находился близкий друг Цоци, отважный воин Оздемир, который с 1835 года вместе с Ташу-Хаджи Саясановским посвятил свою жизнь борьбе против колонизации Россией Кавказа. Оздемир был из тейпа шуаной и проживал со своими родственниками в отдельном хуторе по соседству с хутором Цоци. Шамиль очень ценил воинскую доблесть Оздемира, т. к. был с ним знаком уже много лет по совместной борьбе с царскими войсками. Поэтому Шамиль, став имамом Чечни, назначил Оздемира командиром 500 воинов. Когда Цоца узнал, что имам движется в направлении к Автуры, он лично сам выехал встречать имама Шамиля, дав распоряжение своим хуторянам-однотейпоцам приготовиться принять с почестями высокого гостя и его сопровождение. Цоца через своего друга Оздемира уговорил имама, чтобы он вместе со своими соратниками заехал к нему на хутор, отведать его хлеб – соль, отдохнуть с дороги, а потом продолжить свой путь. Цоца достойно принял гостей, было богатое угощение, приготовленное из мяса, только-что забитого быка и десятка двух овец. Свежее мясо горками дымилось на подносах перед гостями, отдавая острым запахом чесночной и луковой приправы. На отдельных подносах были разложены галушки из мамалыги, также чеченские лаваши, а в небольших деревянных мисках был разлит бульон. Трапезничать гости начали с обсмаленых бараньих голов и зажаренных боков. Цоца пригласил на свою трапезу авторитетных людей из окрестных хуторов, получив согласие имама через Оздамира. После трапезы гости, а также жители окрестных хуторов совершили вечерний намаз. После этого Цоца поблагодарил имама Шамиля за оказанную честь его скромному жилищу, отведав его угощение, и пожелал успеха в богоугодном деле освобождения Чечни, Дагестана и всего Кавказа от гяуров. Он призвал всех представителей окрестных хуторов выделить по одному воину из семей, в которых имеется два-три совершеннолетних сына, для пополнения рядов войска имама. У Цоци на то время было в семье три сына: БIаьхо, Бахьу и Тоьпсуркъа, которым было 17, 14, 11 лет, а позже у него родился ещё один сын МIаьчиг, который прожил до 12 апреля 1919 года. МIаьчиг погиб в Цоци-Юртовском бою, защищая власть Советов от белой армии Деникина. Цоца своего старшего сына БIаьхо в туже ночь с отрядом имама отправил на ратные подвиги за свободу народов Кавказа. Жители окрестных хуторов тоже отправили своих сыновей в воинство Шамиля. После этого имам Шамиль свою резиденцию перевёл в село Ведено и сделал его столицей своего
имамата. Второй сын Цоци, которому не было и 15 лет, тайно от отца, уехал в село Ведено, чтобы вступить в ряды ополченцев. В ставке Шамиля проводились постоянно военно-спортивные учения с вновь прибывающим пополнением. Шамиль любил иногда понаблюдать за состязаниями молодёжи, т.к. среди них постоянно тренировался и его несовершеннолетний сын Гази-Магомед. Гази-Магомед был на несколько лет моложе сына Цоци Бахьу, но ростом и телосложением вровень с ним. Имам видел, что в состязаниях этих сын Цоци несколько проворнее, чем его сын, но сдерживает свои возможности, оставляя лидерство за Гази-Магомедом. Видимо дрогнуло сердце имама, проникшись умилением и жалостью к сыну Цоци, чтобы с такого возраста посылать его в пекло боевых действий. Поэтому имам подозвал Бахьу к себе и сказал: «Бахьу, ты слишком юн и не познал ещё прелести молодости, поэтому я не могу посылать тебя под пули наших врагов. Возвращайся домой к отцу, помогай ему по хозяйству и подрасти немного, хватит и того, что твой старший брат воюет против гяуров. Но, если ты всё же захочешь вернуться ко мне, то я тебя приму в ряды своих воинов, если твой отец, отрёкшись от тебя, передаст тебя на усыновление мне. А без такого разрешения отца оставайся дома и жди, пока я сам не позову тебя». Бахьу, с тяжелой грустью на сердце, вернулся домой и подробно всё рассказал Цоце. Цоца не спал всю ночь, думая над напутствием имама его сыну. Цоца понял, что это серьёзное испытание его преданности имаму и делу, которое он возглавил. Утром Цоца благословил своего сына на попечительство имаму Шамилю, чтобы тот распоряжался им как собственным сыном. Бахьу вернулся в Ведено и сказал, что Цоца отдаёт его имаму, чтобы тот распоряжался им как собственным сыном. Тогда Шамиль отправил своего гонца к Цоце и хуторянам вокруг него. Гонцу было приказано передать решение имама, чтобы все хуторяне начали переселяться к хутору Цоци, чтобы компактно проживать в одном селе. И вновь создаваемое село назвать именем Цоци. Это событие происходит в 1840 году. Вот с тех пор и стало село называться Цоци-Юртом. Оздемир (близкий друг Цоци и житель соседнего хутора) был назначен имамом Шамилем своим наибом до того, как село стало носить имя Цоци. Так вот на странице 47 «Хронологии истории Чечено-Ингушетии» А. Айдамирова записано, что «16 мая 1840 года чеченский наиб Оздемир совершил набег на земли кумыкских князей». Но не поясняется, откуда он родом. А вот на странице 49 той же «Хронологии» А. Айдамирова сказано, что «известный чеченский предводитель Оздемир Цацан-Юртовский назначен пятисотенным командиром в конце 1840 года». Как видим из этих записей в мае 1840 года нет указания о том, из какого села наиб Оздемир. А вот в конце 1840 года он пятисотенный командир, но уже как Оздемир Цацан-Юртовский. И далее на странице 51 «Хронологии» А. Айдамирова записано, что «в 1842 году 30 апреля предательски убит беглым жителем Эндаре-аула Чагаем Акаевым наиб, пятисотенный командир Оздемир Цацан-Юртоский». Все эти документы из «Хронологии истории Чечено-Ингушетии» А. Айдамирова и записи из труда кавказоведа А. П. Берже «Чечня и чеченцы», также рассказы старожило села Цоци-Юрт и легенды, дошедшие до нас об истории этого села – все они подтверждают, что Цоци-Юрт, как компактное целое поселение, до 1840 года не существовало. Следовательно, герой книги Падарова А. Ш. и Асхабова М. Олхазур (из рода ширди), который геройски погиб в Дады-Юртовском сражении в 1819 году (Дала гIазот къобал дойла цуьнан), не мог стать основателем нашего села Цоци-Юрт. Возможно, это был пример художественного вымысла авторов книги «По зову Дады-Юрта» с благими намерениями. А вот цоци-юртовцам стало это не по нраву, т.к. история их села вывернута наизнанку. Хотя, конечно всё, что повествуется в этой публицистической повести о главном герое Олхазуре, как отважный воин, заботливый лидер, благородный молодец (къонах), который,
оставив семью в Цоци-Юрте, отправился защищать в роковой час Дады-Юрт, нам цоцан-юртовцам было бы приятно и лестно принять такого героя в список односельчан. Но когда вымышленного «односельчанина» Олхазура делают основателем нашего села, то здесь, как выразился ещё в древности Сократ: «Платон мне друг, но истина мне дороже». Поэтому мы (цоци-юртовцы) тоже говорим, что Падаров Арби и Асхабов Магомед наши земляки-чеченцы, но истина нам дороже. Досадна моим односельчанам ещё одна примечательность в поступке героя книги «По зову Дады-Юрта» Олхазура. Отправляясь из Цоци-Юрта на столь благородное и святое дело, Олхазур не берёт с собой в поход ни одного цоци-юртовца, а увлекает за собой парней из села Герменчук. Этот поступок главного героя этой книги нас неприятно коробит и возмущает. На странице 44 книги «По зову Дады-Юрта» в главе «Драма» написано: «Олхазур и герменчукские его друзья подоспели в Дады-Юрт в самый разгар кровопролитного боя и, не останавливая утомившихся скакунов, которые, как на крыльях, преодолевшие в то утро десятки вёрст, кинулись в самое пекло сражения». А где же в то время были цоци-юртовские джигиты, которые, по версии авторов этой книги, похоронят своего «односельчанина» Олхазура и его герменчукских товарищей, павших защищая Дады-Юрт, на герменчукском кладбище газавата. На странице 47 книги «По зову Дады-Юрта» авторы пишут: «К ночи, смертельно уставшие, они, видимо уцелевшие
герменчукские друзья Олхазура - прим. Х.З.) прибыли в Цоци-Юрт (это в сентябре 1819 года, за 21 год до основания села Цоци-Юрт- прим. Х.З), сюда же пришли все жители окрестных аулов, чтоб выразить восторг и восхищение героями дады-юртовской битвы, вспомнить павших там воинов и невинные жертвы разыгравшейся там трагедии. Погибших товарищей предали земле на кладбище воинов газавата близ Герменчука». Из написанного авторами повествования о цоцан-юртовцах можно сделать вывод, что они на ратные дела и подвиги не пригодны, зато умеют мастерски восхищаться подвигами других и с большим милосердием проводить павших героев в последний путь, предавая земле со всеми почестями шахидов. Если бы авторы книги «По зову Дады-Юрта» не втянули бы в своё повествование небылицы о Цоци-Юрте, Мескер-Юрте и мескерхойцах, то книга бы стала ценным подарком для нашего читателя, т.к. в ней собран обширный и уникальный материал о знаменитых исторических личностях чеченского этноса из различных архивных источников. Надеюсь, что в дальнейшей своей творческой деятельности авторы книги «По зову Дады-Юрта» учтут свои фантастические вольности в освещении исторических событий и фактов, особенно касающихся истории возникновения и названия населённых пунктов, без тщательного опроса местного населения. Так как целью этой статьи не был частичный или полный анализ данной повести, то скажу честно, что книга читается легко, с интересом, стиль изложения богат сравнениями, философскими размышлениями, авторскими эмоциями на происходящие события. Книга повествует о трагической истории нашего народа в годы колонизации Россией Кавказа, о талантливых личностях тех лет, которые прославили нашу нацию на весь мир. Говорят, когда Наполеона спросили, что такое история, то он сказал: что «история – это вымысел и фантазия, которая излагается каждым учёным и народом на своё усмотрение». Так давайте опровергнем слова великого полководца и будем как можно ближе придерживаться к истине.
Р.S. К сведенью авторов книги «По зову Дады-Юрта» в селе Цоци-Юрт по сей день проживают потомки Цоци, чьим именем названо село. Из рассказов этих наследников известно, что после поражения первого имама Чечни Шейха Мансура из хутора в окрестности вокруг села Махкеты вернулась к своим родителям в село Герменчук вдова из рода ширди с пятью сыновьями из рода мескерхой (мескерой). Она была замужем за мюридом Шейха Мансура по имени Гойтемир из рода мескерхой. Сыновей Гойтемира звали ГIайта, ГIойта, Зука, ГIача, Мескер. Они поселились на определённом для них герменчукцами месте, на левом берегу реки Джалка, которое стало называться ГIайтин гече. Братья, поженившись и обзаведясь своими семьями и хозяйством, стали расселяться на удобных местах по реке Хулхулау и Джалка. Мескер и Зука обосновались на территории нынешнего села Мескер-Юрт, поэтому и село это названо именем первопоселенца. Зука, говорят долгое время, не имел детей, поэтому решил, чтобы его имя осталось в памяти народа, поэтому воздвиг курган «Зукин барз». Легенда гласит, что Зука, наняв работников, воздвиг этот курган, который по сей день возвышается на территории Цоци-Юрта, около в двух километрах, к югу от асфальтовой дороги, проходящей через село Цоци-Юрт. Братья ГIайта и ГIача поселились на юго-западе левого берега реки Хулхулау, где и в настоящее время живут их потомки. Пятый брат ГIойта поселился в селе
Куьйран-Бена за селом Сержен-Юрт, откуда родом была его жена. У ГIайты родился сын Цоца, а у ГIачи – сын Оьлжа. Наследники Цоци, и Оьлжи живут в настоящее время на улице Турко Алиева и Рамзана Кадырова села Цоци-Юрт. Что касается
истории своего родного села Цоци-Юрт, я описал во всех подробностях, опираясь на рассказы односельчан-старожилов, материалы, изложенные в трудах
народного писателя ЧР. А. Айдамирова и видного Российского кавказоведа А.П. Берже, на чеченском языке в Курчалойской районной газете «Машар»
и в республиканском детском журнале «СтелаIад». Завершая своё повествование, хочу ещё раз отметить, что в изложении истории возникновения и наименования населённых пунктов надо быть щепетильным в подборе аргументов и фактов, чтобы не попасть впросак и не вызвать возмущение жителей поселения, аула, города, даже хутора, о котором пойдёт повествование. Обязательно надо провести опрос долгожителей и выслушать их версии о предмете своего повествования. Написана статья по просьбе жителей села Цоци-Юрт, жителем этого же села.
7.02. 2015 год.
Свидетельство о публикации №225082000822