три истории
Обычно я не обжигаю чужие работы, но тут коллега принесла уже обожженную на утиле работу, она слепила ее на мастер-классе у нашего знаменитого мастера по свистулькам Николая Васильевича Соколова. Композиция - слепленное из пласта декоративное дерево с ветками, на ветках сидят птички-свистульки. Три птички отвалились, так иногда бывает, если некачественно примазать на шликер подсохшие уже детали. Задача была покрыть работу глазурями и приклеить отвалившихся пернатых.
Я, конечно же, радостно заявила, что не вопрос, посадим птиц на глазурь, это самый простой и надежный способ, если деталь стоит ровно на горизонтальной поверхности. Автор сама расписала работу цветными глазурями, очень осторожно посадила птиц на ветки, и мы торжественно поставили композицию в печку к другим работам.
Утром открываю печь. Сначала я ничего необычного не заметила, но когда стала разгружать печь, обнаружила, что одна из птиц упорхнула. Стали искать. Она приземлилась на кружку рядом и приклеилась на бочок. Хорошо, что не на лещадку, хорошо, что не на детскую работу, совершенно случайно птица присела на работу, что слепила я. Как бы я детям в глаза смотрела? Прилипла намертво, не отодрать. Причем, что интересно, она соскользнула с горизонтальной поверхности, чтоб зацепиться на вертикальной, где логика? Законы физики? Нет, обжиги – это всегда волшебство, это всегда интересно и непредсказуемо. Я всегда говорю своим ученикам, что никаких гарантий нет, ни по цветам, ни почему бы то ни било иному. Так что птичка в печи при высокой температуре решила немного полетать, на миг ожила, как птица феникс, чтоб в другую минут окаменеть, застыть уже навечно.
Но коричневая птичка совершенно не вязалась по цвету с моей кружкой с ангелом. Пришлось проявить фантазию - расписать кружку надглазурными красками, я написала на боку «поползень», нарисовала следы от птичьих лап, еще один обжиг, и вот уже никто и не скажет, что это не так было задумано.
Вывод, если клеите отвалившиеся детали на глазурь, ставьте изделие так, что если деталь сползет, чтоб рядом не было других работ.
взрыв на макаронной фабрике или как не надо делать
Еще один не самый приятный случай, который, увы, уже не удалось исправить, опять же, по счастливой случайности пострадала моя работа, не детская. Все прекрасно знают, что нельзя совмещать утильный и глазурный обжиги, это две совершенно разные программы. Но правило на то и правила, чтоб их нарушать. Есть у меня парочка низкотемпературных глазурей на 950 градусов, очень красивых, но пользуемся мы ими редко. И чтоб не гонять печь пустую, я эти работы подкладываю в утильный обжиг, так как ждать, когда накопится их на печь, это лет пять ждать придется. Обычно все хорошо, но в этот раз во время обжига прямо в печи взорвался череп.
Надо сказать, что кроме керамики я веду у детей еще и скульптурный курс, где обычно мы лепим животных и людей из пластилина на каркасе из проволоки. Но, одно из начальных заданий – лепка черепа, его мы лепим из глины, дети радостно берутся за это задание, каждому хочется иметь на полочке личный белый, как кость, человеческий череп, иногда мы эти черепа молочим, тогда они вообще очень похожи на настоящие, древние черепа найденные археологами. Как мы это делаем? Комкаем из газетной бумаги шар, потом облепливаем сверху глиной, глазницы, зубы, челюсти, все с натуры, как положено, обязательно дырочка внизу, в печи бумага сгорает, череп пустой и относительно легкий. И вот один из этих черепов взорвался. Мальчик сделал слишком толстую стенку, плюс там был воздушный пузырь, некачественно примял глину. И всё бы ничего, но именно в этот обжиг я подложила свою глазурную тарелочку, и кусочки этого черепа нападали в жидкую глазурь. Печь остыла, и куски глины впечатались в работу намертво. Я их пыталась спилить наждаком, но избавиться совсем так и не смогла. Это мне урок на всю жизнь – не мешай глазурный обжиг с утильным!
Мой внутренний ребёнок до сих пор печалится об этой работе. А вот мальчик, череп которого взорвался, наоборот новость воспринял с диким восторгом, как же взрыв в печи!!!! Всякий мальчишка обожает взрывы, он, радостно хозотнув, забрал своего Гришу вместе с запчастями и сказал, что так даже лучше, что дома он его склеит и будет вроде как, что это настоящий древний череп, что владельцу проломили голову в бою. Причем череп его не совсем походил на череп человека, скорее это был древний человек, австралопитек какой-то, он поэтому и долепливал затылок, так как слишком была недоразвита та задняя часть, слишком большие челюсти и надбровные дуги, череп обезьяны или неандертальца.
А у вас молоко убежало
- Молоко? Постойте, какое молоко? У меня нет на плите молока, опять розыгрыш, шалунишка!
Вы конечно же уже догадались, что следующая история будет про молочение, один из красивейших и древнейших способов декорирования керамики, очень простом и доступном, можно делать дома в обычной духовке при температуре 250-300 градусов, но имеющем один существенный недостаток, а именно, при обжиге активно пахнет гарью, такой запах, будто убежала молочная каша на плите.
Обычно я молочу работы в каникулы, когда школа пустая, однако в этот раз работа была на конкурс, сроки поджимали, каникулы далеко, поэтому я решила поставить обжиг вечером. Ещё днём хозяйка работы, искупала своего дракона в молоке, как и положено три раза, он высох к вечеру. С пяти до семи у меня занятия скульптурой, я люблю эти наши уроки, школа опустела после пяти, никто не мешает, у нас творческая атмосфера, сидим, лепим, разговариваем о высоком. Детей я предупредила, мол, не пугайтесь, если будет пахнуть горелым молоком, охрану тоже, но не учла того, что в школе могут быть еще люди.
Так-то у нас вытяжка есть, но она не справляется. Причем у нас еще не пахло, когда через час ко мне в мастерскую заглянула напуганная соседка, через кабинет, оказывается сегодня у неё тоже вечернее занятие с детьми, а я и не знала.
- У вас тоже пахнет гарью? – спросила она меня озабоченно, неужели в школе пожар? Принюхалась. Она была очень обеспокоена, у них в мастерской сильный запах горелого.
Вот так хитро работает вентиляция, у нас запаха нет, у них есть. Я догадалась, что это моё молочение, и успокоила её, никаких пожарных вызывать не надо. Все под контролем, но она все равно обиделась - предупреждать надо. Поворчала, что детям запах мешает, что так работать невозможно, у них все окна нараспашку. Я ответила ей словами Карлсона: «Пустяки, дело житейское», но она меня не поняла. Попросила больше вечерами не обжигать молочение, только в каникулы, когда нет занятий. Через полчасика и у нас запахло горелым убежавшим молоком. А работа получилась прекрасная, заняла 1 место!
20 августа 2025
Свидетельство о публикации №225082000956