Минские мотивы в лирике Виталия Бабича

Минские мотивы в лирике Виталия Бабича

Продолжение. Начало: http://proza.ru/2025/08/19/274
https://ridero.ru/books/vysota_1/  книги В.Бабича  на Ридеро

«И дым Отечества нам сладок и приятен», – воскликнул герой комедии А.С. Грибоедова, возвращаясь в Москву из дальних странствий. Этого не мог не знать и сам автор, многие годы проводивший то в Персии, то в Грузии, то в дальних и ближних странах. Потому так искренне звучат строки.
Но если поэт живёт в своём родном городе, то может ли он также глубоко чувствовать и понимать, и любить это пространство?.. Вопрос не праздный. Так хотелось бы, чтобы почаще мы напоминали другим, откуда родом, в какой среде обитаем. Малая родина – самое дорогое, что есть у каждого из нас.
Так уж вышло, что чаще всего у поэтов в текстах встречаются Петербург и Москва. Там целая плеяда мифов и сказаний об этих городах, улочках, переулках, парках и музеях. И только в лирике Б. Чичибабина оживают и Псков, и Чернигов, и другие древние города, не потому ли читаю его строки с упоением, словно сама туда переношусь…

Ночью черниговской с гор араратских,
шёрсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золочёной извёсткой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой берёзкой.

Б. Чичибабин

Но это редкое исключение, а в основном в современной лирике другие города явно обделены вниманием поэтов там живущих и творящих.
О Минске я в первый раз услышала от Виталия Бабича, говорил он часто и много, с любовью и нежностью, могу свидетельствовать.
В его замечательном романе «Шахматный дуэт» (https://ridero.ru/books/shakhmatnyi_duet/) действие разворачивается как раз в Минске. Туда из Питера и Москвы приезжают главные герои книги, до этого времени видевшие Минск лишь во сне, получавшие знаки о том, что они должны встретиться в этом уютном и славном городе. И там будут происходить судьбоносные события не только в их личной жизни, но и для нашей многострадальной планеты. Именно там, в Минске, столкнутся чёрные и белые силы из числа людей – фигуры на вселенской шахматной доске...
Есть образ этого города и в «Семи историях о любви и катарсисе» (https://ridero.ru/books/sem_istorij_olyubvi_ikatarsise/) – первой книге прозы Виталия, но в его первом поэтическом сборнике «Новизна» (https://ridero.ru/books/novizna/) Минск если и подразумевается, то не назван.
Во втором сборнике «Высота» (https://ridero.ru/books/vysota_1/) герой уже гуляет по городу, по тихим и близким его душе с детства улочкам и площадям, и не возникает никакого сомнения, что он оттуда родом, там тихо льётся река его жизни.
Наверное, каждый из нас ценен именно этим отношением к своему Отечеству, к славянству, к тем трём березам, которые «при жизни никому нельзя отдать» – так ёмко и точно определил К.М. Симонов понятие Родины, и то, почему её нужно защищать каждому до последнего дыхания. Наверное, именно с этими строчками в душе и шли в атаку и умирали наши воины, чётко понимая, ЧТО они защищают. Но мы как-то не очень концентрируемся именно на этой теме, решая мировые проблемы, словно они начинаются не с малой родины каждого из нас.
У Виталия все по-другому. Вчитайтесь и вслушайтесь

***
Тихое местечко белорусское
У озёрной глади иль речной!
Мысли тут плывут волной неузкою,
И для чувств есть берег, да с травой.

В небе вдохновение купается,
За спиной столетний лес шумит...
Всё здесь так прекрасно сочетается,
Что и стих всего не отразит.

Песня соловьиная усердная
Тоньше эту прелесть воспоёт!..
Белорусское местечко щедрое
Светлых всех людей к себе зовёт.

Август 2016

Тишина, водная гладь, озеро или река, берег с травой, где очень часто гуляют местные жители, и автор наш там обитает до самого заката… Так рождается какой-то ритуал отдыха от земной суеты, от работы, от городской жизни с её шумом и суматохой. Где, если не в таких местах, надо искать и ждать вдохновения и свою музу?
Я знаю, что Виталий – городской житель, столичный, может именно потому ему и не хватает тишины и красоты пригорода.

В небе вдохновение купается,
За спиной столетний лес шумит…

Для него это и есть среда созерцания и обитания души – вода, небо и лес. И опять же я возвращаюсь к образу волхва, который не смог бы жить в городской среде, в многоэтажке – там некогда созерцать, размышлять, писать. Там и воздух не тот, и небо ограничивается одним квадратом. А как мы в детстве любили лежать в высокой траве и смотреть, как плывут вдаль облака, любоваться заворожённо звёздным небом!..
Судьба типичного современного человека тем и отличается, что он не может позволить себе такой роскоши – жить на лоне природы, у него есть семья, работа – другая жизнь. Но в какие-то моменты просыпается в душе та самая СВОБОДА, о которой он грезит, и тогда он убегает из города именно на природу…

* * *
Такой пейзаж возвысил речи
И… не растаял, словно дым…
Провёл на Вяче летний вечер,
И стал я более
Живым!

Да, будут будни. Будет трудно.
И проза дней дожди прольёт,
Но сердце с мыслью обоюдно
Припомнят этих строк
Полёт...

И снова – наяву как будто –
Я в тихий уголок вернусь.
И даже в пасмурное утро
Себе и миру
Улыбнусь:)

16 июня 2017

Да, мои слова подтверждает и сам поэт, в этих строках есть прямая цитата о том самом, о чём я делала выше предположения.

Провёл на Вяче летний вечер,
И стал я более
Живым!

Как воскликнула когда-то Марина Цветаева, «как много тел, как мало душ», а ведь для того, чтобы душа оживала, ей и нужны воздух, лес, небо, вода, огонь – древние стихии, породившие жизнь на земле.
И если обратиться к древним славянам, то посмотрите: где они собирались вечером, после трудового дня? На лесной опушке около водоёма, где разжигались костры, проводились обряды очищения, смывалась усталость и все грехи, и только после этого они возвращались к жизни. Но если мы знаем обо всём этом в теории и иногда стараемся прибегать к подобным ритуалам, то для Виталия это обычное состояние души.
Конечно, и он себе не может позволить постоянно бывать в таких заповедных местах, но только если ты там был, если чувствуешь связь с природой и стремишься туда всей душой, то живётся и дышится тебе значительно легче.

И снова – наяву как будто –
Я в тихий уголок вернусь.
И даже в пасмурное утро
Себе и миру
Улыбнусь:)

Это ощущение останется в памяти, им будет долго наполнена душа, и поэт сможет какое-то время прожить прошлыми ощущениями и воспоминаниями. И в стихотворениях обязательно появятся такие мотивы.

Сейчас пытаюсь вспомнить столичных наших поэтов именно с таким отношением к природе, к чарам её, к желанию там быть и раствориться.
Конечно, в первую очередь вспоминается Борис Пастернак, его Переделкинская дача, его стремление убежать из города туда, в мир древних лесов. Его стихотворения о временах года, каждое из этих времён прекрасно по-своему, и каждое ему хочется воспевать, тонко подмечая все особенности и прелести весны, лета, осени, зимы.
Кстати, во второй половине книги «Высота» Виталия Бабича всё это особенно чувствуется, там отмечены и особенности каждого месяца, и состояние природы, и состояние души поэта, тесно связанное с той самой природой, с сезоном.
Но думаю, что истоки такой поэзии всё-таки были разными. У Бориса Пастернака это желание покоя в смутные времена и бегство от «бунта бессмысленного и беспощадного». У Виталия Бабича это корни древнего славянства, это возвращение к волхвам, желание говорить с водой, землёй, небом – со всеми стихиями и нести миру древние знания о тех самых стихиях, управляющих нашим миром и душой, и самому искать вдохновение именно в них.
Бог всех ветров Стрибог приносил нам и жизнь, и смерть (мор), мог раздуть пожар, если был зол на людей, и многие болезни переносились по ветру. Но лишь немногие из нас не только знают, но и чувствуют, как мы должны быть осторожны со всеми стихиями.
Катастрофы в разных местах сегодня – яркое тому подтверждение, природа просто бунтует против безрассудной человеческой жестокости – потопы, землетрясения, извержения вулканов, изнурительная жара – наказание нам за это.

Хочется быть независимым

Праздник украсит обыденность
Или хотя бы раскрасит.
То, что глазами уведено,
Мало, конечно, значит.

То, что душою замечено,
Сможет подняться в Выси…
Небо над Минском раскрашено:
Празднуем Независимость!

Хочется быть независимым
От недостатков собственных
И ощущать брависсимость
В смыслах прямых и косвенных…

3 июля 2018

Свобода и независимость – это состояния души, которое и позволяет творить. Не потому ли в клетке, в рабстве мы мало что можем делать. Но, к сожалению, независимости всё меньше и меньше для каждого из нас остаётся.
Если забыть о том, что мы дети Солнца, Воздуха и всех остальных стихий, то мы и становимся рабами, и не выбраться из этого рабства, увы. Прописную истину о том, что рождённый ползать летать не может, любой поэт, если он действительно поэт, должен понимать буквально. И у него обязательно должны быть крылья для полёта. И чем выше он способен взлететь, тем прекраснее и ярче будут его строки.
Есть у Минска ещё одна особенность – в годы Великой Отечественной войны город был очень сильно разрушен, и его отстроили заново. Такая участь не постигла большинство наших, российских, городов, а потому жители столицы Белорусии научились ценить то, что было сотворено снова. Способность птицы Феникс сгореть и восстать из пепла – это тоже уникальное явление. И как мы знаем, становится она ещё прекраснее в каждом своём возрождении.

* * *
Есть в Минске просто тихие места.
Они скромны и в праздники, и в будни.
Здесь нет бравады. Эта красота
Течёт спокойно и немноголюдно…

Здесь время отражается в реке,
И вновь душа невольно отдыхает,
А то, что было где-то вдалеке,
Становится вдруг ближе. И не тает...

Как хорошо, что много этих мест
И с ними связано далёкое-родное!
Всё это чище, чем любой The Best
Средь модного и супер дорогого.

Есть в Минске просто тихие места,
И их уют с годами не слабеет.
Пусть вдохновляет эта красота
Того, кто тоньше хочет стать, мудрее!

9 сентября 2018

На мой взгляд, это одно из самых сильных стихотворений и о Минске, и о родном городе, это гимн покою и уюту, где и пишется, и живётся легко. И такой город не может не быть воспет. Он заставляет поэта возвращаться, куда бы он ни отправился, в каких городах бы не оказался.
Контрастом с Минском и одновременно новизной становятся Москва и Санкт-Петербург, где Виталий нередко бывал. Именно в Москве в 2015 году был издан бумажный тираж его цикла прозы «Семь историй о любви и катарсисе», а основные события в одной из двух повестей в книге «Сопереживая» (https://ridero.ru/books/soperezhivaya/) происходят в Питере в том же 2015 году.
Казалось бы, что ещё нового можно было бы сказать о городе на Неве?.. Достоевский, Блок, поэты серебряного века описали каждое здание, каждый камень вдоль и поперёк. Не о нём ли страдал в изгнании Осип Мандельштам, а потом и Иосиф Бродский?

Ни страны, ни погоста…
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду.

Но что же там видит и слышит, и чувствует поэт из светлого и уютного Минска, волею судеб там оказавшийся?
В короткометражном фильме «Родные души», снимавшемся в Петербурге в конце 2022 года, главный герой, которого сыграл Виталий Бабич, немного уставший, растерянный, отрешённый… А каков в тексте стихотворения его лирический герой на фоне Медного всадника и Васильевского острова?

Навеянное Петербургом

Как благородный старый друг,
Стоит и смотрит величаво
Неповторимый Петербург.
Былых побед мерцает слава...

Все коррективы бытия
На нём века запечатлели.
На Невском были ты и я,
Но встретиться мы не успели…

Прошёл ещё десяток лет
По улицам, мостам и паркам,
И Питера автопортрет
Тут обновился, там стал жалким.

И вновь меняем города...
Но с Финского залива ветер
Поманит утром. И тогда
Друг другу выйдем мы навстречу…

А он, наш старый Петербург,
Все так же будет величаво
Стоять, взирать на жизни круг,
Былых побед мерцая славой...

30 марта 2018

Совсем другая картина и другая атмосфера. Ветер с Финского залива может заморозить любого, и эта суровая действительность даже летом, уж не говоря о других временах года, загоняет всех нас в какие-то кафе и магазины просто погреться. Порой кажется, что и душа начинает леденеть невольно, и человек становится другим, сам на себя не похож.
Тот самый неуют душевный при внешней красоте города, не в той конечно мере, но чувствуется у Виталия тоже. Контраст очевиден: тепло Минска и холод Петербурга, отсутствие солнца в большую часть летних дней – его никуда не денешь. Могу сказать только о себе, конечно, но мне там жилось тревожно, и писалось тяжко, и так всегда хотелось побыстрее вернуться в суматошную, но такую тёплую и уютную Москву, а ещё лучше домой в Сибирь.
Но Виталий, как поэт, тем и отличается от всех нас, что даже для такого сурового города он обязательно отыщет пару ласковых слов. Хмурая лестница в небо, он её разглядел именно в Петербурге.

* * *
Петербург сказочный!
Чем не Венеция?
Ты так заманчив
Здесь и сейчас!..

Утро на небо
Хмурую лестницу
Строит для Бога
Или для нас?..

23 апреля 2018
19 апреля 2025

По лестнице в небо, или с Московского вокзала в столицу, но очень хочется всем нам убежать «На круги своя», перевести дыхание и любоваться Петербургом уже издалека, чтобы немного отогреться, оттаять душой, стать самим собой.
Поэт возвращается в свой Минск, кто бы сомневался. Здесь обозначено и конкретное место с уютным названием Стайки, даже если мы ничего о нём не ведаем, то его можно полюбить уже за то, что автор показал нам его с таким теплом и радостью.

Возвращаюсь

Возвращаюсь на круги своя.
День воскресный. Не дождливый. Жаркий.
Ждут места любимые меня:
Здравствуй, уголок природы – Стайки!

Тут я, жизни истину ловя,
Стихотворил строками благими,
И сплетались так легко слова
С мыслями и чувствами живыми…

И сейчас ведь тот же поворот:
Стайки стаю слов вживают в строки...
А продолжат творчества полёт
Новых дней успехи и уроки!

30 июля 2018

Не сомневаюсь в том, что и в следующей книге стихотворений, я бы её назвала «Глубина», но название выберет сам Виталий, его любимому Минску будет отведено достойное место. И мы сможем поближе познакомиться с этим городом.

Продолжение здесь: http://proza.ru/2025/08/22/1411


Рецензии
Доброго дня, Любовь!
Задание самой себе рассказать о Минске в поэзии Бабича Вы выполнили на пятерку. И показали, что он, как и многие поэты, любит свой город, прославляет его и рассказывает, что значит он в его жизни. Город его вдохновляет и успокаивает. В прославлении своего города он сравнялся со многими поэтами прошлого, которые, как и он, подмечали особенности, отдельные места, вдохновляющие, навевающие лирические и патриотические чувства. Как знаток поэзии и поэтов, Вы приводили несколько аналогов из произведений других авторов, тем самым утверждая, что поэт Бабич не меньшей величины, а равный, но он наш современник, потому его стихи особенно ценны и трогают. Завидую Вам, потому что Вы не утратили молодой зоркости, душевного чувства, вкуса слова, яркости сравнений. Владеете богатством знаний поэтов прошлого и настоящего. Просто кладезь изложения переживаний. Блажен, кто одарён даром чувствовать слово, особенно поэтическое!
Всего Вам доброго!
Василий.
Пошел смотреть портрет.

Василий Храмцов   21.08.2025 16:26     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Василий!!!
Это заслуга тех, кто прекрасно образовывал нас в свое время, отдавал силы, вкладывал душу, и не только на лекциях и семинарах, но и на уборочной, общественных мероприятиях, часто жертвуя личной жизнью.
Боюсь, что современным студентам повезло меньше, а у нас они были. Иных уж нет, а те далече, но пока мы живы- помним, это их настоящий подвиг, если мы говорим о движении вперед, о подвижничестве.
Ну и Ваше внимательное чтение дорогого стоит, дюжину лет назад на Прозе было весело и шумно, но сегодня их осталось совсым немного, увы...
Что касается городов, мало о них пишут поэты. У нас в Омске , правда есть карта города, и там прикреплены стихотворения об отдельных улицах, памятных местах, но это капля в море. Хотя начало очень радует
С благодарностью
Любовь

Любовь Сушко   21.08.2025 16:58   Заявить о нарушении