Шаман
В большом застеклённом павильоне, - не было жарко. Несколько кондиционеров установленных под потолком, - выдавали прохладный воздух. По-видимому, вентиляция к ним шла, как-то через крышу.
Вообще этот новый комплекс, был выстроен относительно недавно. Администрация Республики Алтай давно подумывала о том, что пора уже и своё ВДНХ сделать в регионе. Есть чем гордиться: и ремесленники, и музыканты, и дары природы.
Народ всё пребывал и пребывал. На автостоянке, практически не осталось места. Осматривая витрины и экспонаты, выискивал место дислокации Усть-Канского района.
А вот, в самом можно сказать углу здания, и притаилась выставка этого района. Девушка-экскурсовод, молодой парень алтаец и, Он.
Шаман сидел на резном деревянном стуле и смотрел в окно. Если бы не встречал его раньше, - подумал, что это тоже, типа продавец каких-то сувениров.
Меховая шапочка с алтайскими узорами. Седина в волосах. Накидка, типа жилетки. И на ногах, что-то вроде мокасин.
- Здравствуйте уважаемый Анай Кени!
Шаман конечно же услышал приветствие, но повернулся не сразу. Он как будто и ждал кого-то, но и не торопился встречать.
- Это я, журналист из восточного Казахстана. Помните меня? Мы встречались с Вами, в прошлом году на празднике «Эл-Ойын».
- Да, помню – без лишнего энтузиазма ответил Шаман, - нашли меня значит,…
- Да, нашёл. А как же Вас, не найти? Я ждал этой нашей встречи целый год. Вот опять приехал в командировку на Алтай, и решил навестить Вас.
Наверное, он, мне не рад. Что-то долго и как-то хмуро, смотрит. Вроде ничего такого ему плохого, не сделал. Хотя,… Как понять этих загадочный алтайцев?
Он напомнил мне, небольшой эпизод из х/ф «Игрушка» французского производства. Там в одном из супермаркетов, вместе с манекенами и игрушками находился и пожилой индеец. В перьях такой, красивый, натуральный. По сценарию фильма он своим присутствием, - привлекал и помогал покупателям выбирать игрушки.
- Я знал, что ты придёшь. Предчувствие было. Не отпускаешь ты меня.
- Извините если что. Весь год, думал о Вас. И вроде встреча наша была недолгой, а вот, - не только забыть не могу, но и приехал к Вам, второй раз.
- Ну раз приехал, - присаживайся, - Анай Кени указал на низенькую, такую же резную табуретку, - Если есть что сказать, - говори.
Девушка что-то обсуждала с подходящими к экспозиции клиентами. По-видимому, о чём посетители могут разговаривать с шаманов, её не интересовало. Помощник-алтаец, что-то настраивал на стеклянном стенде, - то ли сувенир сломался, толи открытка с текстом неправильно была приклеена. Где-то звучала музыка.
- Мы с Вами, особо то так, и не поговорили. Праздник был. И смотреть надо было, и слушать, и фотографировать.
- Да, «Эл-Ойын» - всенародный праздник алтайского народа. Отмечается один раз в 2 года. В прошлом 24 году, - мы виделись. Сейчас, уже 25-ый год. Почему опять приехал?
- Не с кем поговорить, уважаемый Анай. Это, наверное, и есть главная причина – не буду её скрывать. А так,… Опять, как журналист получил «приглашение» на празднования «Дня города». Горно-Алтайск люблю, как свой родной город. Больше двадцати лет уже, езжу сюда в командировки.
- По мне, - так лучше бы ты, не приезжал.
………………………………………………………………………..
Лето 2024 года на Алтае было жарче, чем обычно. Долгая и пыльная дорога до Усть-Канского района, вымотала. Прямо на улице были установлены импровизированные умывальники. Кто хотел, - подходил, мыл руки, лицо.
- Алексей, - окликнул я, редактора газеты «Вестник Горно-Алтайска», - Спорт — это хорошо, но ты знаешь, я ещё хотел бы и с шаманом увидеться. Не зря же в такую даль ехали с Горно-Алтайска.
- Хочешь, - значит увидишься – лаконично ответил Алексей Ивашкин.
Этнокультурный центр «Омбо» с площадкой для проведения мероприятий и ипподром поражали своими размерами. Хоть на конях скачи, хоть на верблюдах, хоть на слонах.
В саму командировку не входило задание, написать про алтайский праздник. Главное условие, как всегда было – узнать, как идёт достройка тридцатикилометрового участка дороги до границы с восточно-казахстанской областью.
Казахстанская сторона давно построила свой участок дороги, до границы с РФ. Кое-где даже уже были установлены столбы освещения. Но вот с российской стороны, небольшой участок дороги никак не получалось достроить. Недостаток финансирования оправдывался, то строительством керченского моста, то ещё какими-то экономическими причинами.
- Валера, - зачем тебе этот шаман? Он ничего тебе нового не скажет. Может и денег много не возьмёт, но и озвучит тебе то, что ты, и так сам знаешь.
- Есть мысли Алексей, есть. Спросить не у кого. Все заняты, у всех дела. А душа иногда, болит. Мы его где, в поле где-то искать будем? Или спросим где он живёт и к нему, проедем?
Ивашкин кому-то позвонил и после разговора, мы сели в его красную старенькую «Ниву» и поехали к посёлку. Людей вокруг было мало, - по-видимому все ушли на праздник. Кое где, пасся скот. Мимо проехала патрульная полицейская машина, - охрана общественного порядка, - важное дело.
Зачем мне Шаман? Ну и что, что иногда слышу голоса? Ну и что, что вижу «знаки»? Может это всё от одиночества? А может от несколько тысяч, прочитанных книг? Здесь не шаман нужен, а что-то другое. Но, что?...
Дом, как дом. Ничего не обычного. Калитка, собака. Во дворе никого не видно.
Алексей поправил фотоаппарат на шее, бедж на кармане пиджака и по-хозяйски открыл калитку. Пёс даже не поднял голову. Наверное, здесь посетители, - были обычным делом.
После обычного знакомства и приветствия, Шаман предложить сесть на скамейку, накрытую цветным ковриком.
- Это Вы и есть, значит,… Про Вас мне уже звонили из Горно-Алтайска. Значит вы и есть журналисты. В Столице региона думают, - что у меня дел больше нету – шаман улыбнулся беззубым ртом, - Я в урочище на праздник не пошёл, - жду вас. В Мэрии сказали, что якобы у вас, есть ко мне дело.
- Да, есть. Но, не дело, а так – поговорить просто. Пользуюсь свои служебным положением, вот решил познакомиться с Вами, уважаемый Анай Кени. Так бы специально, - не поехал бы. А вот, когда отправили в очередную командировку на Алтай, - решили с коллегой журналистом, - заехать и к Вам.
- Ладно. Понял. Давай при Друге, поговорим. А потом, - Друг уйдёт. Ты останешься.
- Да, хорошо. Как скажите.
- Чем занимаешься? Чем живёшь? Что о жизни думаешь?
В следующие несколько минут рассказал, что вот мол, уже четверть века, - обычный журналист, что где только не работал, - но всегда тянуло писать, анализировать. Поведал о судьбе, что к старости всё чаще и чаще, дружу с одиночеством. Рассказал вскользь о снах, предчувствиях, мыслях.
Надо же, пока рассказывал о себе, вспомнил одну маленькую девочку с бантиком и с голубыми глазами - которую видел по дороге на Алтай. В небольшом импортном микроавтобусе «такси», наши места оказались рядом. Она ехала с родителями, но через проход, сидел я.
Дорога дальняя, угостил её конфеткой. Она взглядом спросила разрешения у Матери, и взяла. Когда мы с ней познакомились и разговорились, она долго молчала, думала, а потом вдруг, серьёзно сказала: - Тебе не надо туда ехать.
- Но я, журналист. Еду к друзьям в гости. На Алтае меня ждут.
- Дома тебя ждут, а не там.
Шаман достал какие-то принадлежности: кисточка, трава, косточка по-видимому от какого-то животного, бусы. Посмотрел на несколько висящих бубнов на стене. Маленькие, большие, расписные цветные и серые, невзрачные. Взял один из них в руки.
……………………………………………………………………..
- Почему ты, приехал второй раз?
- Я же, уже говорил, я,…
- Нет, неправильный ответ.
- Уважаемый Анай Кени! К кому мне ехать? Голова разламывается от мыслей. К кому?...Знаки, сновидения, приметы, совпадения, предсказания – куда мне с этим деваться? Стал слышать и понимать голоса животных. Угадываю наперёд мысли людей. Прощать стал. Всех. Как так?!... ВСЕХ! Это что – доброта такая? Или тупость?...
Музыка перестала играть. По громкой связи, что-то объявили на двух языках. Алтаец-помощник что-то спросил у Шамана, тот кивнул, и паренёк куда-то ушёл.
- Я тебе уже говорил, - там, дух. Ладно бы простой дух, как у всех. Как у меня, как у Володи моего сегодняшнего помощника, как у всех людей. Но у тебя, - не простой дух. Он, древний. Я в прошлый раз провёл обряд «алкыш». Призвал Духов. Они сказали «нет». Мы не можем никак воздействовать на данного человека. Там Большой Дух сидит. Он сильнее намного нас.
- Не обижайся Анай Кени. Я простой человек. Журналист. Приехал на Алтай. Может чего-то и не знаю в ваших обычаях и обрядах. Не хочу никому навредить.
- Первый Шаман во время первого своего «камлания» (которому его обучил Эрлик, злой дух горы) обзавелся защитниками среди духов. Он с их помощью, мог безопасно совершать путешествия в иные миры. Я тоже, без духов-защитников не могу противостоять злым духам. Сила кама заключается в его духе-хранителе. У меня их, несколько. Они открывают мне, тайны. Мои духи мне сказали, что у тебя сильная защита.
- Что это значит?
- Шаман может приглашать в свое тело духа-защитника, если требуется уберечься от насланных Нижним миром болезней. Ясновидение, предсказание будущего и врачевание тоже мне даются духами-помощниками. Но мои духи, почему-то не стали помогать мне в твоём присутствии.
Моё здоровье тоже зависит от хранителей и отношений с ними. Конечно, энергетика Алтая тоже играет свою роль. Но сила шамана зависит целиком и полностью от духов, которые ему помогают.
- Не всё понятно, но в целом, ясно. Ты мне уважаемый Анай скажи, как есть, - я, что больной? Я, заражён. Что мне делать? Жить и дальше в одиночестве? У меня знаешь, с каждым прожитым годом моей жизни, всё сильнее и сильнее появляется чувство, что меня для чего-то готовят. Как будто, всё делается для того, чтобы я стал сильнее. Я имею в виду, духом.
- Боги у тебя забрали всё, что было когда-то рядом. Сейчас ты одинок. У тебя нет ни денег, ни каких-то больших материальных благ. Небо забрало у тебя всех близких друзей. Знаю, что тебе даже поговорить то, особо не с кем. Почему? – задаёшь ты себе постоянно этот вопрос. Зачем? Почему я? А сам то, как думаешь?...
- Не знаю,..
- Врёшь. Знаешь.
- Я боюсь.
- Вот. И я, об том же. И я тоже, боюсь. И тебя. И Того, кто сидит в тебе. Он сейчас слышит нас, запоминает. Духи ведь, как люди, - тоже разные бывает. Старые, молодые, добрые, жестокие, незаметные и т.п. А твой дух, - это что-то. Он не просто дух, которому десятки, или сотни лет. Твоему Духу, - тысячи и тысячи лет. Он такой древний, что так гордиться собой, что ещё и не в каждого человека вселиться. Ты, - избранный. Не спрашивай меня, - почему? Даже разговорить на эту тему не буду. Это ты сам, решишь, что делать. Тебе гадали раньше?
- Да гадали, пару раз какие-то медиумы.
- Что сказали?
- Сказали, что якобы какой-то Жрец очень древний, живёт во мне. Когда надо, помогает. А иногда, делает всё наоборот, как будто навредить хочет мне.
- Да, скорей всего, так и есть. Этот Дух с тобой, от самого рождения. Ему комфортно в тебе. Ты умный, много книжек причитал, так?
- Да, прочитал. Не считал так особо,… Но думаю, - тысяч пять, точно.
- Пять тысяч! У меня сосед-алтаец любит книги. Лет 20, или 30 собирает и читает. Полный дом у него их. Спросил, - сколько? Он говорит, что собрал уже - полторы тысячи. Гордиться. А у тебя – пять(!). Это, не просто. А сам пишешь?
- Да, недавно вот начал. Не очень пока получается. Но вот за последние годы написал и опубликовал через соцсети, - более полутора сотен рассказов. Стараюсь писать правду. Так удобней пишется, - не запутаешься, да и по жизни с правдой - легче живётся!
- Ладно. Хватит базарить – Шаман потянулся за какой-то корзинкой, - Дай мне поговорить с твоим Духом. Ты ведь, для этого же, приехал?
Зачем я здесь? Что он, может мне сказать? Ну, шаман. Ну, и что? Зеркало для героя? У самого нет смелости? Нужно обязательно, чтобы кто-то, и что-то объяснил. Как он собирается это делать? Бубном здесь стучать нельзя, всё-таки общественное мероприятие. В прошлый раз коллега журналист сказал: « - Я, пожалуй выйду». Встал со скамейки и направился к выходу. Никто его не остановил, ни я, ни шаман.
- Выпей вот это.
- Что, это?
- Пей, не бойся. Это поможет мне, хоть как-то потеряться на время от твоего Духа. Совсем освободиться от него, не получится. Но, хоть что-то.
В деревянном стакане, пахло какой-то полынью. Вкус был не очень горьким. Двести грамм непонятного напитка, ушли в глубь организма. Поди не сдохну?
Шаман достал из корзинки цветной мешочек. Аккуратно развернул его. Внутри лежали какие-то травы и стебли. Сейчас жевать заставит,…
Но, нет. Анай разложил их, в какой-то только ему известной форме на небольшом столике. В желудке почему-то стало тепло. Шаман выбрал один корешок и, достал зажигалку.
Сейчас он что-то подожжёт, сработает пожарная сигнализация, и нас всех нафиг зальёт вода.
Почему так стало жарко?
- Постарайся смотреть вот на это стебель. Не пугайся от легкого запаха гари.
Шаман слегка поджарил самый кончик стебля и оттуда пошёл слабый запах костра. Глядя на маленький мерцающий огонёк, вдруг подумал о доме, о родной печки – зима не за горами. Анай начал что-то бубнить в полголоса. Его рука, то приближала стебель, то отдаляла.
Э-эх! Сейчас справимся с Духом! Договоримся с ним, что бы зря меня не тревожил. И, - за-жи-вём! Почему я не такой, как все. Жил бы сейчас, как все люди и не мучился бы вопросами – в чём смысл жизни?
Ещё раз вспомнил то, что читал когда-то о шаманах. Тюркские народности Алтая называют шаманов «камы». Так появилось слово «камлание» — процесс общения с духами. Духи предков пробуждают камов, становятся покровителями, и те проходят обряды становления. В конце обучения шаман получает бубен от духа, превращаясь в его избранника. Бубен — важный инструмент камов. Через него шаманы выходят на нужную частоту ударов, сочетают с пением и на определенной волне могут слышать духов и быть услышанными ими. Обряд призыва духов называется алкыш.
Про траву и стебли, - что-то ничего не помню,… Он что, мой стул раскачивает? Наверное, сижу не удобно.
Говорят, что шаманы знают язык птиц и животных. Шаманский дар не всегда передается по наследству. Это решают духи, а не генетическая наследственность. Еще в раннем детстве у ребёнка можно заметить склонность к шаманизму. Малыши могут внезапно или при звуках бубна впадать в дрожь и судороги, начинают кричать и метаться, выглядят обеспокоенными. Это называется «шаманской болезнью». Чтобы ее излечить, ребенка отводят к шаману, живущему поблизости, и тот начинает обучать малыша. Закрывать глаза на шаманскую болезнь и отказываться от помощи шамана нельзя. Такое пренебрежение может привести к смерти.
На этом знания о Шаманах, - закончились. Духи. Злые. Добрые. У меня, какой? Поди не совсем Злой(?!) – что Анай скажет?
Что это? Табуретка медленно стала подниматься. Куда? Зачем?...
Ухватываюсь руками из-за всех сил, за краюшки, чтобы не упасть. Метр, два метра. Вот уже – над столами и витринами. Какого хера?!... Это, что блин?!
Стульчик поднимался всё выше и выше. Высота павильона была где- 10-12 метров. Поднявшись на высоту 4-го этажа, с ужасом наблюдаю людей, бегающих снизу, и что-то кричавших мне. Наконец полёт достиг потолка. Слегка ударившись об потолок, немного съехал с табуретки. Пришлось схватиться за шланги от кондиционера, которые шли через крышу.
Что за хрень? Зачем мне, это волшебство?! Осталось только спикировать сверху на всех этих людей. Эх Анай, Анай. Ты бы хоть предупредил что ли, - что придётся летать по зданию. Пристегнулся бы чем-нибудь.
Осторожно перебирая руками по каким-то тонким металлическим трубам, установленным под потолком, путаюсь развернуться и посмотреть, что снизу твориться.
Нахрен всё это волшебство! Вот потом и не верь, что шаманы волшебники?!... А-а-ах!
- Очнулся?
- Хгде я?... Что со мной?...
- Здесь ты. Рядом, - Шаман убрал стебель снова в корзинку, - Напугался?
- Я, летал. Здесь. Сверху.
Пытаюсь привести себя и мысли в порядок. Значит это, только сон? Зачем мне, такой сон?! Странно всё это,…
- А сколько время?
- 01.23 – то есть, - двадцать три минуты второго – ответил Шаман, - ноль, один, два, три – цифры по порядку сложились.
- Удалось поговорить с Духом?
Музыка в павильоне опять замолчала. Кто-то постучал по микрофону и объявил:
- Внимание! Дорогие гости и земляки! Только что объявили по ЧС, - в Республике Алтай, - произошло землетрясение амплитудой 4,4 балла. Не пугайтесь. Угрозы для жизни – нет! Если у кого-то сдвинулись стенды, мебель или ещё что-то – просто скажите. К вам подойдут и всё поправят.
- Это, ты?
- Не знаю, Анай. Клянусь - не знаю!
- Зачем я с тобой связался?! В прошлом году тебе сказал – не приезжай. Забудь меня.
- Но это, правда не я. Я в «отключке» был. Под потолком летал – Мамой клянусь!
- А, кто? Я тебе знак стеблем делаю, - у тебя стул поднимается над полом. Как это понимать? Первый раз вижу, что во время сеанса, - землетрясение произошло. Ты мне сам в прошлый раз рассказывал, - что как-то облака на небо разгонял. Было?...
- Да, было пару раз. Но это, давно бы,…
- Да, какая разница! Давно, или недавно. Ты сам уже можешь шаманом работать. Приехал тут, ко мне. Турист, блин,…
………………………………………………………………………..
Дорога домой, - в два раза короче, - так говорят в Народе. Автобус с Горно-Алтайска - за пять с половиной часов, довёз до Барнаула.
Удалось повидаться не только с депутатами горсовета, но и с Мэром. День города прошёл, как всегда празднично и весело. Концерт, салют и т.п.
И хоть Губернатор Республики и обещал дать небольшое интервью своим приграничным соседям, но,… Работа есть, работа. А особенно, если всё это происходит - в праздник.
Анай Кени сказал, - чтобы больше, не приезжал. Оказывается, мой Дух, - сильнее чем его. Такие люди бывают, - один на миллион, - так и сказал. Может соврал так специально, а может и нет.
Придётся и дальше самому жить. Самому свою судьбу строить. Как говориться – «на Духа надейся, - а сам, не сплошай».
Поезд «Барнаул-Усть-Каменогорск» вовремя тронулся в путь. Народу в вагоне мало, - это, неплохо. Вот жаль только, что полка была верхняя. Старый уже. Да и высоты боюсь:)
Внизу сидела девочка с бантиком. Её мамаша, смотрела в окно. Девочка изучающе наблюдала своими голубыми глазами, как кряхтя, заползаю на верхнюю полку вагона.
- Высоты боишься?
- Боюсь, не хочу летать - отвечаю с улыбкой.
- А я, - нет. Могу, хоть под потолок взлететь. Ты не бойся. Мама говорит, - что Боженька, - все поможет. Не даст упасть.
P.S.
Только люди с особо устойчивой психикой могут выжить с даром шаманизма. Перегрузки для физического тела и разума во время камлания настолько высоки, что никто не отрицает близость смерти в такой «профессии». Это подтверждают и этнографические исследования.
Научные исследования утверждают, что во время общения шамана с духами его мозг настраивается на один ритм с мозгом клиента. Удерживать этот ритм помогает бубен и ритуальный танец. Когда контакт установлен, кам энергетически воздействует на пациента, поправляет ему здоровье или видит развилки судьбы. После того, как духи покидают шамана, он становится обычным человеком.
Встретить шамана — редкость и та же воля духов. Шаман не может только по своей воле камлать. Ведь он всего лишь проводник, а основную работу делают духи. Именно они выбирают, для кого можно проводить обряды, кого врачевать, а кому предсказывать будущее. Поэтому шаманам бывает тяжело объяснить людям, почему они не могут ничем помочь. И, как следствие, скрывают свои способности. Но, если духи будут благоволить к вам, вы всегда найдете шамана.
В.К. август 2025г.
Свидетельство о публикации №225082101491