1812 - Кутузов. Ё-моё. Тезисы
О Кутузове много писали, и хорошее, и плохое.
Что мне видится по этой теме. Вот основные вехи.
1. Считается, что Кутузов хороший дипломат, но плохой военачальник. Пусть так. Царедворец.
2. Кутузов хитер и плутоват. «Северный лис», – такое похвальное прозвище дал ему Наполеон. Но вопрос: когда дал. Он же в своих воспоминаниях нахваливал Кутузова и было за что: злые языки говорят, что Кутузов открыл ему «золотую дорогу», то есть путь к отступлению, и не истребил отступающую армию.
3. Александр I недолюбливал Кутузова за его скрытность, двойственность и лицемерие. Но за Кутузова стояла русская аристократия, противодействовавшая императору-немцу.
4. Кутузов был назначен главнокомандующим, чтобы примирить двух командующих Барклая де Толли и Багратиона, но с его появлением появилась новая волна интриг и подковерной борьбы.
5. Кутузов, как старый интриган, не упускал случая опорочить и опустить прилюдно своих собеседников. «Как некоторые, как другие» – говаривал он и поглядывал одним глазом на стоящего рядом «другого». Излюбленный словесный прием.
6. Кутузов приказал отступать из Царева-Займища, где Барклай де Толли приготовил позицию для генерального сражения. По объективному свидетельству место у деревни Бородино было намного хуже, чем предыдущее. Причина одна, и она на поверхности: чтобы Барклаю не досталась слава за генеральное сражение.
7. В походе и во время войны Кутузов вел сибаритский образ жизни, содержа наложницу в костюме казака. Вспомним Толстовские упоминания про «валашку» («смуглянку-молдаванку»). С одной стороны, кому какое дело. Но с другой этот факт осуждался генералами высокого ранга.
8. На Бородинском поле диспозиция, составленная Бенигсеном (которого прогнал Барклай и подобрал Кутузов) и одобренная Кутузовым, была справедливо критикуема: на левом фланге поставили 2-ю армию Багратиона, малую и ослабленную, предполагая, что атака французов произойдет на левый фланг. Так оно и случилось. Только в течение боя приходилось перетаскивать войска справа налево, теряя время и создавая путаницу. Такая позиция войск превратила бой в побоище. В итоге 2-я армия перестала существовать.
9. Кутузов отстранился от руководства боем, отдав инициативу генералам армий на местах. Управление войсками свелось к советам маразматика типа: «Поезжайте, посмотрите, нельзя ли что-то сделать». Сначала он послал герцога Виртембергского (дядю императора) на замену Багратиону, потом, вспомнив, что это место убойное, послал на смену ему Дохтурова. Отдание приказов свелось к интимной прогулке под ручку, что было продемонстрировано и Львом Толстым (у которого Кутузов на полуслове уединился с Раевским), и Сергеем Бондарчуком (где он, не захотев слушать прилюдно донесений Дохтурова, отправился с ним в прогулку по японскому саду, вульгарно качая бедрами). Привычки старого сплетника.
10. Кутузов не поверил Вольцогену, принесшему дурные вести, и опорочил его при всей свите, но поверил Раевскому, который сказал то, что хотел услышать главнокомандующий. Позже правая рука Кутузова, полковник Карл фон Толь, донес, что продолжать сражение на следующий день не было никакой возможности, и тем самым подтвердил доклад Вольцогена. Удивительно, что на сей раз Кутузов поверил Толю. Ах да, фон Толь был любимцем Кутузова, так же как, по Толстому, Вольцоген был любимцем Барклая де Толли. Одним словом, важно не что происходит, а кто говорит.
11. Кутузов устроил свою ставку не в деревне Горки, как говорят прокутузовские историки, а за Горками (на полпути к Можайску). Наблюдать за ходом боя и тем более слышать звуки разрывающихся гранат он физически не мог. В Горках же была ставка Барклая де Толли, командующего 1-й армией. Под занавес сражения Вольцоген нашел его в окружении бутылок с шампанским и деликатесов. Так что Кутузов в подпитии и с курицей в руках – это не вымысел Толстого. Вольцоген описывает похожую сцену, только курицу ел Толь. Смена настроения от патетики к сентиментализму, когда Кутузов с курицей в руках то грозит, то декламирует летописных князей, то плачет, можно объяснить состоянием алкогольного опьянения; объяснить, но не оправдать. В отличие от русских солдат, которые бодрили себя водкой на голодный желудок, его светлость провели весь день вдали от рукопашных схваток.
12. Вполне очевидна двойственная тактика Кутузова. Он распространяет новости о победе, заранее посылает гонца (им оказался никому не известный лесничий) к императору с победными реляциями еще до окончания битвы, использует сарафанное радио и приказывает готовность к атаке на следующий день. Поэтому Барклай, до которого также доходили эти сведения, не доверяя главкому, требует письменного подтверждения. Неохотно и с презрением к генералу-формалисту Кутузов дает письменный приказ. Но в этом приказе говорится о том, чтобы приготовиться к отражению атаки и не допускать самодеятельности до атаки французов. Зачем это все нужно? Чтобы поддержать боевой дух и снять с себя ответственность.
13. Снять с себя ответственность! Толстой описывает мучения Кутузова накануне принятия решения о сдаче Москвы. Кутузов, созывая совещание в Филях, уже заранее знал, что будет делать. В итоге, выслушав мнения, он не воспользовался ничьим советом, а попросту решил сдать Москву и совершить маневр (известный после как Тарутинский). Что же привело Кутузова к такому решению? Ответ один, и его дает Толстой: снять с себя ответственность за сдачу Москвы без боя. Мол, не я виноват, а тот, кто довел до такого состояния. Барклай де Толли. В донесении царю от 4 сентября он в последнем предложении сваливает вину за сдачу Москвы на того, кто сдал Смоленск.
14. Александр после донесений о ходе и результатах Бородинской битвы стал догадываться, что победа при Бородине и отступление под стены Москвы – «две вещи несовместные». Выяснилось, что до победы было далеко, а реляции скрывают драматические для русской армии события. Руководствуясь логикой награды впрок и думая, что коней на переправе второй раз не меняют, он все же дает Кутузову звание генерал-фельдмаршала и 100 тысяч рублей. Каждому солдату выпадало по 5 рублей. По иронии судьбы рескрипт царя с наградой пришел 4 сентября, когда войска проходили Боровскую переправу, Москва полыхала третий день, а солдаты плакали и проклинали теперь его светлость.
15. Опасаясь мести и ограждая себя от негативных поползновений, Кутузов устроил свою штаб-квартиру не с армией в Тарутине, а в двух верстах от нее. Начиная с этого времени его отношение к дальнейшим действиям радикально изменилось: он сторонился всяких наступательных операций, чинил препоны другим военачальникам и, в частности, сыграл негативную роль в Тарутинском бою, не послав подкреплений и приказав отступать. А жаль: можно было бы авангард разбить, а Мюрата пленить.
16. Кутузов, скорее всего, добился своего и пересидел Наполеона. Когда тот стал выходить из Москвы, Кутузов поблагодарил Бога за милость и стал собираться в погоню. Но эта погоня была какая-то запоздалая и медленная.
17. Смелость и отвага, а также стратегическая мудрость Кутузова сыграли свою роль в бою под Вязьмой: он развернул свои войска на юг и стал отступать от Наполеона, который развернул свои войска на север, не желая столкновения с главными силами. Кутузов-таки молодец! Этот бой вошел в учебники по военному искусству как самый анекдотический.
18. Битва при Березине. Русские приписывают победу себе, а французы себе, хотя и не скрывают, что это была катастрофа. Одним словом, Наполеону удалось путем маневров и ценой одной дивизии, принявшей на себя основной удар, перехитрить адмирала Чичагова и генерала Витгенштейна, и в течение двух суток соорудить мост и переправиться через речку Березину. Под удар русских пушек попали в основном обозы и безоружные солдаты, жены, маркитантки с детьми, которые не решились оставить обозы. Но и Чичагов на другом берегу превосходящими силами не смог сдержать и остановить Наполеона. Что же касается Кутузова с главными силами, то он подозрительно замешкался в пути, посылая распоряжения, датируемые задними числами, чтобы создать путаницу.
19. В пользу Кутузова можно сказать, что Кутузов прекрасно осознавал свою слабость и бездарность, понимал, что не в состоянии тягаться с Наполеоном в стратегии и тактике, что французская армия была лучшая в мире и на поле боя превосходила русское воинство, вооруженное помимо регулярных войск пиками, казаками и «боевым духом». Он отдавал себе отчет в том, что, понеся большие потери и пополненная безоружными рекрутами, русская армия оставалась в массе своей небоеспособной, что в столкновении с жалкими остатками отступающих французов русские части не добивались успехов, но двигались за французами. Что мороз не щадил ни французов, ни русских, а отставшие французы брели рядом с русскими. Что лучше дать Наполеону уйти, чем пытаться забить его на своей территории, теряя людей и силы. Так оно и было. В кампанию 1813 года вступила совершенно новая русская армия, состоящая из рекрутов. Поэтому и германской земле Наполеон одерживал одну победу за другой над русскими вояками.
20. Злые языки говорят, что Александр I отомстил Кутузову за проигранную кампанию 1812 года, продержав престарелого и больного фельдмаршала сорок минут под дождем, после чего Михайло Илларионович слег и умер. Что-то в этом садистское и злонамеренное есть. Но Бог всему судья.
среда, 20 августа 2025 г.
Свидетельство о публикации №225082101549