Бааль Сулам. Никого, кроме Него

Говорил Бааль Сулам:
«Нет никого, кроме Него» - означает, что нет никакой силы в мире, у которой была бы возможность сделать что-либо без воли Творца.
А то, что человек видит, что есть в мире вещи и силы, отрицающие как будто существование Высшего, - причина в том, что таково желание Творца. И это метод исправления, называемый «левая рука отталкивает, а правая приближает»: и то, что левая отталкивает, входит в рамки исправления. Это значит, что в мире существуют вещи, которые с самого начала приходят с намерением сбить человека с прямого пути и отдалить его.

А польза этих отталкиваний в том, что с их помощью человек получает потребность и большое желание, чтобы Творец помог ему, так как иначе он видит, что пропадает. Мало того, что не продвигается в духовности, – но как будто идет назад, то есть даже «ради себя» нет у него силы делать добро. И трудно ему исполнить даже самое малое духовное действие...
И тогда он приходит к решению, что нет никого, кто может помочь ему – только Сам Творец. А рождается в нем настоящее требование к Богу, истинная молитва, чтобы Он открыл ему глаза и сердце и действительно приблизил к Себе.

Получается, что все отталкивания, которые он ощущал, исходили от Творца, а не оттого, что он был плох и не было у него силы для преодоления.
И только тому, кто действительно хочет приблизиться к Творцу, дают помощь свыше, не позволяя довольствоваться малым и остаться на ступени неразумного ребенка, говорящего, что, слава Богу, есть у него и духовность, и добрые дела – так чего же ему не хватает?
Но, наоборот, показывают ему всегда, насколько он плох в нынешнем состоянии, то есть посылают ему мысли и рассуждения, направленные против духовной работы. А всё для того, чтобы он увидел, что нет у него полноты единения с Творцом.
И как бы он ни старался себя превозмочь, всегда видит, что находится в состоянии далеком от святости, по сравнению с другими, которые ощущают себя вроде бы в полной связи с Творцом. У него же всегда есть жалобы и претензии, и не может оправдать поведения Творца по отношению к себе. И это причиняет ему боль: почему он не находится в согласии с Творцом? Пока не приходит к ощущению, что нет в нем действительно никакой праведности. И даже если получает иногда некое пробуждение свыше, оживляющее его на какое-то время, тотчас же падает обратно в состояние низости. Однако именно это и вынуждает его, наконец, осознать, что только Творец может помочь и приблизить его по-настоящему. И тогда рождается истинный зов и молитва.

Даже если находится человек в самом ужасном состоянии, когда не может быть хуже, – не должен выходить из-под власти Творца, говоря, что есть якобы иная власть, которая повергла его в это падение, и в ее силах творить зло. Это означает, что нельзя думать, будто есть власть у нечистых сил, и это они не дают человеку совершать добрые дела и идти дорогой Творца, – а наоборот, помнить, что всё сделано Творцом, и всё от Него.
И как говорил Бааль Шем Тов: «Тот, кто считает, что есть в мире другая сила, кроме Бога, то есть собственная воля у нечистых сил, находится на ступени служения другим богам».
Больше того, если он считает, что у человека есть собственная власть, то есть говорит, что вчера он сам не хотел идти путем Творца, – это тоже преступление неверия. Ведь он не верит, что только Творец – Властелин мира.

Однако, если совершил какое-то нарушение, то, конечно же, ему приходится раскаиваться и сожалеть об этом. Но должен понять, о чем он сожалеет и раскаивается – то есть, в чем он видит причину своего преступления?
И должен сказать, что преступил из-за того, что именно Сам Творец отбросил его от святости в грязное, отхожее место. Чтобы приблизить его в результате этого, как сказано выше.

А когда чувствует, что сейчас он находится на подъеме и немного ощущает вкус к духовному, то должен знать, что нашел милость в глазах Творца, который даёт ему такой подарок.

**
И когда сожалеет о том, что Творец не приближает его к Себе, должен также остерегаться, чтобы не переживать о самом себе, о своем отдалении. Ведь тогда будет заботиться о получении собственной выгоды, – а такой эгоист отделен от Творца. Но должен он сожалеть об изгнании Шхины (Собрание всех душ, Единая Душа творения), то есть о том, что он причиняет страдания Шхине.

И для примера может представить себе, что в каком бы маленьком органе ни была у человека боль, она всегда, в основном, ощущается в разуме и в сердце, ведь сердце и разум – суть человека. Так и боль, которую ощущает человек из-за того, что он далек от Творца. Ведь человек – только отдельный орган святой Шхины, поскольку Шхина – это общность душ. И потому ощущение частной боли несопоставимо с ощущением общей боли, то есть Шхина страдает от того, что ее органы отделены от нее, и что она не может дать питание всем своим клеточкам.

Точно так же, когда человек чувствует, что он немного приближен к духовности, и есть у него радость от того, что удостоился благоволения Творца, – и тогда возложена на него обязанность сказать, что главное в его радости то, что есть сейчас радость наверху, у Шхины, оттого что есть у нее возможность приблизить его к себе, ее отдельный орган, и она не должна больше отторгать его.
И от того, что человек удостоился доставить радость Шхине, есть радость и у него самого. И все это идет на тот же счет, ведь если есть радость у частного – это только часть той большой радости, которая есть у общего.
И с помощью таких мыслей он теряет свою обособленность и не попадает во власть эгоизма, желающего получать всё для своей пользы.

Тем не менее, желание получать наслаждение является необходимостью, поскольку в этом – весь человек. Ведь всё, что есть в человеке, кроме этого желания, не принадлежит творению, а относится к Творцу. Но это желание насладиться должно быть исправленным, альтруистическим, ради отдачи, чтобы доставить радость Дающему.
То есть оно должно получать наслаждение только потому, что есть наслаждение на Небесах, оттого что наслаждается творение.
Ведь в том и заключалась цель творения, чтобы излить благо созданиям. И это называется радостью Шхины в Высшем мире.
И поэтому, когда будет у человека ощущение счастья в его исправленном состоянии (т.е. не ради себя, а ради отдачи), - тогда будет наслаждение и у Творца. Таким образом, все его устремления - во имя Небес.


Рецензии