спасительное фото

 Отправляюсь первый раз за кордон в Югославию.
Жаль, сегодня такой страны на карте не отыщешь.
Это происходит в лихие девяностые.
Усердно и тщательно к поездке меня готовит дочь.
Слишком она смышлёная в свои десять лет.
Умело упаковала все вещи, которые я везу на продажу, сделала список. В списке подробно весь товар пронумерован, и цена исходящая, и по какой стоимости продать обозначены.
Детали передвижений челноков, как их именовать станут позже, мне не известны. Первый раз еду за пределы родного Отечества. Чувства открытой границы и недавно пережитые путч и митинг у стен дома Правительства будоражат организм.
На снимке в газете «Московский комсомолец» запечатлена моя личность среди жаждущих свободы многочисленной толпы. Я в первых рядах, можно разглядеть без увеличительного стекла.
События 19 августа 1991 года воодушевляли и наполняли верой сознание на обновление и существенные перемены в будущей жизни. Расстаться с газетой я не могла и захватила с собой два экземпляра. Впервые я отражена на фотографии на первой полосе популярной газеты.
Состояние эйфории переполняют и душу, и сердце. Чрезвычайное положение отменено, билеты до Белграда не пропали, купленные ещё в июне месяце.
23 августа 1991 года мы едем, едем с подругой Татьяной. Ура!
Подъезжаем к границе, входят пограничники, досмотр.
Открываем чемоданы. Пограничник с широкой улыбкой на лице берет список, уложенный сверху вещей. Не сдерживая смеха, просит достать бинокль, фотоаппарат, лекарственные препараты, всё, что я приготовила на продажу, согласно нумерации списка.
        Я умоляю, уверяю, что это подарки тёте Бранимире от моей мамы. У мамы во время войны была подруга из Болгарии Бранимира, я впопыхах забыла, что еду в Югославию.
        Пограничник, статный чернобровый красавчик, без тени стеснения смеётся на всё купе:
— В Белграде граждан с такими именами не припоминаю. Так что, милые девушки, эти вещи провозить нельзя, я их изымаю.
Успеваю отметить про себя:
— Как хорошо он говорит по-русски!
Включаю жалобное рыдание на полную катушку. Слёзы настоящие крупными каплями льются из моих глаз цвета хаки. Татьяна не плачет, но тоже просит и умоляет красавчика:
— Поймите, мы первый раз. Мы такое пережили за эти дни. Смилуйтесь, мы же из одной системы. Страны социализма.
Пограничник сменил тональность и спросил:
— Расскажите мне, мадам, чем Вы занимались 19 августа 1991 года?
Он обратился напрямую ко мне.
        Мои слёзы моментально испарились. Я вдруг вся взбодрилась, почувствовала невероятный прилив сил, и крылья надежды на благополучный исход происходящего замаячили призывно и ярко.
— Я была в рядах митингующих, в первых рядах, есть свидетельство!
       Я достала газету так, как когда-то бойцы доставали полковое знамя, идя на штурм. Я развернула газету, нарочито шурша, расправляя и разглаживая передовицу, старательно затягивая процесс, чтоб ощутимо представить торжественность предъявленного факта. Слова произнесла весомо с улыбкой и хитрым прищуром глаз, поверьте, я это умею, проверено не раз:
- Смотрите! Любуйтесь! Документальная хроника событий! На фотографии я в первых рядах. У меня ещё причёска, как у Анжелы Девис. Ветер был несусветный, когда Борис Николаевич Ельцин на танке приветствовал митингующих. Я могу подарить Вам эту газету, она историческая.
     Чернобровый красавчик одарил меня таким благожелательным взглядом и отечески произнёс:
- Раз вы такая героиня, дарите мне такую ценную газету, разрешаю Вам везти подарки для тёти из Болгарии. На всякий случай выучите имена сербов. Меня, например, зовут Драган, а жену зовут Владана.
- Такой красивый и женат, — почему-то с огорчением подумала я.
      Драган приложил руку к фуражке и отрапортовал:
- Счастливого пути, красавицы! Удачно вам всё продать и списки лучше держать в голове. Взял со столика газету и покинул купе.
       Мы с Татьяной обнялись, радуясь счастливому исходу досмотра. Закрыли на ключ нетронутые чемоданы, отправились в путь.
Позже я узнала:
- Драган, в переводе на русский, драгоценный, любящий.
Владана — управлять, править.
        Со временем оказалось, надежды Августа 1991 года года рухнули. Цель — сохранить единство и понимание — канула в Лету. Страна распалась. Иное русло. Иная жизнь.
13.08.2025г.


Рецензии