Биржевая рулетка

           Наш мудрый народ сметливо вложил накопленную многовековую практику жизни в свой фольклор. Кровью жизненного опыта  написаны те пословицы с поговорками и то совсем не преувеличение.

           Петруха Мальцов к народному творчеству всегда относился прохладно. Скучным оно ему казалось, все древнее, исконное наше. Наоборот, этот парень предпочитал жадно потреблять изысканные плоды эпохи постмодерна. Наслаждался он нежданно наступившим в стране сиюминутным буржуазно-мещанским укладом. Ему бы, дураку, хотя бы только вдуматься в глубинный смысл всего – то нескольких старых пословиц. Ну, к примеру: «не зная броду, не суйся в воду». Или «не в свои сани не садись». «Жадность фраера погубит» опять же. Но этот молодой мелкий жулик, обретавшийся на ниве обналичивания денег и зачёта векселей, не хотел так глубоко пахать вековечные филологические пласты, вдумываться в глубокий, потаённый смысл изречений. Зачем ? Без того жизнь оказывалась вкусной. Там снял комиссию с очередного воровского векселя, здесь нужным людям подсуропил в мутной схеме – и ты вроде в шоколаде. Но не того требовала мятущаяся душа Петрухи. Хотелось ему стать человеком по – настоящему богатым, респектабельным, значимым. На комиссионных обнальщика этого не добьёшься, нужно что – то серьёзное.

            Где – то на дежурной пьянке Петруха услышал про фондовый рынок и о том, как легко "зарабатывать" на покупке и продаже акций. Знай, только покупай себе и продавай, да плыви в сторону Эльдорадо по молочной реке с кисельными берегами. Деньги сами по пути будут в лодку запрыгивать и укладываться в ней штабелями. Задумался парень. Во всю меру врожденной недалекости стал морщить репу свою незатейливую. Потом пошёл общаться со «знающими» людьми. Те возьми, да и присоветуй ему купить акции «ЮКОСа». В то время, в начале 2000-х, это была процветающая, утопающая в сверхдоходах нефтяная компания. Она, щедро напитанная кровью когда-то мешавших ей людей, подминала под себя всё окружающее жизненное пространство. Казалось бы – что может быть вернее ? Покупаю, твёрдо решил Петруха и сказал сам себе:  пора, брат, пора становиться по – настоящему богатым и уважаемым в обществе парнягой. Не всё мелким шнырем шмурыгать на побегушках у толстых дядек да за малую пайку.

           Своих денег у парняги скопилось пара миллионов с небольшим довеском. Тех ещё миллионов, самого начала нулевых годов. К ним миллионов десять насобирал Петруха по своим постоянным клиентам, обещая скоро и ничуть не мешкая, отдать с приличной лихвой. У жены вытащил всю её заначку на помады и чулки. Главное – успеть купить, пока заветные акции не продолжили свой почти что экспоненциальный рост в цене.

          Ну вот Петруха и «успел», что называется. Получил он в своей ставке от фортуны по самые гланды и помидоры. Лучше бы ему было не торопиться, но всякому на скрижалях судьбы предначертан свой путь, неповторимый. Собственную чашу скорби каждому предстоит испить. Потому как и решил для себя, не мешкая ни дня купил Петруха почти на тринадцать миллионов рублей акций ЮКОСа. Два дня потел в приобретениях, не отрывая трубку телефона от уха. Знаковые дни то были, 23 – 24 октября 2003 года. Предгрозовые.

         Набрав ценных бумаг, выдохнул парень, блаженно ухмыльнулся. Включил воображение, присоединил к нему давние грёзы о безмятежности обеспеченного бытия. Ему, как в своё время гонявшемуся за сокровищами почившей в бозе тёщи Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову, мнились в воображении креольские красотки под пальмами на берегу океана, сумрак и прохлада дорогих отелей, ледяные коктейли, деликатесы, слуги, угадывающие его каждое, даже невысказанное желание…
 
         Недолго продолжалось то блаженство фантазий. 25 – го, в субботу, у Петрухи случился юбилей, тридцать лет человек отмечал. Он не читал роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, да и вообще за всю жизнь этот мелкий маклер прочитал всего пару книг. В детстве по великому принуждению, под угрозой остаться без сладкого. Но для себя ясно определил - тридцатилетний юбилей даётся человеку один раз в жизни и потому отпраздновать его стоит так, чтобы не было мучительно стыдно потом за бесцельно прожитые… Ну, дальше эту гениальную фразу все знают…

        Не пожалел Петруха денег в счёт будущего дохода от ЮКОСа. Гулял широко, человек пятьдесят собрал в банкетном зале лучшего ресторана города. В том, что деньги от вложений обязательно притекут, он нисколько не сомневался.  Первый час торжество шло с размахом, речами и тостами. Ровно до той поры, пока несколько мужиков не собрались покурить на свежем воздухе веранды. Там  кто – то из друзей, ничего не ведавших об инвестициях Петрухи, начал делиться новостью о том, что случилось утром в Новосибирске. Событие вышло, без преувеличения, мирового масштаба. Товарища Ходорковского, основателя и главу ЮКОСа арестовали в аэропорту, прямо в самолёте. Спецназ даже привлекли. Заластали по полной, в Москву везут.

       Петруха ушам своим не поверил. Просто отказывался воспринимать услышанное. Вчера ведь ещё только… С такой незыблемой верой, светлой надеждой и искренней любовью к будущему богатству… Тринадцать миллионов отдал. Денег, настоящих, через свои же руки прошедших. Из них одиннадцать чужих, за которые обязательно спросят. Чего теперь - то будет ???

       На негнущихся ногах он вернулся в банкетный зал. Перед глазами всё плыло, мир раскалывался на несовместимые между собой составляющие. В затылке давило будто бы находился он в ожидании предстоящего расстрела. Окружающее пространство воспринималось плохо, язык прилип к нёбу. Выпил полный стакан коньяка – мимо кассы, не берёт зелье. Ещё один стакан, а вот уж после второго спустя минут двадцать развезло Петруху по полной. Он и до этого не скромничал, принимая поздравления, а тут и вовсе отключился, даже в ногах заштормило. Перед глазами вертелись акции, злые кредиторы, утюги с паяльниками, подносимые к интимным частям тела. Карусель видений сознания, оглушённого внезапным стрессом и алкоголем…

        Очнулся Петруха в полдень воскресенья. Лучше бы и не просыпался. Тела собственного не чувствовал, голова трещала изнутри в ритме какой – то ламбады в разных вариациях. Воспоминания вчерашнего вечера начали накатывать. Не сразу, постепенно, хоть немного щадя. Что там про Ходорковского друг говорил ? Арестовали ? Нет, это галлюцинации пьяные, приснилось, не может такого быть, не тот человек Михал Борисыч, чтобы его вот так просто на кичу бросить…

         С трудом нащупал пульт телевизора включил. Новость планетарной значимости присутствовала везде, на какой бы канал Петруха ни ткнул пальцем.  Ходорковского уже доставили в Москву. Наступил полнейший хаос мыслей в голове обескураженного «инвестора». Что теперь ? Акции упадут ? Может, останутся, может ещё даже расти будут, ведь компания остаётся, найдётся кому ей управлять. Или где, или что, или как. Что делать завтра – продавать сразу всё, уходить в убытки, ждать ?

       Петруха простонал, тряхнул головой. С трудом, цепляясь за неровности и выпуклости интерьера, добрёл до кухни, трясущимися от нервной дрожи руками налил себе стакан коньяка, дождался просветления от выпитого. Когда полегчало, хотел было ещё подумать, а затем махнул рукой, налил ещё стакан и нырнул в нирвану потустороннего бытия. Решил отложить тягостные раздумья на завтра.

       День грядущий не внёс никаких просветлений. Цены на акции ЮКОСа с открытия торгов улетели вертикально вниз и по правилам биржи торговлю ими остановили. То же повторилось и сутки спустя, когда купленные по 480 рублей за акцию бумаги стоили уже 277. Выходило, что кровные выгорели полностью, даже несколько миллионов чужих рублей исчезли в биржевой топке, как сухостой в лесном пожаре. Все следующие дни Петруха жил с разинутым от изумления ртом, постоянно вливая в него коньяк и не зная куда бежать. Пошли первые нервные звонки от кредиторов, понявших во что они вляпались. Осознал гражданин Мальцов, что в мечтах обрести немалое состояние, он попросту сыграл в русскую рулетку. В ее биржевом варианте. Вытянул свой счастливый билет, накрутил револьверный барабан фортуны на тот единственный заряженный патрон. Которым и выстрелил себе в самое естество. Без осечки...

       Несколько недель Петруха пребывал в анабиозе, не понимая происходящего. Заперся в квартире, не отвечал ни на чьи телефонные звонки, ни на стук в дверь. Изредка выходил по вечерам за новыми порциями допинга. Метался между домашним баром и монитором компьютера, где котировки акций ЮКОСа после кратковременной коррекции с новой силой полетели вниз. С такой же силой Петруха улетел в бутылку, не замечая ничего вокруг. Со всем происходящим покорно смирился. Что ему оставалось ?

       Очнулся грязным и опухшим только пару месяцев спустя, когда пить попросту стало не что. Акции ЮКОСа к тому времени стоили пятнадцать рублей и почти не торговались. Жена с дитём сбежала к маме ещё месяц назад. Незаряженный телефон давно уже валялся в углу комнаты.  Мужик лежал, уставившись в потолок, мучаясь от абстиненции, не в силах подняться, чтобы наскрести хоть какую – то мелочь пусть даже на дешёвое пиво для облегчения состояния души и тела. Он искренне жалел что его молодой, здоровый организм в недавнем прошлом спортсмена выдержал это безумие. Не признаваясь сам себе в этом, Петруха всё таки в глубинах подсознания мечтал тихо, во сне, в забытьи расстаться с опостылевшей жизнью.

       Он лежал и страдал, но даже не хотел и пошевелиться. Выходило так, что сыграл в русскую рулетку и «угадал» свой патрон. Самоубился почти, но выжил. Поставил не на тот цвет в вечном биржевом казино. Размышлял о жизненных раскладах, о том, как теперь уподобиться птице Феникс и восстать из пепла. Предвкушал, как его будут рвать кредиторы и что им отвечать. Как заново учиться жить, раз уж выжил в этом ужасе неприятия случившегося.  «Пошёл по шерсть – вернулся стриженым», вертелась в его голове старая народная присказка. Часто так в жизни случается. Ещё крутилась в мозгу песня группы «Агата Кристи» «Выпить море»:

«Море это море боли,
Море это мори крови,
Море это боль и слёзы,
А на небе, небе звёзды.
Выпьешь море – видишь сразу
Небо в звёздах и алмазах…»

     Добраться бы до этих звёзд с алмазами. Много о чём предстояло ему думать. Выпивать накрывшее такую хрупкую жизнь море боли и слёз. Раз уж выжил в угаре сотворённого с собой, следовало как – то начинать склеивать обратно осколки рассыпавшейся жизни. Разбитой биржевой рулеткой.


Рецензии
Добрый вечер, Степан! Много народа пострадало от покупки разных акций. Особенно запомнился Лёня Голубко́в, который рекламировал «МММ»,его сыграл актёр Владимир Пермяков, причём богатым он не стал.

Ольга Сангалова   25.08.2025 20:27     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо за отзыв. Помню ту МММ, разумеется). Не участвовал. Вот на фондовую биржу захожу, это да. И часто встречаю там таких вот бездумных ловцов удачи. Кои не переведутся во все времена, увы. как в той песенке: "на дурака не нужен нож").

Степан Астраханцев   25.08.2025 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.