Новый взгляд на Елену Прекрасную

Перед тем как начать повествование, напомню, что мои статьи — это всего лишь «суповой набор» или «сборная солянка» из всего прочитанного в различных источниках по той или иной теме. На этот раз нашла любопытную информацию про Елену Прекрасную и взглянула на нее с другой стороны. Спешу поделиться с вами новостями.
------------------

Елена Прекрасная — в древнегреческой мифологии полубогиня, прекраснейшая из женщин после Афродиты, конечно. Не буду здесь подробно рассказывать историю ее рождения, остановлюсь лишь на том, как выглядела Елена Прекрасная, раскрою значение ее имени и, главное, что не в ней только была причина Троянской войны. Если вам интересно, читайте далее.

Образ Елены Прекрасной

Итак, Елена Прекрасная - она же Спартанская и Троянская — одна из самых знаменитых женских фигур в древнегреческой мифологии. Её считали воплощением идеальной красоты, а её образ вдохновлял поэтов, художников и скульпторов на протяжении многих столетий. Хотя на протяжении веков представления о её внешности менялись, современные историки и археологи попытались воссоздать наиболее достоверный портрет этой загадочной женщины, опираясь на реальные находки и исследования.

Несмотря на мифологический ореол, окутывающий её историю, многие учёные уверены, что Елена могла быть вполне реальной исторической личностью.

Подтверждение тому нашлось совершенно неожиданно, когда немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман в 1860-х годах открыл на территории современной Турции развалины древнего города, идентифицируемого как Троя. Среди археологических находок были изображения женских фигур, которые исследователи связывают с образом Елены. Эти артефакты стали основой для попыток реконструкции её внешности.

Интересно, что ещё до археологических открытий Елена вдохновляла европейских мастеров. Около 1800 года знаменитый итальянский скульптор Антонио Канова создал мраморный бюст женщины, по его видению Елены Троянской — грациозной, царственной, с чертами, соответствующими классическим канонам греческой красоты той эпохи: это крупный прямой нос практически без переносицы, сильно изогнутые губы, вздернутый подбородок и пышные кудрявые волосы.

В средние века художники изображали Елену в соответствии со своими эстетическими представлениями: чаще всего это была светлокожая дама с волнистыми золотистыми волосами, одетая в роскошные одежды, как подобало знатной женщине.

Однако современные реконструкции, основанные на антропологических данных и образцах ДНК из того региона, рисуют несколько иной портрет.

И все же самое раннее изображение Елены Прекрасной обнаруживается на древнегреческих керамических изделиях и не только. В античные времена изобразить мифическую полубогиню Елену Прекрасную было непростой задачей, но это удалось сделать древнегреческому живописцу Зевксису, работавшему в 420 -380 годах до н.э.

Для написания образа художник отобрал пятерых красивейших девушек и, взяв лучшие черты лица и тела от каждой, «создал столь идеальный образ женщины, что глядеть на него якобы было неземным наслаждением». Именно такой Елену Прекрасную (ее отличительная черта: покрытая шалью голове) греки стали изображать и высекать на камне, глине, бронзе, начиная с VII века до н. э..

Кроме того, во время очередных археологических раскопок, проводимых в Помпеях, точнее, в Доме трагического поэта и в Доме Ясона среди прочих открыли фрески «Елена и Парис»: на одной было изображено, как Елена садится на корабль, чтобы отправиться с Парисом в Трою (1), на другой - первая встреча Париса и Елены, за которыми наблюдает Купидон (2).

К слову сказать, фрески, обнаруженные в Помпеях, датируются периодом между 15 годом до н. э. и 40–50 годами н. э. К сожалению, в Греции из-за того, что все храмы были разрушены частыми землетрясениями, да и внутреннее их убранство время не щадило, там практически не сохранилось каких-либо фресок, кроме одной... что чудом открыли археологи в усыпальнице македонского царя Филиппа II в Вергине. О ней вы можете прочитать в статье «Реставрация шедевра древности».

Происхождение имени Елена

Этимология имени «Елена» до сих пор вызывает споры. Давайте разберемся вместе. Приведу здесь несколько версий о происхождении имени из первоисточников и от известных ученых, исследователей и прочих заинтересованных лиц. Но как бы не интерпретировали они происхождение имени Елена, значение остается неизменным:
"Имя Елена связано с солнцем и светом, с теплом и заботой, ассоциируется с красотой, силой и уверенностью".

1. Имя Елена происходит от древнегреческого слова "Eleni", что означает факел или лампада, что горит и светит.

2. С другой стороны, Елена была связана с Венерой, римским аналогом греческой Афродиты. Согласно этой версии, "l" - лямбда в имени Елены изначально была "n" - ни, а первой буквой — дигамма F. То есть её имя (в транслитерации) изначально звучало как Fenena — вариант латинского имени Venus.

3. Согласно одной из версий, имя Елены происходит от греческих или индоевропейских корней, обозначающих «СВЕТ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ». Не забываем также, что согласно мифу, Елена была дочерью  Афродиты и Гелиоса (бога солнца). Таким образом, изначально имя Елена могло быть связано с ее божественным происхождением — она богиня солнца Геленa или луны Селена.

4. С другой стороны, некоторые интерпретируют Елену как более древнее божество растительности женского пола, которая впоследствии стала Геленой и получила своё имя от плетёных корзин из ветвей оливкового дерева helane. Они использовались во время праздника в ее честь (девушки носили их, предположительно, на головах).

ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Как упоминает Исихий, одним из лаконских (спартанских) праздников была так называемая "Elaineia", которая, очевидно, является праздником Елены. Церемония, носящая ярко выраженный характер инициаций, для "перехода" девственниц в зрелый возраст, то есть из-под покровительства Артемиды под юрисдикцию Елены.

К слову сказать, "от" или "из" имени Елена происходит еще одно слово Эленифори (где eleni — «корзина», fora — «несущий»), что в переводе означает «несущие корзины девушки», возможно, на головах, что можно было увидеть во время древнегреческих праздников, таких как Эленофория (Helenoforia) — один из спартанских праздников (аналог афинского праздника Фесмофория в честь богини Афины), входил в число главных торжеств, посвященных ее имени.

Под названием Еленифория назывались праздники в честь Елены, которые проводились в храме Артемиды Брауронии. Для праздничных дней эта информация скудна и сбивчива. Несмотря на это, сохраняется некоторая культовая связь Елены с богиней Артемидой, сестрой-близнецом бога света Аполлона, также дочерью Зевса, божества плодородия.

На Родосе прекрасной Елене поклонялись как древесной богине (Елена Дендритисса - третье прозвище Елены после Спартанская и Троянская), потому ухаживали за  священной рощей особо тщательно. Ветви ее священных деревьев были украшены множеством лент с надписями (в основном с изображениями богини), которые оставались подвешенными и вызвали различные местные легенды о трагическом конце Елены (якобы она повесилась на дереве).

ДОПОЛНИТЕЛЬНО Вообще образ Елены Прекрасной до сих пор вызывает жаркие споры среди исследователей. Её красота и сила влияния на мужчин продолжают волновать умы и сердца. Также как судьба полубогини после смерти — это предмет множества версий.

Вопрос этот остаётся по сей день открытым: одни источники предполагают, что она могла умереть от обычной старости или сошла с ума, решив, что за ней охотятся фурии, и повесилась на дереве на Родосе. Согласно Стесихору, Елена после смерти стала женой Ахилла и поселилась вместе с ним на острове Левка (греч. ;;;;;, то есть "Белый", в настоящее время остров Змеиный в устье Дуная). Остров упоминается в «Фаусте» И. В. Гёте (перевод Бориса Пастернака):

Она и не пример для нас.
Ведь удалось Ахиллу в Ферах,
Как, верно, ведомо тебе,
С ней жить вне наших рамок серых,
Вне времени, назло судьбе!

Причина Троянской войны

Чтобы узнать, почему Елена является причиной Троянской войны, предлагаю вам вместе со мной «нырнуть в море информации» и «поплавать на глубине» в дебрях первоисточников, где перед вашими глазами «откроется удивительный мир загадок» древних мифов, которые почти легко разгадать.

Еще раз напомню, не по делу, но по сути, что греческий язык. — очень богатый язык: у одного слова может быть несколько значений. И здесь именно тот случай — у имени Елена имеется несколько значений: греческое слово «;;;;; / » — означает не только "факел, лампада", но и "плетеная из ветвей оливково дерева корзина».

Таким образом, с конспирологической точки зрения получается, что в «Илиаде» Гомера Парис, царевич Трои, похищает Елену, которая вовсе не Елена... Иначе говоря, троянцы завладели корзиной...

В «Илиаде» Гомер прямо намекает, что Парис увез "Елену с ценностями", но не уточняет, какие именно "ценности". Ученым удалось после многолетних исследований первоисточников (здесь: орфической мифологии) разгадать загадку — они выяснили, что находилось внутри Елены, простите, корзины. Там находились вполне реальные предметы — 7 игрушек бога Диониса. По иронии судьбы они были его игрушками в младенчестве и, одновременно, не игрушками, а священными амулетами, олицетворяющими аспекты бога Диониса с посвящёнными ему ритуалами или мистериями:

- зеркало (;;;;;;;;, аэсоптро;н),
- игральную кость (;;;;;;;;;;, астрага;лос),
- мячик (;;;;;;, сфера),
- волчок (;;;;;;, ромво;с),
- яблоко ( ;;;;, ми;ла),
- бычий рог ( ;;;;;, ко;нос),
- пучок шерсти из ослиных волос ((;;;;;, по;кос).

Поклонение Дионису прочно укоренилось к VII веку до н. э. Возможно, микенские греки поклонялись ему уже в период с 1500 по 1100 год до н. э. Следы культа, подобного культу Диониса, были обнаружены и на древнем минойском Крите.

Итак, выходит, что в «Илиаде» Гомер описывает не только десятилетнюю Троянскую войну, но и рассуждает о рождении человека, его жизни и смерти. Да, он был знаком с орфическим учением.

"Согласно орфической мифологии Титаны подарили маленькому Дионису-Загрею 7 детских игрушек: красочный волчок, громогласный рожок, яблоко от сладкоголосой Геспериды, маленький мячик, клок шерсти, игральную кость (астрагал), зеркальце и несколько гранат в меде. Дионис заигрался и титаны поразили его ножами. Сердце отдали Афине, остальное тело разрезали на семь частей, отварили в котле, нанизали на вертела, поджарили на Гефеста огне и съели. Тут вернулся Зевс и поразил титанов молнией, а из копоти испарений, оставшихся от титанов произошли люди".

Таким образом человеческие души по своему происхождению имели в себе дар Диониса - божественную составляющую, и будучи потомками Титанов - они же проецировали зло, отчего должны были избавиться.


Рецензии