Дарующий свет Ургучан

Все, кто хоть однажды побывал в курортном местечке со звучным названием «Ургучан», с теплой улыбкой и мечтательным взглядом рассказывают о завораживающей красоте здешних мест. И неудивительно, что надолго остаются они верными сказочной красоты скальным массивам и каменным россыпям, потому что, преодолев их однажды, получили заряд бодрости, достигли очищения и просветления души. Не случайно один из переводов слова «Ургучан» означает «божество, дарующее свет».

Побывайте здесь и по дорожке, что от жилого корпуса по горе ведет к ее вершине, поднимитесь к скальному утесу, возвышающемуся неподалеку от целебного источника. Здесь неизвестно кем и когда оставлена высеченная в камне тибетская надпись, в переводе означающая «Я дух – хранитель (или хозяин) этих мест». Спускаясь к источнику, остановитесь возле шаманского обоо, поднесите в дар этому духу какую-нибудь яркую тряпицу, прося у хозяина исцеления тела и души.

Или, пойдя по дороге, что разделяет на две части курортный поселок, к его западной окраине, сверните на другую, лесную, по которой добираются сюда жаждущие уединения и исцеления. Здесь с высокого скального массива, раскинувшись широко, преодолевая огромные уступы-«пороги», опускается каменная «река» - курум. По ее «перекатам» - круглым валунам или плоским огромным глыбам, перескакивая с одного камня на другой, можно добраться до скал и, вскарабкавшись на их вершины, увидеть, как за массив лесистых гор, садится солнце. А если хватит настойчивости и физических сил, доберитесь до знаменитых в этих местах «Трех братцев» и «Саврасовой гривы». И, поднявшись на вершины этих удивительных скальных нагромождений, поймете, что приехали сюда не зря.
 
Курорт «Ургучан», который отметит в будущем году свое 70-летие, * и поселок обслуживающих его жителей, что старше своего тезки лет на 15 или 20, расположились на северо-западном склоне Борщовочного хребта, - в узком распадке, стиснутом двумя грядами островерхих гор, покрытых густым хвойно-лиственным лесом, на высоте 820 – 850 метров над уровнем моря. В этих местах несколько небольших речушек, сливаясь, образуют Ургучанку – такую же речку-переплюйку, пробивающуюся по горному распадку к Шилке. Здесь-то, в слегка заболоченной речной пойме, и находится один из четырех забайкальских источников минеральной воды с содержанием радона. **

Его целебная сила стала известна еще в стародавние времена, когда в здешних местах кочевало племя эвенков. Тяготело над племенем проклятие:  мужчины-охотники еле-еле доживали до 30 лет. Один из них, Орокто, достигнув рокового предела, также как и раньше другие, покинул соплеменников, чтобы в уединении отправиться в иной мир. Его последним прибежищем должны были стать здешние места, где он и обнаружил чудодейственный источник. Омывшись и испив из него, Орокто почувствовал силу в мышцах, и немощь от него отступила. Так о целительных свойствах ургучанской воды говорится в легенде.
 
Наши же современники познакомились с ее действенной силой в первые десятилетия XX века. Многим, кто сейчас живет в Ургучане, отцы и деды рассказывали, что здешним охотникам ручей с кислой водой помогал успешно залечивать переломы и раны. Тогда-то и началось «дикое» бальнеологическое применение ургучанской воды. По лесу кто-то ехал сюда верхом, кого-то вели под руки на больных ногах. Неподалеку от источника из стволов деревьев выдалбливали корыта и чаны, погружались туда в подогретую раскаленными на кострах камнями воду. Думается, точно также на первых порах восстанавливались здесь рабочие-горняки родившегося в 1929 году в нескольких километрах от Ургучана Балейского золотодобывающего предприятия.
 
Вот выдержки из воспоминаний директора Балейского рудника, получившего позже название  «Балейзолото»,  А.И. Мильчакова о первых шагах организации Ургучанского курорта: «… Несколько километров надо было идти пешком по лесу. Вместе с главным врачом комбината Сигизмундом Ивановичем Вержбицким мы шли к минеральному источнику, о котором мне уже не раз твердил наш врач...  Мы пили вкусную, очень холодную газирующуюся ургучанскую воду. Наполнили ею несколько разных бутылок для отправки на лабораторное исследование. Дорогой в машине два раза «стреляло» - пробки вылетали из бутылок. Анализы воды, сделанные в лабораториях Ленинграда, Томска и Иркутска, подтвердили ее лечебную ценность».
   
По тем же воспоминаниям, в 1935 году здесь был устроен Дом отдыха «Ургучан» на 65 мест с подсобными службами, с помещением для минеральных ванн и грязелечения. К зиме Дом отдыха расширили и утеплили, он стал работать круглый год. Когда Александр Мильчаков рассказал об Ургучане и его источнике наркому тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, тот, расхваливая зародившуюся лечебную практику и рассматривая с живым интересом фотоснимки окрестностей Ургучана, говорил: «Место-то какое, прямо Швейцария!» В 1936 году, 1 июля, состоялось торжественное открытие курорта как санатория областного значения. В тот день играл военный духовой оркестр, и женщины в пышных ситцевых платьях кружились в вальсе на новенькой танцевальной площадке. К тому времени здесь кроме двух деревянных жилых корпусов были вместительная столовая и клуб. Недолго просуществовал санаторий, потому что во время войны в его помещениях устроили детский дом. А что касается даты рождения «Ургучана» - годы: 1935 или 1936, возьмем, пожалуй, за начало 1935-й.
 
Курорт возродился в 50-х годах, ставших, пожалуй, пиком его развития. На фотографиях тех лет красуются свежевыкрашенные деревянные корпуса, утопающие в зелени тополей, окруженные белеными заборчиками, цветочными клумбами-вазонами и гипсовыми скульптурами. Многие, для кого курорт был своеобразной альма-матер, предоставлявшей им работу и возможность получить им духовный заряд,  и культурно провести время,  до сих пор помнят те благодатные дни. Любовь Андреевна Кузина, проработавшая здесь гидротехником, рассказывает, что курорт действовал круглый год, и попасть сюда по путевке  было редкой удачей.
 
Постепенно курорт расширился. В 1975-м здесь выстроили еще один (трехэтажный благоустроенный) корпус, а спустя 15 лет – двухэтажный благоустроенный с номерами люкс. Целебную силу содержащегося в ургучанской минеральной воде радиоактивного газа радона почувствовал на себе не один россиянин, ну а о забайкальцах говорить не приходится. Сюда, на курорт союзного значения, ехали лечить болезни опорно-двигательной и нервной систем, некоторые кожные и гинекологические заболевания, болезней сосудов и сердца, заболеваний почек и желудочно-кишечного тракта.  А последствия переломов, в некоторых случаях и хромоту, ургучанская радоновая вода, можно сказать, как рукой снимала. Рассказывают, что несколько лет назад в кабинете главного врача скопилась целая коллекция костылей и тростей, на которые опирались приезжавшие сюда на лечение. Уезжая, забывали прихватить их с собой. Вот и пополнялся необычный курортный музей, правда, разоренный в тяжкие годы реформ.
 
Но это не единственная примета трудного десятилетия. Сейчас и служащие курорта, и отдыхающие (а их, кто приехал сюда не впервые, немало) разруху 90-х вспоминают, можно сказать, как страшный сон. Тогда на курорте за сезон отдыхающих на два вместительных благоустроенных жилых корпуса и с десяток не набиралось, иногда не было ни одного, а за год и за сотню не переваливало. Снабжение курорта ухудшилось, служащие получали зарплату продуктами, а то и вовсе ее списывали на долги, уезжали специалисты и молодежь, которая должна была бы восполнять нехватку кадров, неухоженной и запущенной становилась курортная зона.
 
Последствия тех трудных лет еще ощутимы, но вот такое, когда в столовой для отдыхающих накрывался лишь один стол, кануло в Лету. И удивительно: когда на курорте (единственном, можно сказать, градообразующем предприятии) не было ни одного отдыхающего – в поселке не отключалось электричество, в домах топились печи, жителям доставлялись продукты, а сами они получали небольшую зарплату. Генеральный директор учреждения профсоюзов «Чита-курорт» Владимир Сандракеев и председатель Управления федерации профсоюзов Читинской области Николай Кононенко сделали все, чтобы сохранить «Ургучан». В последние годы сюда вновь потянулись люди. Едут не только забайкальцы, но и из Западной Сибири, с Дальнего Востока и даже из российских столиц. И хотя к холодам поток отдыхающих иссякает до 50 человек, летом их бывает до 130. Ну а всего за сезон курорт может принять до 170 человек. В нынешнем году за шесть месяцев их побывало около 700. И всем оказали квалифицированные услуги и теплую заботу врач Сергей Свитич, медсестры Татьяна Сенотрусова, Екатеина Степаненко, Марина Грамолина, Виктория Мадиярова, Валентина Баранова, медбрат Александр Куртов.
 
Не первый раз принимает здесь лечение Юрий Жильцов, получивший в младенчестве травму сустава, последствия которой ощущает всю жизнь. Лишь ургучанская вода помогает подлечить ногу. Другой верный Ургучану, Николай Лесников, провел здесь раннее детство. Ему до сих пор снятся эти ни с чем несравнимые места со скальными нагромождениями и лесистыми островерхими горами, которые излазил мальчишкой. Поэтому старается приехать сюда, чтобы в который уже раз обойти окрестности дорогого сердцу поселка. «Побывать здесь – значит на год набраться физических сил и напитаться свежестью целебного воздуха. Удивляюсь, почему так медленно открывают забайкальцы для себя этот удивительный уголок природы, где расположился радоновый источник, врачующий человеку мышцы и кости».
 
Главный врач курорта «Ургучан» Игорь Сидоров четыре года назад перенес инфаркт, два года не мог работать. Угнетало чувство потерянности, оторванности от людей. Не хотелось в 46 лет становиться инвалидом, поэтому принял предложение Владимира САндракеева стать здесь главврачом. Оформляя его на работу, генеральный директор сказал: «Здесь и работа взбодрит, и чистейший воздух исцелит». Третий год Игорь Сидоров на курорте и если раньше с трудом на второй этаж поднимался, теперь уже и про болячки забыл.
 
«Конечно, как на любом предприятии, особенно при нехватке средств, проблем всегда достаточно, - говорит главврач. -  Как и всем забайкальским курортам, «Ургучану» недостает сервиса. И поскольку курорта почти полностью на хозрасчете, денег хватает толкоь для того, чтобы заплатить налоги, рассчитаться за электроэнергию, выдать зарплату работникам, а их на курорте вместе с медицинским персоналом – 74 человека. Поэтому средств на ремонтные работы остается немного. Хотелось бы иметь для этого новые материалы, но используем для этого уже бывшие в употреблении кирпич, трубы. Задумали менять крышу на здании столовой, но когда ее обследовали, стало понятно, что дешевле построить новое. Даже те корпуса, которые возведены 20 – 15 лет назад, требуют капитального ремонта. Но уверен, что санаторий не зачахнет. Два года назад возникла угроза промерзания зданий, потому что еле-еле работала котельная, но нашли возможность поставить новые котлы, зимой сейчас никто не замерзает».

Теперь уже точно, как считают главврач и его заместитель по хозяйственной части Сергей Букатич, в ближайшее время будет построена новая столовая, в старом деревянном двухэтажном корпусе после ремонта разместятся жилые комнаты для отдыхающих и процедурные кабинеты поликлиники, а за счет ее нынешних кабинетов после капремонта расширится ванный корпус. И теперь не только общие, вихревые для рук и ног радоновые ванны будут принимать пациентов, восстановят ванны для подводного душа-массажа, откроется циркулярный душ, будет работать кабинет для кишечного орошения. Найдутся деньги и для благоустройства территории, и для оборудования пандусов и подъездных путей. Продолжит работу детский оздоровительный центр со школой, в котором и во время учебы дети смогут отдыхать и лечиться. Надеются они и на то, что в течение трех-четырех лет увеличится приток отдыхающих.
 
В Ургучане, уютно раскинувшемся в чашечке-распадке, почти не бывает ветра, а зимой снег идет с утра до вечера. В 25 километрах отсюда, в Приисковой, не бывает такого. Так что условия высокогорья, напоминающие знаменитые Альпы, и климат уже являются мощным лечебным фактором. Поэтому и для туристов, и для спортсменов-лыжников Ургучан – прекрасное место, чтобы и отдохнуть, и подлечиться, и потренироваться. «Только одно присутствие в Ургучане – это уже лечение, - считает Игорь Сидоров. – Конечно, сервис не тот, что на южных морях. Но надо понимать, что лечиться нужно в той местности, где живешь. Ведь на далеких курортах организм человека довольно долго привыкает к непривычному климату, расходует много сил, вместо того, чтобы использовать их на поправку здоровья.  Поэтому, если едете не за развлечениями и впечатлениями от достижений цивилизации, а за здоровьем, то лучше отправляйтесь к нам. Да, е тот сервис, мало развлечений, но «Ургучан» - санаторий с самым большим лечебным эффектом. Я это на себе почувствовал. Ведь он рассчитан на лечение, прежде всего, опорно-двигательной и нервной систем, которые нужно лечить постоянно. А в лечении от нарушения осанки, сколиозов, хандрозов сейчас нуждаются даже дети».

«Посмотрите на местных жителей, – продолжает главврач, - из молодых – все крепкие ребята. Редко болеют, а если и бывает, то только после праздников, когда голова болит, или после травм. Много молодых семей. А сколько детей! В Ургучане рождаемость превышает смертность. Здесь очень много долгожителей. Бабушки, которым за 90, полностью обслуживают себя, даже сами дрова колют. Люди перестали уезжать отсюда. Нынче впервые за 15 лет мы начали ремонт домов для обслуживающего персонала. Те, кто хочет работать и работает добросовестно, ремонтируют в своих квартирах печи, перекладывают полы, меняют заборы. А это значит, что собираются здесь остаться надолго – работать и растить детей».

Поистине чудодейственна и целебна сила ургучанского источника, красива и неповторима окружающая его природа. И не случайно пытаются добраться сюда желающие прибрать этот радующий глаз и дарящий покой и умиротворение уголок, чтобы превратить его в место отдыха, охоты и развлечений для небольшой, но имеющей большие деньги кучки людей.  «Мы, коренные забайкальцы, не должны оставаться равнодушными к судьбе Ургучана. Такой первозданный уголок природы нам надо сохранить всем миром, - считает Игорь Сидоров. – И пока мы, я и мои коллеги, здесь находимся, здесь останется санаторий, который будет работать для всех забайкальцев. Мы все сделаем для того, чтобы он развивался».
             
*Статья была опубликована в журнале «Забайкалье: наука, культура, жизнь» (2005, июль – август, № 4(20)). 
**В Забайкалье известны четыре источника минеральной воды с содержанием радона: Молоковка, Былыра, Ямкун и Ургучан.


Рецензии