05. 071 Остров-замок Иф Франция
Материковый остров Иф — самый маленький остров (0,03 км;; 300 х 180 м) архипелага Фриульские острова, расположенного в Средиземном море. Остров находится в 3,5 км от Старого порта Марселя, на юго-востоке Франции. На острове возвышается замок Иф — крепость и бывшая тюрьма, в которой содержались религиозные и политические заключенные. Остров-замок прославил роман французских писателей А. Дюма-отца и О. Маке «Граф Монте-Кристо» (1845). Ныне это популярный туристический центр.
На географических картах рядом с истинно великими островами можно увидеть совсем маленькие, невыразительные, но с названиями. Ведь для этого вовсе не обязательно быть гигантом и иметь реальную историю, сойдет и придуманная — она еще ярче и понятнее. Как история Эдмона Дантеса, графа Монте-Кристо, рожденная писательской фантазией. Именно судьба этого героя, списанного с бедолаги-сапожника Франсуа Пико, оговоренного и жестоко преданного друзьями, превратила бесплодную морскую скалу напротив Марселя чуть ли не в символ всей Франции. Вот она, эта скала.
«Дантес встал, посмотрел в ту сторону, куда направлялась лодка, и увидел в ста саженях перед собою черную отвесную скалу, на которой высился мрачный замок Иф.
Этот причудливый облик, эта тюрьма, которая вызывает такой беспредельный ужас, эта крепость, которая уже триста лет питает Марсель своими жуткими преданиями, возникнув внезапно перед Дантесом, и не помышлявшим о ней, произвела на него такое же действие, какое производит эшафот на приговоренного к смерти.
— Боже мой! — вскричал он. — Замок Иф? Зачем мы туда едем?»
Далее Дюма и Маке рассказали — зачем.
К слову: «черная скала» предстала перед Эдмоном ночью, а днем она белая, поскольку построена из белого известняка. И вовсе не «мрачным» выглядит замок при свете солнца — на фоне его теряются чайки.
Когда ок. 600 г. до н.э. греки основали город Массалию (нынешний Марсель), этот остров имел какое-то несохранившееся имя, а позднее римляне нарекли его Excerpo — «Отрывок». Что означает «Иф» — не ясно. Вроде как «Тис». Вряд ли на этой скале росли тисы, хотя сегодня ютится несколько аллепских сосен. Нынешняя каменистая пустошь с юркими ящерками в расщелинах, прикрытая местами диким инжиром, фисташками, тамариском да пометом орущих чаек, точно такой же была и в античности, когда остров был гнездом пиратов, пристанищем рыбаков и горемык.
Массалия за несколько столетий превратилась в крупный торговый центр, которому покровительствовали римляне, но когда город в начале очередной гражданской войны в Древнем Риме (49—45 гг. до н.э.) поддержал Помпея Великого, им овладели войска Цезаря, обратившего тогда внимание и на остров, как обитель «разного сброда».
В состав Французского королевства остров Иф вошел в 1481 г.
В 1515 г. губернатор Португальской Индии подарил португальскому королю Мануэлу I живого носорога, которого монарх решил передарить римскому папе Льву X. «Носорог с воротником из зеленого бархата, украшенным цветами», (но в цепях) отправился на корабле в Рим. Когда судно проходило близ Марселя, король Франциск I, оказавшийся в тех местах, захотел взглянуть на диковинку. Судно остановилось у острова Иф, где «высадился носорог, чтобы его увидел король». Носорог до Рима не добрался, утонул при кораблекрушении, а вот Франциск I оценил остров, на котором можно было построить мощный морской форт. Индийский носорог и французский король стали «отцами-основателями» замка, возведенного в 1524—1531 гг. (Из «животной» экзотики можно вспомнить еще 13-метрового кита, пойманного возле острова в 1870 г.).
По иронии судьбы крепости не пришлось оборонять Марсель. Не исключено, что врагов отпугивал ее неприступный вид. Правда, больше это была лишь видимость. Когда в 1702 г. военный инженер С. де Вобан устанавливал по периметру острова береговые батареи, он со скепсисом отнесся к надежности построенного наспех форта, имевшего стены недостаточной, метровой толщины.
С 1580 г. крепость стала использоваться в качестве государственной тюрьмы. Она идеально подходила для этого. Из вырезанных в скале камер нельзя было сбежать. К тому же берега острова отвесно обрывалась в море, из которого торчали острые камни, а стремительные течения вокруг него и вовсе исключали возможность побега.
Когда Дантеса привели «в полуподземную камеру; из голых и мокрых стен, казалось, сочились слезы. Поставленная на табурет плошка… осветила лоснящиеся стены этого страшного жилища… Он остался один, среди тишины и мрака, немой, угрюмый, как своды подземелья, мертвящий холод которых он чувствовал на своем пылающем челе».
Что же являло собой сооружение? Трехэтажный замок, встроенный в скалу, в плане представлял собой квадратное строение (28 х 28 м) с тремя круглыми башнями, соединенными террасами. Периметр острова надежно защищали высокие валы. Имелся наблюдательный пост, маяк и часовня. Во внутренний дворик с колодцем для сбора дождевой воды (на острове нет пресного источника) можно было попасть по винтовой лестнице через единственные ворота с опускавшейся решеткой и подъемным мостом.
На цокольном этаже в бывших амбарах, пороховых складах и казармах располагались камеры, без окон, в которых содержалось от 15 до 40 человек. Редко кому удавалось выжить здесь. Обычно через 6—9 месяцев заключенный отдавал Богу душу. Труп заворачивали в брезент и с ядром на ноге сбрасывали в море. На верхнем этаже находилась камера смертников и т.н. «пистоли» — платные камеры, просторные, с широкими окнами, к одной из которых, трехкомнатной, был даже лифт.
В этой тюрьме содержались религиозные и политические заключенные, а также рецидивисты.
В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт Генриха IV (1598), обеспечивавший религиозный мир во Франции. Сотни тысяч протестантов-гугенотов перешли в католицизм либо эмигрировали. Многие попали на королевские галеры. Гугеноты начали кампанию за восстановление прав, дарованных им Нантским эдиктом, и тут же пошли под арест. Через тюрьму Иф прошло св. 3,5 тыс. протестантов. В их числе был будущий пресвитер французской церкви в Нью-Йорке Э. Неу, освобожденный по заступничеству английского короля Вильгельма III.
Не меньше здесь было и политических.
М.М. Лекуант-Пюираво, избиравшийся в 1790-е гг. в Законодательное собрание и в Конвент.
120 рабочих после подавления Июньского восстания в Париже и Марселе (1848).
304 заключенных после государственного переворота 1851 г, который привел к ликвидации Второй республики и установлению Второй империи во Франции.
После разгрома Парижской Коммуны (1871) среди заключенных коммунаров был и прокурор Третьей республики Г. Кремьё, расстрелянный на территории тюрьмы по приговору военного суда.
Были и «нестандартные» заключенные.
В 1720 г. в Марселе вспыхнула эпидемия бубонной чумы, погубившая две трети горожан. В ее возникновении обвинили капитана судна, прибывшего из Сирии — Ж.-Б. Шато. Капитана приговорили к смерти и заключили в тюрьму Иф. Осужденный не дожил до казни, т.к. пал жертвой чумы.
В 1774 г. здесь оказался молодой повеса О. Мирабо, выдающийся оратор и первый вождь Великой Французской революции. Сюда его упек отец за неподобающее поведение. Мирабо жил в пистоле, устраивал пиры и соблазнил жену коменданта крепости.
В 1800 г. в тюрьму доставили гроб с забальзамированным телом участника Египетского похода Наполеона генерала Ж.Б. Клебера. Возглавивший после отъезда Наполеона во Францию французскую армию, Клебер был убит фанатиком. Наполеон был зол на Клебера, публично обвинявшего его в трусости за то, что он сбежал из Египта, бросив армию на произвол судьбы, и приказал хранить тело в замке. В 1818 г. останки генерала были преданы земле.
Но всё же — «замок Иф исключительно знаменит благодаря двум персонажам: Железной Маске, который там никогда не был, и Эдмону Дантесу, который никогда не существовал». (А. Деко).
Сюда можно добавить еще маркиза де Сада и аббата Фариа, персонажа романа, реального человека, также не сидевших в тюрьме замка Иф, хотя их камеры там показывают туристам.
Рисунок из Интернета. Остров Иф
Свидетельство о публикации №225082100380
Оказалось, что с островом Иф и замком Иф связано множество исторических событий и имён.
"...вовсе не обязательно быть гигантом и иметь реальную историю..."- да, чаще выдумка с лёгкостью подменяет и вытесняет историческую действительность. И в наше время ложь, лживость успешно процветают.
Ваш стиль изложения меня всегда впечатлял и впечатляет по сей день, будь то роман, повесть, рассказ, сказка или очерк! Спасибо за cемена знаний, которые Вы щедро сеете для нас, читателей.
С пожеланием радости и вдохновения(вот и лето движется к концу...) -
сердечно, Ваша Тая:)
Здравствуйте, дорогой Виорэль-Николай.
(Иллюстрация чудесная)
Азиза 22.08.2025 17:29 Заявить о нарушении
Вы, как всегда, добры и благожелательны. Дай Бог Вам душевного спокойствия и здоровья. И новых чудесных стихотворений!
С неизменным теплом, Ваш Виорэль.
Виорэль Ломов 25.08.2025 17:38 Заявить о нарушении