Во дни Успенского поста...
В одной из своих лекций Алексей Ильич Осипов сказал о том, что по мере очищения души от загрязнения пороками, в ней начинают открываться те свойства вечного Божьего мира, которые были заложены изначально. Очищение, как омовение, как внутренняя уборка.
Земные врачи утверждают, что чистота – залог здоровья. И мы с ними соглашаемся, потому что проверили их точку зрения опытным путем. Ради сохранения здоровья тело необходимо содержать в чистоте (как и дом, как и одежду, как и обувь). Телу нужна чистая еда, чистый воздух, чистая вода.
А как же чистая душа? Какая она? Кто ее видел? На нашей планете чистая душа - такое редкое явление, которое чрезвычайно трудно встретить, которое невозможно купить ни за какие деньги и не заменить суррогатом, потому что подмена станет очевидной.
«… тот, кто надеется увидеть Господа, очищает себя так, как Он чист», — говорит святой евангелист Иоанн (1 Ин. 3: 3).
В один прекрасный день приходит понимание необходимости обучаться уборке внутреннего пространства . И становится понятным, какую добрую услугу в этом оказывает минимализм, научая идти от сложного к простому, от нечистого к чистоте. Идти с радостью, с чувством освобождения.
«Выбросим весь скопившийся в душе сор, вымоем загрязненный пол, вымоем окна и откроем их, чтобы свет и воздух проникли в ту горницу, которую вы уготовили покоем для Господа. Оденемся в чистые одежды, чтобы зловоние старой затхлости не осталось на нас и мы не были бы изгнаны» (ср.: Лк. 13: 28). И пусть это станет нашим ежедневным трудом.
Здесь важно (и этому тоже учит минимализм) начать с малого, постепенно и спокойно освобождая себя от прежних негативных привычек или страстей, которыми опутана наша бедная душа. И по мере ее высвобождения становится очевидным, что внутренняя чистота - не чья-то выдумка, не суррогат, который предлагается запутавшимся сегодня людям, а совершенная необходимость.
Священномученик Серафим (Чичагов) объясняет, что очищение души имеет несколько степеней.
«Низшая степень есть чистосердечие, то есть такое свойство души, когда действительно имеем доброе расположение к другим и говорим, что у нас на сердце.
Средняя степень – это когда сердце не допускает никаких нечистых мыслей, чувствований и желаний. Это состояние подобное детской невинности, но соединенной с благоразумием мужа и с опытностью старца.
Высшая степень – бесстрастие, о котором святой Иоанн Лествичник говорит: «Под именем бесстрастия не что иное разумею, как мысленное в душе человеческой небо; истинно бесстрастный тот, кто плоть свою очищает от всякого растления, ум возносит превыше всякой твари, чувства все покоряет разуму и душу свою представляет лицу Господню».
Пишу и думаю, что чистота души начинается с освобождения от привычки исполнять лишь свою собственную волю.
Свидетельство о публикации №225082100717