Горничная - актриса

                ГОРНИЧНАЯ - АКТРИСА
 
      Недавно прочитал в фейсбуке небольшой рассказ о девушке - горничной, бывшей пианистке, сыгравшей Шопена для публики, насмехающейся над ней. Сразу вспомнил Ростовский на Дону техникум связи, куда поступил в далёком 1953 году. Буквально через неделю увидел на доске объявление о начале работы кружка вокала. Зашел.
Руководителем оказалась солистка Ростовского на Дону театра музыкальной комедии (театра оперетты) Комарова Лидия Николаевна.
 
       Великолепное её сопрано украшало в течение многих лет спектакли театра. Лидия Николаевна часто приносила на занятия кружка контрамарки, и мы с удовольствием бегали на спектакли с её участием. За год работы вокального кружка мы познакомились, пожалуй, со всем опереточным репертуаром театра. До сих пор помню роли Лидии Николаевны  в опереттах: Вольный ветер, Баядера, Марица, Летучая мышь и другие.
 
      На занятиях по вокалу она учила нас многим премудростям пения. В результате её уроков к октябрьским праздникам мы подготовили концерт участников студии и неплохо выступили. Две наших студентки Нина Егорова и Нинель Шахова дуэтом спели арии из опер. Студент Борис Егоров своим басом покорил зал песней Жил был король, когда – то. Меня же Лидия Николаевна подвигла на исполнение двух песен из репертуара Михаила Александровича – это песни из его Неаполитанского альбома: «Видишь как прекрасно море… и «Вернись в Сорренто», и это, с моим баритоном, вызвало аплодисменты сокурсников и педагогов.
 
      В сентябре 1954 года  Лидия Николаевна в техникуме не появилась. Наши девочки пошли в театр, узнать что – либо о ней, но там сообщили, сто артистка Комарова в театре уже не работает, уволилась.

      Прошло много лет. Была армия, институт, работа на заводе в Брянске. Абхазия. Сухум. Работа в институте усовершенствования учителей Абхазии, Командировка в Москву на ВДНХ, где в павильоне Народное образование была представлена работа нашего ИУУ. Однажды, сидя на скамье у павильона, ожидая открытия, я увидел  женщину, медленно проходящую мимо. Удивительно, но в ней я узнал ту самую артистку театра оперетты Ростова на Дону – Лидию Николаевну Комарову.
 
      Я окликнул её: Лидия Николаевна, это Вы? Она остановилась, долго смотрела на меня, потом подошла, присела на скамью рядом и сказала? «Владимир Левинтас, а ты не очень изменился, конечно, я тебя узнала.»

      Потом мы долго сидели в кафе и говорили, говорили. Говорили обо мне, о ней, о её судьбе. Оказывается, еще в 53году на одном из спектаклей она, играя роль Пепиты в оперетте «Вольный ветер» умудрилась (её выражение) упасть в оркестровую яму, сломать при этом правую ногу и несколько рёбер. 4 месяца в больнице и, конечно, ни о какой работе в театре речи не могло быть. Друзья устроили преподавать вокал в клубе завода Россельмаш. Это был выход. А душа рвалась на сцену. Замуж так и не вышла–жених, один из актеров театра, «отвалил», когда узнал о моей беде.

      Так прошло много лет. Однажды, подруга уговорила меня принять участие в конкурсе на лучшую горничную, проводимом Горсоветом. Я согласилась и выиграла конкурс. Меня, как лауреата конкурса пригласили на работу в один богатый дом на должность управдома. Зарплату обещали, по тем временам, огромную и я согласилась. Хозяин, грубоватый мужик лет 55-56 поставил два условия» дом содержать в чистоте и порядке, со служанками не либеральничать, держать в строгости. Про мои артистические данные никто не знал, а я не афишировала.

      Однажды, хозяин подслушал, как я что - то напевала из «Вольного ветра», не то арию Стеллы, не то Пепиты. Не сказав ни слова, он что - то затаил. В свой день рождения он собрал своих друзей.

      На вечеринке присутствовали такие же как он почтенные господа и дамы, человек 14. Вечер проходил скучновато. Когда все немного подвыпили, хозяин подошел к роялю СТЕНВЕЙН, открыл крышку, и обращаясь к залу сказал: а сейчас народная артистка СССР Комарова Лидия Николаевна, а по совместительству наш управдом, исполнит арию Стеллы из оперетты «Вольный ветер» Исаака Дунаевского.

      Я опешила. Как, откуда хозяин всё узнал обо мне. Мне было неловко, но в зале раздались аплодисменты… А кто будет аккомпанировать, спросила я. Да я и буду. Хозяин сел за инструмент и взял аккорд. Довольно умело. Я спела арию Стеллы, затем, по просьбе зала, арию Марицы и что - то еще.

      Зайдите ко мне в кабинет после вечеринки, сказал мне хозяин. Когда гости разошлись, была уже полночь, и я не посмела побеспокоить хозяина, решив зайти к нему утром. Однако, он сам вышел на балкон и позвал меня, сказав, зайдите. Когда я вошла в кабинет, увидела на столе шампанское, букет цветов в красивой вазе, конфеты и что – то еще в обёртках.

      Присаживайтесь, Лидия Николаевна. Простите меня за весь этот спектакль. Когда, однажды, я услышал как Вы поёте, я вспомнил театр, Ваши роли в спектаклях. В институте, а я закончил РИИЖТ, мы были поклонниками Вашего таланта и часто ходили в театр оперетты именно «на Вас». И сейчас, когда я через друзей выяснил всё о вас, осмелюсь сделать Вам предложение – стать хозяйкой в этом доме. Знаю, Вам нелегко будет принять его. Но, даю Вам время. Время обо всём подумать.

      На работу можете приходить, как прежде. Любую информацию, касающуюся меня, получите из первых уст, то есть от меня. А сейчас могу сказать одно – я вдовец. Жена умерла от рака лёгких (много курила) два года назад. Всё это время я никого не хотел видеть. Вы же всколыхнули мои студенческие чувства, когда всем курсом были в Вас влюблены. И теперь я делаю Вам предложение – станьте моей женой.

      Я ответила ему: «Иван Николаевич, я благодарна Вам за то, что Вы, после долгого перерыва вновь вывели меня на сцену. Это дорогого стоит. А по поводу замужества - мне надо обдумать Ваше предложение»… Вот и обдумывайте, время у Вас есть.

      И вот я в Москве. Думаю. Люблю ВДНХ, его аллеи, фонтаны, павильоны. Обходя их, как-то легче воспринимается мир, легче думается. Лидия Николаевна, хотите мой совет, совет влюбленного в Вас студента? Выходите замуж, не заставляйте мужчину ждать и страдать. Он это оценит. Скорей возвращайтесь в Ростов. И будет Вам счастье.
      Спасибо, Володя, я тронута. Давайте прощаться, кажется, открыли Ваш павильон. Непременно последую Вашему совету. Прощайте. И она пошла в сторону выхода из ВДНХ, чуть прихрамывая, но гордо подняв голову, вероятно решив для себя свою проблему. А я некоторое время стоял и думал о её судьбе, судьбе великолепной актрисы с не менее великолепным сопрано.
                Владимир Левинтас.


Рецензии