Пиджак

                Пиджак




     Этот пиджак никогда не выходил из моды. Ему более пятидесяти лет, а в магазинах такие продают, и их покупают. Это был голубой джинсовый пиджак. Тот самый редкий московский прикид, за каким в семидесятые годы гонялись пижоны и спекулянты с фарцовщиками всех мастей. Это был пиджак, который можно было увидеть по телевизору не иначе, как на плечах народного артиста, выезжавшего за рубеж на гастроли. Редкая вещица и встретить такое на улице было почти невозможно.
     А куплен он был случайно в ГУМе, в те самые семидесятые годы простым студентом авиационного института Алексеем Гореным. Лёша долго собирал деньги на покупку приличного костюма. Каждую студенческую вечеринку он чувствовал себя неловко от того, что у него, у единственного, не было приличного костюма. И вот настал день, когда ровная сумма в шестьдесят рублей лежала у него в кармане, и он ехал в центр столицы за покупкой долгожданного одеяния. Ехал он на метро, читая книгу.
     Алексею крайне редко везло в жизни. Другим студентам даже на экзаменах удавалось схватить удачу за хвост. Лёше никогда. Рассчитывать он мог только на себя. По этой причине, чтобы получать повышенную стипендию, учиться ему приходилось на одни пятерки.
     Но в этот раз удача была на его стороне. Как раз в этот день в секции мужская одежда выкинули финские модные костюмы. Лёша занял очередь, совершенно не подозревая, что в кармане у него не та сумма денег, которая была указана на цене костюма финского пошива. Но увлеченный рассказами Зощенко, он даже не заметил, как оказался зажатым между витриной мужской одежды и железным парапетом, охраняемым милицией.
     Очередь росла на глазах. Все этажи ГУМа ожили, зашевелились, все бежали на второй этаж в секцию мужских костюмов. А рассказы Зощенко были настолько смешные, что Лёша не замечал всего происходящего вокруг него, и выглядел он в этой очереди необычно и даже смешно. Бабки-спекулянтки смотрели на него с опаской. Это был явно не их человек, хотя стоял он в самом начале очереди, и купить его место было делом большой удачи, но и подозрений было немало. Он, без всяких сомнений, не принадлежал очереди и покупать ничего не собирался. Значит мент. С другой стороны, Лёша был высокого роста. Его голову с взлохмаченными кудрями, обрамленную массивной оправой очков, можно было увидеть издалека. Сотрудники милиции такими не бывают. Он часто закрывал свое лицо книгой, тихо смеялся, и всем казалось, что этот длинный парень случайный человек в очереди. 
     Особенный интерес Лёша вызывал у работников секции мужских костюмов. Молоденькие продавщицы его заметили сразу, когда он только подошел к началу очереди, и с тех пор они не сводили с него глаз. А за ним и вправду приятно было наблюдать. Он беспрерывно смеялся. Причем, смеялся он так заразительно, что невольно улыбались все, кто обращал на него внимание.
     Наконец начали запускать. Лёша попал в первую десятку покупателей. Продавщица встретила его широкой улыбкой и вопросом.
     – Что такое смешное вы читаете?
     Лёша ответил, но от удовольствия прочитанного не смог сдержать смех. Продавщица тоже рассмеялась. И тут вдруг выяснилось, что он ничего не знает о продаже финских костюмов Продавщица даже растерялась и не сразу сообразила, что именно хотел купить этот смешной парень. Продавщица не знала, что делать и была вынуждена позвать заведующую секцией мужских костюмов.
     Заведующей секцией оказалась совсем молоденькая девушка, одетая в строгий брючный серый костюм. Брюнетка с высокой грудью и большими очками, которые ей были так к лицу, что казалось, сними она их, и это будет совсем другое лицо. Она тоже давно приметила Лёшу. Своим смехом он ей даже смог поднять настроение, поэтому она с удовольствием улыбалась и вела себя с ним, как с давним знакомым.
     Подобрать приличный костюм на Лёшин рост было сложно. Уже запустили пятую десятку, а заведующая все не хотела отпускать Лёшу без покупки.
     – А знаете что? – сказала заведующая, – дайте мне свой номер телефона, и я вам позвоню, когда у нас появится что-то приличное.         
     Лёша и так, без появления чего-то приличного, с удовольствием дал бы заведующей свой телефон, и с нетерпением ждал бы ее звонка, настолько она была хороша собой. Правда, как себя вести и о чем говорить с такой красоткой, он не знал. Не исключено, что у него еще не было близких отношений с женщиной. Он нервничал и проклинал свою неопытность. Но прошло время. Алексей успокоился. Он решил, что она никогда не позвонит ему, а телефон взяла, чтобы выглядеть хорошо воспитанной девочкой. «Кто я такой? – думал он, – а она королева мужской одежды, таких, как я, у нее пруд пруди. Нет, это не под мою душу, «каждый сверчок знай свой шесток».
     Но вот однажды вечером раздался звонок, это была она. Лёша хотел было рассказать ей, как он ждал, как потом потерял надежду, но она опередила его и сообщила, что не звонила потому, что не так часто к ним завозят что-то приличное, а потом полушепотом сообщила:
     – Завтра в десять часов утра ты должен прибыть к нам в магазин и вести себя, будто ни с кем из работников не знаком.
     А на завтра Лёша уже примерял джинсовый пиджак. Примерял он его в присутствии заведующей, но без всякого интереса, потому что ему нужен был приличный костюм, а не пиджак. Но не купить этот пиджак он не мог. Ведь человек старался для него, даже позвонил. И это было для него важнее всякой самой приличной одежды.
     Позже выяснилось, что пиджак стоил больше шестидесяти рублей. И Лёша уже обрадовался этому сюрпризу, но заведующая подошла к кассе и легко доплатила недостающую сумму. Потом она вывела Лёшу из магазина, и назначила ему встречу у фонтана ровно в восемь вечера. Лёша воспринял предложение заведующей с восторгом. Он даже заметил, как она улыбнулась, а потом положила свою маленькую руку ему на грудь и произнесла:
     – До завтра.
     Сколько надежды было в этой простой фразе, а ее рука на его груди говорила о многом. На следующий день Лёша показал соседке новый пиджак и занял у нее десять рублей. Соседка, хоть женщина и в возрасте, сразу сказала, что такие пиджаки носят только за границей. У нас таких, сказала она, в продаже нет. И действительно, в метро Лёшу разглядывали без всякого стеснения. Молодые девочки стреляли глазами и улыбались, а потом смотрели вслед уходящему пиджаку. Пиджак, и в самом деле, делал Лёшу другим человеком. В этом пиджаке он здорово походил на французского актера Пьера Ришара. А его огромные очки не казались такими старомодными и подходили к пиджаку и его внешности так кстати. Тогда Лёша еще не знал, что этот пиджак изменит всю его жизнь. Он будет самым желанным для любой девушки. Даже в метро стоять рядом с ним для любой молоденькой девушки станет таким событием, что она непременно расскажет об этой встрече своим подругам.
     А сейчас Лёша в новом джинсовом пиджаке, с надеждой и счастливый, стоял у фонтана в центре первого этажа ГУМа в ожидании долгожданного свидания.
     – Как тебе идет этот пиджачок! – услышал Лёша знакомый голос.
     Он распахнул пиджак. И там внутри пиджака слева, рядом с этикеткой из двух золотых львов, торчал бутон маленькой красной розы.
     – Это тебе.
     – Как это мило, – произнесла заведующая, – а ты, похоже, бабник. Ну, ладно. Меня зовут Людмилой. Куда пойдем?
     – А меня Алексей.
     Лёша тогда еще не знал точного значения слова «бабник», поэтому никак не отреагировал. Просто вернул Люде деньги и согласился с ней поехать в кафе Лиру есть мороженое. У входа в кафе была очередь, но Люда что-то сказала швейцару, и они без очереди оказались внутри. Потом Люда что-то сказала бармену и для них накрыли отдельный столик в стороне от всех. Они танцевали. И тут Лёша заметил, что все присутствующие так или иначе, как бы невзначай рассматривают их. Он решил, что предметом всеобщего внимания была Люда. Уж больно привлекательна была она. Так он ей об этом и сказал, но комплимент, похоже, не получился, она не согласилась с ним и рассмеялась.
     – Они все, – сквозь смех произнесла Люда, – на твой пиджак пялятся.
     А в какой-то момент, он и сам удивился, как это у него получилось, Лёша обнял Люду и робко поцеловал ее. Это был второй поцелуй в его жизни. Первый был в восьмом классе, с одноклассницей. Люда нисколько не удивилась. Наоборот, она положила голову на его грудь, прижалась к нему крепко, а потом предложила пойти посмотреть квартиру, которую ей предлагают, а она не совсем уверена, что ей нужна отдельная от родителей квартира.
     Квартира оказалась рядом, здесь же на Пушкинской, в старом доме, с хорошим ремонтом, но без мебели и без света. Вместо выключателей и розеток торчали провода. В одной из комнат лежал новый матрас. В квартире было душно, и Люда открыла окна. Со словом «жарко» она сняла с себя кофту, повесила ее на провод и села на матрас. Лёша тоже снял пиджак, тоже повесил его на провод и сел рядом с Людой.
     Если бы эта история была о любви, стоило бы рассказать, что происходило дальше. Но эта история о джинсовом пиджаке, и поэтому в самый трогательный момент этот джинсовый пиджак упал на пол. И пока Лёша снова прилаживал свой пиджак на проводах, Люда успела застегнуть все до одной пуговицы.
     – Нам пора. Произнесла она ледяным голосом.
     Так закончилось это свидание. А причиной не случившегося оказался Лёшин пиджак. Позже они еще встречались несколько раз, но уже не целовались. А когда Лёша пригласил Люду на свадьбу своего однокурсника, они окончательно расстались. На эту свадьбу Лёша пришел с ней, а ушел один. Люду провожал другой студент, который и стал мужем Людмилы. Но, опять же, эта история не о том как люди расстаются и находят друг друга, а о пиджаке.
     И эта история с пиджаком только начиналась. Лёша остался в аспирантуре МАИ. О его пиджаке в институте ходили легенды. В те далекие годы ходила поговорка «кто носит фирму адидас, тому любая сходу даст». Так вот Лёшин джинсовый пиджак действовал во много раз сильнее, чем адидас, причем действовал на любую из этой поговорки.
     Потом Лёша стал преподавать в родном институте. На защиту своей докторской диссертации он надел старенький джинсовый пиджак. Молодые аспирантки были очень удивлены такому наряду будущего доктора физико-математических наук. Это был еще тот вызов. Заведующий кафедрой Алексей Горин настолько стильно выглядел, что на него снова, как и в молодости,  стали обращать внимание молоденькие девушки. А одна студентка второкурсница, остановила Лёшу на лестнице, положила свою маленькую ручонку на лацкан его пиджака и назвала его Ринго Стар. Лёша улыбнулся и вернул ей ее ручонку.
     – Я профессор Горин, – произнес он с ударением на слово профессор.
     – Го-рин, – произнесла студентка по слогам и добавила, – Рин-го.
     Улыбнулась и пошла вниз по лестнице, но не пройдя и трех ступеней обернулась.   


Рецензии