Алмазы вечны? продолжение
Подполковник Сергей Васильевич Малышев в Управлении (15 лет назад это было управление Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР, затем его столько раз переименовывали, что и сами работники не успевали привыкнуть к новому названию, и называли его просто “Конторой”. Если широкая общественность когда-нибудь получит возможность ознакомится с данным повествованием, его наверняка еще раз несколько переименуют) был широко известен двумя вещами: своим невозмутимым спокойствием и неспособностью являться на службу в установленное время. Однажды он даже умудрился опоздать на совещание, проводимое высокими инспектирующими товарищами из самого центрального аппарата. По поводу спокойствия и невозмутимой неторопливости, с которой он действовал в любых ситуациях ходили легенды, а сам он говорил: “В случае когда не уверен что именно надо делать, лучше ничего не делай, по крайней мере, ничего не испортишь”. Этого правила придерживался он даже в операциях по захвату преступных групп - но, почему то всегда, когда он участвовал в подобных операциях, все проходило складно и без чрезвычайных происшествий.
Начальство относилось к нему сложно- с одной стороны, крайнее неудобство для любого руководителя представляет независимость в суждениях у подчиненных, а когда Сергей считал себя правым, он, не взирая на лица и возможные последствия, отстаивал свое мнение. К тому же в тех случаях, когда, не посчитавшись с его мнением, начальство принимало другое решение, оказывалось, что Сергей был прав, что, естественно, вызывало у принимавшего решение особое раздражение.
Очень не нравился руководству и внешний вид майора- вечные джинсы, куртки какие-то несолидные, заставить его надеть костюм и галстук могли только самые чрезвычайные обстоятельства. Здравым рассудком, конечно, все понимали, что в таком именно виде Сергей и не выделяется в любой толпе, что его принимают за своего и в среде рабочего класса, и среди технической интеллигенции, а свой и знакомство завяжет легче, и контакт установит, что, в конечном итоге, и дает возможность получать нужную информацию. Но традиции......
Кроме того, Малышев обладал редкими способностями к анализу: из казалось бы, не связанных между собой фактов и фактиков, он одному ему известным способом выстраивал логическую цепь, иногда, просто интуитивно, и делал выводы, в большинстве случаев, дававшие возможность решить оперативную задачу. Как-то не принято говорить об этом, но людей с выраженными аналитическими способностями довольно мало - вся эволюция, естественный отбор не давали возможности таким людям оказаться в большинстве - психологам известно, что аналитические способности всегда соседствуют с очень непростым характером, таким людям сложно в обществе, слишком они мало контактны.
До призыва в контрразведку, он работал программистом, причем в кругах "компьютерных людей" имел твердую репутацию "хакера"- программиста высшего класса, способного разобраться с любой программой. В Конторе он тоже работал с компьютерами, и здесь эти его таланты оказались, казалось бы, как нельзя более к стати - Сергей мог проникнуть в любую, самую защищенную систему, и обойдя все пароли и коды, вынуть необходимую информацию. Эти способности делали его ценным оперативником, но его характер (смотри выше)... Словом, начальство не могло без подполковника Малышева обойтись, и посему смерив раздражение, терпело его вместе с его причудами, как терпят зубного врача с его щипцами и бормашиной, однако не забывая попенять ему за действительные или выдуманные служебные грехи, соответственно не торопясь с его продвижением по службе -в общем, держало его, что называется в черном теле.
В этот майский день 199... ( а впрочем, точная дата значения не имеет) появился в управлении как обычно, в начале десятого. Не успел он угнездиться на стуле, и закурить первую за день сигарету, как раздался звонок аппарата внутренней связи.
- Малышев, слушаю,- недовольно буркнул в трубку Сергей, разыскивая по многочисленным карманам зажигалку.
- Ты когда будешь вовремя на работу приходить? -раздраженно прогудела трубка голосом полковника Круглова, непосредственного начальника Малышева - срочно генерал вызывает, я жду в коридоре.
Генерал - это серьезно. Генерал-майор Владимир Петрович Помыткин у сотрудников был в большом авторитете, его уважали за ум и оперативное чутье, а особо –за то что он в нужную минуту всегда брал всю ответственность на себя,не боясь последствий. Но и повоспитывать подчиненных за мелкие прегрешения любил до невозможности.
- Вот, опять будет дыню закатывать,- подумал Сергей запирая кабинет, и плюнул с досады - столько было срочных дел на сегодня, а сейчас сколько времени уйдет на выслушивание нотаций.
Когда Сергей с Кругловым вошли в кабинет, вопреки ожиданиям, Генерал от внушений воздержался, а кивнув в знак приветствия, пригласил садиться за стол совещаний, где уже сидели двое - один из присутствующих хорошо знакомый - полковник милиции Гурский, начальник отдела Регионального управления по борьбе с организованной преступностью. Второй - Малышеву был не знаком - высокий, стройный импозантный мужчина, с безукоризненным пробором и одетый в сильно заграничный костюм -всем своим видом он сильно смахивал на преуспевающего бизнесмена. Обменявшись приветствиями, присутствующие расселись.
Генерал начал с представлений:
- Полковника Гурского вы все знаете, а это полковник Андрей Васильевич Иванов, в прошлом работал в СВР, сейчас региональный представитель Интерпола.
Андрей Васильевич привстал, одарил всех лучезарной улыбкой и слегка поклонился присутствующим - что у генерала вызвало явное неодобрение.
- Сейчас Лев Алексеевич расскажет по какому поводу я вас пригласил, сказал Генерал и кивнул Гурскому.
- Да рассказывать в общем то и нечего пока, не очень решительно начал Гурский, работали мы тут по одной группе, много чего там за ней было, и рэкет, и грабежи, а самое главное - торговля наркотиками, в общем, подготовили захват, но накладки произошли, чисто взять не удалось, не обошлось без стрельбы. И буквально за несколько часов до начала операции скрылся - как мы тогда думали - один из главарей группировки: некто "Чава"- Чавычев Алексей Владимирович, не сказать что очень крутой, не в законе, но рецидивист, первый раз сел в 82 году за кражу, потом еще были ходки, в том числе и за вооруженный грабеж. Исчез загадочно, наружка довела его до квартиры и все - никто не видел, как он из нее выходил. Соответственно вздули командира наружников, мол, упустил, раззява. Ну само собой, провели обыски по месту жительства всех фигурантов, и Чавычева в том числе, и обнаружили его в собственной квартире собственной персоной, правда в качестве трупа без признаков насильственной смерти. Провели как положено вскрытие и медики дали заключение, что клиент помер от обширного инфаркта миокарда. Причем он не только сердцем, вообще ничем сроду, кроме как с похмелья, не болел. Все и так в высшей степени странно выглядело, и тут для полного счастьица, кроме прочего, обнаружили 2 алмаза, причем очень крупных - один 22 карата, второй 27. Изъяли все что нашли, в том числе и все, что на бумаге было написано - записные книжки там и тому подобное. Камни отправили на экспертизу в Москву, там они попали в представительство Алмазной компании, и тамошние специалисты дали заключение, что эти камни из той партии, что зимой прошлого года были захвачены на приисках - помните ориентировки, когда расстреляли охрану по дороге в аэропорт.
- А ошибки быть не может? - перебил милиционера Малышев - как определили, что именно из этой партии?
- Оказывается, там у них компьютерная система сортировки и каждый ювелирный камень больше 10 карат индивидуально учитывается, такие крупные, вообще штучно сортируются, и у алмазов столько критериев оценки - вес, форма, цвет, и много всего прочего, в детали я не вникал, но суть в том, что на каждый камень составляется сертификат, заносится в базу данных - и если задать параметры камня, то по ним компьютер установит - был этот камень добыт на рудниках компании или нет, а если да, то когда и где именно. Специалисты утверждают, что каждый камень такого размера индивидуален почти как отпечатки пальцев. А тут оба совпали - так что это можно считать фактом.
Никто из группы ничего ровным счетом про эти камни не говорит, но мы установили, что Чава во время ограбления в городе отсутствовал. Где был - пока неизвестно. Но вот что интересно - наш человек, через которого мы эту шайку разрабатывали, утверждает, что Чава от дел по малу отходит, и он слышал от него, что он должен получить долг - крупную сумму в валюте и после намерен смотаться за границу. К стати, обнаружен у него и заграничный паспорт. Фальшивый, конечно, но изготовлен на высшем уровне, без специальной проверки от настоящего и не отличишь. Это все, что у нас есть.
- У кого какие соображения? - после недолгой паузы спросил Генерал.
Первым начал Круглов:
- Очень возможно, что Чава связан с этим ограблением, или что то про него знал. Но поскольку он убит, нам следует надеяться на первое. Надо уточнить, может быть уже на вывозе партия перехвачена, а мы огород городим - Круглов выжидающе посмотрел на генерала.
Генерал снял трубку спецсвязи, и попросил дежурного соединить с Якутском. Через несколько секунд ему ответили. Генерал несколько минут разговаривал, затем положив трубку, сказал:
- Коллеги утверждают, что алмазы скорее всего в России, а возможно даже и в Якутии. Во всяком случае весь транспорт контролируется, вывоз не зафиксирован. С другой стороны алмазы не золото, сто процентной гарантии обнаружения их при досмотре в аэропорту никто не дает. Не исключено, что их вынесли пешком, через тайгу. Ну а ты что скажешь?- помолчав обратился к Малышеву.
- Что можно сейчас сказать, товарищ генерал ? - Ответил Сергей, - мне кажется, надо его поизучать - через учеты, и так - кто, где, связи. А для начала -посмотреть в квартире. Может у него еще квартира была какая - нибудь, дача там, гараж.... Посмотреть какие есть бумаги. Пока мало информации, что бы что-то решать. Да и еще –нужно исследовать труп на токсикологию, и вообще по полной программе – чтобы быть уверенными, от чего он точно ласты склеил.
- Милиция возражать не будет?- спросил Генерал у Гурского.
Тот пожал плечами:
- Честно говоря, нам эти алмазы - как соломина в одном месте, столько накручено, еще и это. Так что если вы у нас их заберете - только спасибо скажу.
Возникла некоторая пауза, в течении которой присутствующие думали кто о чем, а Сергей - о том, что все понятно, вот только чего тут забыл представитель Интерпола. Очевидно Андрей Васильевич почувствовал интерес к своей персоне и решил прояснить ситуацию.
- Разрешите, товарищ генерал? - тот коротко кивнул.
- Я уполномочить сообщить присутствующим следующее. За последние 7-8 месяцев имели место уже 4 подобного рода исчезновения крупных партий алмазов - в России, в Канаде, в Бельгии и Австралии. Стоимость похищенного уже превысила миллиард долларов. Прямой аналогии нет - однако нечто есть схожее: тщательная подготовка, точная информация о времени и месте, отсутствие каких либо следов. И все хищения связаны с транспортировкой камней. И только в Австралии обошлось без трупов. Там подвели бабу одному из ответственных сотрудников транспортной фирмы. Все это создает опасную ситуацию на алмазном рынке. Так что обращаю внимание на серьезность этого дела.
Все еще немного помолчали, после чего генерал закончил посиделки:
- Ну и славно, я думаю, что вы с подполковником определитесь, как, когда и где, - но не тяните. Сергей Васильевич, как будет что ни будь - доложишь соображения. О сильно не тяни, максимум до конца недели. Если вопросов ко мне нет - все свободны.
Свидетельство о публикации №225082200159