За что убили Зинаиду Райх

Не знаю почему, но я всегда с большим интересом смотрю на старые фото Зинаиды Райх,  первой  официальной жены Сергея Есенина, с которой он был еще и  обвенчан.
Нет, я не буду в этой заметке рассказывать о ней самой или о ее отношениях с мужьями. Не буду касаться столь подробно  ее творчества. В интернете есть много информации о ее непростой судьбе.
Я хочу восхитится ее красотой и высказать истинную причину ее гибели.
На мой взгляд, она была настоящей красавицей того времени. И мне очень жаль, что Зинаида родилась именно в то непростое революционное время, а не позже. Хотя, у каждого их нас своя эпоха и нам ее не выбирать.
Начну вот с чего.
У меня есть  коллекция фотографий актрис начала двадцатого века. Их не очень много, около пятидесяти. Но вот, что удивительно — на эти фотографии хочется смотреть и смотреть не отрывая глаз.
В чем загадка этого феномена я поняла давно. Конечно не сразу, а через  какое-то время.
В них женская красота соединенная с образованностью, талантом и  характером. Где видна не просто женщина, а ЛИЧНОСТЬ!
Именно соединение этих параметров дают ЭФФЕКТ ВЕЛИКОЛЕПИЯ женского портретного фото.
Так вот.
  Несколько дней назад, мне поступило предложение в «Вконтакте» купить одну фотографию.
Письмо предлагавшего  имело следующее содержание: «Уважаемая, Лидия! Зная, что Вы давно пишите о Военно-морском флоте, предлагаю приобрести у меня фото, которое явно вызовет Ваш интерес. По указанному номеру телефона, перечислите мне  сумму… (не буду ее оглашать) и фото Вам доставит курьер к указанному Вами месту и времени. Если оплаты не будет, курьер просто не придет. На фото Зинаида Райх в форме матроса». 
Я задумалась. А если это просто обман? Сегодня можно ожидать, что угодно. Но рискнула.
Сначала я попросила прислать копию фото. Мне никто не ответил. Я перевернула весь интернет и заметила, что некоторые подобные снимки есть и в частных коллекциях и в музеях, посвященные Мейерхольду и его театру.
Мысль о покупке я «отогнала», сославшись, что это просто фото, а в моей коллекции «Почтовые открытки» начала века. Некоторые из них были подписаны, со штемпелем и марками. Эти факторы удваивают их ценность.
А с другой стороны, зачем мне ее предложили?
Может продававший ее человек, рассчитывал, что это фото имеет какую-то связь с историей нашего флота?
Подумав еще минуту — я моментально перевела деньги  некой Анне К.
Через час мне позвонил курьер и спросил : « Мадам,  куда привести конверт?».
В обед произошла доставка.
В руках у меня, действительно, оказалось фото Зинаиды Райх, где она в форме матроса Балтийского флота.
Судя по всему, фотография была подлинной, потому, как имела особый внешний вид пожелтевшей бумаги.  Она хорошо сохранилась. Даже очень, я бы так сказала.
В моей жизни это был уже не первый случай, когда письмо или фото просто «втягивали» меня в поиск какой-то истории, которая «раскручиваясь» открывала мне неожиданные тайны.
Долго искать в какой роли здесь актриса мне не пришлось, потому, как Всеволод Мейерхольд поставил не так уж много пьес с моряками в главных ролях. Это был спектакль по пьесе Ильи Сельвинского «Командарм 2». Премьера состояла 24 декабря 1924 года в Гос ТИМ.
«Что дальше?» - думала я.
А если это просто присланное фото и никакой тайны нет! Просто я  пытаюсь ее притянуть «за уши»?
Но есть символизм, есть подсказки — для чего мне ее прислали? Понимали, что я ее все-равно куплю?
Я стала внимательно разглядывать снимок. Это был один из вариантов, как сейчас называют «пробы на роль».
Просмотрев несколько фильмов о Зинаиде Райх, я легла спать.
Утром меня уже обуревал один только вопрос: « Кто и зачем ее  так жестоко  убил? Девять колотых ран в сердце и горло».
После развода с Сергеем Есениным, Зинаида Райх вышла замуж за театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Играла в его театре и была главной актрисой.
        Когда арестовали Мейерхольда и пока он на Лубянке каждый день подвергался пыткам, в дом пришла бандиты и убили жену.
Сделав по датам и числам хронологию некоторых событий, связанных с театром и завязанными в этой истории людьми, вот что у меня получилось:
1. В ноябре 1925 года состоялась «читка» в театре Мейрхольда пьесы «Пугачев» Сергея Есенина - в феврале, через месяц, был убит автор.
2. 16 марта  1930 года состоялась премьера спектакля «Баня» В. Маяковского в театре Мейрхольда - 14 апреля того же года, покончил собой автор.
3.  Через 9 лет 14 июня, 1939 года была убита Зинаида Райх, а через полгода был казнен режиссер Всеволод Мейерхольд.
Что происходило в нашем обществе такого, что среди гениев нашей русской литературы происходил такой беспредел в каком-то гангстерском стиле?
Как вообще выжило наше искусство в таких условиях?
И еще, как в таком «аду формирования» в период жесточайших революционных перемен, появился такой всплеск гениальных авторов и режиссеров, которые своими жизнями заплатили, чтобы наша культура была великой! И где они сейчас?
Не буду рассказывать подробно, как происходили поиски  ответов на поставленные вопросы, сразу начну с главного.

Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки,  рассказал Марии Бабановой (актрисе, которая была в труппе театра в то время), что ему после реабилитации показали в прокуратуре копию письма которое было написано Зинаидой Райх лично  Сталину.
Копия эта была найдена во время обыска квартиры после убийства Зинаиды.
Письмо было гневным, обвинительным. Там были такие слова : « Как, вы, грузин, можете судить о русском театре, что вы понимаете в режиссуре, чтобы оценить все по достоинству?…», « …  что Вам бы не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда».
И тут , происходит самое интересное, что могло произойти со мной в жизни!
        Я вспомнила!
Четыре года назад, на 88 году жизни, ушла  Ирина Павловна Уварова, которую я знала лично и неоднократно бывала у нее дома.
Меня с ней в свое время познакомила Калерия Васильевна Боброва, военный историк, мой самый добрый друг и  соратник. Она знала, что я была поклонницей В.Каверина и привела меня к Ирине Павловне, которая лично знала писателя.
Ирина Павловна Уварова посвятила  всю свою жизнь театру. Она беззаветно любила свое дело, безгранично была ему предана. О том, как много она сделала для развития кукольного и драматического театра можно говорить бесконечно - о всех ее заслугах, творческих победах, реализованных проектах, о том, как она помогала своим коллегам. Вокруг нее всегда с радостью собиралось и молодое поколение, с ней рядом было интересно и увлекательно, вокруг нее кипела жизнь, рождались идеи, новые замыслы, планы.
       Ирина Павловна возродила в России традицию вертепного действа, была одной из инициаторов создания Музея-квартиры В.Э. Мейерхольда, более 20 лет возглавляла отдел театра и сценографии журнала «Декоративное и прикладное искусство СССР», создала и возглавила журнал «КукАрт».
Боже мой, как я могла это забыть?
Ирина Павловна  рассказывала о  каком-то письме, которое погубило режиссера!
Она рассказывала, что незадолго до убийства Зинаиды Райх,  в гости к Мейерхольдам приходил ее знакомый М.Ф Гнесин. В семье была какая-то напряжённая, тягостная атмосфера тревожного ожидания, и он заторопился уходить.
В. Мейерхольд вышел провожать его в прихожую, извинился и тихо сказал: «Михаил Фабианович, вы извините нас. Дело в том, что Зинаида Николаевна написала и послала Сталину письмо, не согласовав его со мной».
Ирина Павловна тогда сказала, что Зинаида написала еще одно письмо на шести листах, которое и видел Варпаховский. Именно его нашли в квартире после убийства.
Конечно, написать Сталину в таком стиле, так дерзко — последствия были необратимы.
Вот и ответ!
С фотографии смотрит одна из красивейших женщин двадцатого столетия.
Она была любимой двумя гениями!
С одним она познала, что такое темно и как это страдать, с другим — как это жить  ясно и с благодарностью.
Зинаида Райх стала на защиту русского современного театра, театра нового времени, который не отбрасывал старые традиции, а вписывал в себя все лучшее, что было в русской культуре на то время.
Когда в стране происходят глобальные мировоззренческие изменения, всегда в культуре создается что-то новое. Приходят талантливые авторы, режиссеры, художники. Приходят будущие ГЕНИИ, которые через свое «увеличительное стекло творчества» видят то, чего мы пока увидеть не можем.
Дописывая эту заметку, я обязательно напишу другую о Ирине Павловне Уваровой и Калерии Васильевне Бобровой.
Эти замечательные женщины были в моей жизни и своего рода благословили на творчество.


Рецензии