15. 9 Эмоции и личность
С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувственность, предметные чувства и обобщённые мировоззренческие чувства.
К АФФЕКТИФНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУВСТВЕННОСТИ относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЧУВСТВА связаны с обладанием определёнными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на МАТЕРИАЛЬНЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ и ЭСТЕТИЧЕСКИЕ. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЧУВСТВА связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям.
Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. Эту мысль неоднократно подчёркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определённо судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесённости. Это обстоятельство, в частности, используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.
Экспериментальным путём было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение – пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит в основе разнообразных систем психотерапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы …»
А это значит, что человек может избавиться от отрицательных эмоций, заменив их на положительные, используя свою волю, внушив себе это.
«Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека) представляется не таким простым вопросом, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности.
Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций. Заключается в том, что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причём то и другое в глубоком человеческом чувстве, обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственные начала.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователе и устойчив в своём поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они ведут себя непорядочно. …»
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 382).
Свидетельство о публикации №225082200361