Моя родословная. Глава. 5 Мемуары

Глава. 5                Краткая справка о казаках.


Там, где есть воля – есть путь.

Альберт Эйнштейн – немецкий физик.


Многие этнографы не считают казаков отдельным народом. Их называют социальной группой или даже особым военным сословием, входящим в состав русского этноса.

Сами казаки с этим утверждением в корне не согласны, отстаивая свою самобытную культуру, уникальные обычаи и традиции степной вольницы.

Одной из особенностей данного народа является большое количество смешанных браков, заключавшихся в XVI-XVIII веках между донскими казаками, например, и пленными турчанками.

Особые обычаи начнём с того, что слово «казак» имеет тюркоязычное происхождение и в переводе на русский означает - «свободный или вольный».

Примерно пять - шесть столетий назад так называли себя многие люди, которые предпочитали личную свободу тесным рамкам законов, установленных официальными властями.

Наименование «казак» было хорошо известно как в России, так и в Центральной Азии.

Начиная с XV-го века на вольные берега Дона начали стекаться молодые мужчины, не желавшие оставаться холопами бояр, а также гнуть спины на помещиков, зависеть от произвола и самодурства разного начальства: от приказчика до статского советника.

Некоторые из будущих казаков являлись беглыми преступниками, другие – авантюристами и искателями приключений.
               
Но основная масса стремилась именно к независимости. Эти люди создали особую социальную организацию, именуемую Казачий круг, где на совете общины решались самые разные вопросы – от хозяйственного спора до объявления войны.

Поскольку среди беглецов почти отсутствовали женщины, очень скоро эти замкнутые мужские объединения столкнулись с проблемой: как наладить личную жизнь ?

Каждый человек нуждается в семье, а также заботе и продолжении рода. Мужских сил, энергии и желаний – с избытком, а кому их отдать ?

Вот и стали казаки воровать девушек и женщин у черкесов, ногайцев и других соседних народов, а из многочисленных походов помимо награбленного добра привозить себе в невесты турчанок, персиянок и калмычек…

Поэтому нет ничего странного в том, что удалой атаман Стенька Разин, как поется в известной песне, похитил персидскую княжну.

Правда, это вызвало недовольство его лихих соратников: «Нас на бабу променял». И он бросил красавицу в волжскую воду, тем самым продемонстрировав, что для него мнение братьев по оружию важнее любой женщины.

Всё - таки изначально вольная община – это союз мужчин. Хотя к чести казаков следует сказать, что у них не существовало обычая заводить многочисленных наложниц помимо официальной супруги, как это было установлено в Средней Азии.

Там пленниц держали на положении секс - рабынь.

Общинный уклад жизни, когда все вопросы – вплоть до личной жизни – решает Казачий круг, не предполагал подобного. Казаки посчитали бы сожительство женатых мужчин с пленными женщинами развратом.

А людьми они слыли весьма суровыми. Правило простое: раз украл красавицу, оторвал от родных отца и матери – женись по закону. А какой мужчина станет привозить домой девушку, если она ему не нравится ?

Продолжение следует …


Рецензии
Знаете, Сергей, обычно я избегаю категоричности, высказывая своё мнение, предваряя его оговорками "по моему мнению", "мне представляется". Но в данном случае, основываясь на многих оригинальных источниках, изучению которых посвятил много времени, без всяких оговорок могу сказать, что насчёт истории казачества Вы на 100% не правы. Рассказанная Вами версия, это идеологическая выдумка врагов казачества, возникшая ещё в 19-ом веке, и затем подхваченная и раскрученная большевиками, которые, как думаю Вам известно, ненавидели казаков, и всячески принижали их историческую роль (как например в войне 1812 года). А также занимались их физическим уничтожением уже после гражданской войны. Так, например, была принята ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ директива об уничтожении СТА ТЫСЯЧ донских казаков, которая была с лихвой перевыполнена.
История казачества действительно не простая, но однозначно она ДРЕВНЯЯ, насчитывая многие и многие столетия. Был исход казаков на север во времена Дикого Поля (начался в конце 14-го - начале 15-го веков), и длился примерно двести лет. Вначале до границы лесов (рязанские, мещерские казаки) и дальше, вдоль Волги, затем Камы, затем вдоль Северной Двины и её притоков на Русский Север (именно так там появились казаки, а не возникли сами по себе, и именно оттуда ушли многие казачьи экспедиции на завоевание Сибири и Дальнего Востока - хоть тот же Хабаров, к слову сказать, или мои родственники по материнской линии, входившие в отряд казаков, которые основали Нарым, а затем Томск). И через двести лет казаки вернулись на свои родные земли, причем каждый род на свое исконное место. И, между прочим, никаких территориальных споров не было, что тоже о многом говорит.
Подумайте сами, как можно из разного сброда создать такие эффективные и МНОГОЧИСЛЕННЫЕ воинские формирования с устоявшимися традициями, отработанными воинскими стратегиями, тактиками и многими оригинальными трюками и приемами? Такие навыки, эффективные традиции и системы управления, обучения отрабатываются многими СТОЛЕТИЯМИ, методом проб и ошибок, особенно в те неспешные времена. Заметьте, вплоть до Екатерины Второй (которая заключила с казаками договор) русские цари общались с казаками через ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ, то есть по-современному через МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ. Это тоже достаточно красноречивое свидетельство того, что у казаков было самостоятельное ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ и ПОЛИТИЧЕСКОЕ формирование.
Можете посмотреть хотя бы книгу В. Е. Шамбарова, “Казачество. История вольной Руси”. (О ней у меня есть заметка - proza.ru/2021/03/06/68.) Освещение в книге немного однобокое, но сами факты, которые автор приводит, трудно оспорить.

Юрий Шестопалов   05.09.2025 02:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте уважаемый Юрий !

Благодарю за отзыв ! И отдельное спасибо за развёрнутый профессиональный экскурс в историю казачества.

Их история поражает многочисленными подвигами и самопожертвованием ради нашей Великой Родины.

И если брать с кого пример, как надо жить, то моё личное мнение именно с них - воителей, строителей и не побоюсь этого слова - просветителей.

Учиться их удивительной способности к самоорганизации с православной Верой в сердце и душе. И самое главное - быть верным своему слову и присяге !

Ешё раз спасибо за прочтение.

Всех Вам благ !

С теплом ...

Сергей Никитин7   05.09.2025 07:58   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей,
Спасибо за добрые слова, ссылки и Ваши произведения. Буду только рад, если мои заметки будут чем-то Вам полезны.

С уважением,
Юрий

Юрий Шестопалов   05.09.2025 17:57   Заявить о нарушении