Теорема Любви

Любовь — великое чувство, присущее человеку, воспетое поэтами, исследованное философами, оспариваемое скептиками. Она вдохновляет и разрушает, возвышает и разочаровывает, и никто не застрахован от этих состояний.

Но, быть может, любовь — нечто большее, чем чувство? Или, наоборот, нечто меньшее — иллюзия, которую мы не перестаём искать, даже зная, что путь к ней вымощен проекциями. Мы не влюбляемся в человека, а влюбляемся в образ, вылепленный нашей фантазией, болью, надеждами, страхами, привычками и детскими травмами.

Что, если сбросить маски и увидеть себя в прошлом глазами других?
Что, если любовь можно не встретить, а создать?
И если это возможно, то останется ли она подлинной?
Этот рассказ — попытка дать ответ на такие непростые вопросы, заглянув за горизонт.

Коля и Лиза познакомились всего месяц назад. Оба — не новички в жарких отношениях, попробовавшие уже не один раз построить что-то настоящее и прочное, без драм и огорчений. Разговоры были зрелыми, секс — нежным, но обоих терзало сомнение — а там ли они ищут?

И вот закономерный итог, неуверенных в выборе "партнёра", современных молодых людей — кабинет психоаналитической лаборатории новой психотехнологии "Эхо". Прогресс, казалось, позволял невозможное — абсолютную честность, через совместный просмотр прошлых отношений, с полным доступом без интерпретаций, в чистом восприятии и без возможности соврать себе и другим.
Реклама нового метода (услуги) была очень многообещающей: "Уникальное решение проблемы через просмотр памяти друг друга заинтересованными лицами для понимания перспективы развития дружбы и любви, то есть, на что ты идёшь, и кто перед тобой на самом деле". Ну как устоять?

— После этого нет пути назад, — тихо сказала она.
— И не нужно, — спокойно заключил он.

Память Лизы.

Она мечтала о любви с детства. Рыцарь, белый конь, страсть — идеал, выращенный на книгах, фильмах и чьих-то чужих историях. Мужчины приходили легко, будь то в кафе, на концертах или даже просто на улице. Ей льстило внимание, она легко открывалась и быстро теряла интерес.

В воспоминаниях Лизы явно просматривалась череда влюблённостей с ярким началом и заунывной концовкой. При встрече она смотрела на мужчину, как на чудо. Улыбка, взгляд, интонация, и вот уже в голове выстраивается образ идеального, романтичного, спасающего, посланного свыше "венца творения". Стоило обнаружить несовершенство, и пелена с глаз спадала с мгновенным разочарованием.
"Недавние суженые" чувствовали это и уходили, кто тихо, кто с упрёками, a кто с облегчением.

Её внутренняя боль была не в том, что они не любили, а в том, что никто не оказался тем самым.
И всё же, Лиза продолжала искать с хрупкой надеждой, защищающей от цинизма, но каждый новый представитель сильного пола, в её глазах, выглядел не больше, чем очередным ожиданием.

Коля наблюдал, как она путала близость с доступностью, как пыталась любить, не зная разницу между настоящим и воображаемым. Он вышел из воспоминаний молча. Грустная, но честная картина…

Память Коли.

Спонтанная свадьба в двадцать два года, как последствие неудачного пылкого приключения. Девушка забеременела, пришёл стыд вместо влюблённости, настало время "правильного поступка", ответственности и расплаты.

Он начал интересоваться другими женщинами месяца через три, осознав ошибку. Произошло это вначале от скуки, потом по инерции. "Несостoявшийся Ромео" искал не любовь, а восхищение. Игривый блеск женских очей, милые шептания на ушко: " Ты такой интересный" или "Я ждала тебя", плюс лёгкость, с которой его обожали, конечно же, кружили молодую голову. Через месяц-два интерес угасал, и всё повторялось опять — новая женщина, новое обожание и новая страсть.

Коля внушал себе, что ищет ту самую, а на деле — убегал от пустоты внутри. Естественно, его любовные приключения вылились в скандалы и развод, смотреть на который было совсем не занимательно.
И только теперь, глядя на себя со стороны, он понял, что не любил, лишь подпитывал свою энергию "любовным суррогатом".

Когда сеанс закончился, Лиза и Коля не смогли произнести ни слова, просто нечего было сказать друг другу.
Казалось прошла целая вечность...

— Ты не такой, каким я тебя представляла, — сказала Лиза.
— Ты тоже, — тихо ответил Коля.

Молчание не выглядело обидой, скорее, досадой от экзальтированной честности.

На следующий день их пригласили в закрытый кабинет.

— Мы проводим эксперимент, — сказал психотехнолог. — Наши учёные разрабатывают метод коррекции привязанности. Даже если люди изначально не чувствуют влечения друг к другу, мы можем активировать определённые нейронные связи, способствующие формированию влюблённости.

— То есть, влюбить нас друг в друга? — уточнила Лиза.

— Я бы не был так категоричен в данном случае. Не навязать любовь, а дать ей шанс вырасти там, где она вроде бы и не предвидится. — приоткрыл завесу куратор процесса. — По сути, мы можем задать направленность эмоций, мягко, без подавления воли.

Они переглянулись. Обоим было ясно, что магии не произошло, они не пара, слишком разные у них внутренние установки. Но в этом взгляде было что-то сближающее, как будто две повреждённые части мозаики случайно совпали своим несовершенством в единую картинку.

— Попробуем? — риторически спросили, обращаясь больше к себе "потенциальные счастливчики".

Когда импланты начали работу, и в ней, и в нём возникло странное ощущение — как будто кто-то нащупал в глубине души дверь, которую они сами бы не открыли.
Наши "подопытные кролики романтики" посмотрели друг на друга — всё ещё чужие, всё ещё сомневающиеся, но в этот раз, без иллюзий.

А может, именно так и начинается что-то настоящее?
Вряд ли у кого-то есть сомнение, что Коля и Лиза не придут к консенсусу по вопросу, что иногда, чтобы встретиться по-настоящему, нужно потерять иллюзии, даже о себе.
У вдумчивого читателя, конечно, есть свой вердикт по хитросплетённому поводу — может ли настоящая близость начинаться не с желания, а с согласия на правду?

Оставим всё, как есть.

Послесловие

Нас учат искать любовь, как нечто мистическое, спонтанное и судьбоносное, как внезапную вспышку, а не как то, что можно настроить. А если такое чувство — не случайность, а выбор? Не идеал, а работа? Не дар, а навык? Сегодня технологии учатся распознавать эмоции, моделировать привязанность и даже симулировать влюблённость. Что будет, если они сумеют это делать лучше нас? Станем ли мы ближе друг к другу?

Реально ли научиться быть рядом, не ожидая совершенства?
Какова вероятность того, что мы не потеряем главное, что делает любовь настоящей, непредсказуемой, свободной и рискованной?
Что важнее — быть любимым или стать тем, кого могут любить осознанно, искренне и безусловно. Или...?

Есть предмет обсуждения с комментариями, возражениями и поддержкой, а где глобальные выводы?

Данная тема, гипотеза, теорема или философская задача явно ждут гениального исследователя, своего одарённого в делах амурных Перельмана, который возьмёт и всё решит. Было бы здорово, если бы им оказался один из тех, кто сейчас читает этот рассказ. Улыбнись, Удача!


Рецензии
Внутренний закон "подобное притягивается к подобному". Это когда-то в какой-то момент происходит с нами. Сияние, свечение души. Энергия. Точнее сказать - энергия стихии любви. Человек может только способствовать появлению, сосредотачиваясь на её истинной сути. Стоит лишь заметить, на Земле энергия стихии любви является составной частью психосферы Земли. Так что трудно изобразить её в качестве теорем или в ином качестве законоисчислений, поскольку во Вселенной это доминирующая энергия. Что касается между людьми - хороша и высокоэнергетична обоюдная: не имеющая не причин ни печальных следствий.

Так мне видится.

Плюс!

С ув.

Анатолий Святов   28.10.2025 12:35     Заявить о нарушении
Сложно, интересно, мудро! Ваш стиль! Спасибо, Анатолий!

Ким Федоров   28.10.2025 23:45   Заявить о нарушении
С днём надводников! Каждый человек от искусства и художник может распознать и почувствовать музыку слов в любой художественной картине, в музыке, скульптуре, архитектуре... где звучит творческая мысль:

Есть и такое понятие: архитектура слов в любом произведении.

С ув.

http://www.proza.ru/2020/06/28/59

Анатолий Святов   30.10.2025 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.