Послесловие
У сунны пророка Мухаммада (1.с.с.) и суфийского течения тарикат кадария
одна основа – Коран. В священном Коране говорится: «О люди! Воистину,
Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами,
чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас
– наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».
(Сура 49, аят 13). Одним из смыслов этого аята является то, что каждому
человеку положено знать своё происхождение и свою родословную.
Но основной смысл указывает на то, что самые почитаемые Аллахом среди
людей – наиболее благочестивые и богобоязненные рабы, которые во всём
повинуются Аллаху и остерегаются грехов. (Смотри толкование Священного
Корана, Сура 49, аят 13). Перевод с арабского Кулиева Э. Р. Уже утвердивший
свой социальный строй общество Басхой, с приходом на Кавказ царской
колониальной власти, стало противником и препятствием завоевателям Кавказа.
Тогда началось преследование членов этого общества со стороны власти.
В надежде самосохранения члены тайпа Басхой начали переселяться в необжитые,
труднодоступные места или сливаться с другими обществами, но при этом
сохраняя название своего общества. Началась новая жизнь в новых хуторах на
новых местах. В конце 17-го и в начале 18 –го века царская власть приняла на
то время хитрое решение, - назначать во главе чеченских обществ авторитетных
представителей из их же общества, чтобы войти в доверие, а потом изнутри
разложить само общество и убрать неугодных себе пособников. Так были
вовлечены в орбиту защиты своих интересов Российской администрацией:
Чермоевы, Алиевы, Курумовы, Чуликовы, даже на какое-то время и Бейбулат
Таймиев. Правда, основная масса общества басхой, слившись с другими
обществами, начали называть себя тем родом (тайпом), к которому они
примкнули: гордалой – басхой, дишний – басхой, билттой – басхой,
чеберлой - басхой, белгатой - басхой и т. д. Слившись с разными
родовыми обществами басхой принялись исполнять обряды разных
вирдов. В сложившейся жизненной ситуации, сохранение названия
рода для басхойцев ушло на задний план, т. к. надо было выживать.
Смирившись по воле Всевышнего Аллаха со своей судьбой, люди
продолжали жить. Но очередная волна смены власти и коммунистическое
правление, окончательно разметало остатки басхойского рода.
Коммунистическая власть, зная историю чеченских обществ, принудила
работать на её идеологию или исправлять в лагерях Гулага. Какая-то часть
согласилась, зная, что нет выбора. А подавляющее большинство было
уничтожено под разными предлогами решением троек в 1932 – 1937 гг.
О традиционных поселениях чеченцев и ингушей в литературе прочно
придерживаются мнения, что на равнине, и особенно в горах, они исстари
были небольшими поселениями кровных родственников, преимущественно
однофамильцев. «Места древних поселений их (чеченцев), - пишет
Е. Максимов, - переполнены небольшими поселениями, отсёлками
и хуторами». Переселяясь с гор на равнину в конце 18-века, они, по словам
первого чеченского этнографа У.У. Лаудаева, писавшего в начале 70-х годов
прошлого столетия, «вначале также селились хуторами… в недоступных
местах ». ( Лаудаев, 1872г. с. 19). И ещё: « Прежде чеченцы жили в маленьких
хуторах, но в интересах безопасности и удобства управления их поселили в
аулах», - замечает К. Ф. Ган. Автор добавляет, что и теперь ещё сплошь и
рядом «жители одного аула носят одну фамилию и отличаются только
именами ». (К. Ф. Ган, 1902 г. с. 214, 219). Выражая своё мнение
о высказываниях вышеназванных авторов, Саламат Гаев, учитель по
образованию, автор и составитель книги о геноциде над чеченским народам,
«Хайбах – следствие продолжается...» подтверждает общую мысль этих
авторов. Так и представители рода басхой, в лице родных, двоюродных
и троюродных братьев, основывали села и хутора с одними и теми же
названиями на территории Сев. Кавказа, который раньше все чеченцы
называли «Дег1аста» – страна отцов. Как видим из этих сведений, что
часто выходцы из тайпа Басхой, в силу жизненных обстоятельств, сливались
с тем обществом, в которое они попадали. Они не старались выпячивать
своё высокородное и благородное происхождение. Они вживались в новую
общественную среду, придерживаясь чеченской пословицы: «На чью арбу
сел, хозяину арбы и подпевай».
Свидетельство о публикации №225082200475