III. Выговская пустынь в изображении светских и ду

IV. Выговское самоуправление
«Уложение», по словам Елп. Вас. Барсова, вводит во внутренний уклад жизни Выговских старообрядцев-раскольников, и знакомит, как с правами и обязанностями скитских начальников, так и с нравственными понятиями и началами, каким должны были следовать в своем поведении Выголексинские братья и сестры168.

Во главе Выголексинских раскольнических общежитий – мужского и женского, стоял Выговский собор. Учение веры, все важные дела и предприятия – строительные, экономические, торговые, административные, религиозные и нравственные, преступления против принятых правил, определялись, обсуждались и рассматривались на этом соборе. Он был, таким образом, высшею законодательною, судебною и административною инстанциею, а также высшим учреждением, из которого исходили догматико-обрядовые определения для всего беспоповщинского поморского раскола.

«Уложение» нередко дает понять, что для выговцев высшею властью должен быть собор. Его «благословение» они обязаны считать высшею наградою для себя. Казначей – одно из высоких должностных лиц в Выговском общебратстве, должен «благоревностно заботиться о монастырской казне, надеясь за это получить воздаяние от милосердного Бога, а от церкви и Выговского собора ; благословение и молитвы»169. Это сопоставление после Бога церкви и Выговского собора как нельзя лучше показывает, какое значение в глазах Выговцев должен иметь их собор: церковь высшая на земле власть, а собор –высшая и лучшая форма, в которой проявляется эта власть. Собор – власть законодательная, он издает обязательные для всех постановления. Нарядник – другое высшее должностное лицо у Выговцев, отпуская братию на отхожие пахотные службы, должен вручить им написанные соборные письма и при старостах неоднократно прочитать их, чтобы «соборное установление все неизменно сохраняли»170.

За преступления собор судит и налагает наказания. Духовные отцы выговские не должны были, по «Уложению», посещать пределы постниц «безвременно». Им можно было приходить туда только в определенное время, согласно четверократному исповеданию в год. Кто чаще этого будет беседовать наедине с постницами, кроме смертныя вины, повинен будет соборному запрещению171. Это запрещение обычно состояло в «эпитейных» (эпитимия) наказаниях, по церковным законам, причем наказанию подвергались все, без различия чина и звания: настоятели, духовные отцы, соборные и прочая братия172. Иногда собор требовал собственноручной подписки и обязательства к безусловному выполнению его постановлений.

По отношению к рядовой братии собор действовал решительнее. Виновного письменно требовали на собрание чрез десятского к определенному сроку, иногда приводили под караулом с нарочными проводниками, присуждали к строгой эпитимии, к временному отлучению от своего общества, к коленостоянию и публичному покаянию, к заключению в темницу покаяния или в смирительную келию, к сидению на цепи, и даже к телесному наказанию. Уголовных преступников немедленно отлучали от своей общины и изгоняли из скитов173. Такому наказанию не подвергались только «постницы». Так, одно из правил, данных в руководство постницам, гласит, что они не должны изгоняться из монастыря за проспатки, дабы чрез их скитание не было позора и поношения «всенародного», но что их следует смирять, как можно, внутри обители174.

Снабженный со стороны подчиненных ему выговцев полномочиями власти судебно-законодательной, Выговский собор, несомненно, пользовался всеми административными правами. Он избирал настоятелей175 и других должностных лиц братства176, давал им инструкции и поручения177, и следил за точным их исполнением178.

Вслед за собором, высшим должностным лицом в Выговском братстве был настоятель, иначе называемый «киновиарх». Избранный собором, он председательствовал на соборе во время обсуждения и решения дел, подлежащих соборному ведению. «Уложение» не определяет подробно круга полномочий и обязанностей «киновиарха», но по некоторым данным, заключающимся в «Улож.», можно отчасти составить представление о значении настоятеля в Выговском братстве.

Несомненно, что настоятель был «первым» в братстве. Правило относительно выхода молящихся из часовни гласит, что выход должен происходить в таком порядке: «все должны выходить чинно, сначала настоятель, клирики, потом братия, за ними все прочие»179. Таким образом, настоятелю здесь отводится первое место. Первое же место принадлежало ему и на Выговском соборе.

Как свидетельствуют памятники, на соборных определениях он подписывался первым180. Форма подписи была следующая: «непотребный» или «недостойный», или «последний общежитель такой-то к вышеозначенному определению подписуюся». Андрей Денисов делал иногда такое прибавление: «властною рукою моею подписуюсь»181. Настоятелю принадлежала инициатива в делах. Так настоятель Иван Филиппов (с 1741;1744 г.182), заметив упадок нравов в общине, составляет собор, и на нем вместе с другими отцами постановляет исключить из своей среды лиц зазорных183. Но инициаторство в делах, конечно, не всегда было неотъемлемой принадлежностью настоятеля, что вполне понятно, так как оно зависело от личных достоинств настоятелей. Тот же Ив. Филиппов, вообще не отличавшийся предприимчивостью, находится как бы в стороне в решении вопроса о титле, и главным инициатором и деятелем по этому вопросу в его настоятельство является Даниил Матвеев184. Занимая первое место на соборе, настоятель, конечно, был главным начальником и управителем всего Выговского монастыря. О всех важных делах другие должностные лица обязаны доносить ему и от него, или, если дело слишком большой важности, самого собора ждать решения их185.

Вслед за настоятелем большим уважением и значением пользовались у Выговцев «старейшие соборные». Как показывает самое название их, это были наиболее уважаемые за старшинство лет члены собора. В некоторых случаях они могли самостоятельно производить суд и расправу. Одно из правил инструкции городничего – влиятельного и должностного лица в Выговском монастыре гласит, что «если он (городничий) услышит или увидит где-либо какое-нибудь бесчиние, да исправляет его с советом старейших соборных, если же они не в силах будут остановить бесчиние, должен донести о том настоятелям»186.

Но если «Уложение» не определяет точно и подробно обязанностей и полномочий настоятеля и «старейших соборных», то нельзя сказать этого относительно прав и обязанностей других должностных лиц Выговского братства: келаря, казначея, нарядника и городничего. Круг обязанностей и прав этих лиц очень подробно и обстоятельно очерчен в «Уложении», так что на основании его можно составить полное и ясное представление о значении и положении их в братстве.

Келарь, по «Уложению», должен был наблюдать следующие четыре службы:

1) трапезную

2) хлебенную

3) поваренную и

4) больничную.

Очертим кратко круг его деятельности.

В своей области келарь был главным лицом, на обязанности которого лежало заботиться о равномерном и целесообразном распределении жизненных припасов Выговской общины и об удовлетворении всех «кормовых» нужд братии, это – эконом Выговского монастыря, только эконом исключительно по столовой «трапезной» части. Он заблаговременно обязан был заботиться о том, чтобы не было в монастыре недостатка в съестных припасах187, должен сводить итоги, сколько вышло в год всего харчевого припасу188, должен следить за всеми подчиненными ему лицами, поварами, келарниками, стольниками, хлебным старостой (особый надсмотрщик над хлебопеками189, обязан наблюдать за дисциплиной в столовой во время братских обедов и ужинов, и наказывать нарушителей ее, никому не позволять обедать и ужинать в своих кельях, за исключением тяжелобольных и тех, кому благословит настоятель с соборными, не дозволять никому носить на трапезу свою пищу, следить, чтобы больничный староста, без его келарева благословения, никому не отпускал из боль ницы пищи или пития, заботиться об улучшении пищи для больных и т.д.190

Главная обязанность выговского казначея состояла в тщательном сбережении братского имущества, которое рассматривалось с чисто религиозной точки зрения как имущество, принадлежащее самому Богу191. В общем, круг обязанностей казначея был одинаков с обязанностями келаря, с тем только различием, что келарь был главным заведующим лицом в «прокормлении» выговской братии, а казначей – в ее «одеянии»192.

Ведению и попечению нарядника подчинены были следующие службы: земледельство, возачество (извозы), молочение мельницы, скотские дворы и всякая домовая работа и работные люди. Выговский нарядник – это главное лицо, заведующее всей хозяйственной и торгово-промышленной деятельностью пустыни. Характерными правилами, данными в руководствование наряднику, являются те, в которых определяются его обязанности как лица, имеющего своею задачей следить за нравственностью подчиненных ему «работных» людей, братий и сестер. Так, одно из правил инструкции нарядника гласит, чтобы он на «прятку», т.е. на посев, посылал с постницами известных братий, коих честность засвидетельствована духовным отцом, поэтому нарядник предварительно должен спрашивать духовников, кого и с кем братию и сестер он благословит послать, а сам по себе нарядник «никого из братии да не дерзает определять на работы с постницами»193.

Городничий обязан был иметь надзор над сторожами, над обеими гостинными – внешнею и внутреннею, наблюдать над странными приходящими и отходящими, надсматривать за братиею во время богослужений в часовне и во время книжного чтения, и в келиях и в трапезе. Как видно отсюда, главною обязанностью городничего было наблюдение за исполнением братиею дисциплинарных правил, данных ей в руководство устроителями Выговского общежительства. Поэтому городничего можно назвать инспектором Выговского братства. Он должен был наблюдать, чтобы «ребята не заводили в гостиной (Выговская гостинница, предназначенная для приезжих богомольцев) дурости и драк, но тихо и смирно пребывали в ней194, чтобы «вся братия поспевали к началу как на полунощницах, так и на повечерницах, и на всяком пении195, чтобы «братия поклоны полагала добре как поясные, так и земные; поясные выше б пояса не полагали, а земные оправливаючись бы полагали»196 и т.д.

Таковы главные начальствующие лица в Выговском братстве, и такого рода было управление, заведенное в нем. По свидетельству «Истории Выговской пустыни», в основу жизни общежительства был положен «Устав» соловецкого монастыря: «и прииде к ним (выговским скитникам), говорит Филиппов, соловецкий отец священноинок Пафнутий, муж вельми духовен, много лет живый в Соловецкой обители и весь чин церковный и монастырский ведый, они же его с великою любовью прияша к себе. И начата общее житие и церковную службу уставляти почину и уставу»197.

Действительно, сравнение управления, заведенного в Выговской пустыни, насколько с этим управлением мы познакомились по «Уложению» Денисовых, с теми порядками, какие существовали в Соловецком монастыре до его разгрома царскими войсками в 1676г., показывает влияние этих порядков на Выговское братство. Как в Соловецком монастыре во главе управления стоял монастырский собор, так и в Выговском братстве все дела решаются на соборе198.

Должностные лица здесь и там одни и те же: это настоятель, келарь, казначей и старцы соборные199, здесь и там такое же производство дел200, такое же высокое значение настоятеля в делах монастырских201, такие же прикащики, заведующие хозяйством монастырским, и принадлежащими монастырю вотчинами и промыслами (напр., дьякон Игнатий в то же время усольский прикащик)202 и т.д. Но вместе с сходством замечается и различие. Оно заключается главным образом в большем значении Выговского собора, этот собор мог делать догматико-обрядовые определения для всего поморского раскола, чего, конечно, не мог делать обычный монастырский собор для подчиненной ему братии203.


Рецензии