Теизм и пантеизм в даосской философии

Главное отличие даосской философии (а именно – той, что представлена в основоположениях «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан-Цзы») от христианской философии и от индийской адвайты, так это ее парадоксальный теизм, включающий в себя и пантеизм (на Западе есть одно исключение в виде неоплатонической версии христианской философии, близкой к исихазму, в лице Николая Кузанского, в которой многие основоположения буквально совпадают с даосизмом).

  Ортодоксально-христианские мыслители и адепты адвайты  отделяют земной мир от небесного как нечто бесповоротно утратившее благодать Божью, как помрачение. В категориях хайдеггеровской герменевтики это и называется «миропомрачением».

В даосской философии и в фундаментальной онтологии Хайдеггера высшая миротворящая инстанция (как таковая непостижимая)  вечно и непрерывно-благостно  присутствует в мире.

(Вопрос отличия этой версии теизма-пантеизма от пантеизма Спинозы сводится к различению рационализма и сверхрационального   –герменевтического  –  способа мышления).


Рецензии