Крошка тоже хлеб

Мансур Суруш
(рассказ)
Хотя ничего постыдного в этом не, стану скрывать, что в детстве я был с соней и лежебокой, каких поискать. Не зная в ту пору никаких забот, и под родительской опекой живя как у Бога за пазухой, я сладко подтягиваясь, каждую ночь засыпал крепким сном, не чуя ног, даже так, что и пушечным выстрел нельзя было бы добудиться до  меня, если бы не мама. Она то уговорами то лёгким торможением вырывала меня из объятий Морфея, чтобы я не опоздал в школу, а перед выходом успел позавтракать. Из царства снов я выбирался с неохотой, и поэтому из всех дней недели я больше всего любил  воскресенье, но ещё и каникулы. Но у мамы бывало ещё находился повод разбудить меня поутру, по выходным.
Когда это случилось в очередной раз, я протирая глаза, опустил ноги с койки, а мама как ни в чём ни бывало, указала на пластмассовый бидон, за ручки которого держалась.  Я всё понял.  По воскресеньям на соседней улице продавалось домашнее молоко. Его ещё в предрассветных сумерках из окрестных кишлаков привозили молочницы для продажи, что было выгодно и им, и жителям посёлка, где протекало моё счастливое детство. Мама предпочитала именно это молоко заводскому, объясняя это тем, что в нём больше полезных веществ, поскольку, как она говорила, коровы у сельчан пасутся на лугах и в лощинах, отличающихся богатым разнотравьем. Ну маме виднее, она, как я зарубил себе на носу знает всё. Прямо учёный - энциклопедист.
- Кто рано встаёт, -сказала мама, - тому Бог даёт. А теперь с бидоном бегом на соседнюю улицу, не то сегодня останемся без домашнего молока, охотников до него много. Мне ничего не оставалось делать как подчиниться, тем более, что мама как всегда сунула мне в карман какую-то вкуснятину .  День был ещё ранний к тому же выходной, поэтому встречных людей на улице было мало. Проходя мимо спортивной площадки, я заметил Хуршеда , своего одноклассника и капитана нашей школьной футбольной команды, в которой я числился вратарём. Я не то чтобы недолюбливал его, но и особо симпатии к нему не питал. Потому что я нередко после соревнований получал от него нагоняй.  Я из кожи ли звон, старался вовсю чтобы не подкачать, не подвести команду. Но как известно, фортуна " дама "капризная, не всегда улыбается и бывает благосклонной.  вот и  на прошлой неделе на соревновании с футболистами соседней школы самым финишем один за другим получил два гола. Команда наша проиграла, а Хуршед был так вовремя дал дёру, быстро смылся.
Хуршед подал рукой мне знак, приглашая присоединится к нему. Но я наоборот ускорил шаг, идя своей дорогой, чтобы не вернуться домой с пустым бедоном. Тогда трёпки от мамы не миновать. Вскоре на другой стороне умницы я увидел грузно шагающего немолодых лет человека в тюбитейке. Я сразу узнал его. Это был  парикмахер, которого звали Гадомахммад. Потомственный цирюльник, он пользовался заслуженным авторитетом в посёлке. Молодые коллеги считали себя его учениками.
Хотя, как я уже знал, ждя своей очереди в парикмахерской, по выходным клиентов куда больше, чем в другие дни, да и выручка у брадобреев и стригунов, дядя Гадомахммадом, как мы, пацаны его называем, шёл не на работу, а в противоположенную сторону, причём спешным шагом. И я догадался куда. Не раз от отца  и других я слышал, что по выходным и на к кануне праздников, особенно мусульманских, Гадомахмад по давней привычке  ходит по домам,  где живут немощные, изжившие свой век старики и беспомощные на свет. Разве только для того, чтобы принять участие округу бизнесмена.
- И что же он?  - поинтересовался я.
-Он, тире пояснил Хуршед, свой счёт заасфальтировал, начиная от ворот своего особняка, откуда он почти каждый раз выезжает на красивейших автомобилях последние моды, всю улицу. Заасфальтировать целую улицу, не жалея кармана. Вот большое доброе дело, это тебе не просто побрить кого-то.
Не знаю, что ответить, я молчал.
- Извините, - вдруг позади нас раздался голос
Обернитесь, мы увидели школьную уборщицу тётю Саломат. Прислонив швабру к стене, она продолжила: - я убиралась в коридоре, и в открытую дверь случайно услышала ваш разговор. Вот что я вам скажу, ребятки. В нашем посёлке Я живу уже много лет .  Знаю всех и каждого, знаю, кто чем дышит .  И тех, кого вы сейчас упомянули. Оба хорошие люди, занимаются добрыми делами. Знайте же, как не театральной сцене, как в кинематографе у настоящих артистов роли не делятся на большие и маленькие, так и добрые дела они не бывают маленькими.  добрые поступки, какими бы они не были всегда равноценны по своей значимости. Кто-то совершил рыцарский поступок, а кто-то утёр слезу ребёнка, а доброму человеку и чужая боль к сердцу, оба эти поступка одинаково богоугодны. Таджикская поговорка гласит: и хлеб, хлеб, и крошка тоже хлеб ".
Как будто это было вчера хотя прошло немало времени. Но признаюсь, лишь спустя годы я понял всю философскую глубину услышанной от нашей школьной уборщицы поговорки, всего-то несколько слов, а с содержания, смысла в ней целый мир, вселенная необъятная бездонный небесный свод.

Дяди Гадомахмада давно уже нет в живых, но память о нём сохранилась. И на его надгробной плите по праву можно было бы выжечь следующие строки:
Того, кто дела добрые вершить, ещё при жизни все уважают. А после ухода в вечность его, добрым словом всегда поминают.


Рецензии