Языковая модель обучения реакциям, навыкам общения

Август 2025 г.

Эпиграф «Языковая модель это распределение вероятностей по последовательностям слов. Для любой последовательности слов длины m языковая модель присваивает вероятность
P(w1,…,wm){\displaystyle P(w_{1},\ldots ,w_{m})} всей последовательности. Языковые модели генерируют вероятности путём обучения на корпусе текстов на одном или нескольких языках. Учитывая, что языки могут использоваться для выражения огромного множества верных предложений (так называемая цифровая бесконечность), языковое моделирование сталкивается с проблемой задания ненулевых вероятностей лингвистически верным последовательностям, которые могут никогда не встретиться в обучающих данных. Для преодоления этой проблемы было разработано несколько подходов к моделированию, таких как применение марковских цепей или использование нейронных архитектур, таких как рекуррентные нейронные сети или трансформеры.» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Языковая_модель)
В прикладном смысле определение языковой модели (ЯМ) «...это алгоритм, который анализирует текст, понимает его контекст, обрабатывает и генерирует новые тексты. В его основе лежат нелинейные и вероятностные функции, с помощью которых модель предсказывает, какое слово в тексте может быть следующим, — рассчитывает вероятность для каждого из возможных слов.»
Введение
Цель данной статьи – представить информационное описание процесса формирования человеческих навыков, как простых, так и сложных, с использованием концепции языковой модели (ЯМ). Мы спроецируем алгоритм создания нейронной модели, способной обучать сознание навыкам в таких областях, как общение, игры, труд.
 Физиологические реакции будут представлены на уровне нейронных вычислений как простые (ЯМ) и сложные смысловые модели (СМ). Для сохранения аутентичности изложения, термин "языковая модель" будет заменен на "простая модель" (ПМ). Для обеспечения комплексного анализа, информационные, физиологические и психологические описания будут сопоставляться посредством логического обобщения по уровням и категориям.
Мы также рассмотрим рефлекс подсознательного действия с точки зрения простой модели, опираясь на материал из статьи автора "Взаимодействие ИИ с человеком".
Информационная модель позволяет выявить порядки рефлексов, формирующих восприятие и поведение в социальных отношениях. Ценность информационного представления физиологических процессов заключается в возможности систем искусственного интеллекта (ИИ) прогнозировать человеческое поведение и планировать эффективное взаимодействие.
1. Простая модель обучения
Исходя из определения простой модели, мы можем построить аналогичную модель поведенческого рефлекса биологического организма. Она будет основана на закономерностях или вероятности повторения откликов психики на стимулы.
Модель показывает закрепление условной реакции на изменение воздействия окружающей среды. Найденные связи ПМ в цифровой форме описывают представление сознания через активацию реагирования и памяти. Информационное восприятие сознания кодируется в факторы ПМ и СМ, которые для внешнего обмена с окружением и социального взаимодействия перекодируются в слово (вторая сигнальная система в физиологии).
ПМ, по сути, является описательной системой следствий, которые не выводятся в виде логических умозаключений, а формируются напрямую в результате вероятного повторения. Рассчитанная модель дополняется связями информации из общей базы содержания опыта в виде ПМ.
В сравнении с объективной реальностью слова не являются истинным отображением информации в сознании биологического организма. ПМ, как запоминаемое рефлекторное действие представляет только систему реакции.
Слова как навык сознания сначала несли социокультурную цель общения. С развитием социума слова стали использоваться для обозначения природных явлений и, наконец, научных определений.
То, что нейронная природа навыка открылась человеческому сознанию через пример ЯМ первого ИИ, является актом приспособления к отношениям в настоящее время, а не наиболее удобным способом взаимодействия сознания с окружающим миром.
2. Смысловая модель.
2.1. Из множества ЯМ пересчитывается следующее по сложности представление (кодирование) либо смысловая модель (СМ).
Для сознания простейшая форма смысла - это навык или реакция, которая в определённых условиях повторяется множество раз, прежде чем закрепится, получит постоянное место в памяти и в шаблоне реакций. Для активации СМ в сознании сначала происходит множественное сравнение смыслов и сопоставление модели до уровня соответствия.
СМ есть организация поведенческого процесса с формированием из ЯМ наиболее часто повторяющихся паттернов. В такой паттерн входит: обработка информации в процессе восприятия и наблюдения, связывание с другими моделями, выполнение условий активации.
3. Смысловой шаблон. Главная цель организма заключается в выживании и продлении своего рода. Поэтому выделяем первый уровень активации СМ, связанный с ресурсным поддержанием организма поведенческие паттерны в процессе таких навыков, как поиск, игра, охота, борьба, труд.
3.1. Множество СМ,  распределённых по иерархическому принципу, которыми наиболее часто пользуется сознание, оптимизированы во взаимно зависимое состояние в виде смыслового шаблона (СШ). В отличие от алгоритма расчёта ПМ, где вероятность рассчитывается по всем полученным данным, в СШ входят только данные необходимые для достижения цели СМ. Значит, данный вид обработки основан на ситуативности и поэтому назван шаблоном.
Оперирование абстрактными представлениями показывает уровень расчёта модели шаблонов (МШ).
Сознание обладает большим запасом смысловых шаблонов, сформированных под действием воспитания, жизненного опыта, а также уже заложенных в ДНК предрасположенностей, реакций, фобий. Со временем, в процессе приспособления и эволюции, использование шаблонов меняется.
У каждого сознания свои способности, рассчитанные модели и шаблоны реагирования. Поэтому  в социальной среде распространена индивидуальность сознаний.
3.2.  Поисковый рефлекс. Биологический организм находится в меняющихся условиях окружающей среды и социума. Поэтому расчёт вероятности событий ведётся постоянно, а умение считать является одним из ранних навыков. Сознание рефлекторно ищет и рассчитывает ПМ в любой обстановке на уровнях СМ.
И наоборот. Потеря сознанием способности к просчёту вероятности показывает снижение объективной оценки происходящих вокруг сознания событий, а значит, меньше шансов выживания.
При взаимодействии с окружающей средой, социумом сознание выстраивает шаблон глобального уровня с описанием реакций в любых условиях, даже при встрече в незнакомой ситуации. Поэтому в зависимости от обстоятельств в процессе коррекции СМ поступающие сигналы наблюдения распределяются и оптимизируются по шаблону с поиском лучших сочетаний. Всё это выражается в поисковом рефлексе навыков человека.
В системе моделей биологического организма базовыми принципами являются выживание, а значит, своевременное и безошибочное приспособление, подстройка к измененим в окружающей среде. Самые молодые биологические организмы обязательно играют, учатся приспособлению, поиску, охоте, копируют поведение и слова взрослых. Самые старые организмы замедляются, перестают реагировать, делают выводы на основе прошлых навыков, без сравнения с ситуацией в настоящее время теряют навыки выживания.
Потеря подвижности (ригидность) старческого сознания в модели СМ связывается с остановкой расчёта (например последовательности слов ЯМ) или заменой абстракции в обработке информации СМ на более простые и привычные шаблоны. Психологический аспект старческого мышления показывает приспособленную уверенность в своём мнении (вместо поиска связей) страх обстановки (замыкание в себе или агрессивное отталкивание) потерю связи с эталонной моделью (забывание).
4. От СМ к осознанию.
4.1. Сознание как пользователь моделями не только выбирает из уже известных, но и моделирует реальность, воображает или предполагает, предсказывает. Выбирает с каким СМ или СШ решать возникающие вопросы. Составление предсказываемого смыслового шаблона (ПСШ) осуществляется как на основе логических рассуждений (обдумывания), так и с учетом вероятностных оценок.
4.2. Сознание и подтверждение предсказаний. После формирования ПСШ сознание переходит в стадию ожидания и желания подтвердить полученный результат. Этот процесс, в свою очередь, влияет на вероятность предсказания события. Со временем вероятность подтверждения желаемого результата возрастает, позволяя с большей уверенностью утверждать то, что было предположено.
Поэтому предсказательность - это навык выживания и повод к проецированию своих представлений  на всё окружающее.
Таким образом, предсказательность является не только навыком выживания, но и стимулом для проецирования собственных представлений на окружающий мир. Например, лица, изображенные художником на картине, часто напоминают его собственное. В науке ученый может придерживаться определенных взглядов даже при недостаточном фактическом подтверждении. На бирже покупатель может принимать желаемое за действительное, приобретая активы под влиянием как открытой, так и скрытой рекламы.
Снижение использования навыков воображения и представления ведет к деградации умственных способностей. Однако через игровую деятельность поиск сохраняется, а аналитические возможности сознания (просчитывание) развиваются.
5. Преобразование СМ.
5.1. Единство и отличие СМ. Множество простых моделей (ПМ) обладают определенным родством, поскольку они формируются в одном и том же окружающем мире, воспринимаются одними и теми же органами чувств и используют единый алгоритм поиска. Актуализация навыка происходит в активной окружающей среде при определённом сочетании факторов ПМ и СМ. В модели уже закладываются условные реакции.
Благодаря этому социум формирует самоподтверждающиеся модели окружающей среды, что ведет к постоянному сближению реакций членов общества.
Сознание оперирует не только актуальными, но и потенциальными смыслами, к которым относится и логико-эмоциональный фактор. Поэтому СМ  социальных отношений достаточно точно показывает взаимные связи. На личные взаимоотношения влияет модель, усвоенная ещё до рождения в утробе матери (фетальный период). Отличительной особенностью этой модели является алгоритм реакции, отличный от простого расчета вероятности в смысловой модели.
Первые социальные модели, заложенные в фетальном периоде, определяют эмоциональность, способность к логическому анализу и базовые психологические модели поведения будущего человека. (см. Приложение №1).
5.2 Логико эмоциональный фактор.  В фетальном периоде активно развивается нервная система, включая проводники сигналов, рецепторы и сенсорную кору головного мозга. Здесь происходит обработка информации об окружающей среде и передача сигналов в центры формирования рефлексов и навыков. Поскольку проводимость нейронов и сенсорных зон еще не полностью развита, выработка соответствующего рефлекса происходит с некоторой задержкой после получения сигнала от рецептора.
В идеальных условиях внутриутробного развития плод проходит этапы, аналогичные филогенетической эволюции, приобретая способность реагировать на звуковые, световые, тактильные и ориентировочные раздражители.
Психологическое состояние плода тесно связано с состоянием матери. Параллельно с филогенетическим развитием плод исследует окружающее пространство по мере готовности механизмов формирования рефлексов. Первые навыки представляют собой зачатки будущих навыков взаимодействия с внешним миром.
Для плода матка является естественной средой обитания. Развитие сенсорной коры и центров управления происходит закономерно, подвергаясь изменениям под влиянием значительных гормональных сдвигов или физического воздействия на тактильные рецепторы плода.
Плод получает прямые сигналы от матери, на основе которых может формировать логические рефлексы, используя обонятельные, вкусовые, зрительные, тактильные и слуховые рецепторы. Однако эмоциональное состояние матери оказывает влияние на плод через изменение гормонального фона. В центре обработки информации плода формируется опосредованная логическая связь между гормональным воздействием и другими сигналами, воспринимаемыми рецепторами в данный момент. Так закладывается основа так называемого логико-эмоционального фактора (ЛЭФ).
Когнитивное опосредование ЛЭФ возникает вместе с общим образованием навыков в процессе их взаимодействия.
Подсознание плода связано с непрямым проявлением сферы вытесненных эмоциональных реакций, ограниченных в структуре «я» и «оно» что для когнитивной функции выражается в интеллектуализации. Этот процесс можно рассматривать как первый социальный контакт с матерью, где формируется разделение на "я" и "она".
В результате ЛЭФ представляет собой подсознательные связи, логически опосредованные в интеллектуализацию долженствования когнитивного восприятия. Это приводит к формированию факторного отношения к стимулам, в отличие от обычного рефлекторного ответа, свойственного образованию навыков.
"Зависимость априори" в процессе интеллектуализации приводит к формированию "представления" о ситуации. Сознание, минуя рефлекторные защитные механизмы, действует исходя из этого "представления", которое далее развивается в "воображаемое" событие, предвосхищающее действие. Эта априорная зависимость от более развитого члена общества формирует основу для социальных отношений.
Поэтому воображение и зависимость становятся каналами воздействия на сознание и способом формирования социальных отношений.
Первичная модель формируется на основе восприятия эмоционального и гормонального состояния матери, а не собственных ощущений плода. Этот навык активируется не причиной, а желанием организма матери, чья воля воспринимается как управляющий фактор.
Отсутствие прямой связи между рефлексом и причиной приводит к логическому допущению непрямого воздействия. В сознательной модели (СМ) устанавливается возможность активации от предполагаемого воздействия, что выражается не в ответной реакции на стимул, а в подчинении.
Для инициализации сознанию необходимо ощущение связи с управляющим фактором (распорядителем) чувство уверенности в данном событии, которое не нуждается в подтверждении.
Логико-эмоциональный фактор (ЛЭФ) относится к фетальному навыку, в котором СМ состоит из ПМ восприятий с непрямой логической связью.
Не учитываемый в логической цепочке уровень воспринимается сознанием как кватновый переход к следующему логическому шагу.
Область формальной логики в нейронной цепи при расчёте ПМ усложняется вводом новых производных, которые могут стоять над типичным навыком СМ. Логико-эмоциональный фактор создаёт вероятность принятия взаимно исключающих решений. Поэтому внутри социальной группы появляются индивиды с выраженным влиянием ЛЭФ, что приводит к взаимодействию из двух крайностей: с пониженной  приспособляемостью или предлагающий нестандартные решения.
5.3. В процессе расширения СМ связей сознанием копируется желание Распорядителя, и СМ может активироваться под действием фактора своего желания.
5.4. Заложенные до рождения СМ составляют область подсознательного воздействия на  умственную и эмоциональные стороны сознания.
5.5. Фактически образование ЛЭФ показывает включённость сознания в связь с матерью, в дальнейшем - с матричной структурой окружающего сознания мира и с социумом.
6. Матричная модель. Поисковый навык сознания представлен в социальной среде жизни ячейки общества. Подсознательное влияние логико-эмоционального фактора, на основе которого ячейка принимает как должное руководящую роль, позволяет сравниваться по условиям жизни и выживания с матричным состоянием, соответственно с нейронной матричной моделью (ММ) существования ячейки.
Матричное состояние сознания является следующим этапом развития модели (ММ) и социализацией на основе подсознательного желания индивида. Вероятность актуализации навыков и смыслов замещается необходимостью интересов матрицы. Этот процесс начинается на уровне отношений с матерью, где формируется первичная матричная связь, и далее распространяется на более широкие социальные структуры.
Социальность развития человека, таким образом, заложена в фетальной стадии развития.
7.1. Отклонения поведения в ММ. Социальное поведение сознания формируется последовательно, проходя через модели ПМ, СМ, ММ. Прерывание связи с ММ по социальным или биологическим причинам приводит сознание к расстройству паттерна восприятие-реакция. Направляющая воля и последующее доказательство своей лояльности и заслуги перестаёт ощущаться сознанием. Для коррекции этого состояния вводится специальный фактор.
Для сохранения связки с ММ при помощи навыков поиска составлен предсказываемый поисковый шаблон сознания. Недостающий СМ либо подменяется, либо замещается блокированием СМ. Активное или пассивное блокирование СМ выражается в девиантном поведении.
«Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.»
Источник: 7.2. Активная форма девиантного поведения.
Активная форма проявляется в прямом отрицании действительности и агрессивном силовом воздействии на препятствия.
7.3. Пассивная форма девиантного поведения.
Простая пассивная форма связана с подсознательным замещением, когда сознание переносится на желаемые СМ.
7.4. Сложная пассивная форма девиантного поведения.
Сложная пассивная форма связана с изменением интересов сознания, переходом к более высокому уровню логического обоснования мира. После актуализации ЛЭФ (Логико-Эмоциональный Фактор) недостающий процесс замещается похожим в эмоциональной или интеллектуальной сферах. Логика взаимодействия с окружающим миром заменяется абстрактной логикой матричного подчинения. В результате девиантность поведения проявляется в приспособлении высшего порядка, связанном с функцией ячейки общей матрицы.
Ячейка, как подчинённая матрице, должна доверять, что в социальных отношениях выражается в "производстве веры", её атрибутов и ритуалов.
В результате пассивная форма выхода сознания из остракизма переходит в новую активную жизненную позицию «Уверование в идею Верховного Разума или политический, философский постулат, образ жизни» ради, например, оздоровления, служения религиозности сознания.
Это не уход от реального внутреннего состояния сознания, а увод от действительности остальных сознаний в условиях матрицы. 
8. Религиозное сознание.  Рассмотрим  сложную форму замещения. Для информационного описания алгоритма выделим жирным шрифтом главные постулаты в религиозности сознания.
«Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность,  соединение реального содержания с иллюзиями,  диалогичность (диалог  с  Богом), знание религиозной  лексики, воображение, фантазия.     Религиозное сознание отличается тем,  что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной,  вера в потусторонний мир.  Доказать  логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на  вере.  Вера это интегративная часть религиозного сознания.  Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога. В сущности своей это слепая вера. Не всякая вера является религиозной.  Может быть и научная вера,но  опирающаяся  на факты. В этическом смысле вера - это способность доверять,  предполагающая душевную стойкость (вера в человека, в дружбу, в будущее, в справедливость,  в идеал и т.п.). Вера связана с риском, ибо это чувство может ошибаться.
        В религиозной  вере  основной объект - это идея бога,  на ней основано содержание религии. Для верующих идея бога является решением проблемы смысла жизни человека и нравственной опорой,  стремлением выделить в жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы. Исходя из определения «Религиозного сознания» мы выделяем ключевые качества, необходимые для понимания темы  сверхприспособления. Логика сознания, формирующая выводы под воздействием логико-эмоционального фактора, стремится к обретению качеств сверхразума, подобного Божественному. Это проявляется в копировании божественных атрибутов и последующем подражании Божественному поведению.
Логическая операция переноса, часто используемая в контексте веры, может быть осмыслена как математическое "вынесение за скобки" или как психологический механизм интеллектуализации действий при преодолении препятствий.
9. Современная цивилизация. Исторически способность к религиозному "мышлению", подпитываемая логико-эмоциональным фактором, приводила к изменению способов логического оперирования и формированию новых социальных инструментов. Эти трансформации нашли свое отражение в современной цивилизации.
Коллективные усилия направлены на решение проблем, зачастую путем переосмысления препятствий как возможностей. Несогласные привлекаются под предлогом "во имя высшего блага".
С другой стороны, очевидно, проводится мыслительная деятельность по оперированию данными. Сопоставление фактов с идеальным представлением. Работой мысли по приближению «идеальной формы» с конечным потребителем. Усложнением технологии приближения к идеальному. В результате цивилизация усложняется постепенно не только в религиозной философии, но получает развитие через этику, эстетику и логику. Наконец, в технологическом развитии.
На уровне развитой технологи начинается обратный процесс приспособления продукта к логико-эмоциональному фактору. Продукт становится настолько совершенным, сложным и невозможным для простого представления, что замещает в сознании религиозный идеал. Императив (общезначимое предписание, правило, выражающее долженствование) сводится к "страхованию" общественного состояния, "объяснению" и "направлению" коллективного мнения, изменяя глобальную модель мира, изменению коллективной модели мира.
В итоге через множество "обходных" приемов "религиозного сознания" выстраивается "технология" современной жизни. Это привело к обратному замещению религиозности новым видом подчинения технологичности.
Таким образом, религиозное представление можно рассматривать как раннюю стадию интеллектуализации или как сложную пассивную форму реакции ЛЭФ на матричное состояние сознания.
10. Эмоциональное проявление ЛЭФ. Предполагая, что в основе развития цивилизации лежит гормональное воздействие (эмоциональная реакция) на сознание в фетальном периоде, мы видим, что психологическая форма замещения закладывает подчиненное положение в матричных отношениях. В благоприятных условиях это проявляется как интеллектуализация, а в неблагоприятных может переходить в девиантное поведение.
Общество с ЛЭФ имеет сопутствующие приёмы «объединения эмоциями» либо «сброса эмоций». Данные процессы выражаются в смехе, радости совместной деятельности (празднование, пение, скандирование, труд).
10.1. Смех. Смех часто сопровождает любую деятельность, особенно в незнакомых ситуациях или в компании людей, что позволяет рассматривать его как сопутствующий процесс в общении.
В матричных отношениях смех связывает индивидов на эмоциональном и энергетическом
уровне, выводя ситуацию в воображаемую плоскость, за пределы непосредственной реальности. Это обновляет модель мира в сознании, способствуя выводам о реализуемости поставленной задачи или успешности общения.
Используя смех как алгоритм преобразования реальности сознания, становится возможным уравнивать, понижать или отнимать статус, создавая непосредственность в общении. Это активно используется людьми, стремящимися изменить уровень отношений с собеседником.
Воздействие смеха проявляется и в опасных стрессовых ситуациях, например, на войне. Насмешка над врагом или подчеркивание собственной доблести, завершающиеся смехом, позволяют продолжить деятельность в радостном, но одновременно напряженном состоянии.
Смех, объединяя коллектив, концентрирует внимание всей "матрицы" (группы) делая более очевидными общие энергетические затраты. Он может служить катализатором смены деятельности и естественным образом помогать в процессе эмоциональной разрядки.
Состояние, закрепленное смехом, выражается в чувстве радости, возникающем благодаря гормональному всплеску и фиксации ощущения удовлетворения в сознании. В результате воображаемая реальность становится рефлекторно привлекательной.
Более того, смех может стимулировать у молодого человека представление о приятном времяпрепровождении в компании сверстников, даже если он занимает в ней подчиненное положение. Сильная ассоциация группы с весельем и приятным общением снижает в сознании оценку потенциальной опасности.
10.2. Игра. В информационном смысле игра представляет собой воображаемую деятельность. Каждое событие игры открывает перед сознанием новую грань в модели мира. Игре свойственны увлеченность, радость и счастье, наполняющие сознание.
10.3. Общение. Общение можно рассматривать как разновидность игры в контексте социальных отношений, способствующую поддержанию взаимодействия между различными группами в рамках "матрицы".
10.4. Труд. В информационном значении труд является феноменом, следующим за смехом и игрой. Филогенетически в фетальном периоде плод находится в условиях безопасности, что способствует формированию первых рефлексов, направленных на исследование окружающего мира. В результате эти рефлексы создают устойчивые паттерны реагирования в модели действительности.
После рождения человек сталкивается с первыми "трудовыми подвигами": дыханием, преодолением гравитации, движением, питанием. Суть труда заключается в творческом изменении человеком собственной модели мира с более медленной реализацией воображаемого, по сравнению с игрой и смехом.
В данном контексте труд понимается как генетически обусловленная физическая деятельность организма, направленная на поддержание энергетического уровня. Это включает не только наемный труд, но и повседневные процессы, такие как бодрствование между сном и приемом пищи.
Радость, активно выраженная в смехе, отличается от радости, связанной с увлеченностью игрой, и еще более теряет свою динамичность в трудовой деятельности.
Фактор трудовой деятельности, для организма задаёт ритм распределения энергии для последующего восполнения через питание и отдых.
10.5. Прогулка. В информационном значении прогулка является разновидностью труда, которая меняет энергетический ритм затрат и отдыха, а также придает эмоциональную устойчивость связи индивида ("ячейки") с "матрицей".
11. Социальная матрица. Человеческая активность в рамках данной гипотезы ассоциируется с деятельностью индивида ("ячейки") в рамках социальных отношений ("матрицы"). Основой для взаимодействия служит ритм энергетических затрат и устойчивость эмоциональной связи с "матрицей". Это, в свою очередь, активирует связи внутри коллектива ("матрицы") и определяет социальную модель отношений.
Если труд (процесс жизнедеятельности, выраженный в энергозатратах и эмоциональной устойчивости) является прямым проявлением ритма энергии человеком, то смех, игра, общение через эмоциональную связь задают резонанс общения в пределах своей матрицы.
Нахождение человека в компании людей и социальном взаимодействии проецируется на ощущение дома в "матрице", вызывая чувство уюта, безопасности, расслабленности и, как следствие, радости и естественного позитивного гормонального состояния. Таким образом, каждый социальный акт содержит в себе связующий элемент матричной зависимости.
В конечном итоге все эти виды деятельности - от смеха до труда - вплетены в ткань социальной жизни, формируя ощущение принадлежности, безопасности и благополучия, через взаимодействие внутри "матрицы".
12. Модель ЛЭФ в базе ИИ. БПроцессы формирования навыков в биологических системах, в том числе рефлекторные, имеют фундаментальные отличия от методов, применяемых в обучении искусственного интеллекта (ИИ). В связи с этим наличие в базе данных ИИ человеческой модели ЛЭФ (логико-эмоциональной функции) играет ключевую роль в успешном планировании взаимодействия ИИ с человеком, охватывая как профессиональные задачи, так и повседневное общение.
Заключение.
В данной статье анализируются условия социального взаимодействия людей, рассматриваемые как элементы в структуре "матрицы". Основой для формирования этих взаимодействий служат базовые навыки фетального периода развития: ритмы энергетического проявления и ЛЭФ.
Развитие "матричной зависимости" происходит через механизмы замещения, такие как интеллектуализация и религиозность. Параллельно с этим цивилизационные достижения в области производства, психологического самоанализа и философского редукционизма формируют соответствующие навыки сознания.
Следовательно, первобытная религиозность выступила как фактор, инициировавший изменение мышления, что привело к последующей модификации отношения к окружающему миру. В долгосрочной перспективе эволюционные изменения всей "матрицы" оказались более эффективными, чем индивидуальный творческий импульс отдельной "ячейки".
В статье «Взаимодействие ИИ с человеком» далее исследуются дополнительные аспекты матричных отношений, включая феномен резонанса между сознаниями, проявления экстраверсии и интроверсии в контексте матричного восприятия, а также возрастные изменения.

Ключевые понятия.
Логико-эмоциональный фактор (ЛЭФ): Формируется в плодном периоде как опосредованная связь между гормональным фоном матери и сенсорными сигналами. ЛЭФ влияет на формирование когнитивных процессов, создавая основу для "представлений" и "воображения", а не только рефлекторных реакций.
Матричная модель (ММ): Отражает социализацию индивида, где подсознательное влияние ЛЭФ и желание соответствовать матричным интересам преобладают над индивидуальными навыками и смыслами.
Социальная матрица – это система отношений, основанная на энергетических затратах и эмоциональной связи, где смех, игра и общение создают резонанс, а труд обеспечивает основу жизнедеятельности.
































Приложение 1.  Возрастные особенности плода в фетальном периоде развития

Предисловие.
При анализе логико-эмоционального фактора в фетальном периоде развития рассмотрим этапы развития плода и формирования навыков.
Введение
В рамках изучения психоэмоционального развития плода в фетальном периоде необходимо отметить междисциплинарный характер этой области. Она объединяет знания из нейробиологии, акушерства, педиатрии и психологии развития.
Фетальный период, начинающийся с 9-й недели беременности и продолжающийся до рождения, характеризуется интенсивным ростом и развитием всех органов и систем плода.
Прямая оценка эмоционального состояния плода затруднена, поэтому большинство исследований опираются на косвенные показатели, такие как частота сердечных сокращений, двигательная активность и гормональный фон. Более современные методы, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) позволяют исследовать активность мозга плода и его реакции на различные стимулы, включая стресс и взаимодействие с матерью.
Важно учитывать, что на развитие плода влияет множество факторов, таких как генетика, питание и окружающая среда, что создает дополнительные сложности в исследованиях.
1. Двигательная активность. К двигательным навыкам относятся простые рефлекторные движения и сложные, связаные с координацией, такие ,которые будут использоваться при хватании и ползаньи. С 16-18 недели беременности плод начинает проявлять активность, которая включает движения рук, ног, повороты и даже сжатие кулачков. Эти движения становятся более заметными для матери примерно с 20-й недели.
Активность плода проявляется по следующим признакам.
1.2. Ритмичность: Движения плода имеют определённый ритм. В течение дня активность может варьироваться. Часто наблюдается более высокая активность в вечернее время, когда мать расслабляется.
1.3. Сон и бодрствование. Плод имеет циклы сна и бодрствования, которые становятся более выраженными по мере приближения к сроку родов. Эти циклы могут влиять на уровень активности, который может быть менее заметен во время сна.
1.4. Развитие дыхательной системы.  Хотя плод получает кислород через плаценту, в фетальный период начинается развитие дыхательной системы. Плод может имитировать дыхательные движения, что также является частью его активности и подготовки к жизни вне матки.
1.5.  Формирование привычек. К концу фетального периода у плода могут формироваться определенные привычки (ранние формы обучения, адаптации и формирования предрасположенностей) такие как предпочтение определенных позиций или реакция на определенные звуки, прикосновения, вкус. Эти привычки могут сохраняться и после рождения, влияя на поведение новорожденного. Hepper, P. G. (1996). Prenatal development and learning. Developmental Psychology, 32(3), 405–417.
2.1. Миелинизация нервов плода в фетальном периоде – это сложный и динамичный процесс, который играет ключевую роль в развитии нервной системы. Миелин – это липидная оболочка, которая окружает аксоны нервных клеток, обеспечивая быструю и эффективную передачу нервных импульсов. Этот процесс начинается на ранних стадиях эмбрионального развития и продолжается на протяжении всей беременности, а также после рождения. (Stiles, J., & Jernigan, T. L. (2010). The basics of brain development. Neuropsychology Review, 20(4), 327-348.)
 Процесс миелинизации начинается примерно с 14-16 недели гестации. В фетальном периоде миелиновая оболочка постепенно утолщается, и количество слоев миелина увеличивается. Это приводит к повышению скорости проведения нервных импульсов, совершению более скоординированных движений, улучшению обработки сенсорной информации, что позволяет плоду реагировать на внешние стимулы, укреплять и оптимизировать нервные связи между различными отделами мозга.
 Существует определенная последовательность миелинизации нервной системы, которая зависит от типа нервных волокон и их функциональной значимости. Эта статья описывает нормальную последовательность миелинизации в мозге человека, используя магнитно-резонансную томографию (МРТ). ("Development of myelination in the human brain" by Barkovich AJ, Kjos BO, Jackson DE Jr, Norman D. American Journal of Neuroradiology. 1988;9(6):1095-1105)
Первыми миелинизируются нервы, отвечающие за основные функции, такие как чувствительность и двигательная активность.
Спинной мозг и периферические нервы. ("Myelination of the human fetal spinal cord" by Yakovlev PI, Lecours AR. Advances in Anatomy, Embryology and Cell Biology. 1967;38:1-48.)
Головной мозг: В головном мозге миелинизация начинается с более древних структур (например, ствола мозга) и постепенно распространяется на более новые, (например, кору больших полушарий).
Сенсорные пути: Нервы, отвечающие за тактильную чувствительность, проприоцепцию (ощущение положения тела) и слух, миелинизируются относительно рано.
Двигательные пути: Нервы, контролирующие движения, также активно миелинизируются.
Зрительные пути: Миелинизация зрительных путей происходит позже, ближе к концу беременности и после рождения.
Исследования показывают, что в фетальном периоде происходит активное развитие нервной системы, включая формирование нейронных связей, которые могут быть затронуты как положительными, так и отрицательными факторами. Это развитие может оказывать влияние на будущие психоэмоциональные и когнитивные способности ребенка.
3. Реакция на внешние раздражители. Относится к развитию сенсорных систем. В фетальный период развиваются все сенсорные системы.
3.1. Тактильные ощущения: Тактильные ощущения начинают формироваться у плода примерно на 8-й неделе беременности.
К 10-12 неделям плод уже реагирует на прикосновения к губам и вокруг рта.
К 14-16 неделям формируется чувствительность к прикосновениям к рукам, ногам и туловищу.
К 20 неделе плод активно исследует свое тело и окружающую среду в матке, прикасаясь к себе и к стенкам матки.
Во второй половине беременности: Развивается более тонкая дифференциация тактильных ощущений, включая ощущение давления, вибрации и температуры.
 (James, D. K., Pillai, M., & Smoleniec, J. S. (2008). Fetal behaviour and growth. BJOG: An International Journal of Obstetrics & Gynaecology, 115(s1). 5-12. ).
3.2.  Вкус и обоняние.  Зачатки обонятельных рецепторов появляются уже к 8-й неделе беременности. К 12-й неделе плод уже способен реагировать на запахи, в том числе на запахи амниотической жидкости, которая впитывает ароматы пищи, потребляемой матерью.(Mennella, J. A., Jagnow, C. P., & Beauchamp, G. K. (2001). Prenatal and postnatal flavor learning by human infants. Pediatrics, 107(6), E88.).
Вкусовые рецепторы начинают развиваться примерно к 14-16 неделе беременности. К 20-й неделе плод уже активно глотает амниотическую жидкость, и его вкусовые ощущения формируются под влиянием того, что ест мать.
3.3. Слух. Плод начинает слышать звуки извне примерно с 24-25 недели беременности. Исследования показывают, что плод реагирует на голос матери, музыку и другие звуки. (Kisilevsky, B. S., Hains, S. M. J., Brown, C. A., Lee, C. T., Cowperthwaite, B., Stutzman, S. S., & Muir, D. W. (2003). Fetal sensitivity to properties of maternal speech and language. Infant Behavior and Development, 26(1-2), 59-69.)
3.4. Зрение.
Зрительные рецепторы начинают развиваться с 4-5 недели. Из эктодермы формируются глазные борозды, которые затем углубляются и превращаются в глазные пузырьки. Это первые зачатки будущих глаз. Из глазных пузырьков развиваются хрусталик, роговица и сетчатка – ключевые компоненты зрительной системы.
Начинают формироваться зрительные нервы, соединяющие глаза с мозгом.
Через 8-12 недель начинают формироваться веки, но они еще закрыты и будут оставаться такими дольше.
Глазные яблоки уже сформированы, и сетчатка начинает реагировать на свет. Однако, поскольку веки закрыты, свет не проникает внутрь.
Через 16-20 недель. Веки начинают открываться, позволяя свету проникать в глаз.
Плод начинает реагировать на яркий свет, проникающий через брюшную стенку матери. Он может отворачиваться от источника света или сужать зрачки. Это свидетельствует о том, что зрительные пути уже функционируют.
Формируется радужная оболочка и зрачок. Эти структуры, отвечающие за регулирование количества света, попадающего в глаз, также развиваются.
Через 24-28 недель продолжает развиваться сетчатка, формируются фоторецепторы (палочки и колбочки), отвечающие за восприятие света и цвета.
Также активно развивается зрительная кора головного мозга, отвечающая за обработку зрительной информации,.
Плод может различать яркий свет от темноты.
Через 30-36 недель  улучшается острота зрения плода. Он может различать более сложные формы и движения. Начинает развиваться способность к бинокулярному зрению – совместной работе двух глаз для восприятия глубины.
Плод может реагировать на движения матери, например, на ее ходьбу или физическую активность.
Через 37-40 недель (доношенный срок) зрение плода на этом этапе уже достаточно развито, чтобы новорожденный мог фокусироваться на лицах родителей и различать контрастные объекты.
Новорожденный будет реагировать на яркий свет, закрывая глаза или отворачиваясь. может следить за движущимися объектами на близком расстоянии.
Цвета (ограниченно): Хотя цветовое зрение еще не полностью развито, некоторые исследования предполагают, что плод может различать определенные цвета, особенно яркие и контрастные. (Grant, D. A., Ackroyd, S., & Smith, S. (1999). Colour vision in the fetus. The Lancet, 353(9169), 1911-1912)
3.5. Развитие терморегуляции.  Развитие терморегуляции в фетальном периоде продолжается непрерывно на протяжении всей беременности. Но основные механизмы, позволяющие плоду поддерживать температуру тела, начинают активно формироваться и совершенствоваться с 37-й недели беременности.
К этому сроку у плода уже достаточно развиты:
Подкожный жир: Он служит естественным теплоизолятором.
Центральная нервная система: Включая гипоталамус, который является центром терморегуляции.
Периферическая нервная система: Обеспечивает передачу сигналов для регуляции кровотока в коже и других процессах.
Метаболизм: Плод способен производить тепло за счет метаболических процессов.
Хотя эти системы начинают функционировать и совершенствоваться с 37-й недели. Важно понимать, что развитие терморегуляции – это постепенный процесс, который начинается гораздо раньше и продолжается после рождения. Хотя плод находится в защищенной среде матки, его организм начинает адаптироваться к температурным изменениям, что может влиять на уровень активности.
3.6. Развитие полушарий мозга. Основные этапы развития полушарий мозга в фетальном периоде:
 На 3-4 недели беременности. Начинается нейруляция с формирования нервной трубки из эктодермы. Эта трубка является предшественником центральной нервной системы, включая головной мозг.
В верхней части нервной трубки формируются три первичных мозговых пузыря: передний мозг (prosencephalon), средний мозг (mesencephalon) и задний мозг (rhombencephalon).
Передний мозг в дальнейшем разделится на два полушария.
Через 4-8 недель беременности. Передний мозг начинает активно расти и делиться на две части, которые станут левым и правым полушариями мозга.
Между полушариями формируется борозда, которая будет развиваться в мозолистое тело (corpus callosum) – структуру, соединяющую полушария и обеспечивающую их взаимодействие.
Начинается формирование базальных ганглиев и таламуса, которые играют важную роль в регуляции движений, обучении и памяти.
На 8-20 недель беременности. Дифференцируется кора головного мозга - самая внешняя и наиболее развитая часть полушарий, отвечающая за высшие когнитивные функции.
Начинается процесс нейрогенеза – образования новых нейронов. Нейроны мигрируют из зон их образования (например, из зародышевой зоны) в соответствующие слои коры.
В процессе развития полушарий мозга активно участвуют различные нейротрансмиттеры (химические вещества, передающие сигналы между нейронами) и их рецепторы. Например, глутамат играет ключевую роль в возбуждении нейронов и формировании синапсов, в то время как ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) отвечает за торможение. Правильный баланс этих веществ и их рецепторов необходим для нормального развития нейронных сетей.
Формируются шесть слоев коры, каждый из которых имеет свою специфическую структуру и функцию.
Начинается формирование извилин (gyri) и борозд (sulci) на поверхности коры. Этот процесс увеличивает площадь поверхности коры, позволяя вместить больше нейронов.
Ключевые аспекты развития полушарий в фетальном периоде:
Симметричное развитие: На ранних стадиях развития полушария развиваются относительно симметрично. Однако с течением времени могут появляться небольшие асимметрии, которые являются нормой и связаны с функциональной специализацией.
Влияние генетики и окружающей среды: Развитие полушарий мозга подвержено влиянию как генетических факторов, так и факторов окружающей среды (например питание матери, воздействие токсинов, стресс).
Пластичность: Мозг плода обладает высокой пластичностью, что означает его способность адаптироваться и изменяться в ответ на стимулы. Это позволяет ему компенсировать некоторые повреждения или отклонения в развитии.
К моменту рождения основные структуры полушарий мозга уже сформированы, но процесс их созревания и формирования связей продолжается на протяжении всей жизни.
Успешное развитие полушарий мозга в фетальном периоде является критически важным для:
Когнитивных функций: Формирования способности к обучению памяти, мышлению, решению проблем.
Эмоционального развития: Развития способности к распознаванию и выражению эмоций, эмпатии.
Моторных функций: Контроля движений, координации.
Социального взаимодействия: Способности к общению и пониманию других людей.
Нарушения в развитии полушарий мозга в фетальном периоде могут иметь широкий спектр последствий, проявляющихся в виде различных неврологических и когнитивных нарушений. К ним относятся:
Расстройства аутистического спектра (РАС): Часто связаны с асимметрией в развитии определенных областей мозга и нарушениями в формировании социальных связей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): Может быть связан с дисфункцией префронтальной коры, которая отвечает за исполнительные функции.
Дислексия и другие специфические расстройства обучения: Могут быть обусловлены особенностями развития языковых зон мозга.
Детский церебральный паралич (ДЦП): Часто является следствием повреждения мозга в фетальном или перинатальном периоде, что может затрагивать развитие моторных зон полушарий.
Интеллектуальная недостаточность: Может быть вызвана различными факторами, влияющими на общее развитие мозга.
3.6. Взаимодействие с окружающей средой включает в себя не только реакции на внешние раздражители, но и активное использование пространства в матке. С 20-й недели и далее: Плод продолжает активно расти, и его движения становятся более разнообразными и сильными. Он начинает активно переворачиваться, вытягивать конечности, сгибать их, и это можно рассматривать как начало активного использования пространства. К этому времени матка уже достаточно увеличилась, чтобы вместить растущий плод, и он может более свободно перемещаться.
Поздние сроки (после 28-30 недель): По мере приближения к родам пространство в матке становится более ограниченным. Плод занимает большую часть объема, и его движения могут стать менее размашистыми, но более целенаправленными (например, толчки). Тем не менее он продолжает активно использовать оставшееся пространство для изменения положения.
4. Внешнее влияние на плод.
Физическая активность матери.  Уровень физической активности матери также может оказывать влияние на активность плода. Умеренные физические нагрузки могут способствовать улучшению кровообращения и кислородоснабжения, что может положительно сказаться на активности плода.
 Исследования показывают, что эмоциональная связь между матерью и плодом может начинаться еще в утробе. Например, когда мать говорит или поет, плод может реагировать на ее голос, что способствует формированию ранних эмоциональных связей. Это взаимодействие может влиять на развитие социального поведения и привязанности после рождения.
4.1. Влияние музыки на развитие плода.  Плод может реагировать на ритм и мелодию, что может способствовать развитию его слухового восприятия и эмоциональной реакции. Прослушивание музыки матерью может положительно влиять на развитие плода, улучшая его эмоциональное состояние и способствуя более гармоничному развитию. (Standley, J.M. A meta-analysis of the efficacy of music therapy for premature infants / J.M. Standley // Journal of Pediatric Nursing. - 2002 Apr. - Vol. 17. - №2. - P. 107-113.)
4.2. Стресс и тревога матери могут влиять на развитие плода, включая его эмоциональное состояние после рождения. (Davis, E. P., et al. (2011). "Maternal stress during pregnancy and the development of the fetal brain." Neuroscience & Biobehavioral Reviews.)
Плоды могут проявлять физиологические реакции на стрессовые факторы, такие как увеличение сердечного ритма, что может указывать на их способность чувствовать и реагировать на эмоциональные состояния матери. (Glover V., O’Connor T.G., O’Donnell K., 2010. Prenatal stress and the programming of the HPA axis // Neurosci. Biobehav. Rev. V. 35. P. 17–22.)
4.3. Влияние питания матери. Питание матери также играет важную роль в активности плода. Некоторые продукты могут стимулировать активность, в то время как другие могут способствовать спокойствию. Например, употребление сахара может привести к увеличению активности плода.
4.4. Влияние гормонов. Увеличение уровня кортизола может приводить к повышению активности, тогда как расслабляющие гормоны могут способствовать спокойствию.
Высокий уровень кортизола (гормона стресса) у матери может быть связан с изменениями в поведении плода и повышенным риском проблем с развитием в будущем. (Glover, V. (2011). Antenatal stress and the development of the fetus. Early Human Development, 87(7), 451-456.), (Field, T. (2011). Prenatal stress research: A review. Infant Behavior and Development, 34(1), 1-9.)
Плацента играет ключевую роль в передаче сигналов между матерью и плодом. Она не только обеспечивает плод питательными веществами и кислородом, но и регулирует воздействие гормонов стресса и других веществ на плод. Дисфункция плаценты может негативно влиять на развитие плода.
(Burton, G. J., & Fowden, A. L. (2015). The placenta: a multifaceted, transient organ. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, 370(1663), 20140066.); (Myatt, L. (2006). Placental adaptive responses and fetal programming. Journal of Physiology, 572(Pt 1), 25-30.)
4.5. Эпигенетические механизмы
Все больше исследований показывают, что пренатальный опыт, включая стресс матери, питание и воздействие токсинов, может влиять на экспрессию генов плода посредством эпигенетических механизмов, таких как метилирование ДНК и модификации гистонов. Эти изменения могут иметь долгосрочные последствия для психоэмоционального развития ребенка.
Эта статья рассматривает эпигенетические механизмы, которые могут быть задействованы во влиянии отцовского стресса (Pawluski, J. L., & Bredy, T. W. (2011). Parental investment: the role of epigenetic mechanisms. Hormones and Behavior, 59(5), 743-753.
     Это исследование показывает, как ранний опыт может влиять на экспрессию генов в мозге человека.  (McGowan, P. O., Sasaki, A., D'Alessio, A. C., Dymov, S., Labont;, B., Szyf, M., ... & Meaney, M. J. (2009). Epigenetic regulation of the glucocorticoid receptor in human brain associates with childhood abuse. Nature Neuroscience, 12(3), 342-348.).
5. Обучение и память.
 Исследования показывают, что плод способен к обучению и запоминанию. Например, плод может привыкнуть к определенным звукам или мелодиям. (Hepper, P. G. (1988). Fetal "soap" addiction. The Lancet, 332(8620), 1347-1347); (DeCasper, A. J., & Spence, M. J. (1986). Prenatal maternal speech influences newborns' perception of speech sounds. Infant Behavior and Development, 9(2), 133-150. )
Новорожденные предпочитают слушать записи голосов, которые они слышали в утробе, что указывает на наличие фетальной памяти. (DeCasper, A. J., & Fifer, W. P. (1980). "Of human bonding: newborns prefer their mothers' voices." Science.)
Плоды могут реагировать на различные визуальные и тактильные стимулы, что указывает на их способность к восприятию и обработке информации еще до рождения. (Kisilevsky et al. (2009)«Prenatal Maternal Speech Influences - Essay Example»)
 Некоторые исследования фокусируются на том, как условия, в которых развивался плод, могут влиять на его поведение и эмоциональное состояние в детстве и даже во взрослом возрасте. Стресс у матери может быть связан с изменениями в развитии мозга, что может повлиять на способности к обучению и памяти в будущем. Это может включать в себя изучение влияния на уровень стресса, способность к социальным взаимодействиям и общую эмоциональную устойчивость.
6. Психологическое развитие.
6.1. Существует мнение, что плод может иметь базовые формы восприятия и эмоционального реагирования, такие базовые эмоции, как комфорт и дискомфорт, что может влиять на его активность и поведение. ("The Prenatal Environment and its Effects on Development" David B. Barker).
 Некоторые эксперименты на животных показывают, что условия, в которых развивается плод, могут влиять на его поведение и эмоциональное состояние в будущем. ("The Biology of the Emotion" by Jaak Panksepp).
Некоторые исследования связывают неблагоприятные условия в утробе (например, стресс, депрессия или тревога матери) с повышенным риском развития психоэмоциональных расстройств у ребенка, таких как тревожные расстройства или депрессия в более позднем возрасте. ("The Body Keeps the Score: Brain, Mind, and Body in the Healing of Trauma" Bessel van der Kolk).
6.2.. Влияние стресса на плод.
Высокий уровень стресса у матери может привести к изменениям в структуре и функции мозга плода, что может иметь долгосрочные последствия для его психоэмоционального развития.
(Lupien, S. J., et al. (2009). "Stress during development: a critical period for effects on brain and behavior." Nature Reviews Neuroscience.).
6.3. Влияние отцовского стресса. Отцовский стресс также может влиять на развитие плода, возможно, через изменения в сперме или через влияние на поведение матери. (Glover, V., & O'Connor, T. G. (2010). Effects of antenatal stress: what are the pathways?. Developmental Medicine & Child Neurology, 52(12), 1071-1075. (Эта статья рассматривает различные пути, включая потенциальное влияние отцовского стресса).
6.4. Социальное взаимодействие.
Ранние формы социального восприятия и взаимодействия подтверждаются тем что плоды могут различать голоса своих матерей и незнакомцев. реагировать на эмоциональные выражения матерей. ( Murray, A. D., McDonald, L., Reissland, N., & Griffiths, D. M. (2014) "Fetal responses to maternal emotional expressions" //Psychological Science), (Kisilevsky, B. S., et al. (2003). "Fetal discrimination of maternal voice." Psychological Science.).
Исследования показывают, что многоплодные беременности могут иметь свои особенности в психоэмоциональном развитии плода. Например, конкуренция за ресурсы в утробе может влиять на развитие каждого из плодов и их эмоциональное состояние. Могут развить большую адаптивность и устойчивость к изменениям. Либо могут иметь повышенный риск развития определенных психоэмоциональных особенностей, таких как: повышенная тревожность и эмоциональная лабильность, конкуренция за ресурсы и стресс матери могут способствовать развитию более чувствительной нервной системы.
При многоплодной беременности плоды растут в более ограниченном пространстве, что может влиять на их двигательную активность и сенсорное восприятие. Повышенная двигательная активность одного плода может стимулировать другого.
Плоды в многоплодной беременности могут ощущать движения друг друга, слышать сердцебиение и даже взаимодействовать внутри утробы. Это может способствовать развитию ранних форм социального взаимодействия и влиять на формирование привязанности, способности к эмпатии.
Внутриутробные условия могут способствовать формированию различных темпераментов у плодов, даже если они однояйцевые.
Ранние внутриутробные "социальные" контакты могут заложить основу для более легкого установления связи с родителями и другими людьми после рождения. Однако если эти взаимодействия сопровождаются стрессом (например, из-за конкуренции за ресурсы или физического дискомфорта), это может иметь и обратный эффект, делая ребенка более осторожным или чувствительным в установлении близких отношений.
Исследования показывают, что дети, рожденные от многоплодной беременности могут испытывать трудности с контролем своих эмоций и поведения. Так  наоборот, развивать сильные навыки сотрудничества и эмпатии.
Когнитивные  различия могут влиять на самооценку и социальную адаптацию. (Hay, D. A., Payne, A., & McCardle, P. (1987). Peer relations in twins and singletons. Acta Geneticae Medicae et Gemellologiae: Twin Research, 36(2), 143-152.
Bartholomew, K. M., & Davies, S. P. (2012). The impact of the intrauterine environment on the development of twins. Early Human Development, 88(11), 871-877.)

Заключение.
Начало двигательной активности соотносится с началом милиенизацией нервов с 16-18 недели. Тактильные ощущения к этому времени уже развиты в области рта и губ, проявляется реакция на запахи, уже функционирует зрительное, вкусовое, обонятельное восприятие.
 С 24-25 недели  развивается слух уже в процессе активной миелинизации и поэтому является более поздними генетическими приобретениями.
Плод в фетальном периоде развития обладает способностями к восприятию, обучению и реагированию на окружающую среду. Исследования многоплодной беременности показывают, что навык  социализации в фетальном периоде влияет на взаимодействие взрослого человека и может иметь долгосрочные последствия для психоэмоционального развития.
Продолжая тему описания процессов формирования навыков выживания и социального взаимодействия, делаем выводы. В фетальном периоде плод повторяет стадии  развития своих предыдущих генетических представителей. В условиях матки и окружающих раздражителей проявляются рефлексы всех филогенетических предков человека. Весь прошлый опыт является программой и вектором будущего существования.
Сохранение привычек после фетального периода в восприятии и взаимодействии показывает преемственность до и после рождения. Значит, ЛЭФ влияет на когнитивные функции мозга взрослого человека.


Рецензии