Оборонительные сооружения юго-западного Дагестана
Строительство оборонительных сооружений особенно было развито у проживающих на главных перевальных дорогах, откуда проникали иноземные завоеватели (XV — XVIII вв.). Этим объясняется и тот факт, что начиная от общества Томе (Тляратинский
р-н) до Джурмут (вершина Главного хребта) тянулась цепь сигнальных башен, оповещавших жителей Антльратля о надвигающейся опасности. Аналогичные башни в прошлом существовали в ункратльском и дидойском обществах. В силу исторических обстоятельств и географического расположения здесь сложилась своеобразная техника сооружения фортификаций, в то же время сходная с архитектурой горцев Кавказа,
проживающих в идентичных условиях. Дома представляли собой башни в 3—4 и выше этажа, тесно примыкающие один к другому. Для усиления обороноспособности
во всех поселениях высокогорной части Западного Дагестана (Антль-ратль, Дидо, Ункратль) сооружались и боевые башни. Кроме того, по ущельям были построены многочисленные сигнальные башни. Построенные на границах союзов сельских общин,
они надежно охраняли их территорию. Некоторые исследователи, исходя из строительной техники и объяснений стариков, дату их сооружения относят к XVII в. Возможно, что башни возводились и в XVII в., но в основном они строились в X —
XIII вв., в период усиления грузинского царства и его агрессивной политики. Это
подтверждается и тем, что именно на территории обществ, расположенных па границе с Грузией, башенная культура достигла высокого уровня развития. В отличие от этих обществ в союзах Ахвах, Багулал, Чамалал, Анди, расположенных в отдалении от
южных границ, башенная культура, строительство укрепленных сооружений были менее развитыми. Наличие множества башен вокруг аулов, а также сторожевых башен вдоль южной границы и по долинам рек, где проходили дороги со стороны Грузин, указывает на то большое значение, которое придавали жители Западного Дагестана оборонному фактору. На территории этих обществ и на границах сохранились многочисленные развалины бывших оборонительных н сигнальных башен. В отдельных аулах до сих пор остался целый комплекс неповрежденных башен Сохранившиеся башни представляют собой квадратное помещение в 3—4—5 этажей из сланцевых плит на скрепляющем растворе. Размеры были самые разнообразные в зависимости от высоты места их расположения. Башни, которые располагались на высоких холмах, уступали своими размерами башням, расположенным в долинах рек. Размер оснований башен колеблется от 4 X 4 до 5 X 5 м. Так, например, основание башни, которая сохранилась в Хиндахе (общество Томсуда) нынешнего Тляратинского района, достигает 5 X 5 м, высота 10 — 12 м \ На каждом этаже, за исключением самого нижнего, имеются бойницы. Окна в башнях отсутствуют. Толщина стен у основа ния иногда превышает 1 метр. В сооружении этих построек древние мастера достигали высокого мастерства. Они умело использовали выгодные для укрепления недоступные скалистые места, откуда можно было обозревать все ущелья в различных направлениях. Боевая башня воздвигалась или по окраинам аула по линии крепостной стены, или внутри
поселения в качестве тухумных крепостей. В поселении были устроены затейливые проходы, по которым осажденные могли свободно проходить с одного конца поселения в другой, не выходя на улицу. Одним из укрепленных поселений, например в обществе
Асах, в исследуемый период был Ицитль. Это поселение располагалось в естественно укрепленном месте, вокруг него на отвесных скалах были возведены боевые башни. Ни один житель из других соседних поселений не знал его входа и выхода. Дома-крепости, в общих своих чертах — по планировке, строительной технике, расположению хозяйственных, жилых и оборонительных функций, своей социальной и хозяйственной сущности — характерные для всех горцев Главного Хребта, вполне отвечали периоду взаимных и иноземных нападений. Необходимость защищаться от иноземных завоевателей заставляла горцев строить дома-крепости в неприступных местах. Поэтому основной причиной скученности планировки надо считать внешнюю опасность, необходимость успешно отражать нападения иноземных захватчиков.
Боевые башни в целом принадлежали отдельным родственным группам. В случае нападения друг на друга родственные группы вместе со скотом укрывались в своих родословных башнях. Все дома были расположены вокруг собственных башен и отличались высотой. Сообщение между домами поддерживалось при помощи приставной или перекидной лестницы. Хотя башни были родовыми, в основном они предназначались для обороны всего поселения. Наверняка даже родовые башни во многих случаях
предназначались для обороны всего поселения и располагались, как правило, в наиболее стратегически важных точках. Дома-крепости в основном были характерны для жителей высокогорной зоны Западного Дагестана, ибо пограничная с Закавказьем зона больше всех подвергалась нападению извне. Кроме того, строительство крепостного типа поселений было связано с политической децентрализацией, т. е. отсутствием единого государства, разобщенностью населения. Таким образом, дома-крепости, оборонительные комплексы в основном были характерны жителям союзов сельских обществ Дидо, Антль-Ратль и частично Ункратль. Неразвитость феодальных отношений, характерная для этих обществ в отличие от некоторых других районов Западного Дагестана, подтверждается и особенностью памятников материальной культуры. Они отразились в основном в архитектуре жилищ и поселений этого региона. В отличие от высокогорной зоны в обществах Анди, Ахвах, Кара - лал, Багулал, Чамалал, Технуцал поселения отличались своей крупностью и густонаселенностью. Жители этих обществ не нуждались в строительстве дома - крепости и оборонительных комплексов. Для отражения внешних нападений они могли выставить нужное количество войска. Это обстоятельство и изменения в социальной структуре, происходившие в этих обществах, оказали большое влияние на строительство жилищ и поселений. Здесь на ряду с многоэтажными сооружениями необоронительного характера (хлев-сено-жилье или хлев-жилье-жилье) встречаются одноэтажные сооружения (Анди, Карата). Наиболее распространенным типом было двухэтажное жилье. Таким образом, жилище и поселение как элементы материальной культуры достаточно ярко отражают социально-экономическое и политическое развитие средневекового общества Западного Дагестана.
Источник: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В XIX—НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Махачкала 1988
Свидетельство о публикации №225082301071
