Гл. 4. Братья по интеллекту
Интеллект животных проявляется в самых разнообразных формах — от сложных
социальных взаимодействий до использования инструментов в решении проблем. Наблюдая за их поведением, мы можем увидеть примеры обучения, адаптации и даже творчества, заставляющие нас переосмыслить традиционные представления о разуме животных.
Интеллект беспозвоночных весьма прост. Они способны к обучению, и у них есть память. Некоторые виды, например каракатицы и омары, могут запоминать информацию о местах, где находили пищу или сталкивались с угрозами. Американские омары могут договариваться и образовывать временные союзы для защиты. Крабы используют камни для открытия раковин моллюсков или создания укрытий. Они также активно коммуницируют, используя зрительные, химические и звуковые сигналы для предупреждения об опасности или привлечения партнёров.
Осьминоги демонстрируют высокую степень сообразительности. Они умеют решать сложные задачи, выбираясь из лабиринтов и откручивая крышки на банках с едой. Осьминоги учатся, наблюдая за другими, и подражают их действиям. Известно, что осьминоги могут использовать в качестве инструментов различные предметы, например, щупальца ядовитых медуз для охоты или скорлупки кокосов для защиты. У них хорошая память, они узнают людей в лицо и видят сны. Власти Великобритании признали этих животных вместе с крабами, раками, каракатицами и омарами разумными существами. В обзоре, проведенном экспертами Лондонской школы экономики, было рассмотрено 300 научных исследований, посвященных интеллекту этих животных. В результате ученые пришли к выводу, что морские твари способны не только «думать», но и испытывать боль и страдания.
Несмотря на небольшой размер мозга, насекомые демонстрируют удивительные уровни когнитивной активности, которые пытается понять и объяснить наука. Пчёлы могут распознавать «рисунок лица человека», чувствовать боль, умеют считать до пяти, обладают великолепными способностями к запоминанию, способны к системному обучению, а в лаборатории очень хорошо идут на контакт. Могут одновременно соотносить разные измерения и делать выбор. Они способны объединиться для решения определённой задачи. В одном из экспериментов несколько пчёл тянут за ниточку, чтобы сдвинуть оргстекло и достать из-под него цветок. Выпущенная к ним новая пчела, видя, что делают другие, тоже начинает это повторять – сдвигать стекло, чтобы добраться до цветка. В другом эксперименте пчёлы перекатывают шарики за вознаграждение, принимая при этом индивидуальные решения.
Пауки владеют счётом до трёх. Опыт показал, что пауки, которых тестировали с использованием трёх предметов, могли определить, какой из них лишний, и правильно выбирали нужный. Мухи в экспериментах также демонстрируют способность к обучаемости, наблюдая и повторяя действия других мух.
Некоторые насекомые в частности, муравьи, способны к решению задач и даже использованию инструментов, таких как листики или палочки для получения пищи. В одном из экспериментов муравьи использовали кусочки сухих листьев в роли «платформ» для сбора капель воды. А муравьи рода мирмика могут узнавать себя в зеркале. Когда на лоб муравьёв наносили синюю точку, они, увидев себя в зеркале, старались стереть с себя это пятно.
Большинство людей считает, что рыбы живут бездумно. Исследователь И. Балкомб опроверг это, описав удивительные факты из жизни рыбок-чистильщиков, которые оказывают услуги по «санобработке» тела более крупным видам, очищая их от паразитов. Прежде чем довериться чистильщикам, потенциальные клиенты внимательно наблюдают за их работой. Те чистильщики, которые щиплют своих клиентов слишком сильно, не могут привлечь новую клиентуру, и, чтобы быть востребованными, они учатся работать более аккуратно.
Птицы, особенно воробьи, вороны, грачи и попугаи, демонстрируют широкий спектр умственных способностей. Они способны решать сложные задачи, которые требуют анализа и планирования. Например, вороны известны своим умением использовать инструменты для добычи пищи. Эти птицы могут модифицировать предметы, такие как веточки, чтобы сделать их более эффективными для ловли добычи. Знаком пернатым и закон Архимеда. Они кидают камни в сосуд с водой, чтобы напиться или достать лакомство. Эксперименты показывают, что вороны могут даже использовать ряд инструментов последовательно, что указывает на высокую степень умственных способностей.
Яркий пример этого — эксперимент с вороном по имени Блю. В вольере перед ним находилась пластиковая труба с куском мяса внутри, до которого он не мог дотянуться клювом. Птица обошла трубу, оценивая ситуацию, и приступила к поиску подходящего инструмента среди разбросанных предметов, но не нашла ничего подходящего. Тогда ворон направился к пучку веток на столе, выбрал одну и очистил ее от боковых сучков, превращая в удобный инструмент. С помощью этой палочки Блю успешно достал мясо из трубы и с удовольствием съел.
Вороны — не только одни из самых умных птиц, но и страстные игроки. Можно увидеть, как они катаются на жестяных крышках как на скейтбордах, дергают кота за хвост, дразнят собак. И это делают вовсе не птенцы, а взрослые особи. Они также играют с камнями и палками, перекатывая их клювом или лапками, а также участвуют в групповых играх, например, в игре “тащи и беги”, где одна птица пытается утащить предмет у других.
Зоопсихолог Андрей Неуронов наблюдал за вороной, которая многократно съезжала с горки, подкладывая под себя крыло. Его коллега Стюарт Браун описывал, как эти находчивые птицы катались с снеговой горки на спине, получая от этого удовольствие. Кстати, катание с горок любимо не только воронами, но и медведями, и выдрами.
Не отстают от ворон и попугаи. Какаду, обитающие на Филиппинах, в Индонезии и Австралии, способны взламывать замки и решать сложные головоломки для того, чтобы получить лакомство. В одном из исследований какаду открывал ящик с орехом кешью, предварительно вынув штифт, раскрутив и вытащив болт, провернув колесо и, наконец, откинув защёлку. Это занимало немало времени, поскольку какаду использовал свой клюв в качестве инструмента. Интересно, что другие птицы, наблюдая за первым какаду, решали задачу значительно быстрее, что говорит о наличии у них способности к обучению.
Синицы демонстрируют высокую сообразительность и интеллектуальные способности. Опыты показали, что они умеют открывать кормушки, где использован механизм, требующий координации движений обеих лап, что указывает на их способность запоминать сложную последовательность действий.
А таёжная птичка кедровка представляет собой настоящий уникум в вопросах запоминания. Она прячет кедровые орешки, создавая около 30 000 кладовок с запасами, и помнит каждую из них. Даже зимой, когда окружающий мир становится однообразным, кедровка находит свои зарытые сокровища, опираясь на свою исключительную память и ориентацию. Арифметический счёт ей не нужен.
Млекопитающие, такие как дельфины, слоны и приматы, обладают высокоразвитыми когнитивными способностями. Они могут понимать сложные команды, обучаться новым навыкам, использовать инструменты, решать логические задачи и общаться друг с другом с помощью жестов и звуков, что свидетельствует о развитом взаимодействии между эффективно работающими участками их мозга. Шимпанзе, дельфины и слоны способны проходить «тест на зеркало», который проверяет, могут ли они осознать собственное отражение. Однако и другие млекопитающие тоже достаточно умны.
Белка — сообразительное животное, быстро приручается и позволяет людям наблюдать за собой. Учёные, зная о феноменальной памяти белки, способной с поразительной точностью запоминать более 150 мест, где спрятаны орехи, пытались научить её считать до десяти, но безрезультатно. Позже учёные поняли, что счёт белке ни к чему — она обладает геопространственным интеллектом, способностью ориентироваться в пространстве и запоминать местоположение своих запасов.
Волки обладают высокими умственными способностями, они учатся у других, перенимая навыки охоты, испытывают широкий спектр эмоций и способны распознавать эмоциональные состояния своих соплеменников.
Обезьяны по-прежнему поражают своей внешней схожестью с нами. Шимпанзе по имени Аюм стал известен благодаря экспериментам японских учёных в исследовательском институте в Киото. Он обладал выдающейся зрительной памятью. Примату показывали девять цифр на экране всего на доли секунды, после чего он воспроизводил по памяти их расположение. Эта задача оказалась непосильной для студентов. Учёные до сих пор не понимают, как Аюму удавалось это делать, но предполагают, что шимпанзе мгновенно оценивал количество, запоминая ряд объектов целиком, а не последовательно пересчитывая их.
В следующей серии экспериментов учёные пытались выяснить, как шимпанзе различают и запоминают лица. Оказалось, что шимпанзе не запоминают лица людей, точно так же как для нас представители другой расы часто кажутся одинаковыми. А вот на лица собратьев у них великолепная память. Человеку не нужно запоминать лица приматов, так как с ними он не взаимодействует, тогда как приматам нет нужды запоминать лица людей.
Ранее считалось, что «этикет» — это выработанная культурная особенность человека. Однако недавние наблюдения за приматами показывают, что это не так. Проанализировав более 1,2 тысяч эпизодов общения между обезьянами, исследователи обнаружили, что перед началом или завершением общения приматы выполняли сложный набор движений. Его характер менялся в зависимости от уровня знакомства между приматами. Например, друзья, хорошо знающие друг друга и находящиеся на одной иерархической ступени, приветствовали и прощались гораздо менее формально, чем незнакомые особи. На фоне этого возникает вопрос: откуда у людей такой же политес? Может, мы переняли его от обезьян?
Наблюдая за шимпанзе, учёные установили, что этим животным присущи не только иерархические отношения, но и способность планировать коллективные действия. В голландском зоопарке 25 шимпанзе объединились, чтобы притащить бревно, прислонить его к ограде своего вольера и перебраться по нему в соседний ресторан.
Не менее интересен эксперимент, проведённый в лондонском зоопарке. Каждый день в вольере для приматов ставили стол и накрывали его к чаю: фаянсовый чайник, молочник, чашки с блюдцами и печенье. Затем выпускали обезьян, и начиналось представление для посетителей: они качались на спинках стульев, пили чай прямо из чайника, разбивали чашки и расшвыривали еду. Публика была в восторге. Но мало кто знал, что сначала обезьян обучили всей английской процедуре чаепития, и они церемонно сидели за столом, разливали чай с молоком и аккуратно его выпивали, не пролив ни капли. Публика же реагировала обиженно, чувствуя себя оскорбленной, так как это выглядело как карикатура на людей. Поэтому животных переучили вести себя нелепо, соответствуя нашему представлению о них.
Но самыми умными из млекопитающих считаются дельфины. Учёные установили, что у них есть самосознание — они могут узнавать себя в зеркале и на экране, обладают впечатляющей памятью и ясно понимают своё место в социуме. Дельфины эмоциональны, поддерживают товарищей по стае, подбадривая тех, кто грустит или болен, и разделяют радость с теми, кто веселится. Они являются виртуозными имитаторами, копируя поведение человека-тренера, демонстрируя чувство юмора и любовь к развлечениям. А некоторые виды дельфинов выделяются способностью к сложным играм, связанным с пространственным восприятием и запоминанием действий других членов стаи.
Эти наблюдения подводят нас к выводу о том, что человечество часто склонно оценивать достижения животных, исходя из своих собственных мерок, полагая, что только способности людей — вершина знания. Нам следует задуматься о том, как разнообразен интеллект в животном мире, и осознать, что многие существа обладают уникальными способностями, превосходящими наши представления о логике и счёте. Может быть, мы мало знаем об этом, так как не нашли общего языка с животными?
Продолжение:
Свидетельство о публикации №225082301103