Мой фотоальбом актрис - Наталья Гундарева

Наталья Георгиевна Гундарева — одна из наиболее выдающихся и популярных актрис драматического театра и кино 1970–1980-х годов.

Родилась она 28 августа 1948 года в Москве  в семье инженера и инженера-проектировщика: Отец — Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей.

Мать — Елена Михайловна, была руководителем группы в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий.

Родители Гундаревой рано развелись, и девочку воспитывала мать. 

С ранних лет она увлекалась творчеством, занималась в драмкружке и участвовала в спектаклях, которые ставили во Дворце пионеров. При этом становиться актрисой она не собиралась — не представляла, что сможет поступить в театральный институт.

После девятого класса перешла в вечернюю школу и устроилась чертёжницей в конструкторское бюро. Она рассчитывала пойти по стопам матери — поступить в строительный институт и стать проектировщицей.

Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище.

После выпуска её пригласили в свои труппы сразу несколько столичных театров, включая Вахтанговский и «Современник».    Артистка выбрала Театр им. Вл. Маяковского, в котором прослужила почти 35 лет — до конца жизни.

Уже к концу 1970-х Наталья Гундарева стала одной из ведущих артисток театра, а расцветом её театральной карьеры считают 1979–1984 годы.

Среди лучших театральных работ актрисы — роль Катерины Измайловой в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда», постановка с аншлагом шла на протяжении 12 лет.

Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993–1995 работала в Госдуме во фракции «Женщины России».  Но в начале 2000-х ее состояние здоровья стало ухудшаться. Актриса перенесла несколько инсультов, один из которых оказался фатальным. 

Скончалась она 15 мая 2005 года в возрасте 56 лет и была похоронена на Троекуровском кладбище (6-й участок).
 
ЗНАЧИМЫЕ ФИЛЬМЫ  с участием Натальи Гундаревой:

«Труффальдино из Бергамо» (1976) — Смеральдина.
«Сладкая женщина» (1976) — Анна Александровна Доброхотова.
«Осенний марафон» (1979) — Нина Евлампиевна Бузыкина.
«Однажды двадцать лет спустя» (1980) — Надя Круглова.
«О бедном гусаре замолвите слово» (1980) — Жужу, модистка.
«Дульсинея Тобосская» (1980) — Альдонса-Дульсинея.
«Проданный смех» (1981) — фрау Бебер.
«Детский мир» (1982) — Людмила Яковлевна.
«Однажды, двадцать лет спустя» (1982) — роль многодетной мамы.
«Одиноким предоставляется общежитие» (1983) — Вера Николаевна Голубева.
(режиссёр — Самсон Самсонов).
«Хозяйка детского дома» (1983) — Александра Ивановна Ванеева.
«Одиноким предоставляется общежитие»
«Собачий пир» (1991) — за роль в этой картине Наталья Гундарева удостоилась звания «Лучшей актрисы года». 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗВАНИЙ И НАГРАД   Натальи Георгиевны Гундаревой:
Заслуженная артистка РСФСР (5 марта 1980 года) — за заслуги в области советского театрального искусства.
Народная артистка РСФСР (7 февраля 1986 года) — за заслуги в области советского театрального искусства.
Государственная премия СССР (1984) — за исполнение ролей Садофьевой в спектакле «Молва» А. Д. Салынского и Катерины Львовны Измайловой в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова.
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980) — за исполнение роли Нины Бузыкиной (фильм «Осенний марафон»).
Премия Ленинского комсомола (1978) — за создание образов современников и высокое исполнительское мастерство.
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 февраля 1998 года) — за большие заслуги в развитии театрального искусства.
Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1994) — за участие в спектакле «Жертва века».
Премия Союза кинематографистов России «Ника» в номинации «Актриса года» (1990).
Приз «Алмазный венец» Всероссийского фестиваля «Созвездие» (1990).
Приз на Международном кинофестивале в Монреале в номинации «Лучшая женская роль» (1990).
Независимая премия «Кумир» (1999).
Премия МКФ «Восток-Запад» в Баку — за лучший женский образ (2000).
Международная театральная премия имени К.С. Станиславского (2001).
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года (13 февраля 2003 года).
Приз Российской академии кино «Золотой орёл» в номинации «Лучшая актриса года» за фильм «Ростов-папа» (2003).

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ: Наталья Гундарева была замужем трижды. Её избранниками становились режиссёр Леонид Хейфец, актёры Виктор Корешков и Михаил Филиппов. Детей у актрисы не было.

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АКТРИСЕ  коллег и близких.

Олег Басилашвили о работе с Гундаревой в фильме «Осенний марафон»:  Актёр, игравший Бузыкина, воспринимал героиню Гундаревой, Нину, как близкого себе человека, нежного и ранимого.

Сергей Шакуров о совместной работе с Гундаревой: Актёр рассказывал, как Гундарева помогла ему превратить полученную квартиру из выгоревшего «бомжатника» в чудо квартирного дизайна.

Ольга Прокофьева о встречах с Гундаревой: По словам актрисы, Гундарева находила нужные слова по поводу профессии, жизни в целом и разных вещей. У неё было прекрасное чувство юмора.

Михаил Филиппов, муж Натальи Гундаревой: Актёр признался, что понял, насколько сильно любит жену, только когда её не стало. Он навещал её в больнице каждый день, иногда по два раза в день.

Наталья Заякина о Гундаревой как об однокурснице:  По словам актрисы, Гундарева была взрослее многих из них, вела дневник, в котором анализировала всё, что с ней происходило, фиксировала свои актёрские наблюдения.

Андрей Гончаров, главный режиссёр Театра им. Маяковского, в спектаклях которого Гундарева играла ведущие роли, назвал актрису «сумеречной женщиной» — за плотно задёрнутые шторы, словно отделяющие её от мира, за комнату с основательной тёмной мебелью.

Наталья Щербакова, коллега Гундаревой по театру: Однажды у Щербаковой вытащили из сумки кошелёк с зарплатой. Гундарева, не раздумывая, отдала половину своей зарплаты со словами: «Не вздумай возвращать!».

Сиделка Ирины о последних днях Гундаревой: По словам Ирины, за неделю до кончины актриса у всех попросила прощения. А накануне смерти рассказывала медсёстрам, что летала во сне.

Андрей Смирнов, режиссёр, с которым работала Гундарева: Актриса работала с Мельниковым в фильмах «Здравствуй и прощай!» и «Отпуск в сентябре», с Смирновым в «Осени».

Николай Губенко, режиссёр, с которым снималась Гундарева. Актриса работала с Губенко в «Подранках» и «И жизнь, и слёзы, и любовь». 

ИЗВЕСТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ФРАЗЫ)  Натальи Гундаревой:

«Я ненавижу себя в состоянии „всё равно“. Мне лучше муки адовы. Счастье надо выстрадать».
 
«Надо всё время напряжённо жить. Или иметь десятерых детей, или быть хозяйкой детского дома и воспитывать чужих ребят, или, если хотите, быть одинокой, но, опять-таки, кому-то помогать».
 
«Я выходила на сцену, вставала на колени за занавесом и складывала руки в мольбе: „Господи! Помоги мне! Не для себя прошу, а для тех, кто сегодня пришёл!“».
 
«Дружба требует много времени, сил, а у меня с этим туго. Покоя ведь тоже хочется».
 
«Я люблю всё, любую погоду, любое настроение. Не верю в реинкарнацию и считаю, что человек живёт один раз. Поэтому мне хочется узнать всю полноту жизни».
 
«Если хочешь что-то кому-то доказать, докажи сначала себе…».
 
«Как только раздаётся третий звонок, ты — уже не ты. Ты делаешь шаг на сцену, попадая в полоску света или темноту, — и твоя жизнь преображается. Ты уже не властен над собой».
 
«Возможно, это покажется самонадеянным, но я ни о чём не жалею. Я много видела, много просмеялась и прострадала… Почувствовала объём жизни и не отказываюсь ни от одного своего дыхания».
 
«Я не люблю своё прошлое (не то, что я его стесняюсь, оно мне неинтересно), мне интересно, что впереди. Я не хочу останавливаться».
 
«Я не путаю жизнь с театром. Жизнь — это одно, и я считаю, что жизнь тем и прекрасна, что она жизнь. А театр прекрасен тем, что это театр».
 
«Я считаю, что у меня один способ борьбы со всем негативом вокруг меня — это хорошо делать своё дело. Я другого способа отмщения не знаю. Если мне удаётся прилично сыграть роль, я считаю, что в этом и есть моё отмщение. Соль под порог я сыпать не буду».
 
«Мне невозможно помешать. Мне можно только не помочь».
 
«Чтобы к тебе хорошо относились, нужно, по крайней мере, умереть. Тогда все начинают страдать, говорить, какая ты была хорошая. Все становятся твоими друзьями. А пока ты живёшь…».
 
«Я очень люблю эту жизнь, слишком люблю эту жизнь, чтобы расчленить её на любовь к работе, любовь к семье, любовь к друзьям, любовь к книгам, к искусству. Для меня эта многомерность и есть жизнь. И я ни от чего не могу отказаться. Конечно, я пристрастна работе. Это, я сказала бы, смысл моего существования».
 
«Все впечатления, которые выносишь на сцену, для меня связаны с мучениями. Когда настрадаешься, твоя душа очень многое приобретает. Тебе становится многое понятно. Не только плохое, но и хорошее — оно становится значительнее, яснее, явственнее. Поэтому ты можешь спокойно выходить на сцену и блистательно играть комедию, потому как знаешь, что такое счастье».
 
«Очень хочется остановить суету, увидеть, как идёт дождь, шевелится листва, поднимается туман. Очень хочется жить не прошлым или будущим, а ощутить реальность».
 
«Никогда не понимала своих коллег, которые выходят на сцену, чтобы произнести текст. Я всегда думала: что же их тогда интересует в процессе».
 
«Привлекает, как ни странно, жизнь не в ярких её проявлениях, потрясениях, а в спокойной умудрённой текучести. Мир так многообразен, значителен, есть много тем, которые отсутствуют в нашей жизни, но мы бежим к своим целям, вершинам. А потом с этих вершин видишь всё, что осталось у подножия, и это так интересно! А ты ничего не видел, когда бежал».

«Как бы ты ни пытался всем показать, какой ты самодостаточный человек, востребованный, если сидишь при этом дома или занимаешься какими-то пустяковыми делами, если бегаешь по каким-то мелочовкам, тусовкам, по этим вертепам…».
 
«Я плохая, злая… Но неужели любить меня не за что?».
 
«Есть другая часть жизни, которая мне была неведома. Я знала, что она существует, что она не то что была неведома, она мне не была нужна. Меня интересовал в жизни театр, сейчас меня в жизни интересует жизнь».
 
«Вот в объявлениях пишут: „Одиноким предоставляется общежитие“. Но ведь когда человек одинок, он не может быть счастлив».
 
«— А как вы успеваете всё делать: вы одна и десять детей? — Да я бы одна вообще ничего не успевала, но мне десять человек помогают».
 
«Я пью всё, кроме человеческой крови…»

«Это моя жизнь, и я рада, что она прошла так наполнено. Работа, встречи с интересными людьми… Одни прошли, другие задержались».
 
«Профессия странная, она ведь предательство в себе заключает: когда ты снимаешь свою одежду, оставляешь свои привычки, ты, по сути, предаёшь самого себя, становишься кем-то другим, причём совершенно не обязательно хорошим».
 
«Я же могла замуж выйти — охотников хватает. Есть один физик. Он мне стихи пишет. Дурацкие…».
 
«Ты мне больше сладкого не покупай. Оно мне на фабрике осточертело. Я селёдку лучше люблю». 

«Я выходила на сцену, вставала на колени за занавесом и складывала руки в мольбе: „Господи! Помоги мне! Не для себя прошу, а для тех, кто сегодня пришёл!“».

«Я не люблю своё прошлое (не то, что я его стесняюсь, оно мне неинтересно), мне интересно, что впереди. Я не хочу останавливаться».

«Я не путаю жизнь с театром. Жизнь — это одно, и я считаю, что жизнь тем и прекрасна, что она жизнь. А театр прекрасен тем, что это театр. Мне кажется, очень большое несчастье некоторых актёров, когда они путают эти два понятия. Они на сцене уже ничего играть не могут, а в жизни — ну просто не налюбуешься. Но устаёшь от таких очень быстро».
 
«Дружба требует много времени, сил, а у меня с этим туго. Покоя ведь тоже хочется». «Если хочешь что-то кому-то доказать — докажи сначала себе».

«Возможно, это покажется самонадеянным, но я ни о чём не жалею. Я много видела, много просмеялась и прострадала… Почувствовала объём жизни и не отказываюсь ни от одного своего дыхания».

ДВА ОТЗЫВА ОБ АКТРИСЕ неизвестных  зрителей:

«Наталья Гундарева могла быть разной: забавной, смешной и просто ослепительно красивой». Зрители отмечают, что актриса была органична в каждой своей роли и играла, как жила.
 
«Через свои роли Наталья Гундарева транслировала невообразимо мощный поток человечности, сострадания и тепла». Зрители отмечают, что особенно им нравятся роли актрисы в фильмах «Хозяйка детского дома», «Здравствуй и прощай», «Однажды, двадцать лет спустя».

ПРИМЕЧАНИЯ – публикации о Наталье Гундаревой на сайте «проза.ру»:

1.  Марков Геннадий. Н. Гундарева и Православие. 2018 г.
2. Александр Щербаков 5.  Разная Наталья Гундарева. 2021 г. 

В.В.  23.08.2025.


Рецензии