Глава 6. Приёмка палаша
Воевода Ждун всегда очень вдумчиво подходил к вопросу принятия новых видов вооружений. В сём важном деле он в первую очередь чтил заветы предков, вот и на днях советовался с волхвами. Также интересовался он мнением зарубежных специалистов – по вечерам частенько к нему забегал на пару слов шустрый и проворный хазарин, сносно говоривший на словенском наречии. После таких визитов вид у воеводы бывал несколько кислым, зато оживало строительство нового высокого терема, что возводил он на своем обширном дворе.
Вот и накануне забегал к нему тот юркий представитель международной общественности.
Утро следующего дня выдалось замечательным – розовое солнце выбралось из-за тучек, и стало быстро согревать холодную землю. Воевода вышел на крыльцо, и при всём честном народе слушал доклад кузнеца. Тот притащил с собой целую охапку длинных мечей, выложил перед собой на дерюжку, и стал по очереди их показывать.
Сначала Боромир кратко описывал своё изделие:
– Нами было разработано изделие ближнего боя, – проговаривал кузнец привитые ему воеводой словесные формулировки, – на основе хазарского палаша. Идея палаша была взята хазарами у народа Хань, раньше подобные клинки назывались Хуаньшоудао – сабля с кольцом на навершии. Сейчас народ Хань от идеи кольца на навершии отходит, делает простую полуторную рукоятку с оплёткой из жёсткой кожи костяных рыб, типа наших осетров. Хазары тоже отказались от кольца, и сделали короткую одноручную рукоять сабельного типа.
Клинок представляет собой треугольник в сечении, заточен под зубило, им рубят, а не режут. При такой заточке палаш может рубить толстую кость, бронзу, железо. Продольным уколом легко пробивает кольчугу. Тяжёлый обух придает дополнительную силу удару, палаш тяжелее меча. Ханьский клинок прямой, а вот хазары добавили изгиб. Рукоятка соединяется с клинком под небольшим углом, уходя к выпуклой стороне. Защитная гарда небольшая.
Кузнец взял в руки палаш своей работы, раскрутил вокруг себя, и будто оделся металлическим сиянием.
Поставил ветки в расщепы пней, и отсёк их несколькими молниеносными движениями. Народ одобрительно загудел.
Воевода выкатил в их сторону налитый кровью глаз, цыкнул:
– Цыц, потише там, идёт приёмка нового вида вооружения! Переходим к этапу практических испытаний!
По его знаку слуга затащил в сарай здоровую свинью.
– Твердило, возьми палаш!
Твердило, худощавый молодой парень с едва пробившимися усами, пожал плечами, взял палаш, зашёл в сарай. Раздался короткий взвизг, потом сочный шлепок, и всё стихло.
Твердило вышел, передавая кузнецу окровавленный палаш.
– Тащите сюда объект номер один! – распорядился воевода.
Воины с энтузиазмом засуетились, потащили кабанчика, предчувствуя праздничное угощение.
Меж тем, в загон затащили второго борова, чуть поменьше.
– Горобой! – возвестил воевода, – бери палицу!
Горобой, огромный мужик, легко подбросил в руках дубину с шипастым шаром на конце, вошёл в сарай.
Спустя секунду раздался звук тяжёлого удара, и громкий визг свиньи. Ещё удар, похоже Горобой задел стену сарая. Внутри слышался топот – боров пытался спастись бегством. Ещё удар, и изнутри раздались ругательства Горобоя, снова удары «чавк-чавк-чавк», сарай дрогнул, и из поврежденной стены показались шипы палицы.
Горобой дёрнул палицу на себя, но в этот момент раздался звук мощного столкновения и громкий крик богатыря:
– Аааа! Аыыы! Тварь! Изуродую!
Ещё пара ударов, сарай подкосился – рухнул угловой столб. Внутри удары слились в серию, из проломов в сарае летели струи крови и клочья свиной щетины. Визг не прекращался. Ещё пара ударов, и наконец – грохот падения.
Из дверей сарая, покачиваясь, и припадая на левую сторону, вышел весь залитый кровью кабан.
Боров посмотрел на бойцов, скосил глаз на воеводу, презрительно хрюкнул.
Кузнец подошёл, и непроизвольным движением заколол победителя.
Бойцы ринулись внутрь, и скоро вытащили Горобоя – у того была распорота нога от колена до паха.
Несколько опытных воинов тут же бросились оказывать помощь, брали ногу в лубки, бинтовали, останавливали кровь, прижимая рану всяким тряпьём.
– Объект номер два сразу на колбасу пойдёт? – уточнил десятник Селиван.
Воевода закаменел лицом:
– Оба объекта на экспертизу! И палицу принесите сюда!
Через некоторое время Горобоя отнесли к воинской знахарке, доброй бабушке Агафье, кровь с боровов слили в туески.
Воевода продолжил процедуру приемки:
– Объект номер один, небольшая треугольная ранка в районе сердца, задняя часть черепа разрублена до продолговатого мозга. Смерть наступила от острой кровопотери и повреждения мозговых путей.
Объект номер два, множественные рваные раны по всему телу, перелом ребер, вывих левой передней конечности, контузионные повреждения головы, спины, боков, и окорока. Также небольшая треугольная ранка в районе сердца.
Смерть наступила от множественных повреждений, несовместимых с жизнью, болевого шока, и внезапной остановки сердца на фоне психологической травмы.
– Во, как говорит!
– Воевода наш – голова! – загудели бойцы, непроизвольно подкручивая усы.
– По результатам экспертизы комиссия пришла к выводу, что работы над адаптацией хазарского палаша нужно продолжить. В настоящее время принимать на вооружение не следует. Отсутствие серьёзного психологического воздействия на противника, слабый контузионный эффект, общая дороговизна изделия не позволяют принимать его в войска.
Воевода набрал в грудь побольше воздуха, возвысил голос:
– Да, палаш легче и длиннее палицы, но на этом его преимущества и исчерпываются! Сейчас наша работа завершена, вечером жду всех членов комиссии на ужин, будет свинина с гречей! Проявившему мужество и героизм Горобою выдать серебряную гривну из прошлогодней добычи.
Бойцу Твердиле дополнительный наряд для отработки приемов с палицей. Прошу всех расходится! – и воевода, взглянув на строящийся новый терем, пошел обратно в дом.
Список глав романа "Вперёд, на Запад!":
http://proza.ru/avtor/alexeykuzmin&book=26#26
Свидетельство о публикации №225082301241