Кадрия галеева. литературная студия сокольники

Перебирая, сканируя и фотографируя рисунки, акварели, пастели, темперы и
масляные картины Кадрии Галеевой, я наткнулся на стопку рисунков углём.
Атрибуция этих работ вызвала некоторые затруднения, но мы с Кадриёй
почти справились.
Довольно быстро удалось определить, что сделано это в Экспериментальном
творческом объединении «Литературная студия “СОКОЛЬНИКИ”» на
Свободном проспекте 21/2.
Что такое студия «СОКОЛЬНИКИ»?
Руководитель студии — Евгений Соломонович Винников.
В интернете о нём сохранилось лишь несколько скупых строк в
воспоминаниях Ирины Машинской (http://www.vavilon.ru/diary/021028.html),
да ещё в моём романе «Альбом фотографий»
(http://burdonov.ru/R/albom/0_utf-8.html, 56, 133, 347-350, 404).
Студия возникла в первой половине 80-х, размещалась в Доме культуры им.
И.В. Русакова в Сокольниках, откуда и название.
Потом была Некрасовская библиотека в районе Пушкинской площади.
Туда я и пришёл ранней весной 1987 года со своими стихами..
Я принёс веточку вишни, которую до этого держал дома в бутылке с водой, и
на которой уже распустились цветы. К ветке в духе японской, ещё хэйанской,
традиции, прикрепил красный листок бумаги с текстом одной из первых
моих танок:
Вишня расцвела –
одинокая ветка
в вазе у окна.
Пусть снегом заполнен сад,
у сердца – свой календарь!
Потом у студии появилось собственное большое помещение на Свободном
проспекте 21/2, а также юридическое лицо и печать, всё как положено.
Но это так только говорится «положено», ни у кого из лит. объединений
этого ещё не было, а у студии «СОКОЛЬНИКИ» было.
У меня целая стопка разнообразных бумаг осталась от того периода: списки
членов студии, всякие программы, манифесты, письма, записки, планы книг
и выставок и т.п.
Привожу один из списков членов студии (телефоны и адреса я скрыл), может
быть, кто-то найдёт себя там: Andrey Lukyanov, Надежда Максимова, Yury
Rabovskiy, Надежда Осьминина, Софья Греч, Раиса Гершзон, Владимир
Ерохин и др..
Поскольку это была не просто литературная студия, а «экспериментальное
творческое объединение», там вскоре появились и художники, потом актёры
со своим театром «Восточные ворота».
В 1987 году была художественная выставка работ членов студии в ДК МАИ,
в 1988 г. — большая выставка в ДК ЗВИ.
В секцию художников, кроме меня и Кадрии, входили Сашу Белугин, Елена
Епихина, Виктор Рославский, Раиса Герзон, Вячеслав Деревянко, Марина
Литвинова, Александр Шкьопу, Виктор Черкасов, может быть, ещё кто-то.
Год создания рисунков — предположительно 1988, плюс-минус один год
максимум.
Автор работ — с большой долей вероятности Кадрия Галеева.
Дело в том, что она сказала: я совсем забыла об этих рисунках. Вот этот
вроде бы я рисовала, а вот этот, может быть, и не я, не помню.
Но все рисунки были в одной стопке, все выполнены явно одной рукой.
Так что если хотя бы одна работа сделана Кадриёй, то и все сделаны ею.
Я вот так решил.
Самое трудно было — определить, кто на этих рисунках изображён.
Удалось идентифицировать только четверых: руководителя студии Евгения
Соломоновича Винникова (два рисунка), Надежда Максимова, Софья Греч и
(предположительно) Надежда Меницкая (ныне Осьминина).
Евгению Соломоновичу Винникову я посвятил своё стихотворение,
написанное в августе 1987 года:
Пылит ли дорога на тысячи ли,
клокочет река под висячим мостом,
вершины ли снежные вижу вдали,
иль это у края земли облака,
иду я, неясною целью влеком.
Ненастье настигнет в далеком пути -
и пищу и кров я смогу отыскать.
Хотел бы я друга такого найти,
чтоб сердцем его понимал я без слов,
и мудрые речи стремился понять.
Чтоб звуки чудесное эхо рождали.
Не ждали в печали сорочьего моста,
а просто друг к другу ходили бы в гости.
И древние книги друг другу читали,
заветные думы стихам поверяли.
И пили вино за беседою вольной.
На смену Луны —– предрассветная синь.
Задумался друг мой в печали невольной.
Коснусь осторожно тревожной струны,
пусть вновь заиграет разломанный цинь!
Игорь Бурдонов написал этот текст 20 сентября 2020 года.


Рецензии