Переправа, переправа Восточный Саян. 1983 г
Сейчас, по памяти, могу оценить ширину русла на том месте метров в двадцать. Не-а, больше. В межень до половины этого расстояния, если смотреть с нашего берега, как оказалось, можно пройти по колено. А вот дальше – мощный стремительный поток, о глубине которого отсюда можно только догадываться.
Река делает здесь небольшой изгиб, за которым – ровный широкий участок русла. Слева по нашему берегу белеет обширная галечниковая отмель, с раскиданными там и сям валунами. На одном из них, накренившись боком, завис рубленый плот. Солидное сооружение! Нетрудно представить, как выглядит река по весне…
Пока варился ужин, пообщались с группой, шедшей вверх по течению другим берегом. Удивительно, как ещё понимали друг друга: река шумит, да и расстояние приличное. Наши по привычке стали клянчить сигареты. Те - сгрудились, пошушукались о чём-то. Потом один, что погорластей, вышел вперёд: «Эй, борода, а ты в прошлом году в Туве не был?» - А вы, мужики, часом, не из Казани будете? – вопросом на вопрос ответил Сергей.
- Точно!
- Зем-ля-ки!!
Вот, уж, действительно, мир тесен! Прощаясь, казанцы пообещали оставить немного курева на пенёчке – в расчёте на то, что мы завтра переправимся.
Наши, пустив по ветру домашние запасы, уже пару дней пытались курить все, что дымит и воняет: чай, мох… Обещанное курево их так вдохновило, что руководителю группы стоило больших трудов удержать народ от немедленной переправы. С его, заядлого курильщика, это был, можно сказать, подвиг.
Утро прошло в спешных сборах. И вот вся команда сгрудилась на берегу. Начальник выбрал двоих самых здоровых (а, главное, некурящих) и поставил перед ними задачу, махнув рукой на тот берег - дескать, давайте по-быстрому. А там и мы подоспеем, покурим.
Мужики собрались с духом, сняли, чтобы не мочить, штаны, и пошли. Воды – по колено. Отойдя несколько шагов, Лёня обернулся и попросил второй рюкзак. Надевая его спереди (как запасной парашют), пояснил, что таким образом увеличивает вес, а значит, устойчивость. Двинулись дальше, обхватив друг друга за плечи. Глубина по-прежнему небольшая, но напор воды сильный. Половину пути прошли. Глубина прибывает.
Вот они подошли к основному потоку. Задержались, видимо, намечая путь. Оба машут раскинутыми в стороны свободными руками, удерживая равновесие. Что-то крикнули, не оборачиваясь. Пошли. Вода сразу - до пояса. Глубоко! Пытаются идти. Нет! Вода тащит. Задёргались. Всё, смыло! Разорвало сцепленные руки. Закувыркало в бурунах, быстро потащило обоих. Впереди пляшет на волнах потерянный рюкзак.
Инстинктивно рванулся вперёд, на ходу расстёгивая пряжку рюкзака. И сознаю, что помочь не в силах. Не успеть! Они слишком далеко. А события развиваются стремительно. Секунды… Взглядом провожаю мелькающие в воде головы, руки, рюкзаки.
Лёня выбрался сам, уцепившись за камень. Скинул рюкзак и – снова в воду. Вовремя! Вадик нахлебался, видать, прилично…
Сбросив оцепенение, мы рассыпались по берегу. Нина помчалась тропой вниз по течению спасать свой рюкзак (во-во, отдашь руками…). Кто-то припустил бегом за ней следом. Начальник клял всех и вся. Поминал бога, душу и мать. Ещё бы! В унесённом водой рюкзаке завхоза были общественные деньги и обратные билеты на самолёт на всю группу. Приплыли!
День был чудесный. Настроение – поганое. Мы с Валеркой Рыжим (так его отличали от тёзок - меня и начальника) остались при рюкзаках и молча наблюдали, как на том берегу Вадим раскладывал на камнях для просушки подмоченные вещички. А между нами восточносибирским экспрессом летела Река.
Сверху по течению показались два катамарана. Отчаянно машем руками, кричим. Суда оставляют фарватер, пристают к берегу. А-ба! Знакомые ро… тьфу, лица. Точно, наши, куйбышевские! Наскоро объясняем Сергею П-ну ситуацию, просим принять участие в поимке бесценного рюкзака. Катамараны выходят на струю и быстро удаляются.
Через час вернулся Сергей, тоже бросившийся по берегу вдогонку рюкзаку. Принес неплохие новости. Но начальник всё ещё ругается. Ну, что ж, должность у него такая … нервная.
Оказывается, земляки-водники сняли с отмели посреди реки потерявшийся рюкзак, перевезли его и маявшихся на нашем берегу девчат на другую сторону реки. Теперь группа разделилась: нас четверо и шесть рюкзаков, их - пятеро с тремя рюкзаками. А солнышко уже высоко. Обедать пора. Но начальник сказал, что обедать будем на том берегу. Тем более, там уже костёр развели…
Да-а-а, сказать-то легко. А вот как на ту сторону «лишний» груз перетащить?! Уж больно угнетающе подействовала на нас неудачная попытка первопроходцев. Все недобро посмотрели на два девчачьих «Ермака».
После недолгих споров было решено соорудить плот и вначале переправить на нём – маятником – два рюкзака. Работа закипела. Одни искали по берегу плавник покрупнее, другие собирали всю верёвочную наличность для связывания брёвнышек. Основная и вспомогательная верёвки пошли на «усы». Плотик получился неказистый, но крепенький.
Вывели плот через мелководье к основной струе. Разобрали концы верёвки, ухватились по двое. Приготовились, столкнули плот в поток. Не идёт. Течение прибивает его к нашему берегу. Ещё попытка, и снова неудачно. А вода – холоднющая! Ноги немеют. И руки.
Уходим с мелководья немного вниз по течению и выбираемся из воды на галечник. Греемся. Думаем. Наши на том берегу подбадривают, советы дают. Особенно Надюхи стараются. Знать, переживают. Ага, за свои рюкзаки.
Решаем изменить тактику и забросить одну верёвку на противоположный берег. По очереди заходим, сколько можно, в воду и … да уж, помахали мы все тогда ручками… Но получилось только у Серёги. С …цатой попытки. Ура!
Стали готовиться, засуетились и не заметили, как верёвка провисла, коснулась воды. Эх, и дёрнуло!! У нас-то рывок на себя плотик принял, а на той стороне кого-то даже завалило. Ладно, ещё верёвку не упустили.
Ну, всё готово. Три…два…один… Вода подхватывает плот. Поехали! Они – тянут, мы - стравливаем верёвку. Раз-два … десять. Готово! Ура-а-а! Получилось! Пока там разгружают «паром», мы оживлённо обсуждаем перспективы переправы остальных рюкзаков, а там, как знать… Может, и сами прокатимся.
Отвлеклись. Истошный Серёгин вопль вернул нас к действительности. Он остался с плотом один на один. Отпущенный с той стороны, плот быстро вылетел на стремнину. Течением рвануло его и – на другом конце верёвки – Сергея. Свалило с ног, потащило по щебёнке. Бросились на помощь. Вцепились в верёвку. Черта с два! С таким же успехом можно тягаться с грузовиком: водяной парус на такой реке – штука серьёзная. Был момент, когда мы уже были готовы бросить верёвку. Чуть-чуть, и … Нет, одолели-таки! Руки дрожат. Коленки тоже. Н-да…
Передохнуть бы. Но начальник разлёживаться не дал: времени уже много. Поплелись назад, к рюкзакам. Морально созревая для брода, достали перекус. Солёное сало перед ледяной купелью – самое то! Серёга предложил переодеться. В чистое – как положено… Невесело посмеялись.
Мы ещё дожёвывали сальце, когда на том берегу появились новые действующие лица. Вернее, лиц было два. И ещё три небритых морды. Группа свернула с тропы к реке. Двое, не задерживаясь, встали стенкой и вошли в воду. Немного отойдя от берега, остановились. Развернулись – и назад. До нас дошло: разведка боем, т.е. бродом!
Шустрая пятёрка тем временем уже выстроились с рюкзаками вдоль уреза воды. Девчонки – в середине. Не успели мы, что называется, глазом моргнуть, они уже вошли в реку. На самой стремнине невысоким девчатам вода доставала до груди. Стенку заметно волокло по течению. Но шли ребята решительно. Ещё немного усилий – и глубокое место осталось позади.
Мы и не заметили, как вскочили и, переживая за «коллег», подошли к самой воде – им навстречу. Те уже бежали по мелководью, подбадривая себя криками. Видно, что они, в особенности девчонки, замёрзли. На берегу бросили рюкзаки. Дамы – за кустик отжиматься, а мужики закурили. Оказалось, они из Петрозаводска. На нашу искреннюю зависть по поводу их уверенных действий на переправе, не кокетничая, сообщили про тренировки на карельских речках. Знали, куда шли! Ещё пара минут и, пожав нам на прощанье руки, группа скрылась в боковой долинке.
Мы стояли, боясь друг другу в глаза посмотреть. Ну, надо же! Мы полдня тут… А они потратили на переправу десять минут, включая разведку, перекур и выжимание мокрых штанов. Начальник первым нарушил молчание. Что говорил? Тактично промолчу…
Вернулись к рюкзакам. Крепко сцепили «стенку» и рванули, как в атаку. Перебродили мы тоже быстро. При этом выгодно взяли чуть правее, где оказалось мельче. Вода доходила до … (в общем, вам по пояс будет). А нас до пояса доставали всплески и брызги при движении. Запомнилось напряжение, с которым ноги преодолевали боковой напор воды. И ещё – ожог ледяной водой. Когда вышли на берег, я ног не чувствовал. Ну, ничего, побегали туда-сюда, согрелись. Вечером попели у костра под Серёгину гитару. Хорошо!
Туризм – лучший отдых!
Свидетельство о публикации №225082301417