Мимесис
Обезьяны всех стран, объединяйтесь!
Перед вами — не просветительский манифест, а циничное вскрытие мимесиса. Копируете ли вы уважаемых предков или модных «инноваторов», вы всё равно бежите в колесе. «Прогресс» — зачастую переупаковка старого хлама, а ваша «динамика» — лихорадочное подражание новым идолам. Статика вечна, меняются лишь объекты поклонения — от праха к хайпу или «от сердца к солнцу?». Но не ждите освобождения из своего сегодняшнего цифрового концлагеря.
Текст заряжен интеллектуальной энергией и сарказмом, доведённым почти до гротеска. Традиционно недобрый автор явно наслаждается языковой игрой: он не просто сообщает вам идеи, но и купается в тексте, как в джакузи из слегка подогретого шампанского. При этом сохраняется горечь: вопрос: «Иронично? Или трагично?» показывает тому, кто хочет увидеть, что за его язвительностью стоит настоящая боль от наблюдения за этим вашим цирком.
И да, автор напоминает, что ответственность за происходящее несёте именно вы. Текст здесь ни при чём. Вы же не станете кидаться с кулаками на метеоролога, показывающего вам, что кислотный дождь апокалипсиса уже вовсю льётся на ваши головы?
МИМЕСИС
[или почему вокруг одни обезьяны с айфонами]
Ах, этот мимесис! Это волшебное слово, от которого и академики пускают слюну восторга, а простой обыватель задумчиво ковыряет в носу, полагая, что это какой-то новый вирус. Вам преподносят его как великий социальный клей, дополняющий или даже противопоставляющий себя священной корове разделения труда. «Приобщение через имитацию к социальным ценностям!» — возглашает теоретик, поправляя очки, заляпанные линзы которых давно уже в пыли заблуждений. Да, дорогие человеки-подражатели, мимесис — это ваш вечный спутник. От наскальных рисунков до сторис в запрещённом в России Инстаграме — вы только и делаете, что копируете и подражаете. Нюанс лишь в том — кого и зачем.
ПРОЛОГ
Представьте себе архаичное «примитивное» общество человеков. Кавычки здесь неспроста — ибо кто такой автор, неужели настолько продвинутый, чтобы судить? Но автор и не судит… Так мимесис, как вам внушают, был устремлён в прошлое. К старшим. К предкам. К уважаемым мертвецам! Авторитет покойного дедушки, бережно поддерживаемый дядюшкой-старейшиной [который, если быть честным, просто первым умудрился занять теплое место у костра]. Красота! Общество замерло в элегантной позе чинопочитания. Замерло и якобы перестало развиваться. Обычай — это не просто правило, это священная догма, высеченная в камне невежества и страха перед новизной. «Так делали отцы, деды и пра-пра-прадеды, которые, кстати, умерли от этой самой дизентерии, но это неважно! Главное — священные традиции!» Имитация здесь — это ритуал выживания, страховая полиция против хаоса. Ты копируешь — ты не высовываешься — ты выживаешь — ты живешь. Гениально в своей простоте. Разделение труда? О, да! Ты добытчик? Копируй лучших добытчиков прошлого. Ты шаман? Попробуй скопировать и воспроизвести лучшие галлюцинации шаманов прошлого. Статично. Надежно. Мертво.
ДРАМА
[или комедия, или трагедия]
А теперь — цивилизация! Фанфары! Софиты! Мимесис резко поворачивается лицом к будущему и неотрывно смотрит, пытаясь его загипнотизировать [осталось увидеть, кто окажется под гипнозом…]. Прах предков, прочь! Да здравствуют Новые Боги — Творческие Личности! Сенсорные первооткрыватели! Инноваторы! Гении и визионеры! [последнее неприлично часто звучит в ими проплаченных СМИ и их собственных презентациях]. Общество срывается с цепи обычая и мчится «волосы назад» вперед, к Общечеловеческой Цели [которая, как выясняется, каждый квартал пересматривается советом директоров с оглядкой на биржевую стоимость акций]. Динамика! Рост! Изменения! Увядание обычая? Да это же праздник! Оковы сброшены! Мы свободны!
Свободны... имитировать. Вчера вы копировали дедовские ритуалы охоты на мамонта. Сегодня вы копируете причёску, манеру говорить и паттерны потребления у какого-нибудь новоиспеченного «визионера», который только что пообещал запустить стартап по скоростной доставке человеков из точки «А» в точку «Б» по трубе, называемой «Гиперлуп» [но так его и не запустит...]. Над инновациями с автономной электрической тягой автор смеяться не будет, но напомнит, что весь этот хлам человество отвергло больше ста лет назад, когда парк электромобилей в мире уже достигал 28%. Мимесис слегка сменил вектор, но не суть. Вместо поклонения теням предков — поклонение сиянию нового идола. И этот идол — такой же продукт разделения труда, как в прошлом гончар или кузнец. Только его труд — создавать иллюзию новизны, которую толпа жаждет имитировать. Он — профессиональный объект подражания. Его «творчество» — это часто лишь удачная рекомбинация старых идей, упакованная в хайповую обертку. А вы? Вы — профессиональные подражатели. Ваш модный «динамизм» больше напоминает «вуайеризм» и лихорадочное копирование последнего тренда, последнего гаджета, последней «революционной» бизнес-модели, пока она не лопнула, как мыльный пузырь.
ЭПИЛОГ
Так что же, мимесис — дополнение к разделению труда или вечный двигатель абсурда? Он обеспечивает спрос на продукт «инноваторов» и создает армию «ранних последователей». Противоположность? В каком-то извращенном смысле — да. Разделение труда требует специализации, углубления в своё. Мимесис же удовлетворяется поверхностным копированием чужого, часто без понимания сути. Это анти-специализация и банальная эпидемия подражательства.
ВЫВОД
«Динамичное» «постиндустриальное общество» с мимесисом, якобы устремленным в будущее, столь же статично в своей сути, как и «примитивное» из прошлого. Вы просто сменили объект поклонения. Вместо Мёртвого Отца — культ Живого Продавца. Вместо статики обычая — статика бесконечной, бессмысленной гонки за симулякрами прогресса. Вы по-прежнему обезьяны. Только теперь вы обезьянничаете не вокруг камня с палкой [Как дела, дорогой мистер Дарвин? Не поперхнулся ты своей теорией?...], а вокруг смартфона. С религиозным рвением вы копируете мемы, тренды и «успешные паттерны поведения». Мимесис не освободил вас. Он просто дал вам иллюзию движения, пока вы, подобно гладким хомячкам, бежите внутри колеса, усердно вращая его и подражая бегущему рядом хомячку. Пафосное наименование этого копирования «путём изменений и роста» — смешная попытка словесными кружевами прикрыть всё тот же фундаментальный мимесис, предательски выпирающий из трусов балерины. Иронично? [Или трагично?..] Это всего-навсего мемисис, детка. Добро пожаловать в цирк!
Свидетельство о публикации №225082301493