Мой ответ Чемберлену
массовых коммуникаций РФ Шадаеву М.И.
123112, г. Москва, Пресненская наб., д.10, стр.2, IQ-квартал
Уполномоченному по правам человека в РФ Москальковой Т.Н.
119121, Российская Федерация, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 2
Учреждение, принуждающее граждан использовать МАХ
________________________________________(наименование)
_______________________________________________(адрес)
Волеизъявление.
Я, гражданин России, считаю недопустимым введение многофункционального сервиса обмена информацией (далее MAX) вопреки мнению и воле народа. 24 июня 2025 года вступил в законную силу Федеральный закон от 24.06.2025 N 156-ФЗ "О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". А с 1 сентября 2025 г. вступят в законную силу его отдельные положения.
Многофункциональный сервис обмена информацией (далее MAX) - это сервис для общения людей, как вайбер, телеграм, ватсапп, но его «свяжут» с персональными данными, которыми владеет ЕСИА и др.
Несмотря на якобы добровольность, мы понимаем, что госорганы, образовательные организации, коммерческие организации, относящиеся к сфере услуг, обяжут «добровольно-принудительно» перейти на MAX. А значит, все госуслуги и коммерческие услуги будут оказывать гражданам при помощи данного сервиса. Граждан поставят в условия, при которых невозможно будет получить какую-либо госуслугу без использование MAX (например, оформить соц. пособия, разместиться в гостинице и пр.).
В связи с имеющейся информацией о введении MAX, в том числе из приложения:
1. Считаю недопустимым объединение многофункционального сервиса обмена информацией «MAX» с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также с государственными информационными системами, не входящими в состав указанной инфраструктуры, иными информационными системами государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений.
2. Запрещаю массовое принуждение к использованию многофункционального сервиса обмена информацией «MAX», особенно бюджетников и пенсионеров, которым, как правило, не оставляют права выбора, под угрозой увольнения.
3. Требую оставить добровольность выбора гражданами использования либо отказа от использования MAX. Оставить возможность использования сервиса Госуслуг в прежнем объеме без перехода на MAX через соответствующий сайт.
Подпись _________________ Дата _____________________
Приложение
Как указано в Законе - через MAX теперь будет осуществляться передача с согласия гражданина сведений из ФГИС «ЕСИА», оформление различных социальных пособий, предъявление документов, подтверждающих право на льготы, подтверждающих возраст, подтверждающих обучение в образовательных организациях, подтверждающих личность гражданина, в т.ч. при оказании гостиничных услуг или услуг иных средств размещения, в иных случаях, когда требуется подтверждение личности. При этом через MAX будет возможно подписание документов с использованием электронной подписи.
Анализ пользовательского соглашение сервиса MAX говорит о том, что его использование небезопасно и может грозить утечкой персональных данных граждан:
1) Отсутствуют четкие ограничения на сбор данных, мессенджер получает доступ к обширным данным о пользователе (включая контакты, историю активности и, возможно, метаданные устройств), не конкретизируя их, не давая ограниченный перечень, за пределы которого нельзя выйти.
2) Конфиденциальность переписки не гарантирована. Есть возможность сканирования сообщений и отслеживание «нежелательного контента», но нет четкого определения «нежелательного контента», в результате чего возникает риск субъективной блокировки и передачи информации по запросу госорганов без судебного решения.
3) Пользователь может удалить аккаунт, но нет гарантий, что все данные будут стерты из резервных копий. При этом данное Соглашение может изменяться в одностороннем порядке с публикацией новой версии на сайте, а не личным уведомлением. Продолжение использования сервиса автоматически означает согласие с новыми условиями, о которых граждане не узнают.
4) Компания не несет ответственности за утечки данных, вирусы или мошенничество через сторонние приложения в MAX. Есть риски интеграции с платежными системами, например, с РНКО «ВК Платёжные решения». Нет четких гарантий защиты финансовых данных.
Принуждение к использованию MAXа незаконно, поскольку нарушает:
1) п. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ: «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
2) ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
3) п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» оказание государственных (муниципальных) услуг не требует получения письменного согласия на обработку персональных данных и позволяет уполномоченному органу (организации) использовать персональные данные граждан исключительно в той мере, в которой это необходимо собственно для оказания услуг без отдельного письменного согласия на обработку данных.
4) п.п. 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.
5) п. 8 ст. 9 указанного Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».
6) п. 9 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ: «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».
7) п.п. 3 и 4 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».
В Центральный Банк Российской Федерации
107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к.В
Министерство финансов Российской Федерации
109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,
г. Москва, ул. Ильинка, д. 21
Министерство социальной политики ________________________________ (регион)
__________________________________(адрес)
Волеизъявление
по отказу от цифрового рубля
и перевода на цифровые рубли мер социальной поддержки населения.
Я, гражданин России, считаю недопустимым ведение цифрового рубля вопреки мнению народа. С 1 сентября 2026 года вступает в силу закон о поэтапном внедрении цифрового рубля (Федеральный закон от 23.07.2025 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При этом позиционируется, что переход на цифровой рубль осуществляется на добровольной основе. На официальном сайте банка России содержится информация о том, что граждане, как и сейчас, смогут самостоятельно выбирать, какую форму рубля использовать — наличную, безналичную или цифровую. Цитата от 18.04.2023: «Граждане, как и сейчас, смогут самостоятельно выбирать, какую форму рубля использовать — наличную, безналичную или цифровую. Выбор полностью за человеком» ( https://cbr.ru/faq/dr/).
В связи с этим, а также в связи с обстоятельствами, описанными в приложении, я:
1. Выражаю свою волю о недопустимости дальнейшего внедрения цифрового рубля в финансовой системе нашей страны.
2. Запрещаю создание моих счетов цифровых рублей на базе оператора Цифрового рубля – Банка России, как и дальнейшее возможное создание условий, когда такой счет будет навязываться мне без права выбора.
3. Выражаю недоверие Банку России, подчиняющемуся Международному валютному банку, который не может защищать интересы народа России в условиях происходящей военной агрессии со стороны недружественных нам стран.
4. Отказываюсь переводить на цифровые рубли выплату мер социальной поддержки гражданам России, а именно, детские выплаты и пособия по уходу за ребёнком; страховые и социальные пенсии; пособия по безработице; выплаты по инвалидности; материнский капитал.
5. Прошу сохранить за мной безналичный способ получения вышеупомянутых выплат, какой был до принятия N 248-ФЗ.
Подпись _______________ Дата_________________
Приложение.
Массовое внедрение цифрового рубля начнется с 1 сентября 2026 года, сначала в крупнейших банках и торговых сетях с выручкой больше 120 млн рублей, с последующим расширением до всех продавцов и банков к 2028 году. При этом перевод цифровых денежных средств будет осуществляться с помощью универсального платежного кода, который будет предоставляться оператором, а проще говоря – банками.
Этапы внедрения цифрового рубля:
1) С 1 октября 2025 года по 1 января 2026 планируют цифровыми деньгами выплачивать:
- детские выплаты и пособия по уходу за ребёнком; страховые и социальные пенсии;
- пособия по безработице; выплаты по инвалидности; материнский капитал.
2) С 1 января 2026 по 2027 год цифровой рубль будет применяться для всех выплат из федерального бюджета — зарплат бюджетников, стипендий и пенсий.
3) С 2027 года цифровой рубль будут использовать для региональных выплат и в системах внебюджетных фондов.
При этом позиционируется, что переход на цифровой рубль осуществляется на добровольной основе. О какой добровольности идет речь, если все этапы уже определены? А нас, граждан, вы спросили?
Наиболее востребованные и жизненно важные меры социальной поддержки наших граждан планируют выплачивать цифровыми деньгами. Однако на этапе принятии законопроектов, вводящих цифровые рубли, граждане активно изъявляли свою волю против введения и насаждения цифровых денег. Но вопреки воле граждан эти законопроекты были приняты.
Функция цифровых денег существенно отличается от общепринятых функций денег. А значит, цифровой рубль – не является полным аналогом наличного или безналичного рубля, как преподносит нам, простым гражданам, Центробанк. Но мы на это не соглашались!
Банком России на официальном сайте непосредственно указано, что цифровой рубль создается как средство для проведения платежей и переводов, а не как средство сбережения или кредитования. Ярким примером того, что цифровые рубли не обладают средством сбережения и накопления, являются положения статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 (далее ФЗ №395-1), которая дополнена частью 8, в соответствии с которой привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты) не осуществляется. То есть положить на депозит цифровой рубль, чтобы накопить его, у граждан не получится. На отсутствие аналогии с наличными и безналичными деньгами указывают многие положения: и то, что взыскание на цифровой рубль осуществляется только после обращение взыскания на денежные средства на банковских счетах, либо на вкладах граждан, то есть в приоритете «живые» деньги, но не цифровые (ч.3 ст.69 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), и то, что цифровые деньги нельзя перевести сразу в наличные деньги, их необходимо сначала перевести в безналичные деньги на счете в банке.
Мы считаем, что вопрос об отмене наличных денежных средств - это только вопрос времени. Хотя Центробанк утверждает, что в обороте будут находиться и наличные, и безналичные, и цифровые рубли. И цифровой рубль выпускается в дополнение к уже существующим формам. Выбор — какой именно формой пользоваться — останется за гражданами.
Но у граждан России имеются обоснованные сомнения в достоверности уверений Центробанка в силу следующего. Нам сообщают, что открытие счета цифрового рубля - исключительно добровольный выбор каждого. Однако, по сути, законодательно такого положения нет - что выбор, чем ты будешь рассчитываться в конечном счете, зависит исключительно только от самого гражданина.
Мы считаем, что наделение Банка России полномочиями как оператора цифровой платформы, в том числе по определению максимальной суммы операций с цифровыми рублями и (или) суммы остатков цифровых рублей на счетах цифрового рубля, означает, что в процессе дальнейшего внедрения цифрового рубля велика вероятность того, что граждане нашей страны останутся без выбора и будут обязаны перейти только на цифровой рубль.
Свидетельство о публикации №225082300164