Надёжный тыл

Никто 
не воевал на фронте 
из родни.
Не слышала 
душевных я рассказов. 
Да, вот такое тоже бывает. 

— А у тебя, что, бабушек, дедушек нет? – раздаётся шелест голосов со всех сторон. 
Чувствуется холодок от него. Странный такой. Бррр. Хочется спрятаться. Почему? Потому что не верят друзья, соседи, что без бабушек росла. По их расчётам, должны быть старики в семье, желательно две пары. И помогать они должны. Делом, словом, вниманием. 

— Были. Бабушка Лиза и Варя, но вот дед был один – Иван, папин папа, – продолжаю беседу. – Помню только Варвару Ивановну, мамину маму, с нами жила. Помогала. Знаете, какое вкусное варенье из одуванчиков делала? Ум отъешь.

— И никто на фронте не был? Не может такого быть.
— А вот и может, или я просто не знаю. 
— Да ладно. Знаешь и не делишься историями. Жалко? А может, они предателями были, поэтому ты рассказывать не хочешь? – со всех сторон посыпались смешки и ухмылки.
— Идите лесом со своими догадками! Не было в нашем роду предателей! Просто бабушку Лизу и дедушку Ваню я не знала. Видела только на фотографии.
— Ну а …
Перебиваю:
— А вот любимая бабушка Варя в тылу работала. На Станкозаводе. Был у нас в городе такой завод. Вроде снаряды делали. Не помню. Бабушка никогда не рассказывала про военные годы. Пусть даже в тылу. В родном городе Горьком, Нижний Новгород так раньше назывался, ведь тоже жилось несладко. Война же была. Так что фронтовых или тыловых баек не расскажу. 

Голоса умолкли. Их молчание бетонной плитой давило душу. Ждали историй. А их нет. Есть только воспоминания о любимой бабушке. Вечерние игры в лото, теплая пенка свежесваренного варенья из арбузных корок, полная корзинка лисичек, ядрёный и стойкий запах лекарственной настойки для суставов – каждый раз всё это напоминает мне о бабушке Варваре.

Я помню её разной. 
А главное – ПОМНЮ.

Слёзы.
Грусть.
Тоска.


Рецензии