В их представлении культурные ценности

 стоили миллиарды долларов


Друзья!
Из Сети

"В 2025 году отмечается 90 лет со дня подписания Пакта Рериха, Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
Пакт Рериха был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. Это первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью.
Некоторые мероприятия, которые запланированы в рамках празднования юбилея:
Международная научно-общественная конференция «Пакт Рериха и Знамя Мира — основа будущего развития России». Мероприятие пройдёт в Москве 9–10 октября 2025 года.
Выставочный проект «Зов о Культуре. К 90-летию Пакта Рериха». Выставка будет работать с 16 апреля по 31 августа 2025 года в Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.
На выставке будут представлены этюды архитектурной серии, выполненные Рерихом во время его путешествий, первое издание его произведений 1914 года и другие экспонаты".
СМИ.
*******************
"15 апреля 1935 года был учреждён Пакт Рериха, также
известный как Договор об охране художественных и научных
учреждений и исторических памятников. С 1998 года 15 апреля
отмечается как Всемирный день культуры.
Идея о необходимости защиты памятников культуры и истории
возникла у русского художника, писателя и общественного
деятеля Николая Рериха в 1899 году, когда он занимался
археологическими раскопками в Санкт-петербургской губернии.
Позднее Николай Константинович вместе с супругой Еленой
Ивановной совершили путешествие по сорока древнерусским
городам, среди которых были Ярославль, Кострому, Владимир,
Суздаль, Юрьев-Польский, Изборск, Псков, Углич, Калязин и др.
России».
СМИ.
...Други!
Увы, Пакт Рериха не соблюдался фашистской Германией и другими агрессорами.
Подробнее.

"Когда говорят пушки, музы молчат далеко не всегда — во время Великой
Отечественной войны были написаны потрясающие стихи, гениальные
песни… Но музам безгласным никогда не удавалось купить жизнь ценой
молчания, — пушки не щадили ни архитектурных, ни живописных
шедевров. Николай Рерих еще во время Первой мировой пытался призвать
сражающиеся армии проявить хотя бы минимальную жалость к вершинным
достижениям человеческого духа, но тщетно: когда говорят пушки, совесть
молчит.
Более того, когда культурная общественность негодовала по поводу
разрушения изумительного Реймского собора (при переходе города из рук
в руки его поочередно обстреливали то немцы, то французы), Бернард Шоу даже специально настаивал на том, что, будь он артиллеристом, он
непременно на одной из башен собора устроил бы наблюдательный пункт,
— который, будь он артиллеристом противника, сам же постарался бы
уничтожить.
Рассказывают, правда, что во время Второй мировой войны какой-то
немецкий офицер отказался подвергнуть артобстрелу сказочный
бельгийский Брюгге. Если это не легенда, то хотя бы кое у кого совесть
может проснуться и среди грохота пушек.
Рерих, однако, надеялся, что вместо совести когда-нибудь заговорит закон.
Разработанное с помощью профессиональных юристов обращение к
народам и правительствам всех стран было опубликовано на многих языках
в 1929 году. В обращении предлагался проект международного договора,
который бы брал под защиту сокровища культуры и науки, выделяя их
особым флагом, — этот флаг должен был обрести такое же мировое
признание, как Красный Крест.
После двух международных конференций 1931 и 1932 года в том же Брюгге
(как будто тень Рериха и оградила впоследствии этот волшебный город)
Третья международная конференция 1933 года, проходившая в Вашингтоне
с участием представителей тридцати шести государств, поддержала пакт
Рериха, — но — страны, готовящиеся к агрессии, предпочли иметь
свободные руки.
Правда, в 1935 году в Вашингтоне было подписано Панамериканское
соглашение, но ведь ни Северная, ни Южная Америка не входили в
предполагаемый театр военных действий. Однако хорошо было уже и то,
что пакт Рериха из разряда благих пожеланий начинал перемещаться в зону
международного права.
Суть соглашения сводилась к тому, что исторические памятники, музеи,
научные, художественные, образовательные и культурные учреждения
должны считаться нейтральными и, вместе с их сотрудниками, пользоваться
уважением и покровительством воюющих сторон; для обозначения этих
памятников и учреждений предлагался особый флаг: красная окружность
на белом фоне, охватывающая три круга меньшего размера".
https://gorod-812.ru/
...Что- то его не видно  сегодня в Киеве, других старинных
городах Украины, чьи  художественные и церковные достопримечательности разграбливаются и уничтожаются хунтой Зеленского!
В.Н.

**********
1.Ольга Лазарева. Тайна завещания Рерихов, или Как российский народ обманули
(Опровержение истории новосибирского разведчика)

Вот уже тридцать пять лет прошло с того времени, как в Россию вернулось наследие Рерихов, переданное их младшим сыном
Святославом Николаевичем. С того периода мысли и идеи Николая Константиновича, Елены Ивановны и их сыновей широко
распространились по нашей стране, находя отклик во многих сердцах, ищущих Света и стремящихся к лучшему будущему. Но
сам процесс возвращения наследия в Россию был нелегкий и породил немало сопротивления, а также домыслов и
откровенной лжи. До сих пор то и дело создаются различные версии того, как это якобы было. Одна из них была опубликована
в 2024 году на новосибирском канале «МетафораТВ» в шпионской истории Сергея Федорова и Галины Пырх «Тайна
завещания Рерихов: миссия выполнима, или Как новосибирский разведчик британскую SIS обманул».
В этой истории рассказывается, как сотрудник Службы внешней разведки Олег Петрович Коляденко был направлен в Индию к
Святославу Николаевичу Рериху для спасения наследия Рерихов от его якобы захвата британской разведкой SIS. «К
сожалению, у Святослава Николаевича и Девики Рани <…> не было детей. <…> Кто же унаследует все материальные и
культурные ценности семейства Рерихов при отсутствии прямых наследников?» [1], – пишут авторы. «…Была получена
информация о том, что британская разведка собирается прибрать к своим рукам наследие Рерихов. Для этих целей она
даже внедрила своего сотрудника в качестве экономки и личного секретаря престарелых супругов» [2]. «Было понятно,
что англичане планируют завладеть сокровищами Рерихов через Мэри Пунача. Олегу Петровичу была поставлена задача:
в ходе визита в Индию найти возможность встретиться со Святославом Рерихом и предложить ему написать
завещание о передаче коллекции Рерихов Советскому Союзу» [2].
По версии авторов, вместе с группой новосибирских ученых в марте 1990 года Коляденко отправляется в Индию. Ему удается
встретиться с С.Н.Рерихом в Бангалоре, в гостинице «Ашока», где тогда проживал художник, и якобы убедить его написать
завещание в пользу России. При этом утверждается, что на одной из встреч Святослав Николаевич показывал Олегу
Петровичу картины, хранящиеся в запасниках, хотя известно, что все эти полотна находились в загородном имении Татагуни,
а сам он в это время из гостиницы не выезжал. «Помимо того, что Рерихи привезли из Юго-Восточной Азии, – говорит в
статье Коляденко, – там были подлинники Дали, Ренуара, Сезанна, других импрессионистов и экспрессионистов. Сколько
может стоить одна такая картина? – миллионы… И мне стало понятно, что я не ошибусь, если скажу: здесь было
не принимал ряд современных направлений в искусстве, в частности экспрессионистов, и описываемых картин в коллекции
не имел.
В итоге, как рассказывает далее в материале Олег Петрович, он будто бы получает от Святослава Николаевича завещание на
наследие Рерихов – небольшой конверт, который он кладет во внутренний карман пиджака и не расстается с ним до
возвращения домой. Сам Коляденко, судя по статье, эту бумагу не читал, содержание ее не знает, а увидел ее лишь в руках
своего начальства в Москве, где он якобы усмотрел под ее текстом прямоугольный зеленый штемпель. И тем не менее далее
утверждается: «Это означало, что Святослав Николаевич успел каким-то образом официально оформить свое завещание,
что сделало его волеизъявление международно-значимым юридическим документом» [3]. В дальнейшем, когда после ухода
С.Н.Рериха в 1993 году на наследие, как утверждают авторы, стали претендовать другие страны – Индия, Великобритания и
Америка, то будто бы Россия передала этот документ в Гаагский международный суд. «И он постановил, что подлинность
завещания не вызывает сомнений, в связи с чем все имущество Рерихов должно принадлежать Советскому Союзу, или
России, как его правопреемнице» [3].
Заканчивается статья восхищением подвигом «новосибирского разведчика по возвращению русскому народу духовного и
культурного наследия Рерихов» [3]. «Благодаря ему, – читаем в статье, – оно вернулось на свою родину, в Россию, и
составило основу постоянной экспозиции негосударственного Музея имени Н.К. Рериха МЦР» [3].
Насколько же правдива эта история, и как на самом деле происходило возвращение наследия Рерихов в Россию? В
настоящее время опубликованы все материалы и документы, связанные с данным событием, потому несложно
восстановиться истину.
Представленная в статье фотография Коляденко со Святославом Николаевичем в группе других людей, дает возможность
понять, что Олег Петрович, действительно, ездил в Индию и встречался с ним, вполне возможно, по заданию советской
разведки. Но это, по-видимому, и все, что отвечает реальности. Что же касается передачи наследия Рерихов на Родину, то
этот вопрос стал решаться задолго до поездки Коляденко в Индию. Святослав Николаевич всегда помнил завет своих
родителей и знал, что оставленное ими наследие должно вернуться в Россию, для которой они все трудились. В советское
время это было сделать непросто. Но с началом перестройки у нас в стране стали складываться благоприятные условия для
такого возвращения.
В 1987 году Святослав Николаевич Рерих приезжает в Москву, где встречается с М.С.Горбачевым. Тогда и начинает
официально обсуждаться вопрос передачи наследия, находящегося в его собственности, в Россию. С.Н.Рерих не доверял
советским чиновникам, которые не только не выполнили обещания создать у нас в стране государственный музей Рериха на
основе коллекции, привезенной Юрием Рерихом в 1959 году, но и способствовали ее разграблению из квартиры Ю.Н.Рериха
после его смерти. Поэтому Святославом Николаевичем были четко определены основные условия, при которых возможна
передача им наследия в СССР (Россию).
Одним из главных его условий было следующее: наследие может быть передано только общественной организации, но не
государству в лице чиновников министерств. Музей, создаваемый на основе наследия, мог быть только общественным.
С.Н.Рерих выбрал Доверенное лицо, через которое собирался передать наследие. Им стала Людмила Васильевна
Шапошникова, индолог, будущий академик, которую он хорошо знал как высокопорядочного и образованного человека.
Размышления по поводу создания общественного Центра-Музея были отражены в его письме, опубликованном в газете
«Советская культура» 29 июля 1989 года под названием «Медлить нельзя!» [4]. Святослав Николаевич мыслил о Родине, о ее
светлом будущем, о совершенствовании российского народа на основе культурных и духовных ценностей, значительную часть
которых он готов был безвозмездно передать стране в лице общественного Фонда Рерихов, который он предложил создать.
Но не так мыслили чиновники.  и такое богатство вдруг
уходило от них в чужие руки.
Известно, что еще до появления этого письма С.Н.Рериха информация о передаче наследия Рерихов в Россию уже
распространилась среди высокопоставленных чиновников, и они, понимая его материальную ценность, решили им завладеть.
В эту работу включилась и КГБ, в частности, полковник В.И.Ряшенцев, который в дальнейшем стал фигурантом по уголовному
делу – по версии следствия, его кооператив АНТ, созданный при поддержке КГБ, пытался вывезти за рубеж 12 танков.
Ряшенцеву было поручено разработать концепцию Музея Рериха, который будучи международным, по замыслу КГБ, должен
был выполнять еще одну функцию – сотрудничать с Управлением внешней разведки. Вскоре Ряшенцева сменила
Совминовская группа по захвату наследия за рубежом. А в Индию к С.Н.Рериху за наследием был послан надежный человек
– Н.М.Сазанова. Но Святослав Николаевич, глубоко проникая во внутреннюю суть людей, сразу понял, что происходит, и
наследие ей не отдал. Она даже не смогла привезти никакого документа, подписанного им, а лишь несколько бумаг из
посольства, где говорилось, что она разговаривала с С.Н.Рерихом и что он обещает отдать наследие Рерихов в Россию [5].
После этого была сделанная вторая попытка, закончившаяся тем же результатом. Святослав Николаевич не принимал
посланников от чиновников и ждал создания общественной организации.
В конце концов, несмотря на все препятствия, такая организация – Советский Фонд Рерихов (СФР) – была создана, и 4 ноября
1989 года Фонд был утвержден Постановлением Совета Министров СССР [6]. Тогда по случаю создания Советского Фонда
Рерихов по приглашению нашего правительства С.Н.Рерих приезжает в СССР, где участвует в заседаниях Правления Фонда и
выбирает из предоставленных под Музей зданий усадьбу Лопухиных в центре Москвы. Убедившись, что все его условия
выполнены, С.Н.Рерих приглашает в Индию в свое имение в Бангалоре Людмилу Васильевну Шапошникову для подготовки
наследия к вывозу [7].
Именно в это время, согласно статье Сергея Федорова и Галины Пырх, КГБ и командирует под видом ученого своего
сотрудника Коляденко в Индию, вероятно, для перехвата наследия. Л.В.Шапошникова уехала в Бангалор в конце февраля
1990 года и готовила наследие к вывозу до мая. Тогда же С.Н.Рерих подготавливает Завещательное распоряжение для
Советского Фонда Рерихов на передаваемое наследие. Оно было оформлено 19 марта 1990 года и включало не только
основную часть на 3 листах, но и приложения с перечислением всех предметов коллекций и другого имущества [8]. Так что,
когда Коляденко, как утверждается в его истории, по заданию советской разведки в марте этого года поехал «спасать»
наследие Рерихов от воображаемых англичан, Людмила Васильевна уже готовила его к отправке в Россию по воле
Святослава Николаевича.
Пока наследие готовилось к вывозу, к Святославу Николаевичу стали приезжать многочисленные посетители из различных
организаций нашей страны. Люди были совершенно разные, но все они одинаково требовали – ни к коем случае не отдавать
наследие Советскому Фонду Рерихов, и тем более через руки Людмилы Васильевны Шапошниковой, а передать его в то или
иное общество, тому или иному лицу. Обстановка была напряженной. Но Святослав Николаевич очень четко держался своей
позиции, а с посетителями был тверд и решителен. Он им прямо заявлял: «Я своих решений не отменяю. Простите, я
занят и устал от вас» [9, с. 384]. Вполне возможно, что в это время (или чуть раньше [10]) со Святославом Николаевичем
мог встретиться и Коляденко, чтобы повлиять на него и попытаться изменить его решение в пользу государственных структур,
чиновников или каких-то иных лиц. Но, конечно, ничего у Олега Петровича выйти не могло, и, как и остальные посетители, он
ничего от С.Н.Рериха не получил. Коляденко мог привезти домой лишь такую же малозначащую бумагу из посольства, как и
его предшественница Сазанова, и не более того.
После распада СССР на основании решения Конференции Советский Фонд Рерихов был преобразован в Международный
Центр Рерихов. К этому времени стало понятно, что чиновники Минкульта не желают отдавать общественной организации не
принадлежащую им большую коллекцию картин Рерихов, которая после проведения выставок в СССР находилась на
временном хранении в Государственном музее Востока и была включена ее собственником Святославом Николаевичем в
Завещание. Убедившись в этом, а также учитывая, что Советский Фонд Рерихов был преобразован в МЦР, С.Н.Рерих решает
передать все наследие, обозначенное в завещании, Международному Центру Рерихов. С этой целью им 22 октября 1992 года
у нотариуса в Бангалоре был подписан документ, в котором С.Н.Рерих признал МЦР правопреемником СФР на переданное им
наследие [11]. В соответствии с индийским законодательством этот документ имеет статус документа о передаче прав [12].
Таким образом, еще при своей жизни Святослав Рерих передал МЦР все права собственности на это наследие, и сам
лишился этих прав. Никаких иных правоустанавливающих документов на эту часть наследия Рерихов не существует, и никто
никогда не видел и не предоставил ни общественности, ни судам воображаемое завещание в пользу государственных
структур, якобы привезенное из Индии Коляденко. Кроме того, довольно толстая папка завещания С.Н.Рериха, которая
должна включать список всех передаваемых ценностей, конечно, никак не могла бы поместиться в кармане его пиджака.
В своей статье «Что я скажу…» Л.В.Шапошникова очень ярко описала те невероятные трудности, с которыми она столкнулась
при вывозе драгоценного рериховского наследия на Родину. Чиновники, претендовавшие на него, не хотели мириться с волей
Святослава Николаевича и делали все, чтобы помешать возвращению наследия в Россию. Когда для поездки в Индию за
наследием были оформлены все документы, оказалось, что денег при этом не дали. Тогда невозможно было поменять рубли
на доллары и рупии, и Людмила Васильевна оказалась в безвыходном положении. Но Юлий Михайлович Воронцов, бывший в
то время заместителем министра иностранных дел, на приеме в Индийском посольстве отвел ее в тихий угол и сказал:
«Людмила Васильевна, плюньте на деньги. Купите колбасы и варите из нее супы в Индии. Вам надо поторопиться с
выездом в Бангалор, иначе многое не совершится» [13, с. 34]. «Я должна сказать, – пишет далее Шапошникова, – что
бывший посол Советского Союза в Индии немало мне помогал и в других делах. Я знала Воронцова, как честного и
профессионального дипломата. Тогда я сразу поняла, что надо спешить и ничего в Москве не ждать» [13, с. 35].
Она уехала без денег, но Святослав Николаевич понял ее затруднение и снял для нее номер в гостинице, выделил для
поездок автомобиль, а своему повару поручил хорошо кормить. И Людмила Васильевна перестала зависеть от нечестных
чиновников. Три месяца она работала в его пригородной усадьбе, разбирала бесценное наследие, паковала его в железные
сундуки и в другой материал, который С.Н.Рерих разрешил брать у него, так как денег на упаковку ей тоже не дали.
Святославом Николаевичем был юридически оформлен вывоз наследия в Россию. Когда подготовка наследия к вывозу стала
подходить к концу, правительством нашей страны был выделен грузовой самолет и назначен день его прибытия в Индию. Но
чем ближе подходило время отъезда, тем сильнее волновалась Людмила Васильевна. Она понимала, что что-то задумано,
что наследие может быть вывезено другими людьми в неизвестном направлении. И это предчувствие, действительно, стало
осуществляться.
В день отъезда в бангалорский аэропорт не пришло разрешение о посадке нашего самолета, аэропорт закрывался в шесть
вечера и никаких самолетов после не принимал. Положение было очень сложным. Но Людмила Васильевна проявила
невероятную силу воли и нашла поддержку у честных и порядочных друзей – индийского работника аэропорта и русского
сотрудника посольства в Дели. В результате их действий в нарушении инструкции аэропорт продлил свою работу, а в Дели в
аэропортовском офисе была найдена телеграмма с разрешением на посадку, сознательно сокрытая среди других бумаг.
Телеграмму отослали в Бангалор.
«К двенадцати часам ночи наследие было доставлено на летное поле, после хорошо упаковано и приготовлено к погрузке,
– пишет Людмила Васильевна. – Общий вес наследия составил 4,5 тонны. В двенадцать часов разверзлись покрытые
тучами облака, и с неба свалился наш грузовой самолет. Мой индийский приятель крепко сжал мою руку и сказал:
– Поздравляю, Вы победили темную компанию.
Но он еще не знал, на что способна темная компания» [13, с. 37].
Когда наследие было погружено в самолет, командир самолета стал прощаться. Он отказался взять на борт Людмилу
Васильевну, заявив, что она не числится в полетном листе. На все доводы, что она должна сопровождать порученные ей
ценности и лететь вместе с ними, он не реагировал. Разговор с командиром стал резким. Напряжение росло. Ее индийский
друг, поняв, что происходит что-то плохое, осведомился о том, что случилось.
«Я рассказала, – пишет далее Людмила Васильевна. – Тогда он схватил командира за грудки и сказал:
– Если ты не возьмешь Людмилу в самолет, я не дам тебе разрешения на взлет. Будешь сидеть здесь, сколько я захочу.
Угроза подействовала на командира, и он пропустил меня в грузовой отсек. Там стояли узкие железные скамейки, на
которых было неудобно сидеть. Кроме этого на мне было летнее платье и босоножки без носков. Через время после
взлета в грузовом отсеке стало холодно. Там включили кондиционер на минусовую температуру. Самолет летел ночью.
Три часа. И только ранним утром приземлился в аэропорту Дели. Через несколько часов в самолете поменялась команда.
Меня напоили чаем и принесли бутылки с соками. Теперь я поняла, что выиграла еще одну дуэль» [13, с. 37].
Кондиционер выключили, и далее самолет через Ташкент направился в Россию. 7 мая 1990 года наследие Рериха вместе с
Завещательным распоряжением было доставлено в Москву. Людмила Васильевна так описала это возвращение: «Была
глубокая ночь, когда самолет приземлился на правительственном аэродроме во Внуково. Аэродром был ярко освещен
юпитерами телевизионщиков, и к самолету бежали встречающие, друзья и близкие. И вдруг я увидела бегущего через все
летное поле Юлия Михайловича Воронцова. Подбежав к самолету, он протянул руки и снял меня с железной лестницы,
заменявшей трап. Потом схватил меня за плечи и негромко спросил:
– Жива? Жива?
– Жива, – ответила я.
– Боже мой, – сказал Воронцов, – через какой риск Вы прошли!
– Ничего, Юлий Михайлович, наследие Рерихов пришло в Россию [13, с. 37–38].
Так героические действия Людмилы Васильевны, ее мужество, стойкость в противостоянии с темными силами, ее
преданность Святославу Николаевичу и порученному ей Делу привели к возвращению наследия Рерихов в Россию. Она
сделала то, что никто, кроме нее, не мог бы совершить. Россия в лице Международного Центра Рерихов получила великий
дар духовных и культурных ценностей.
Затем были годы восстановление из руин здания усадьбы Лопухиных, переданной правительством под Музей, создание
Центра-Музея имени Н.К.Рериха, организация его работы. Миротворческие проекты, конференции, выставки, большая
издательская деятельность… А также годы борьбы за сохранение наследия, которое бесчестные чиновники всеми способами
пытались отобрать у МЦР, прикрывая свои интересы и алчность якобы заботой о государстве. После ухода из жизни Людмилы
Васильевны им на время это удалось. И началась новая борьба. Теперь уже за возвращение наследия, за выполнение воли
Святослава Рериха, за восстановление справедливости, которая всегда торжествует. Но это уже иная история…
Литература и примечания
1. Сергей Федоров, Галина Пырх. Тайна завещания Рерихов: миссия выполнима, или Как новосибирский разведчик
британскую SIS обманул. Режим доступа: https:// metafora.tv/2024/07/12/ tajna-zaveshhanija-rerihov-missija-vypolnima-ili-kak-
novosibirskij-ra....
2. Сергей Федоров, Галина Пырх. Тайна завещания Рерихов: миссия выполнима, или Как новосибирский разведчик
британскую SIS обманул (часть вторая). Режим доступа: https:// metafora.tv/2024/07/15/ tajna-zaveshhanija-rerihov-missija-
vypolnima-ili-kak-novosibirskij-ra....
3. Сергей Федоров, Галина Пырх. Тайна завещания Рерихов: миссия выполнима, или Как новосибирский разведчик
британскую SIS обманул (часть третья). Режим доступа: https:// metafora.tv/2024/07/17/ tajna-zaveshhanija-rerihov-missija-
К началу страницы
vypolnima-ili-kak-novosibirskij-ra....
4. С.Н.Рерих. «Медлить нельзя!» // Газета «Советская культура» 29 июля 1989. Режим доступа:
5. См.: Воин Света. Т. 2. М.: МЦР, 2021. С. 376–377; Воин Света. Т. 3. М.: МЦР, 2024. С. 535–536.
6. Постановление Совета Министров СССР от 4 ноября 1989 года о Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени
Н.К.Рериха. https://www.roerichs.com/18347-2/
7. Письмо С.Н.Рериха и Д.Р.Рерих председателю Советского Фонда Рерихов Б.С.Угарову от 24 ноября 1989 года. «Будите в
себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Том 2. М.: МЦР, 2016. С. 739. Режим доступа: https://roerich-
Илл. 6. Режим доступа:
8. Завещательное распоряжение С.Н.Рериха. «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве». 19
марта 1990. Режим доступа: foundation-at-moscow-19-march-1990/ Перевод. Режим доступа: https://icr.su/rus/news/perevod-zaveshchaniya.php?
ysclid=m06bsk0do5642885770
9. Воин Света. Т. 3. М.: МЦР, 2024.
10. В одном из интервью О.П.Коляденко говорит, что поездка в Индию, во время которой он встретился с С.Н.Рерихом, у него
была в 1989 году. «Патриотизм – слово правильное» // Сибирский репортер. 1 июля 2017 г. Режим доступа:
В ряде статей о О.П.Коляденко
утверждается, что он якобы привез в Россию, согласно завещанию, картины Николая Рериха, и что это доказано
документально. «Возвращение наследия Рериха» // Сайт «Библиотека НГПУ». Режим доступа: https://lib.nspu.ru/events/the-
return-of-the-roerichs-heritage/?ysclid=mdgqjm5b4h519993057 Ни одного подтверждения данному вымыслу не существует.
11. О правопреемственности МЦР от Советского Фонда Рерихов. Распоряжение С.Н.Рериха от 22.10.1992. Режим доступа:
12. Заключение от 08.03.2021 г. судьи в отставке Высокого суда Дели г-жи Рекха Шарма. Режим доступа:
13. Л.В.Шапошникова. Меч Мира: сб. ст. и документов. М.: МЦР, 2015.
https://icr.su/
*********************
2.Е.Рудакова. «Музей» без будущего? Впечатление о выставке в павильоне № 13 ВДНХ.

С 9 января 2025 года в павильоне № 13 ВДНХ представлена новая экспозиция государственного Музея Рерихов, филиала
Государственного музея Востока (ГМВ) [1]. Ее посещение оставило удручающее впечатление.
Еще в 2016 году Министерство культуры на коллегии от 16 февраля приняло решение поддержать проект создания
государственного «Музея семьи Рерихов» в качестве филиала ГМВ [2]. Было провозглашено, что такой музей в Москве
«станет новым шагом в изучении» наследия Рерихов и продемонстрирует «величие творчества нашего
соотечественника». Конечно, были выделены средства на выполнение государственного задания.
Важно напомнить, что государственный Музей семьи Рерихов планировали создать в усадьбе Лопухиных. Его основу должно
было составить наследие Рерихов, незаконно изъятое Музеем Востока в 2017 году у Международного Центра Рерихов (МЦР).
В ходе действий ГМВ были разгромлены некогда прекрасные интерьеры и постоянная экспозиция общественного Музея
имени Н.К.Рериха МЦР, созданного по инициативе Святослава Николаевича Рериха. Более четверти века этот общественный
Музей работал в усадьбе Лопухиных. Его сотрудники под руководством генерального директора Людмилы Васильевны
Шапошниковой собирали, хранили и популяризировали наследие Рерихов, с честью выполняя миссию по сохранению
общественного достояния России.
После погрома постоянной экспозиции общественного музея и захвата наследия Рерихов Министерство культуры РФ и ГМВ
не раз заявляли о создании государственного музея Рерихов в усадьбе Лопухиных. Но хорошее дело плохими методами не
делается, потому намерение так и осталось нереализованным, несмотря на Приказ Министерства культуры РФ № 547 от 12
апреля 2017 года [3].
С 2019 года в качестве государственного Музея Рерихов стали представлять выставку ГМВ на ВДНХ в павильоне № 13. В этот
год выставка имела странное название «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ». Безусловно, это не был музей в
общепринятом смысле. Когда-то музей воспринимался как святилище Муз, где, подобно древнему храму, с почитанием
относились к накопленным культурным сокровищам. Так его понимали и Рерихи. Организованная выставка на ВДНХ не только
не соответствовала сущности такого феномена, как музей, но условия экспонирования картин вызывали большое
беспокойство общественности. В результате состоялись проверки государственных комиссий в павильоне № 13 ВДНХ, и
Музею Востока были выдвинуты предписания Генпрокуратуры и Роспотребнадзора. Выставку закрыли.
Но в декабре 2021 года, после реэкспозиции, ГМВ открыл новую выставку «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего»,
настойчиво стремясь укоренить в сознании людей мысль о создании именно Музея Рерихов на ВДНХ. Однако временные
экспозиции так и не воспринимались в качестве музея, да и условия содержания картин Рерихов не улучшились [4].
В январе 2025 года ГМВ представил еще одну экспозицию на ВДНХ. И если в первые годы залы павильона № 13 практически
полностью были посвящены жизни и творчеству Рерихов, то сейчас многое изменилось. Так, в 2019 году были представлены
около 250 картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича, предметы из личных вещей и художественных
коллекций Рерихов. Однако с годами выставочное пространство все больше и больше деградировало. И в 2025 году полотна
Рерихов были размещены лишь в двух небольших залах, едва вмещающих около 20 работ Святослава Николаевича и
примерно столько же Николая Константиновича. Здесь же в витринах можно увидеть немного предметов из коллекций
Рерихов. Вот и все, что осталось от прежней большой экспозиции. Остальное пространство, значительное по размерам,
занимают предметы из фондов ГМВ, не имеющие никакого отношения к семье Рерихов. Это и выставка «Вдохновленные
ковром», и скульптуры, вазы, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, картины современных художников. Все
расположено кучно и хаотично. А на сайте ГМВ сообщается: «В Павильоне № 13 на ВДНХ представлена масштабная
экспозиция из фондов Музея на ВДНХ. Всего экспонировано более 1500 произведений, основная часть которых ранее не
выставлялась. Демонстрируются предметы искусства Кавказа и Средней Азии, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии,
Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Африки» [5]. Как видим, ни слова о Рерихах и их наследии! Даже
юбилейные даты – 150-летие со дня рождения Н.К.Рериха, 145-летие со дня рождения Е.И.Рерих, 120-летие со дня рождения
С.Н.Рериха, которые общественность отметила в прошлом году, не стали поводом для соответствующих мероприятий в
павильоне № 13 на ВДНХ. Последняя информация на сайте Музея Рерихов ГМВ в рубрике «Выставки и события» датируется
2020 годом [6]! Нынешний 2025 год – также юбилейный. Исполнилось 90 лет со дня подписания Пакта Рериха – первого
международного «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». И этот
знаменательный юбилей также не отмечен в «Музее Рерихов на ВДНХ», вернее, он встречен существенным сокращением
экспозиции, посвященной Рерихам.
Итак, государственный Музей Рерихов так и не создан ни в усадьбе Лопухиных, ни на ВДНХ! Все попытки потерпели фиаско.
Нет даже полноценной ПОСТОЯННОЙ экспозиции, где было бы представлено наследие наших великих соотечественников!
Подобный подход к наследию деятелей, составивших славу России, сводит на нет усилия чиновников по утверждению
культурного начала в обществе, и прежде всего среди молодого поколения. Без понимания значения культурных ценностей,
достойной оценки вклада выдающихся людей в культуру невозможно воспитать молодежь в уважении к Родине и своему
народу. «Без качества куда же пойдём? Без сердца что поймём? Без красоты что достигнем?» [7]. Этой мудрости
придерживались и Рерихи. Они считали Культуру пробным камнем человечества. Многие ли способны пройти через это
испытание, не споткнувшись?!
Ссылки и примечания:
1. Постоянная экспозиция Музея Рерихов // Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России (офиц.
сайт) Режим доступа: ysclid=mbntmfjtgy588438003; (дата обращения: 08.06.2025).
2. Материалы к заседанию коллегии Министерства культуры Российской Федерации 16 февраля 2016 года // Министерство
культуры РФ (офиц. сайт) Режим доступа: rossiyskoy-fed....; (дата обращения: 01.06.2025); О проекте концепции Музея семьи Рерихов // Министерство культуры РФ
(офиц. сайт). Режим доступа: (дата обращения:
08.06.2025).
3. Министерство культуры Российской Федерации. Приказ № 547 от 12 апреля 2017 года о внесении изменений в Устав
Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей искусств народов Востока»,
утвержденный приказом Минкультуры России от 01 июня 2011 года № 574 // Государственный музей Востока (официальный
сайт). Режим доступа: https://orientmuseum.ru/museum/documents/ustav/630_file_2.pdf; (дата обращения: 01.06.2025).
4. Садовская И.А. Ковчег без будущего? Впечатления посетителя Музея Рерихов на ВДНХ // Международный Центр Рерихов
(офиц. сайт). Режим доступа: (дата
обращения: 02.06.2025); Отзывы // Афиша Москвы (офиц. сайт). Режим доступа: https://www.afisha.ru/exhibition/muzey-rerihov-
na-vdnh-kovcheg-budushchego-233964/; (дата обращения: 02.06.2025).
5. Экспозиция из фондов музея на ВДНХ // Государственный музей Востока (офиц. сайт) Режим доступа:
(дата обращения: 20.06.2025).
6. Музей Рерихов. Филиал Государственного музея Востока. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://roerichsmuseum.ru/index.php/events; (Дата обращения 08.06.25).
7. Живая Этика. Сердце, 6.
Источник: Комитет защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха
https://icr.su/
*************
3.Ольга Лазарева. Символ Триединства Знамени Мира. 7. Россия. Часть 2

В 988 году великий князь киевский Владимир принимает крещение «по закону греческому». На Руси начинается
распространение христианства и византийской культуры. В Киеве и Новгороде строятся знаменитые соборы святой Софии с
красочными мозаиками и фресками, пишутся иконы, создаются рукописные книги. К сожалению, монголо-татарское
нашествие, а затем последующие смуты и военные бедствия разрушили значительную часть культурного наследия той эпохи.
Но даже то немногое, что сохранилось, показывает распространенность символа триединства в ранней христианской культуре
Руси, основу для которой дала Византия.
Так в Пскове, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря XII века на фресках сводов подкупольного креста
можно увидеть орнаментальные ленты с рядами тройных кругов. Троичным знаком отмечена и новгородская церковная
утварь того времени. На кратирах, древних сосудах для причастия, он представлен на ручках в виде тройных шариков в
растительном орнаменте. А на сионах, сосудах, выполненных в форме храмов и предназначенных для перенесения
литургического хлеба, он изображен в форме трех капель. Новгородская и псковская иконопись тоже несет этот символ.
Например, на иконах Бориса и Глеба на конях такой мотив имеют шапочки первых русских святых.
XIV век ознаменовался появлением на исторической сцене выдающегося деятеля русской Культуры – Преподобного Сергия
Радонежского, Великого Светильника Земли Русской. Это был сложный период, когда Русь уже почти два века находилась
под игом монголо-татар, народ был подавлен и угнетен, а вражда князей усугубляла раздробленность государства, открывая
врагам возможность полного его уничтожения. Но подвиг духа и труды Преподобного, совершенные им в это время, коренным
образом меняют всю ситуацию. Своей глубоко подвижнической жизнью, примером высокой нравственности и чистоты, всей
благодатью своего неповторяемого Облика Сергий пробуждает в народе духовное самосознание, результатом чего явились и
первые победы над вековым врагом, и утверждение русской государственности и национальной культуры.
С самого начала своей деятельности Сергий обращает внимание и на основу нашего мироздания, на Пресвятую Троицу.
Троичный аспект мира в его нераздельности глубоко его волновал. Образ Троицы для Сергия знаменовал собой единство и
согласие Мира Высшего, Горнего, который должен быть отображен и на земле, в мире дольном. Потому первая заложенная
им церковь была освящена во имя Святой и Живоначальной Троицы, «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх
перед ненавистной раздельностью мира» [18]. Предполагают, что в келии Святого находилась Троичная икона, которой он
молился. Со времени Сергия начинается широкое распространение на Руси Троицких храмов и самого образа Троицы как в
иконописи, так и в литургическом творчестве народа, в котором возникает празднование Троичного дня, неизвестного ранее
Византии.
Уникальная самобытность русской культуры, получившая свой расцвет благодаря подвижничеству Преподобного, наиболее
ярко выразилась в этот период в иконописце Андрее Рублеве. Он сумел претворить мысли Сергия о троичности в необычайно
проникновенный и глубокий по смыслу образ Троицы, по новому запечатленный в русской иконе. Как писал Н.К.Рерих в одном
из своих писем, именно икона Рублева пробудила у него первую идею для Знака Знамени Мира. Этот образ Николай
Константинович использовал и для создания картины «Знак Троицы», в которой нашли отражение и символ триединства, и
триада ангелов в их гармонии и любви. В письме своему корреспонденту М.А.Таубе Николай Константинович отмечает: «Что
может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков, к первому обобщенному Христианству,
и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры.
Именно этот символ – символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне
наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположение их, согласно иконе
Рублева» [19, с. 355-356].
С эпохи Сергия начинается распространение на Руси еще одного образного выражения троичности – трилистника в круге,
варианта символа триединства. Трилистник представлял собой три кружка, иногда – вытянутых листка, объединенные между
собой и заключенные в окружность, с которой чаще всего сохранялась связь в виде стебля. Образ этот известен еще с
Византии, где он в основном изображался в орнаментах, в том числе и на одеждах и тканях. На Руси в этот период трилистник
в круге приобретает более самостоятельное значение, часто располагаясь в наиболее значимых местах икон и фресок,
нередко – в центральной части композиции. Такие трилистники могли быть выделены темным цветом окружающего фона, тем
самым притягивая внимание зрителей к себе и заставляя размышлять об их значении.
Трилистники можно видеть уже в работах Феофана Грека, византийского иконописца, прибывшего на Русь в XIV веке и
творившего во время жизни Преподобного Сергия. Символ триединства Феофан изображал в разных вариантах. На ранних
фресках церкви Спаса Преображения в Новгороде, троичный знак представлен им в виде трех кругов, расположенных на
стопах архангелов, окружающих Христа Вседержителя. В его более поздней работе – небольшой иконе «Успение Богоматери»
из Третьяковской галереи – мы видим уже трилистники в круге, украшающие архитектурные детали этого лаконичного образа.
Трилистники присутствуют и в работах Андрея Рублева – в миниатюрах евангелистов, выполненных им для евангелия
Хитрово, на царских вратах из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, а также в работах иконописцев его мастерской и
последователей. Такими же троичными мотивами оформлялись и красочные заставки в рукописях Священного Писания XV
века.
В русском искусстве изображение трилистников в круге наиболее широко распространяется в XV-XVI века. В это время в
нашей истории появляется еще один выдающийся мастер, продолживший традиции Андрея Рублева – Дионисий. Творивший
в эпоху собирания Земли Русской Иоанном III, он создает необычные утонченные образы фигур и начинает использовать в
живописи новые цветовые решения, светлые тона. В его иконописи трилистник, заключенный в окружность, довольно часто
наполняет созданные им сюжеты. В 1502 году Дионисий с сыновьями расписывает собор Рождества Богородицы в
Ферапонтовом монастыре. Наряду с традиционными евангельскими сюжетами, изображением святых, Дионисий представляет
там новые композиции Акафиста – гимнов Пресвятой Богородицы. Трилистник в круге присутствует во многих фресковых
картинах Ферапонтова монастыря. Кроме того, трилистники и другие символические изображения нередко окружают группы
из трех кружков-капель.
С именем Дионисия связано и начало широкого распространения на Руси житийных икон, в которых вокруг главного образа,
чаще всего святого, располагались сцены из его жизни – так называемые клейма. На клеймах таких икон у Дионисия и его
последователей тоже можно видеть многочисленные трилистники и тройные круги. Они присутствуют в иконах митрополитов
московских Алексия и Петра, в живописных образах учеников и собеседников Сергия Радонежского – Дмитрия Прилуцкого и
Кирилла Белозерского. Известно, что с юродствующим Кириллом, послушником Симонова монастыря, часто беседовал
Преподобный Сергий, бывая там, чем вызывал немалое удивление настоятеля и всей братии. «Впоследствии Кирилл этот
был известен своей подвижнической жизнью и основал знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь. Трудно было
усмотреть в юродствующем тогда иноке задатки к великому духовному строительству, но духовному прозрению
Преподобного открыты были тайники души человеческой» [20, с. 68], – писала Е.И.Рерих. На клейме иконы Кирилла с
житием мы видим этот эпизод беседы Сергия с иноком. Между духовными собеседниками белой краской прописаны три круга
трилистника, заключенные в окружность.
Немало изображений трилистников можно видеть на житийных иконах Святого Сергия. В начале XVI века сын Дионисия
Феодосий пишет икону Преподобного для Успенского собора г. Дмитрова. События жизни великого святого, представленные
на ее клеймах, освящены троичными знаками, напоминающими об утверждении Им на протяжении всего земного пути
высокого идеала Троицы. Много икон было написано на сюжет одного из самых значительных событий жизни Сергия –
явления Богоматери, которую Он глубоко почитал. Чудесное видение было явлено Ему к концу жизни. В ослепительном
Свете, ярче солнечного, Он увидел Царицу Небесную, представшую Ему с апостолами Петром и Иоанном. Не в силах
выдержать охватившего трепета, Преподобный пал на землю и услышал слова поддержки Его трудам и ободрение.
Изображая этот сюжет, иконописцы нередко между Преподобным и Богоматерью помещали трилистник в круге, как, например,
на иконе XVI века из Архангельского музея изобразительных искусств.
В том же музее представлен еще один из наиболее значительных образов, утверждающий троичный символ, – сень от
царских врат храма с изображением Евхаристии – причастия апостолов Христом. О принципе триединства утверждается на
ней многократно. Это и три ангела Святой Троицы, написанные в центральной части сени, и тройные шарики на капителях
колонн кивория, шатра над алтарным престолом, где стоит Христос, и трилистники в круге. К повторенному дважды Христу с
каждой стороны приближаются по шесть апостолов. Слева изображено причащение вином, справа – хлебом. Таинство
Евхаристии было утверждено Христом на Тайной Вечери перед принятием крестного подвига. «И когда они ели, Иисус взял
хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и
благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во
оставление грехов» [21]. «…Сие творите в Мое воспоминание» [22].
Стоящий справа Христос изображен с круглым хлебом в руке, которым он причащает апостолов. На золотистый фон хлеба
иконописец поместил три красных круга, указывая на троичность тела Иисуса, символизируемого хлебом. Самое Великое
таинство Христианства в этом образе утверждает космическое значение триединства, лежащего в основании всего
проявленного мироздания. Приобщением к Миру Высшему, к сущности Христа, человек раскрывает и в самом себе
Божественную Триаду, утверждает Пресвятую Троицу. Хлеб причастия с тремя кругами повторяет и знак триединства Знамени
Мира, поднятого Н.К.Рерихом над всем миром во имя утверждения Культуры как духовной основы жизни человечества.
Символ триединства в русской иконописи распространен и в других вариантах. Как и на византийских работах, он часто
изображался в виде трех кругов на одеждах святых, на плате с нерукотворным Образом Спаса, на рубашке-хитоне младенца
Христа, на нимбах святых и ангелов. Троичный знак мог орнаментировать край покрывала-мафория Богоматери,
изображаться на Ее украшениях-звездах, короне. Тройные круги иногда помещались на Ее плечах и челе вместо
традиционных крестов и звезд. Знак можно увидеть и на иконописном изображении соборов: на фасадах и капителях колонн,
а также на вооружении воинов. Так на иконе XVI века «Чудо Георгия о змие», происходящей из устюженского собора
Рождества Богоматери, троичный знак представлен на доспехах святого Георгия, одного из наиболее почитаемых святых на
Руси, покровителя русского воинства.
Прописывая ауру Богоматери и Христа, иконописцы нередко заполняли ее золотыми лучами, исходящими от Них, а также
звездами. Высший Свет невидим земному глазу, возможно, потому его иногда изображали темно-синим тоном, почти черным.
Среди звезд и лучей этого почти космического пространства ауры Высочайших Обликов можно увидеть и троичный знак в
виде трех кружков. Таким же тройным мотивом могли орнаментироваться и небесные сферы. В новгородской иконе «София
Премудрость Божия» XV века этот мотив присутствует как в ауре благословляющего Христа, так и на свитке небес, который
поддерживают ангелы.
Триединый символ часто можно видеть и на изображении епитрахилей и омофоров – широких лент богослужебного
облачения, накинутых на плечи святых. Существует большое количество икон и фресок с такими образами. Обычно троичный
знак помещается на нижнюю часть ленты в виде трех кругов, реже – квадратов. Но встречается и двойное изображение знака
– вверху и внизу ленты, например, на омофорах Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с
иконы XVII века Пермского края. Еще одно редкое расположение этого символа можно встретить в облачении Сергия
Радонежского на иконе северного письма XVIII века из частного собрания. Три красных круга на темно-синей епитрахили
располагаются у Преподобного на груди.
Иконопись Русского Севера, сохранившая многие ранние духовные традиции, отличается разнообразием изображения знака
триединства. Этот символ часто встречается на Выговских иконах, получивших свое развитие в XVIII – первой половине XIX
веков в Выговском общежительстве, устроенном старообрядцами в карельских лесах у реки Выг неподалеку от Онежского
озера. Иконы Выга имели характерное написание облаков в виде кругов, окаймляющих небесные сферы. В центре облачных
кругов нередко прописывался триединый знак.
Церковное шитье, повторяющее многие иконографические образы, также содержит троичный символ. Вышитые предметы
были частью богослужения и представляли собой покровцы на священные чаши, плащаницы, пелены к иконам, покровы на
мощи святых, хоругви – церковные знамена, облачение духовенства. И тройные круги, и трилистники нередко присутствуют на
них. Так на покрове для литургических сосудов – возд;хе «Благовещение» XVI века, между Богоматерью и Архангелом
Гавриилом, возвещающим Ей радостную весть о будущем рождении Спасителя, расположены два символа, один из которых –
трилистник в круге, причем без обычного для русской иконописи стебля.
Знаками триединства украшены и две сохранившиеся плащаницы XV века с сюжетом «Положения во гроб», или
«Оплакивания Христа», после Его крестной смерти. Одна из них происходит из Софийского собора г. Новгорода. Около
лежащего тела Христа на ней изображены Богоматерь, апостол Иоанн и ангелы. Синий фон плащаницы, отражающий
космичность глубокой скорби, расшит звездами, крестами в круге и тройными кругами, обведенными красной нитью.
В богослужебных облачениях духовенства триединый символ представлен как в рисунках одежд, сшитых из набивных тканей
с напечатанными троичными орнаментами, так и в вышивках. В XVII веке в украшении одежды получили распространение
запоны – ювелирные бляшки с драгоценными камнями. Среди них можно встретить изделия, представляющие символ
триединства: три камня, чаще красного цвета, в оправах или на трилистниках помещались в центре окружности с
фестончатыми краями. Подобные запоны можно увидеть на митрах – головных уборах архиереев из собраний
Государственного исторического музея и музея Московского Кремля, а также на орнаментальной фелони [23] из Сергиево-
Посадского музея. Оплечье этой фелони расшито растительным узором с тремя крупными цветками. Два из них,
расположенные на плечах, в своем основании имеют троичные запоны, обшитые жемчугом. Такие же запоны использовались
и для украшения окладов икон. В Государственном историческом музее хранится оклад иконы Смоленской Божией Матери.
На Ее венце изображен крест из драгоценных камней, от которого в обе стороны полукругом отходят ряды запон с триединым
знаком.
И еще один момент, на котором нужно остановиться, – это расположение символа триединства на крестах. Связь троичного
знака с крестом прослеживается еще с античных времен и периода раннего христианства, когда на керамических изделиях, а
затем на иконах изображали крест с тройными кругами в углах между его перекладинами. В Древней Руси существовали
различные виды крестов. Среди нательных крестиков X–XIII веков встречается большое количество изделий с тройными
шариками или кружками на концах. В это время были распространены и крестики скандинавского типа, расширенные концы
которых неизменно заканчивались тремя кольцами или кругами. Встречается знак триединства и среди крестов более
позднего времени. Крест с тройным знаком и голубем был водружен на куполе собора святой Софии в Новгороде во время
реставрации на рубеже XIX–XX веков. И в настоящее время кресты на куполах православных храмов, на оградах, в мозаиках,
поклонные кресты нередко имеют завершения в виде трех колец или трилистников.
На протяжении веков символ триединства в России широко использовался не только в религиозном искусстве, но и в
украшении различных изделий прикладного творчества – гребней, пряничных досок, изразцов, ювелирных изделий, оружия.
Несмотря на то, что значение троичного знака со временем забывалось, он продолжал жить в памяти народов как один из
самых значительных и часто используемых символов. Разные народы России, принадлежащие к разным религиям, в своей
культуре сохраняли и передавали его будущим поколениям. Его можно увидеть на традиционных головных уборах, на
прялках, в архитектурной и церковной резьбе. В русских росписях он нередко присутствует в виде трех кругов-цветков или
тройных ягод, на вышитых изделиях – в форме трилистника Древа Жизни и тройных колец над головами птиц. Триединый
символ является частью орнамента старинного промысла Дагестана – унцукульской насечки металлом по дереву, при которой
на деревянных изделиях создаются узоры из мельхиоровых или серебряных пластинок. Этот знак можно увидеть на
молитвенных ковриках, в орнаментах и в традиционных украшениях татар, башкир и чувашей, в изделиях осетин, бурятов и
т.д.
Литература и примечания
18. Цит. по: Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерус. религ. живописи: Публ. лекция / Кн. Е.Н.
Трубецкой. – Москва: тип. И.Д. Сытина, 1916.
19. Рерих Н.К. Письма. Т. I. М.: МЦР, 2018.
20. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Составитель Е.И.Рерих. Изд-во Алтаир, 1934. Репринт, изд-во
РИО Денница, 1991.
21. Евангелие от Матфея 26:26–28.
22. 1-е Послание св. Апостола Павла к коринфянам, 11:24.
https://icr.su/
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
23 августа 2025 года


Рецензии