Три версии битвы на реке Калке. Нашествие

Наша официальная идеологема была придумана и оформлена во времена первых правителей династии Романовых и с тех пор не меняла своей сути. Если кратко, то её содержание можно описать одной фразой: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». Русь, окружённая злобными врагами, еле успевала уворачиваться и отбиваться от назойливого супостата.

Причём сначала письменной истории это были почти исключительно захватчики с востока или юго-востока, то есть степняки. Оторвавшись на непродолжительное время от своих пастбищ и табунов, они неведомым образом смогли собраться, вооружиться, научиться хитростям военной науки и волнами накатывались на ничего не подозревавших мирных земледельцев.

Где при этом всём были князья с профессиональными дружинами и почему они год от года, век от века не могли научиться противостоять дилетантам-пастухам, историки скромно умалчивают. Можно предположить, что находники с востока обладали чем-то сакрально-врождённым, что позволяло им раз за разом сокрушать гораздо более развитого, организованного и многочисленного противника. По крайней мере, так нам (и им) внушают со школьной скамьи.

Но есть и другие мнения, которые хоть и не вписываются в каноническую версию истории, но выглядят гораздо более логичными в приложении к известным нам фактам, при всём этом не противореча большинству древних источников. Одной из версий ключевого события русской истории я и хочу с вами поделиться в этой статье. Битва на Калке могла быть заключительным звеном более масштабных военных действий. Продолжение серии, начало читайте в статье «Три версии битвы на Калке. Вариант первый: в пух и прах».

Неведомый враг

Северо-запад мира, «куда достигнет копыто татарской лошади», по воле Чингисхана был отдан его старшему сыну Джучи. Подлежащие завоеванию народы также включали половцев и русов. Рашид-ад-Дин, выступающий для современников одним из самых авторитетных авторов, рассказавших подробнейшую историю завоеваний Чингисхана, писал: «Чингисхан приказал, чтобы Джучи выступил в поход и покорил северные страны».

Что, собственно, и было реализовано. По сведениям российского историка В. Н. Татищева, который собрал наиболее полные сведения летописных источников о противостоянии русско-половецких войск и армии татар, у Джучи было под рукой не менее 200 тысяч воинов. А учитывая обычай рекрутировать покорённые народы, некоторые исследователи исчисляют общую численность татарского войска в 270 тысяч сабель.

Для сравнения можно упомянуть, что у самого Чингисхана для покорения Хорезмского ханства было собрано около 400 тысяч бойцов. Согласитесь, что это несколько меняет картину угрозы Древней Руси с восточного направления? Это не те два корпуса спецназа Джебе и Субэдэя, о которых нам увлечённо рассказывают в контексте состоявшихся сражений 1222–1223 годов в Дешт-и-Кипчак и на реке Калке.

Идя вразрез с общепринятыми сведениями, осведомлённый историк Татищев утверждает о приближении неведомого врага не с юго-восточного направления, то есть с Северного Кавказа (как нам рассказывают о маршруте двух монгольских корпусов), а с левого берега Волги. То есть именно оттуда, откуда и должен был идти на запад Джучи, ведь этим маршрутом пользовались все волны восточных нашествий на Европу, начиная с гуннов. Зачем искать себе лишние трудности?

Естественно, в связи с завоеванием западных и северных стран погоня за мятежным хорезмским шахом не просто не связывается, даже не упоминается. Это два совершенно различных исторических эпизода, а скорее всего, существенно больше чем два. «...Они называются татары, кланяются солнцу, луне и огню. Некоторые между ними зовутся таурмены, иные зовутся команы, иные монги. Некоторые же сказывают, что в них много народов, от скифов восточных совокупленные...» — так описывает татарское войско Татищев.

Донские половецкие князья уже знали, что большая военная сила, сокрушая всё и вся вокруг себя, движется на запад, гоня перед собой беженцев, страх и панику. Предвидя проблемы, донские половцы обратились к днепровским собратьям с призывом о помощи. Помните, в первой части статьи я рассказывал о провальных попытках объединения кипчакских княжеств? Возможно, днепровские половцы не поверили донским и поэтому не пришли на помощь.

А между тем Северное Причерноморье и Приазовье кипело жестокими схватками, истекало кровью и уступало вторгнувшейся силе. Объединённое войско дончаков было разбито татарской ратью, сражения фрагментировались на более мелкие схватки, погони и разорение степных городов. Стоило бы привести сведения того же Татищева о различных степных народах, обширных городах и торговых путях, на которых они стояли, прочтите.

Степь никогда не была пустынным пастбищем для скота и безводной пустыней. Так может показаться лишь далёким от степи жителям лесов. Атаковавшим татарам было кого преследовать, разорять и приводить к присяге своему хану. Потому у днепровских родственников разбитых половецких полков было время прийти в чувство и кинуться в ноги к русским князьям. Югу Древней Руси угрожали не два монгольских корпуса, а наследник императора с огромной профессиональной армией.

Не жалея живота своего

Как я уже упоминал ранее, половецкий хан Котян с другими князьями (Татищев упорно называет половецких ханов князьями, может, он лучше знал, как их правильно именовать?) пришли к половецкому валу (Змиевы валы) в Триполье. Оставив там вооружённую свиту, отправился к зятю Мстиславу Удатному, князю галицкому. Судя по всему, там его уже ждали некоторые князья русские, специально приглашённые для оценки надвигающейся опасности. У нас всегда было принято скептически относиться к визиту Котяна и его призывам встать за половецкие вежи, дескать, чужую беду взвалили на себя русы, зря ввязались в преследование татарами половцев.

Однако, если учесть новые (старые) сведения о численности войска Джучи и его целях, то речь тестя Мстислава звучит совсем по-иному: «Ныне сей народ, неведомый нам и никогда не слыханный, пришёл на нас и нашу землю попленили. И если их великое множество все совокупно не удержим и вы нам не поможете, то потом, придя на вас, то же учинят. Того ради мы вам представляем, чтобы о том внятно рассудили, и как нас, так скорее себя от конечной погибели спасли». Здраво рассуждал князь Котян.

Князья рассказами хана прониклись и тут же обратились к великому князю киевскому, ибо стало им ясно, что не удержать такую силу только южным княжествам. Мстислав Романович, вероятно сопоставил всё что знал о разворачивающихся на юго-востоке событиях с данными разгромленных половцев и принял решение попытаться собрать единый военный кулак. Такого давно не бывало на Руси, последний объединённый поход совершил ещё князь Святослав Игоревич Храбрый против хазар.

Вести из Киева были разосланы по всем русским землям: «Если ныне совокупною силою их не удержим и половцев не обороним, а половцы им поддадутся, тогда нам всем тяжелее будет». Что-то я не помню, чтобы нам в школе или ВУЗе рассказывали о такой повестке перед походом навстречу Джебе и Субэдею. А между тем чуть не все княжества откликнулись на призыв из Киева. Правда, некоторые постарались отделаться малыми ратями и, как покажет история, не успели на войну. Были собраны дружины многих княжеств, торков, чёрных клобуков, другими словами, всех, кого смогли собрать.

Опоздавших решили не ждать, конница и пехота тронулись в путь к месту сбора. Всего Татищев насчитал 103 тысячи, да половцы обещали 50 тысяч привести. Первое татарское посольство решили не отпускать, якобы для того, чтобы те не поведали татарам состав и численность сил союзников. Кстати говоря, наши князья не верили докладам разведки, предупреждавшим о 200-тысячной рати татар. И убедились в том, только когда столкнулись с ними, поняв, что тех значительно больше. Татищев упоминает о перешедших на сторону татар многих народах степи и Кавказа, также как и продолживших сопротивление.

Стоит сказать, что военные действия происходили на широкой полосе от низовий Волги и Северного Кавказа до Днепра. Кульминацией войны была серия крупных сражений русской армии на территории от современного Таганрога до заповедника «Каменные могилы», находящегося на границе Донецкой и Запорожской областей. Жестокие бои шли при отходе союзных войск под современными городами Днепропетровск и Запорожье.

Подробное описание летописных событий можно прочесть во второй части труда В. Н. Татищева «История российская». Действительно, излишняя ретивость Мстислава Галицкого, оплошность половцев, преследовавших татар, и желание сыграть решающую роль в победе над, как им казалось, не такими уж и страшными татарами, сыграли злую шутку над русскими полками. Когда Мстислав Удатный увидел реальную численность татар, было поздно.

Ему уже не успеть вернуться к полкам великого князя киевского, осталось лишь просить подмоги и отходить с боями. Джучи удалось разделить попавшие в ловушку части русского войска, направив их в разных направлениях. Но не было панического бегства, не было хаотичного отступления. Князь Мстислав Романович, вероятно, остался с отрядом пехоты прикрывать отход основных сил к Днепру, соорудив в «Каменных могилах» укрепления.

Гарнизон построенной из подручных средств крепости сдерживал атаки татар три дня, пока воевода ещё одного степного народа Плоскиня не поклялся на кресте князю Мстиславу, обещав от имени Джучи жизнь защитникам. Итог, как мы знаем, был плачевным. Но это дало время отступавшим с арьергардными боями отрядам русских перегруппироваться и относительно организованно отойти за Днепр. Часть ушли на север, где татарам дороги были неведомы.

В Киев, по сведениям летописцев, вернулся каждый десятый из ушедших, в других отрядах дела обстояли значительно лучше. Татищев упоминает около 70 тысяч погибших союзных ратников, татары утверждали, что у них в тех боях полегло более 100 тысяч воинов, а также старший сын великого хана. Сами захватчики не скрывали своих впечатлений: если бы русские были более организованы, то татары и половцев при них разбить не смогли бы.

Последствия

В многодневных сражениях между Доном и Днепром были разбиты союзные части половецких и русских князей. Города и веси юга Древней Руси практически остались беззащитны перед угрозой нашествия победителей. А что же татары? Нам известен лишь печальный исход сдачи города Новгород-Северского, жители которого вышли к захватчикам с иконами. В результате полон, смерть и грабёж.

Летучие отряды татар проникли далеко на север, добрались они и до Волжской Булгарии, но то всё были мелкие стычки, набеги с весьма противоречивыми результатами. Татищев рассказывает, что Василько Ростовский с отрядом, не успевший на войну, остановился у Чернигова. А распоясавшиеся татары как раз шли грабить и полонить, но, узнав (от кого?) о стоящем свежем русском войске, решили за благо повернуть обратно.

Вторгшимся ордам Чингисхана был нанесён такой урон, что они не смогли полноценно воспользоваться плодами своей победы, не говоря уже о продвижении дальше на запад. Кроме всего прочего, долг обязывал военачальников привезти хану весть о смерти старшего сына и наследника. Вскрытие советскими археологами мавзолея Джучи в Южном Казахстане подтвердили его смерть в бою. У него была отрублена правая рука и раскроен череп, что противоречит официальной версии его смерти.

Пограбив половецкие вежи и не смея сунуться в негостеприимные русские владения, потрёпанная армия Джучи, лишившаяся своего руководителя, откатилась за Волгу. О татарах не было ничего слышно до вторжения внука Чингисхана и сына Джучи Батыя. Что его сподвигло вступить на скользкий путь завоевания южнорусских степей и Восточной Европы — разговор отдельный, об этом я подробно рассказывал в серии статей.

Рекомендую к прочтению мои статьи на канале в Яндекс Дзен (https://dzen.ru/a/YDaRFh56tCm6-BhZ): Русский царь Батый / Русский царь Батый. Союз леса и степи / Русский царь Батый. Покорение Монголии.

По оценке некоторых исследователей, к Чингисхану могла вернуться всего лишь треть от посланных на запад войск. Это обстоятельство в значительной степени задержало его карательный поход в восставшее Тангутское царство. Сведения о неудачном походе и смерти старшего сына от рук русских воинов старательно вымарывались в централизованной монгольской административной системе. Из частей многих походов сотворили рассказ о рейде Джебе и Субэдэя.

Это в высшей степени художественное произведение попало в руки жившего в Мосуле курдского историка Ибн-ал-Асира, включившего монгольскую версию событий в своё сочинение «Полный свод всеобщей истории». Русские же источники были списками с галицкого летописца, воспевшего единственно храбрость своего князя Даниила, который вышел из сражения уже после авангардных боёв.

Роль главного виновника поражения была возложена на великого князя киевского, якобы не пришедшего на помощь галицко-волынскому авангарду. Хотя существует обоснованное мнение, что именно помощь Мстислава (Старого) Романовича спасла многие жизни самонадеянных галичан, в том числе и Мстислава Удатного. А само сражение в летописи было подано как незначительный, хотя и печальный эпизод.

Этакая первая стычка с передовыми отрядами монголов. Не секрет, что в период так называемого «ига» у Даниила Галицкого были весьма сложные отношения с ордынскими военачальниками, принудившие его изменить обещаниям Римскому папе о введении католичества в русских княжествах, за что он авансом был пожалован титулом «король Руси». Так что лучше смотреть на факты, а не на мотивированные повествования.

Очень может быть, что в 1223 году на полях сражения в степях Северного Причерноморья было остановлено нашествие западного крыла войск самого знаменитого полководца Средневековья Чингисхана. Русские и половецкие полки бились самоотверженно, не жалея живота своего, и татары получили пиррову победу, плодами которой не смогли воспользоваться. Жаль, что их подвиг был оболган и забыт, хотя и не всеми...

Продолжение читайте в следующей части серии статей «Три версии битвы на Калке. Вариант третий: христианские ценности».

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.

Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.

Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: (https://dzen.ru/a/YDaRFh56tCm6-BhZ)Добро пожаловать или посторонним В

Рекомендую вам мои книги:
«Скифы — белые кочевники Евразии» / «Вера наших предков. Неизвестные страницы» / «Мир наших предков. Утраченные знания» / «Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю».


Рецензии
Спасибо за интересную информацию.

Петр Панасейко   26.08.2025 16:06     Заявить о нарушении
Пожалуйста, рад, что материал был полезен!

Куликов Лев Борисович   27.08.2025 09:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.