Западничество вчера и завтра
Нынче в интеллектуальных кругах западничество стало не модным, не престижным. Доходно – да; престижно – нет. Чаадаевы, Белинские, Герцены остались в далеком прошлом. Они не устарели, нет, а просто вышли из обихода. Не архаизмы, а атавизмы. Им нет применения. Идеи прежних западников утверждались в противовес идеям славянофилов. Первые были убеждены, что мы отстаем в развитии от «цивилизованных» народов, вторые – что мы идем своим особым путем.
Прежние западники, в отличие от нынешних Акуниных, Дмитриев Быковых (однофамилец мой, простите, потому уточняю имя), Алексиевич, Улицких, были искренними в своих заблуждениях, простодушно и безвозмездно изливали свои обиды на то, что их должным образом не ценят в Отечестве. Ведь чернить своих и славить чужих можно только в том случае, когда своими обижен.
Нынешние западники прежним нечета. Вроде, и на Родине обласканы – судьбой, государством, славой, гонорарами. Но, в условиях «идейной пустыни», когда все прежние идеи высохли, а новыми никак проникнуться не можешь, ввиду отсутствия совести, принципов, разума, а главное – ввиду отсутствия любви к Родине, всегда можно предложить свои услуги в качестве промоутера идее чужой, заокеанской. Там и платят больше, и требуют меньше. Главное, закрывать глаза на то, что идеи «чужих» всегда направлены против идей «своих». Даже неприступную крепость можно взять, если кто-то изнутри откроет ворота или отравит колодец. Нужно просто найти и прикормить «правильного» человека.
Наиболее падкой на прикормку оказалась творческая среда – художники, поэты, музыканты, актеры, писатели, журналисты, самые «продвинутые» из них. Здесь нужно дать пояснение. Есть творцы, которые созидают эпоху, ткут нити времени, работают на будущее, - они отдают себя Вечности, то есть времени во всем его бесконечном протяжении, они плывут по течению вселенской логики. А есть творцы, которые были созданы эпохой, - эти отдают себя во власть обстоятельств, то есть тоже подчинены времени, но только в синхронии, на срезе сегодняшнего дня. Этих штивает из стороны в сторону на волнах современности. Вот именно эти, последние, и готовы отворить ночью ворота, указать «чужим» тайные лазейки под стенами крепости, готовы травить колодцы и зажигать фитили у пороховых погребов…
II
Вот только время пошутило: подкинуло такие обстоятельства, при которых эта «скользкая» прикормленная часть богемы уже радостно, с чувством высокого предназначения побежала растворять, травить, поджигать, то есть обозначила себя, а крепость стоит – колодцы обезврежены, лазейки завалены, ворота взяты под охрану. И вся слизь, излившись наружу, стала явной и омерзительной, прикормка была потрачена впустую, а самим «прикормленным» пришлось бросать теплые дома и перебираться за стену. А за стеной они оказались бесполезны, поскольку потеряли возможность открыть тайный лаз и дотянуться до колодцев. А бесполезных за стеной не кормят.
По инерции «творцы» еще продолжают истекать ядом – они делать больше ничего не умеют, - но теперь уже вызывают у бывших соотечественников не сочувствие, а брезгливость. Да и сами «цивилизованные» народы потихоньку начали отставать в развитии, а наш «свой путь» начал обретать все более четкие очертания. И западничество ныне воспринимаемо в народе не как модный тренд, а как духовная немощь и бестолковая (или меркантильная) придурь. Внешне мир сходит с ума, но в глубине происходят тектонические сдвиги, которые возвращают мир в равновесное состояние. То, что для нас годы тревог и сомнений, для вечной Вселенной – один щелчок, с которым выступ истории входит в предназначенный ему паз.
Свидетельство о публикации №225082300515