Непридуманные истории 2

              (Из записок врача)   
На скорой, где подрабатывал по ночам и выходным, подошла моя очередь выезда на вызов. Обычный вызов, которых за дежурство набиралось иногда больше десятка, меня уже  не сильно волновал. Пришел опыт, а с ним и уверенность. Водителем  санитарной автомашины была женщина пережившая блокаду и  отлично знавшая все задворки старого Петербурга. Машина уверенно ныряла в длинные коридоры старых питерских домов, которым казалось нет конца. Но, меня это не тревожило. Знал, что опытнее Варвары  Сергеевы на станции нет никого. Она  всегда приезжала на нужный адрес во время, прямо к подъезду. Неожиданный звонок телефона на рации прервал мои мысли.
-Слушаю! Сквозь треск в трубке до меня  долетел голос старшего врача по станции.
-317ая?
- Да!
- Срочно меняйте маршрут !  Вызов на Чкалова отменяю! Вы едете на набережную Обуховской обороны, к 87-му зданию. Около него наезд  трамвая на человека. Вы сейчас ближе всех!  Давайте туда и как можно быстрее! Действуйте по обстоятельствам! Если пострадавший живой, буду искать дежурную клинику по травме. Как поняли?
- Понял хорошо!
- Тогда пожелаю удачи! Конец связи. 
-Варвара Сергеевна, нам приказано срочно на набережную Обуховской обороны, к 87-му зданию, там трамвай наехал на человека... Где точно она не сказала.
- Да тут почти что рядом-ответила Варвара Сергеевна. Она круто повернула машину на лево и  втиснувшись в узкий  пешеходный проход между домами выехала  на тротуар и через поребрик прямо на трамвайные пути.
-Нам на право! Смотрите внимательно, это где-то впереди!
Через несколько  мгновений стремительной езды мы увидели стоящий трамвай ,толпу народа около открытых дверей и спешащий туда же милицейский УАЗик. Мы оказались проворнее всех. Уже подъезжая к трамваю водитель вскрикнула:
- Смотрите, не наш -ли пациент бежит, прямо на машину и что-то за  пазухой держит. Уж не рука-ли? 
Машина резко затормозила.
-Как рука за пазухой? Не может такого быть!
Я тут же выскочил из машины и   стал было догонять бегущего  человека. Но тот, увернувшись от машины и меня ,рванул на противоположную в сторону  набережной ,прямо к берегу Невы. Я понял, что догнать бегущего в шоковом состоянии будет сложно . Скинул на ходу куртку и оставшись в белом халате, с тяжелым фельдшерским чемоданчиком продолжал погоню,крича:
-Стойте! Стойте! Я со скорой, врач! Хочу вам помочь! Остановитесь!
Но, куда там! Мужчина с оторванной рукой подмышкой , рванул прямо через подстриженные кусты шиповника и скрылся из виду. Понимая, что река не даст ему далеко уйти, продолжал погоню. Когда я скатился по крутому берегу к Неве, то увидел лежащего вниз головой, почти у самой воды , преследуемого человека. Он лежал неподвижно и не сопротивлялся, когда  стал его осматривать. Действительно, один рукав куртки был оторван из него торчала культя отрезанной трамваем руки и практически не кровоточила. Что меня сильно озадачило.
Не теряя времени я наложил жгут   и стал осматривать остаток руки с кистью зажатой под мышкой  другой руки.  Она была в крови и продолжала кровоточить .Очередной жгут! И  наконец стал выяснять общее состояние  пострадавшего.  Как и предполагал, он был в шоке и впал в бессознательное состояние.  Перевернув тело ввел несколько кубиков промедола , с 50% анальгином  внутримышечно, а так же  сердечные и препараты для повышения давления.   Почему же у пострадавшего не было кровотечения? Он бы не добежал  до сюда, билась непрерывно моя мысль. И еще раз осмотрев рану понял, что причиной стала тампонада сосудов руки тканями, которые образовались во время наезда трамвайного колеса.  Если бы это было отсечение чем то острым и быстрым- кровотечение было бы неминуемым ,а значит и смерть. А такое повреждение затруднило кровопотерю механически ,плюс шоковое состояние, при котором спазмировались сосуды поврежденной руки, что и дало ему возможность убежать с места происшествия.  Не хочу вдаваться в суть случившегося происшествия, меня мало это интересовало. Но, факт остается фактом, мы помогли человеку спасти свою жизнь, вовремя успев к трагической развязке.
Больного погрузили на носики и отвезли в Военно-медицинскую академию ,где хирурги попытались "пришить" к культе остаток оторванной руки. К сожалению, не получилось. Слишком большая часть культи и тканей были раздроблены и совместить их не удалось.
А пациент остался живой и вскоре поправился. Он пришел на станцию поблагодарить персонал за спасенную жизнь и рассказал подробности случившегося.  На мой вопрос, зачем  убежал с оторванной частью руки, ответил просто - не хотел, что бы её отдали на съедение животным в зоопарк. Ответ потряс нас всех. Оказалось, что среди части населения, даже такого культурного города как Ленинград, бытовала версия, что  оставшиеся после операций  ткани и органы, отдают на съедение животным. Этот уникальный случай из моей практики я всегда рассказываю студентам ,как пример безграничных возможностей  борьбы за жизнь  самого человека, конечно же не пренебрегая помощью людей в белых халатах. Даже, казалось бы в таких, безнадежных ситуациях. 


Рецензии