Книга жизни

 
  Меня всегда занимали две силы, что правят человеческой жизнью, словно два невидимых исполина, ведущие извечный спор: свобода выбора и предопределенность.

   Первая — изначально есть у каждого. Но ощутить её дано не всем. Для этого требуется своего рода критическая масса внутренней энергии, творческий заряд, позволяющий оттолкнуться от накатанной колеи и выбрать свое направление. Это дерзость и воля, спрессованные в каждый момент решения.

   Вторая — безлична и непреложна. Она та самая стена, в которую ты упираешься лбом, сколько бы сил ни было потрачено на разбег. Это: обстоятельства, рок, карма, судьба — называйте, как хотите. Она диктует правила, предлагает задачи, которые невозможно игнорировать, и заставляет смириться, когда силы на исходе.

   Я довольно долго видел в них непримиримых противников. Вечный дуализм, где победа одного означала непременное поражение другого. Что же первично? Являемся ли мы вольными капитанами своего корабля, или же мы держим бутафорский штурвал, а на самом деле мы лишь пассажиры, плывущие по течению, по заранее для нас проложенному фарватеру?

   Чёткого ответа не было. Лишь тихий, навязчивый гул этого противоречия где-то на глубине сознания.
   Быть может, разрешение этой загадки и было той самой главной задачей, что была предначертана. Той самой Стеной, которую мне нужно было пробить лбом, либо обойти, переосмыслив саму её природу.

   И однажды… завеса приоткрылась. Не в виде готового ответа, а в виде ошеломляющего, почти невыносимого по своей масштабности ощущения. И я увидел.

   Дело в том, что никакого противоречия нет.

   Всё объясняется бесконечным количеством параллельных миров – вероятностных вселенных, которые открываются перед человеком бесконечным веером в каждый конкретный миг его жизни. В каждый микроскопический миг человек сознательно, или чаще бессознательно выбирает, какой из миров развернётся перед ним.

   Именно так. Мультивселенная это не мультяшный комикс с супергероями, это истинная суть нашего мира. Реален этот мир или это просто голографическая проекция вселенского разума, на данном этапе размышлений не важно. Просто именно то, что мы привыкли считать реальностью устроено именно так.

   Если представить весь бесконечный набор вероятностей развития событий как книгу жизни, то создаётся образ, будто перед тобой всё время развёрнут веер вероятностей, веер из раскрытых страниц Книги Жизни. Это не просто огромная книга, это целая библиотека из огромного количества книг, в которых описываются все возможные сценарии твоей жизни. Огромная библиотека из бесконечного количества книг, и лишь одна страница выбирается в каждый конкретный момент.
 
   Полная свобода выбора.

   Вот тут-то и является она, Судьба, предопределённость.

   Дело в том, что вероятностных вселенных — бесконечное, ошеломляющее множество. И если бы они обрушились на человека разом, он бы просто сошёл с ума от этого хаоса возможностей. Поэтому должен быть кто-то, кто упорядочивает этот поток. Тот, кто знает наш вкус, наши прежние «чтения», наш уникальный путь. Должен быть ответственный библиотекарь, предлагающий наиболее правильную книгу.

   Судьба — это и есть тот самый Вечный Библиотекарь. Она воплощение фактора предопределённости. Это её рука услужливо подставляет нам на угол стола всего одну книгу, или несколько томов — тех самых «наиболее подходящих» сценариев, отобранных на основе нашего предыдущего опыта, наших поступков, наших уроков, хорошо выученных и не очень. Судьба выполняет функцию контекстной рекламы в интернете, только здесь контекст поистине вселенского масштаба, здесь осуществляется тончайшая настройка реальности под конкретно нас, наш опыт в этой и предыдущих жизнях.

   Но — и вот тут таится главное откровение — Библиотекарь никогда не выбирает за нас. Он лишь предлагает подходящие варианты. Он может подсунуть на самое видное место тот том, обложка которого горит алым, предупреждающим цветом, или тот, что пахнет яблоками и счастьем. Но взять в руки книгу, открыть её и начать читать какую-то конкретную страницу — решаем только мы сами.

   Осознанно или нет, по воле или по неведению — но всегда человек выбирает сам. Мы можем схватить первую предложенную книгу, можем долго перебирать её страницы, а можем и вовсе сердито смахнуть всё предложенное на пол — и тогда Библиотекарь с неизменной мудрой улыбкой просто приготовит новую подборку. Уже с учетом этого нашего бунта.

   В этом — великая и прекрасная гармония. Предопределенность — это предложение выбора одного варианта из более-менее сформированного пакета вариантов выбора. Свобода выбора — это наш ответ. Судьба рисует карту, но мы выбираем, по какой дороге идти. И каждый наш шаг меняет ландшафт, заставляя картографа тут же вносить правки.

   Иллюзия линии: Веер возможных миров

   И всё-таки нам привычно думать о своей судьбе как о линии. Мы говорим: «линия жизни», «поворот судьбы», «пройденный путь». Мы представляем себе некий маршрут, где позади осталось уже прожитое и пройденное — прошлое, а впереди лежит еще не изведанное, но в целом предопределенное будущее. Мы строим планы, рассчитывая этапы на этой воображаемой траектории.

   Но что, если это всего лишь иллюзия, порожденная ограниченностью нашего восприятия?

   Представьте, что никакой линии не существует. Вместо нее — бесконечно длящийся миг настоящего. И в сердцевине каждого такого мига перед человеком раскрывается грандиозный, беззвучный Веер вероятностей. Это не метафора желаний или мечтаний, а фундаментальное свойство реальности: в каждый момент времени перед нами — бесчисленное множество дверей, ведущих в бесчисленное количество вероятных вселенных.

   Каждая дверь — это полноценный мир, готовая, детализированная судьба. В одном из них вы сегодня сказали иное слово, в другом — свернули на другую улицу, в третьем — решили промолчать. Каждая из этих реальностей абсолютно настоящая и существует в виде потенциала, ожидая своего выбора.

   Наша жизнь — это не движение по рельсам. Это процесс бесконечного, непрерывного выбора. С каждым вздохом, каждым мимолетным взглядом, каждым едва осознанным решением мы совершаем титаническую работу: мы выбираем одну-единственную дверь из этого Веера. Мы входим в нее — и в ту же секунду колоссальная структура возможностей схлопывается, оставляя после себя лишь одну, плотную и осязаемую реальность, которую мы и принимаем за единственно возможную.

   Помните рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром». Там в путешествиях в прошлое герой нечаянно раздавил в прошлом бабочку и это привело к катастрофическим изменениям в настоящем и будущем. Так вот смысл точно такой, только на самом деле это всего лишь метафора. На самом деле эти бабочки появляются в жизни человека ежемгновенно, «раздавить или нет» - это свободный выбор, а результат этого выбора – цементируется в будущие предопределённости, в то, какую конкретную книгу принесёт библиотекарь для следующего выбора. 

   То, что мы называем «линией жизни», — всего лишь сумма этих мгновенных выборов, нанизанных друг на друга с головокружительной скоростью. Это похоже на кинопленку: каждый отдельный кадр — это застывшая вселенная, результат нашего выбора в данный миг. А их быстрая смена создает у нас иллюзию плавного, линейного и непрерывного движения нашей жизни.

   Мы не идем по пути. Мы непрерывно творим его, расстилая под своими ногами, тут же забывая о бесчисленных ответвлениях, которые мы только что отвергли. И лишь иногда, в моменты тишины, до нас доходит смутное эхо — легкая грусть по неслучившемуся, дежавю или внезапная уверенность, что все могло бы быть иначе. Это — тень от захлопнувшейся двери, призрак альтернативной версии себя, крошечная трещина в фундаменте нашей реальности, через которую на миг проглядывает ослепительный свет тех миллиардов миров, что остались за дверью, вне выбора.


Рецензии