Итоги дня 1часть

Пора подвести итоги. Жизнь это всего лишь один короткий миг,  длиною в один день, да, да, уж поверь мне, уважаемый  читатель. Не веришь? А ты отбрось со счетов часы, проведённые за телевизором, на футбольных матчах, в баре за кружкой пива. На унитазе. В столовой. В очередях. В самолётах и поездах. За телефонными беседами. За сексом. За скандалами с женой, соседями,  комментариями в интернете. На приёме у врачей и за сдачей анализов. В учебных классах и на работе. На свадьбах и похоронах. В армии и на поле боя. На акциях протеста и демонстрациях.  На ликвидации последствий стихийных бедствий и чистке собственного сортира. И что останется? Что гениального и прекрасного ты сделал за всю свою жизнь? Укладываются твои замечательные достижения  хотя бы в час жизни или два? Или в один день? А... То-то и оно! Оказывается, и вспомнить то нечего! Ничего нет! Лишь суета сует. Вот и моя жизнь - одна суета, какие то обиды, споры, пустые надежды и тихие разочарования. А где нечто гениальное, безгранично вдохновляющее? Эх, не сподобилась. Видно, не дано. Тогда подойдём с другой стороны. А были ли рядом, совсем близко, на расстоянии вытянутой руки,  Они - те, кому удалось создать это самое: гениальное, прекрасное? И удалось ли встретить их вживую? И их творения? Как же было бы печально, если б это не случилось. Тогда - пиши пропало. И пропащий тот, кто ни разу не встретил живого гения или великий талант. И пропащая его жизнь. Длиною не в один даже день. А в огромный пустой, обыденный нуль...
Итак, начнём. Родилась я в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом в городе Черкассы. Что и кого гениального можно встретить в провинциальном областном центре? И везде, куда, случалось, заносила меня судьба? Вспоминаю.

Часть первая

Глава 1
Филармония. Черкасский народный хор. Гениальные певцы, гениальное исполнение песни "Степом, степом". Мне повезло их слушать. В семь лет. Это мощь. Великие голоса и великая украинская песня. Авторы Пашкевич и Негода. Солистка Ольга Павловская, альт. Уникальные музыканты. Непревзойденное украинское многоголосие. Пронизывает до мозга костей.

Глава 2
Филармония. Киевский гениальный скрипач Олег Крыса. Завораживаюшее, захватывающее исполнение Баха, Моцарта, Бетховена. Проникновенное, великолепное звучание скрипки. Слушала в почти пустой филармонии. В восемь лет.

Глава 3
Филармония. Шведский академичный хор а капелла.  Прекрасные голоса, чудесная народная и современная музыка. И совершенное эмоциональное раскрепощение - певцы свободно двигаются под музыку, что необычно для академических хоров. И как одеты: в разноцветные элегантные костюмы и платья. Впечатление на всю жизнь. Мне десять. Слушаю в почти пустом зале.

Глава 4
Общеобразовательная школа 11. Урок математики. Преподаватель Бенкевич. Имел уникальный подход к ученикам. Его уроки, наполненные душевным теплом и юмором, обожали даже безнадежные двоечники. На встрече выпускников, спустя лет десять по окончании школы, стала свидетелем интересной ситуации. На сцену пригласили выпускницу-медалистку, студентку престижного университета Алину К. И ведущий вечера спрашивает: твой любимый школьный преподаватель? Алина, не задумываясь, отвечает: Преподаватель математики Александр Николаевич Бенкевич. В ответ все выпускники встают (и я в их числе) с мест и дружно аплодируют старому преподавателю, присутствующему на сцене, растерянному и пораженному до глубины души  эмоциональным порывом своих воспитанников.

Глава 5
Музыкальная школа. Преподаватель фортепиано Агеева Сусанна Георгиевна. Она не могла мне, ученице пятого класса, продемонстрировать на инструменте, как надо исполнить ту или иную фразу Шумана или Шопена. Её пальцы скрючены неизлечимым недугом: ревматизмом - последствие пережитого в детстве холода и голода в оккупированной немцами Одессе. Зато Сусанна обладала какой-то таинственной проникновенной душой и умением подсказать тончайшие штрихи в фразировке музыкального произведения. В результате уже в шестом классе я стала лучшей ученицей музыкальной школы, победительницей областного конкурса, солисткой школьного симфонического оркестра и единственной за всю историю школы юной исполнительницей романтичного Либестраума Ференца Листа. И по сей день, слушая самых известных пианистов, понимаю, что они могли бы сыграть Либестраум несколько тоньше, посчастливься им взять хотя бы один урок у выдающегося преподавателя фортепиано Сусанны Агеевой.

Глава 6
Черкассы. Город гениальной архитектуры. Проектировщик улиц - шведский архитектор 19 века Уильям Гесте. Он спланировал линии улиц идеально ровно,  вдоль Днепра, в стиле прямоугольно-сетчатой планировки древнеримских кварталов. Создал широкий, бесконечно длинный главный проспект, усаженный каштанами, названный имени Шевченко, и увенчал городскую окраину Сосновкой - лесом из сосен и дубов, с обзорными площадками с видом на Днепр, где и поныне отдыхают горожане и гости Черкасс.  Мой дед, страствовавший по Украине всю трудовую жизнь, оказавшись в тридцатых в Черкассах, изрек: лучше места для жизни я не видел!

Глава 7
Мои родители. Вячеслав и Анастасия Черновы. Наверное, нескромно будет назвать их гениальными. Ведь это мои родители. Но судите сами.
Они пережили репрессии, расстрел родных, голод, войну, немецкую оккупацию, сталинские лагеря... И выжили! Разве это не уникально? Не гениально? Они всю жизнь, до конца своих дней трудились, построили большой светлый дом, посадили великолепный сад, воспитали дочь и сына, собрали домашнюю библиотеку, путешествовали по живописном местам Украины, бережно относились к природе, были честны и порядочны, доброжелательны и вежливы. Разве это не гениально? Я восхищаюсь их мужеством, стойкостью, преданностью семье и заботливостью. Я не такая. Увы.
(Продолжение следует)


Рецензии