Гл. 8. Исцеление и смерть в животном мире

Предыдущая глава:http://proza.ru/2025/08/24/1250

Глава 8. Медицина и траур: исцеление и смерть в животном мире

Плиний Старший, живший задолго до появления тотальных прививок, отмечал в своей
«Естественной истории», что животные обходятся без медицинской помощи, поедая целебные травы и коренья в случае болезней. И медицинские познания у них настолько глубоки, что утратить их они не могут. Никто из ученых не может объяснить источник этих знаний.
Об этом метко сказал В.И. Даль: «И собака знает, что травой лечатся». Слово «знает» несёт огромную смысловую нагрузку и указывает на то, что каждая собака с рождения обладает знанием о том, как с помощью той или иной травы лечиться от недуга, которым она страдает.
Учёные провели опыт. Голодным щенкам дали еду, в которую подмешали мелкие рыбьи кости. Щенки, поранив себе слизистые оболочки рта и глотки, тут же побежали в заросли, где стали срывать и пережёвывать листья зеленого щетинника, одного из колючих растений. После этого провели ещё несколько опытов с разными собаками: с теми, которые жили на свободе, и с теми, которые содержались в неволе. Но и те, и другие, оцарапав рот, лечились листьями этого же растения.
Некоторые животные, прежде чем вылизать рану, жуют горькую полынь или тысячелистник, предотвращающие нагноение. Если рана большая, её обрабатывают «пихтовым бальзамом», который добывают, снимая кору с дерева. Шимпанзе используют насекомых, которых давят и прикладывают к ранам. Олени и другие травоядные лечат порезы с помощью мха. Дельфины, сталкиваясь с акулами, останавливают кровотечение, ныряя глубже в море. Дикие кролики используют паутину для бинтования порезов, а при сильном кровотечении едят сныть, способствующую восстановлению крови.
При растяжениях и ушибах орангутанги разжёвывают листья драцены, а затем втирают кашицу в свою шерсть. Содержащиеся в растении сапонины уменьшают воспаление и помогают расслабить мускулы.
Вальдшнеп и малиновка умеют врачевать как сами, так и с помощью сородичей. При лечении сломанной лапы, крыла и даже клюва птицы накладывают повязки. Для этого используют перья, слюну, пух, землю и травинки. Конструкции носят до трёх недель. Если же нога раздроблена и сломана в нескольких местах, к тому же гноится и угрожает жизни животного, одно из самых простейших лечебных средств у животных – ампутировать повреждённую конечность, самостоятельно или с помощью ближнего. Таким же образом они часто освобождаются из капканов. Потом животные для ускорения заживления покрывают повреждения смолой сосны.
Во всём животном мире предусмотрены уникальные способы борьбы с отравлениями. Например, попугай ара, воробьи и дрозды нейтрализуют токсины в еде, употребляя особую глину, найденную на берегах рек, дне озер. Крысы, обезьяны, лошади и слоны также едят землю для предотвращения отравления; она действует как активированный уголь, адсорбируя вредные вещества.
Животные умеют лечить и ревматизм, облегчая боли в суставах. Старые медведи для этого едят корни папоротника, купаются в горячих серных источниках, что способствует расслаблению мышц и согреванию суставов. Лоси едят кору ивы, которая содержит салицилаты — вещества, аналогичные аспирину, что помогает им справляться с болями и воспалениями.
Наиболее удивительны примеры самолечения животных от паразитов. Например, мохнатые гусеницы бабочек-медведиц, столкнувшись с паразитами, переходят на диету, богатую токсичными пирролизидиновыми алкалоидами, которые убивают личинок-паразитов.
Глухари и домашние куры используют пыль и золу как ванны для избавления от наружных паразитов, поскольку пыль засоряет дыхальца насекомых. А вороны и другие пернатые используют дым для удаления птичьих вшей. Муравьи, в свою очередь, помогают медведям и белкам избавляться от паразитов, пока они сидят около муравейников.Дикие кабаны принимают грязевые ванны, а потом оттираются об деревья, освобождаясь от паразитов.
Для борьбы с внутренними паразитами лесные птицы едят ягоды голубики, обладающие глистогонным действием, и хвойные иголки, которые насыщены полезными веществами.
Весной лоси и другие лесные обитатели в качестве витаминов и микроэлементов употребляют побеги вечнозелёной брусники. А кошки, собаки и волки - пырей ползучий, осоковидную травку, помогающую в восстановлении ослабленного организма. Бобры, водяные крысы и ондатры пополняют запас витаминов, поедая листья и толстые крахмалистые корневища кувшинок. Гуси, утки и другие птицы витамин C и многие другие полезные вещества получают, поедая питательный спорыш, лечебную крапиву и мокрицу.
Не только человек любит погреться на солнышке, позагорать. Ранней весной лисы и барсуки устраивают для своих детёнышей солнечные ванны. Они выносят зверёнышей из нор, укладывают на солнце и даже переворачивают с одного бока на другой.
Животные при сильной усталости пользуются и тонизирующими травами. Олени поедают стебли и корни лавзеи. Едят её и коровы на выпасе и лошади после долгих переходов. А косули и птицы охотно едят жёсткие листья кустарника элеутерококка. Мухоморы же предпочитают лоси. Сайгаки едят эфедру, а маралы — маралий корень. Дикие козы - табак и кофе.
Ученые выяснили, что мыши могут оказывать «первую помощь» своим сородичам. Во время опыта часть грызунов вводили в состояние наркоза и наблюдали за оставшимися мышами. В 47% случаев другие мыши начинали активно ухаживать за пострадавшими. Сначала они обнюхивали и вылизывали неподвижное тело, а если реакции не было, кусали область рта, иногда даже вытягивали язык. Как только сородич начинал двигаться, спасатели прекращали свои действия.
В мире фауны есть и свои зооакушеры. У высших приматов, а также у слонов, дельфинов и китов роль повитух берут на себя опытные самки, которые помогают при родах. Они не только обрывают пуповину у новорождённых, но и оказывают помощь матери и младенцу в первые минуты жизни. Например, дельфинихи-акушерки помогают новорожденному подняться на поверхность воды, чтобы он смог сделать первый вдох.
В совокупности эти примеры свидетельствуют о том, что животные обладают обширными знаниями о лечении болезней и выживании. Свободноживущим животным не требуются доктора. Они виртуозно умеют исцелять своё тело, потрясающе грамотно сочетать напряжение и расслабление, активность и отдых, чревоугодие и пост, боевую готовность и душевный покой. А вот комнатным и сельскохозяйственным животным ветеринар уже необходим. Почему они становятся слабыми? Может быть, от того, что живут рядом с человеком, который сам утратил связь со своей природой?
Наука утверждает, что животным помогает бороться с болезнями врождённый инстинкт, который сформировался методом проб и ошибок. Но как этот опыт сформировался и передавался от поколения к поколению, пока остается загадкой. Возможно, и человек, биологически являясь животным, обладает такими же способностями? Возможно, животные смогут подсказать, где в нас скрыт дар самоисцеления? А исследования, направленные на изучение поведения животных и их методов медицинского лечения, предоставят нам ценную информацию для развития новых медицинских технологий и подходов к лечению болезней?

Однако не всегда животные исцеляются. К ним так же, как и к людям, приходит смерть. На протяжении многих веков учёные пытались выяснить, понимают ли факт смерти своего сородича животные.
Собранные при наблюдениях материалы свидетельствуют, что некоторые виды животных реагируют на факт смерти подобно людям, а именно: у них снижается аппетит, общительность, нарушается сон, они впадают в стрессовое состояние. При этом главная трудность заключается в том, что животные не могут выразить человеческими словами свои внутренние переживания. Они общаются на своём бессловесном языке. Правда, для скорби иногда не нужно слов.
У некоторых видов животных зафиксировано особое отношение к мёртвым – некрофорез. Это поведение характерно для общественных насекомых, таких как муравьи, пчёлы, осы и термиты, при котором они выносят мёртвые тела членов своей колонии из гнезда или улья, создавая своеобразные «кладбища». Пчёлы и термиты, кроме этого, обрабатывают мертвых специальными ферментами или иными химическими веществами, чтобы минимизировать риски, связанные с инфекциями.
 В муравейнике за вынос мёртвых отвечают специальные муравьи – «гробовщики». Они имеют немного изменённый цикл развития и лучше других муравёв, справляются с удалением трупов. К своим обязанностям они приступают через 2 дня после того, как муравей умирает, и когда его тело начинает издавать запах олеиновой кислоты, его тут же поднимают и несут на «кладбище» – отдельное место или помещение за пределами колонии.
Своим особым отношением к мёртвым выделяется семейство врановых, к которому относятся черная и серая вороны, грач, галка, сойка, обыкновенный ворон, обыкновенная и голубая сороки, кукша. У них есть обряд, который испокон веков пугает людей, — вороньи похороны. Когда погибает ворон, все местные вороны собираются вокруг его тела, издают громкие клекочущие звуки и остаются рядом достаточно долго, словно прощаясь с сородичем. Одно из самых обширных исследований похорон воронов провела группа под руководством Каэли Свифт и Джона Марзлаффа из Университета Вашингтона. Наблюдения показали, что вороны осознают, что такое смерть, и воспринимают её как сигнал опасности. Громкими криками они выражают сожаление и тревогу.
У попугаев также наблюдается проявление скорби. В исследованиях было зафиксировано, как попугаи, утратившие своего компаньона, меняли своё поведение, становясь более тихими и менее активными в течение нескольких дней после утраты. Представители воробьинообразных часто остаются рядом с телами умерших сородичей, издавая низкие звуковые сигналы, которые могут быть интерпретированы как выражение горя. Ястребы и орлы, пережившие потерю своего партнёра или соперника, могут демонстрировать заметные изменения в своих охотничьих инстинктах и социальных взаимодействиях. Наблюдались случаи, когда эти птицы собирались вокруг мёртвых или больных членов своей группы, а иногда даже пытались «воскресить» их, принося пищу.
Специфическое отношение к мёртвым было подмечено у кошек и собак, которые живут в многокошачьих или многособачьих домохозяйствах: может наблюдаться совместная молчаливая медитация или обнюхивание умершего сородича.
Взрослые китообразные часто держат мёртвых сородичей на плаву или носят их тела на своих спинах. В рамках одного из исследований учёные зафиксировали, как мать-белуха носила своего мёртвого детёныша на протяжении недели. Подобное поведение было замечено у дельфина-афалины, чей детёныш также умер. Учёные предполагают, что так матери скорбят о своей потере.
Наиболее очевидным траурным поведением обладают приматы. Шимпанзе, гориллы и японские макаки на протяжении нескольких дней носят своих мёртвых детёнышей. Некоторые виды приматов проявляют интерес к мёртвым взрослым особям, пытаясь их «разбудить» или унести с собой. Также приматы могут охранять тела своих умерших сородичей от хищников.
Гориллы скорбят о мёртвых и устраивают для них похороны. Зоологи из Руанды и Конго наблюдали за поведением двух социальных групп горилл во время смерти сородичей. Они обнаружили, что приматы собираются вокруг умерших и ухаживают за ними, причём «ритуалы» обеих групп оказались похожими. В последующем наблюдается перенесение тела на кладбище, где они осторожно кладут тело умершего сородича и укрывают его ветками или листьями. Учёные предполагали, что обезьяны проявляют скорбь и ухаживают только за близкими. Но, к их удивлению, поведение животных в отношении всех умерших было подобным – они скорбели.
Весьма интересные результаты были получены работниками центра спасения шимпанзе Sanaga-Yong Chimpanzee Rescue Centre в Камеруне. Они стали свидетелями проводов в последний путь умершей подруги Дороти. Вся колония окружила периметр вольера, чтобы попрощаться с шимпанзе. Обычно шумные и непоседливые животные, ко всеобщему удивлению, притихли, приуныли и утешали друг друга.
Исключительно выделяются отношением к своим умершим сородичам слоны. Они – единственные животные, у которых, как и у людей, существует ритуал захоронения.
Слоны формируют прочные социальные связи. Продолжительность их жизни составляет от 60 до 80 лет. Если сородич болеет, то члены стада приносят ему еду и поддерживают его, когда он стоит. Когда умирает, другие особи неоднократно приходят к телу, касаются его. Некоторое время будут даже пытаться оживить с помощью воды и еды. Но как только животные поймут, что их собрат мёртв, они начинают трубить, поднимая шум. Потом всё стадо замолкает. В тишине они выкапывают неглубокую могилу, в которую перемещают умершего и накрывают его землёй, листьями и ветками.
Слоны в течение нескольких дней находятся у могилы. Если у сородича были очень близкие отношения с умершим, то он может впасть в депрессию и плакать.
В одном из проведенных исследований было зафиксировано выделение жидкости из височных желез слонов, находящихся между глазом и ухом животного. Скорбь утраты налицо. В последующие дни слоны будут навещать «могилу», проводя много времени рядом с ней. Это позволяет предположить, что животные посещают умершего не только ради сбора информации. Такой ритуал слоны проводят как после смерти одного из членов своей семейной группы, так и после гибели чужака, останки которого они случайно встретили на пути. Они задерживаются возле них, выражая признаки расстройства и взволнованности. В одном эксперименте африканским слонам показали череп слона, буйвола и носорога. Слоны выделили именно череп своего сородича.
Часто поведение животных похоже на человеческое. Когда несколько лет назад в зоопарке Мюнхена умерла трёхмесячная слониха Лола, ветеринары, боровшиеся за её жизнь, вынесли бездыханное тело в вольер. И всё слоновое семейство вышло, чтобы проститься с ней. Это было похоже на печальные и торжественные проводы: животные выстроились у тела Лолы в ряд, а мама-слониха тихонько гладила её хоботом.
Несмотря на многочисленные исследования, учёные-биологи пока не пришли к единому мнению о том, что движет живыми существами, собирающимися возле мёртвого сородича: выражение подлинной скорби или сбор информации о потенциальной опасности.
Это траурное поведение вызывает много вопросов: является ли оно проявлением высшей умственной деятельности животных, которые понимают необходимость отдать почести умершему, или это что-то иное? Однако выводы учёных, наблюдавших за слонами и обезьянами, сходятся в одном: их поведение и физиологические реакции показывают, что они действительно горюют. А, возможно, и не только они… Следовательно, люди не уникальны в своей способности скорбеть по мёртвым?

Продолжение: http://proza.ru/2025/08/24/1270


Рецензии