Мы, конфуцианцы
17 августа 2020, понедельник, 29-й день 7-й Луны.
10-й день 13-го сезона ;; Ли цю — Начало осени.
5-й день 2-й пятидневки: Спускаются белые росы.
2. Мы, конфуцианцы, очень любим шутить.
Если что, это тоже шутка.
18 августа 2020, вторник, 30-й день 7-й Луны.
11-й день 13-го сезона ;; Ли цю — Начало осени.
1-й день 3-й пятидневки: Стрекочут осенние цикады.
3. Мы, конфуцианцы, не любим плохих стихов.
Беда в том, что хороших слишком много.
Поэтому начинать надо с Сы шу — Четверокнижия: Лунь Юй Конфуция, Мэнцзы Мэн Кэ, Даю сюэ — Великое учение, Чжун юн — Учение о середине.
И уже после этого читать У цзин — Пятикнижие: Чжоу и — Чжоуские перемены (И цзин — Канон Перемен), Ши цзин — Канон стихов, Шу цзин — Канон [исторических] писаний, Ли цзи — Записки о правилах благопристойности, Чунь цю — [летопись] Вёсны и осени.
Вооот…
И если после этого у вас останутся силы, можете почитать стихи хороших поэтов.
19 августа 2020, среда,1-й день 8-й Луны.
12-й день 13-го сезона ;; Ли цю — Начало осени.
2-й день 3-й пятидневки: Стрекочут осенние цикады.
4. Мы, конфуцианцы, смотрим на Белоруссию и думаем:
— Ну, куда эти западные варвары так торопятся?
Подождали бы лет пятьдесят, и проблема бы сама собой разрешилась.
19 августа 2020, среда,1-й день 8-й Луны.
12-й день 13-го сезона ;; Ли цю — Начало осени.
2-й день 3-й пятидневки: Стрекочут осенние цикады.
;
5. Мы, конфуцианцы, много чего не любим.
Но не считаем это поводом.
19 августа 2020, среда,1-й день 8-й Луны.
12-й день 13-го сезона ;; Ли цю — Начало осени.
2-й день 3-й пятидневки: Стрекочут осенние цикады.
6. Мы, конфуцианцы, когда траву косим, всё равно о человеколюбии думаем.
23 августа 2020, воскресенье, 5-й день 8-й Луны.
1-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
1-й день 1-й пятидневки: Ястреб высматривает птиц.
7. Мы, конфуцианцы, смотрим на мир свысока. Это потому что мы любим горы и любим на них подниматься.
23 августа 2020, воскресенье, 5-й день 8-й Луны.
1-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
1-й день 1-й пятидневки: Ястреб высматривает птиц.
8. Мы, конфуцианцы, бываем очень скучными. Ну, так ведь и небо бывает серым.
23 августа 2020, воскресенье, 5-й день 8-й Луны.
1-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
1-й день 1-й пятидневки: Ястреб высматривает птиц.
9. Мы, конфуцианцы, когда глядим на небо, видим небо. И этого достаточно.
23 августа 2020, воскресенье, 5-й день 8-й Луны.
1-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
1-й день 1-й пятидневки: Ястреб высматривает птиц.
10. Мы, конфуцианцы, иногда сидим и смотрим в окно, как дождь идёт. И начинаем кое-что понимать. Нетрудно почувствовать устройство мира, когда светит солнце, и цветы блещут красками. Но важнее — когда идёт дождь, и краски поблекли. Конфуций говорил: "Это важный вопрос! Обычную церемонию лучше сделать умеренной, а похоронную церемонию лучше сделать печальной".
26 августа 2020, среда, 8-й день 8-й Луны.
4-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
4-й день 1-й пятидневки: Ястреб высматривает птиц.
11. Мы, конфуцианцы, ничем от вас не отличаемся, когда хотим перемен к лучшему. А отличаемся тем, что мы изучали «Чжоуские перемены». Поэтому знаем: есть время, когда перемен к лучшему нужно подождать, и есть время, когда надо готовиться к худшему. Конфуций говорил: «Если бы в Поднебесной царил Дао-Путь, то я не добивался бы вместе с вами перемен!»
26 августа 2020, среда, 8-й день 8-й Луны.
4-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
4-й день 1-й пятидневки: Ястреб высматривает птиц
12. Мы, конфуцианцы, не осуждаем человека за то, что он чего-то не может или чем-то не обладает. Мы его осуждаем за то, что он на этом успокаивается. Чжоу-гун говорил: «Благородный муж не требует, чтобы в одном человеке совмещались все благородные достоинства». Конфуций был с этим согласен, но говорил: «Если человек не спрашивает себя: ;;;;;; — Жу чжи хэ? Жу чжи хэ? — Как же быть? Как же быть?, — то и я не знаю, как с ним быть».
26 августа 2020, среда, 8-й день 8-й Луны.
4-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
4-й день 1-й пятидневки: Ястреб высматривает птиц.
13. Мы, конфуцианцы, продолжаем смотреть в окно и после того, как дождь прошёл. Стоя на берегу реки, Конфуций сказал: ;;;;;;;;;;; — «Ши чже жу сы фу! Бу шэ чжоу е. — Вот также и время течет! Безостановочно днём, и ночью». Но фразу ;;;; — Ши чже жу сы — можно прочитать «Так и мёртвые».
26 августа 2020, среда, 8-й день 8-й Луны.
4-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
4-й день 1-й пятидневки: Ястреб высматривает птиц.
14. Мы, конфуцианцы, любим смотреть в окно и тогда, когда солнце светит, ветер пригибает ветви деревьев, листья перебирает и колышет цветы. И мечтаем вовсе не об управлении государством, как некоторые думают.
Знаете, какой самый длинный фрагмент (параграф) в Лунь Юе — «Беседы и суждения» Конфуция? 25-й (в другой разбивке текста 26-й) параграф 11-й главы. О чём там речь?
Конфуций предложил своим ученикам рассказать об их мечтах. Первые трое стали говорить об управлении государством. Четвёртый, Цзэн Си (он же Цзэн Дянь) сидел в сторонке и играл на лютне.
— Ну а ты, Дянь, с чего начнешь? — спросил Учитель.
Цзэн Си поднялся и ответил: — Моя мечта отлична от всех высказанных.
— А что в этом плохого, ведь каждый высказывает свою мечту, — ответил Учитель.
— В конце весны, в третьем месяце, когда все уже носят легкие одежды, в компании пяти-шести юношей и шести-семи отроков [я бы хотел] искупаться в водах реки И, испытать силу ветра у алтаря дождя и, распевая песни, возвратиться.
Учитель глубоко вздохнул и произнес: — Я хочу быть вместе с Дянем!
Трое учеников удалились.
27 августа 2020, четверг, 9-й день 8-й Луны.
5-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
5-й день 1-й пятидневки: Ястреб высматривает птиц.
15. Мы, конфуцианцы, находясь на службе, никогда не болеем, а сразу уходим: со службы или к предкам. И только во внутренних покоях знают, что это не так.
28 августа 2020, пятница, 10-й день 8-й Луны.
6-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
1-й день 2-й пятидневки: Небо и земля посуровели.
16. Мы, конфуцианцы, когда напьёмся, ничем от даосов не отличаемся.
А вот они — отличаются.
31 августа 2020, понедельник, 13-й день 8-й Луны.
9-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
4-й день 2-й пятидневки: Небо и земля посуровели.
17. Мы, конфуцианцы, бываем разными. Одни, следуя Мэн-цзы, считают, что человек по природе добрый. Другие, следуя Сюнь-цзы, что— злой. Сам-то Кун-цзы думал, что — ни то ни сё. Но все стремятся стать цзюнь-цзы, а они-то точно добрые.
31 августа 2020, понедельник, 13-й день 8-й Луны.
9-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
4-й день 2-й пятидневки: Небо и земля посуровели.
18. Мы, конфуцианцы, редко заканчиваем жизнь конфуцианцами. Но это ничего не значит: одно дело — жить, другое — умирать. Только самые стойкие не меняются.
31 августа 2020, понедельник, 13-й день 8-й Луны.
9-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
4-й день 2-й пятидневки: Небо и земля посуровели.
19. Мы, конфуцианцы, считаем, что обучение обязательно должно быть платным.
А платой — связка сушёного мяса.
Потому что так Конфуций завещал.
31 августа 2020, понедельник, 13-й день 8-й Луны.
9-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
4-й день 2-й пятидневки: Небо и земля посуровели.
20. Мы, конфуцианцы, уже сутки молчим. Ну и что? Конфуций говорил: «Разве Небо говорит? А четыре времени года идут, и вещи рождаются. Разве Небо говорит?».
1 сентября 2020, вторник, 14-й день 8-й Луны.
10-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
5-й день 2-й пятидневки: Небо и земля посуровели.
21. Мы, конфуцианцы, в связи с новым дизайном Facebook говорим следующее.
Есть только один способ остановить безумную гонку потребления и вернуться к нормальным ритмам жизни человека и социума: запретить инновации.
Но мы, конфуцианцы, не легисты и понимаем, что сделать это с помощью законов не получится. Не поможет ни прогрессивный налог на инновации, ни уголовное наказание за них.
Нужно, чтобы люди не боялись вводить инновации, а испытывали к ним отвращение.
А для этого нужно воспитывать людей.
Этому препятствует глобализация: если в одной стране станут воспитывать людей, а в остальном мире — вводить инновации, эта страна потерпит крах.
Поэтому воспитывать людей нужно аккуратно и незаметно.
Начать можно с заповедных кластеров традиционной жизни, куда люди могли бы приехать хотя бы в отпуск, чтобы отдохнуть от потребления и инноваций.
Страна же должна возглавить инновационную гонку.
Мы, конфуцианцы, в своё время восприняли идеи школы «инь ян цзя» и, следуя «Чжоу И», понимаем, что перемены неостановимы.
Рано или поздно произойдёт переразвитие, и гонка потребления и инноваций сменится на противоположную тенденцию.
Это начнётся с тех стран, что впереди других в гонке инноваций.
Воспитывая людей, можно к этому подготовиться и встретить Перемены не как апокалипсис, а как новый и лучший мир.
4 сентября 2020, вторник, 17-й день 8-й Луны.
13-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
3-й день 2-й пятидневки: Злаки поспевают.
22. Мы, конфуцианцы, иногда так устаём от своего конфуцианства, что готовы напиться вдрызг с первым попавшимся даосом. И даже буддистом, порядок всякий презрев. Потом, конечно, протрезвеем, оправим одежду и удалимся с достоинством. А он продолжит в одиночестве.
4 сентября 2020, вторник, 17-й день 8-й Луны.
13-й день 14-го сезона ;; Чу шу - Последняя жара.
3-й день 2-й пятидневки: Злаки поспевают.
23. Мы, конфуцианцы, помним слова Кун-цзы: «Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей». Ян Чжу любил только самого себя. Мо Ди призывал любить всех без разбору. Шан Ян любил только законы, а людей не любил. Но и то, и другое, и третье — источник хаоса и смуты.
8 сентября 2020, воскресенье, 22-й день 8-й Луны.
1-й день 15-го сезона ;; Бай лу — Белые росы.
1-й день 3-й пятидневки: Появляются дикие гуси.
24. Мы, конфуцианцы, в споре всегда проводим белую линию и никогда за неё не переступаем. А вы там пляшите, сколько хотите.
13 сентября 2020, воскресенье, 27-й день 8-й Луны.
6-й день 15-го сезона ;; Бай лу — Белые росы.
1-й день 2-й пятидневки: Ласточки возвращаются.
25. Мы, конфуцианцы, думаем о детстве вот что.
В детстве мир гармоничен и правильно устроен.
Да, есть светлые и тёмные пятна, полосы, стороны, но они находятся в тесной взаимосвязи как ян и инь.
Добро побеждает зло — в старых добрых народных сказках.
И жизнь кажется отражением этих сказок, как бы предисловием к сказке. Между ними есть дверь, которую нужно только найти и открыть волшебным ключиком.
Потом оказывается, что, всё наоборот: сказка — это детство, а дверь открывается в одну сторону: из сказки в жизнь.
Жизнь оказывается совсем не сказочной.
Тем не менее, именно детство, хранимое в сердце, позволяет устоять в жизни.
Поэтому нас, конфуцианцев, удивляют люди, которые это забывают.
Наверное, у них что-то не сложилось в жизни, они пытаются понять, почему, ищут причины и истоки.
И так доходят до детства.
Это оно оказывается во всём виновато.
Но люди не могут винить своё детство, это противоестественно.
Поэтому они винят окружающий мир.
Но ведь мир со времён детства вряд ли ухудшился, объективно он даже улучшился: если судить по внешним признакам.
А внутренние признаки — это самочувствие людей.
А самочувствие людей определяется тем, насколько им удалось сохранить в себе детство как источник жизни, а не как её антагониста.
Если не удалось, человек озлобляется.
Но, конечно, он не думает, что сам в этом виноват, это тоже противоестественно.
Он думает, что мир стал хуже.
Злобных людей стало много.
А ещё больше добрых людей, которые вдруг, в какой-то момент времени, по какому-то поводу становятся злыми. Меняешь тему разговора, и они снова добрые. Потом опять.
Возвращаясь к началу: ведь гармония мира — это не его свойство, а свойство нашего взгляда на мир.
Миру, грубо говоря, наплевать, гармоничен он или нет, он просто есть.
А человеку не наплевать.
Но не может же человек всю жизнь оставаться ребёнком!
Хотя Лао-цзы как раз к этому и призывал.
29 сентября 2020, вторник, 13-й день 8-й Луны.
7-й день 16-го сезона ;; Цю фэнь — Осеннее равноденствие.
2-й день 2-й пятидневки: Звери, находящиеся зимой в спячке, закрывают свои норы.
26. Мы, русские конфуцианцы, материмся всегда сочно, красиво, с достоинством, человеколюбием, должной почтительностью, надлежащей благопристойностью, изящной прямотой и справедливой разумностью, благоговейно следуя и никогда не нарушая церемониальные правила грамматики русского мата, завещанного нам нашими высокими предками.
29 сентября 2020, вторник, 13-й день 8-й Луны.
7-й день 16-го сезона ;; Цю фэнь — Осеннее равноденствие.
2-й день 2-й пятидневки: Звери, находящиеся зимой в спячке, закрывают свои норы.
27. Мы, конфуцианцы, обращаемся к молодым!
Старикам это бесполезно.
Во-первых они тупые (по себе знаю), во-вторых, что называется, поздняк метаться.
Так что ничего, кроме безмерного уважения и почтительного отношения, они не заслуживают.
А молодых надо учить (это Кун-цзы завещал) и предостерегать от совершения ошибок.
Самая главная ошибка (вы это потом поймёте, да будет поздно) — это отсутствие маркировки в созданных вами делах и творениях.
Преодолейте, к конце концов, свою инфантильную лень: маркируйте временем (хотя бы датой) и местом.
Иначе потом будет мучительно больно: нужно узнать, когда было написано стихотворение, или когда нарисована картинка, или когда вы что-то такое важное сделали.
Когда и где?
Вы, конечно, думали, что подобное не забывается: как можно забыть то замечательное место, где вы это сделали? как можно забыть то уникальное время, когда вы это сделали? как вообще можно забыть сиё удивительное деяние?
А вот, оказывается, можно.
Предупреждаю: забывается всё.
Это неизбежно.
А маркеры воскрешают память.
И экономят вам время в старости, когда вы перебираете старые папки, поскольку делать вам больше не хрена.
Маркируйте всё подряд, как учил, как завещал учитель Кун-цзы и примкнувшие к нему библиотекарь Лао-цзы и потомственный историограф Сыма Цянь.
4 октября 2020, воскресенье, 18-й день 8-й Луны.
12-й день 16-го сезона ;; Цю фэнь — Осеннее равноденствие.
2-й день 3-й пятидневки: Воды начинают высыхать.
Свидетельство о публикации №225082401525