Золотые Девяностые. Я люблю играть на балалайке
Эту музыку легко найти и переслушать на You-Tube, у вас, несомненно, будут свои впечатления и реминисценции, стоящие своего внимания. У кого-то юность, у кого-то детство прошло под эту музыку. Клипы эти, также аутентичные, сохранившие свою производственную самобытность переквалифицирующейся шоу-индустрии СССР на Западный манер. Ещё всё очень непрофессионально и незрело, но много таланта, огня и оригинальной самобытности, душевности в этих работах.
Золотые Девяностые. Романтика юности. Обзор клипа “American Boy”, группы “Комбинация”, в первом составе, альбом “Московская прописка”/1989-1991 г./
Клип с выступлением группы на сцене, записанный на слабое видео с HD разрешением, и тем не менее, сегодня, (в 2020-2025) лично я пересмотрел переслушал этот шедевр раз десять. Сама по себе песня – банальная, её смысловой посыл очень простой: “Американский состоятельный мужчина, забери меня в лучшую жизнь, хочу быть с тобой, устала от бедной жизни, хочу жить легко и просто, вкусить все прелести и запретный плод прекрасной западной жизни”. Актуальная тема для меняющегося социума мутирующего Советского Союза, раскрепощающейся России. Музыка здесь тоже очень простая, возвращает слушателя (танцевателя) к первобытным корням, это апелляция скорее к мозжечку, чем к разуму и сердцу, анализировать здесь нечего, надо просто танцевать. Но я в свои юные годы, увы, пропустил эту замечательную пору, отечественную попсу откровенно презирал, слушая совсем другую, концептуальную тяжёлую музыку, где Metallica и Manowar – самое элементарное. Спустя годы, с автором этого опуса случился реминисцентный культурный пароксизм*, и я подключился к каналам свободной попсовой танцевальной музыки несколько позже, уже в зрелые годы, уже изучив все талмуды Авессалома Подводного, по Астрологии и Эзотерике, и продолжая изучать Мифы народов мира, увлекаясь Уфологией и пр. Сейчас, переслушивая – пересматривая этот замечательный клип, анализирую и вижу сколько в этом действии прекрасного!
Анализирую клип, по пунктам:
1. Молодые, даже юные стройные девчонки, совершенно ни о чём серьёзно не думающие в этой жизни (по крайней мере – на сцене), весь состав – вполне симпатичные, привлекательные барышни.
2. Буйная здоровая энергетика раскрепощающейся молодёжи, которым вообще всё по барабану, они вышли на сцену не деньги сшибать, не имидж создавать, даже не публику удивлять, а просто – вышли танцевать. Им реально хорошо и весело. И это безудержное, даже буйное веселье, поток здоровой живой энергетики, с небольшим (но социально актуальным) смысловым посылом композиции.
3. Первый состав группы, здесь вокалистки: Алёна Апина и Татьяна Иванова. Я, вы знаете, уже зрелый мужчина, и всякого (всяких) в своей жизни видал, но этот клип пересмотрел специально, любуясь Татьяной Ивановой. Девушка – Огонь! Стройная и энергичная, румяные щёки и огонь в глазах, зажигательный темперамент нарочито дерзкой и самодостаточной юной леди. Это же просто антропоморфная квинтэссенция* мирового феминизма, эмансипация женской природы, во всём её истинном, натуральном, первобытном проявлении. Из девушки – просто фонтанирует эстроген* на сцену, и адекватный (пардон, - “сучий”) имидж - здесь этому очень способствует. Этот туго затянутый “конский” хвост на голове, которым девушка беспощадно размахивает в такт своим боевым движениям, короткая юбка и туфли на высоком каблуке (сегодня, кстати, - так не носят, от слова совсем, и редкая современная звезда отважится повторить такой опыт танца на сцене на шпильках).
4. Плюс, - голос, вокальная манера подачи текста, это не просто пение, это вокальное извержение женской латентной энергии, того самого эстрогена. В общем, с такой Таней – запереться бы на неделю – другую высоко в гостинице “Измайлово”, и с упоеньем не вылезать из номера, сами понимаете, - для познания бесконечности Вселенной. Будем канал “Discovery” смотреть. За ударниками – отдувается вообще юная и красивая девчушка, Восточной национальности, судя по виду, ей лет восемнадцать, двадцать - максимум.
5. Что девчонки поют и о чём, при такой сценической подаче, - нормальному здоровому мужчине – вообще становится без разницы. Тем не менее, несколько слов песни я запомнил: - “Я люблю играть на балалайке, это самый русский инструмент…” Действительно, не поспоришь. Мудро и метко. Мелодии, кстати перекликаются с русским-народным фольклором, за душу слегка берут, даже без алкоголя, активируют древние этнические гены.
6. Народ здесь также – просто гуляет, ни о чём не думает, это акт шаманского камлания, энергетического освобождения юной нации. Некоторые молодые люди – уже полуголые, верхом на своих товарищах, другие – ещё пока раздеваются, у некоторых – герб СССР, всё ещё гордо красуется на груди, как нетленный символ уходящей навсегда эпохи.
В истории развития отечественной поп-эстрады было много разных ступеней и градаций, но этап Девяностых, на мой взгляд – один из лучших. Здесь, закончилась эпоха официального и однозначного правления культуры, регулируемой КПСС, внезапно – открылись все двери в международное пространство, Россия – как своеобразная социально-политическая девственница выходила и открывала для себя совершенно новый мир, мир развитого капитализма, рыночных отношений, свободы и демократии (“Дикий Запад”). На этом социально-политическом фоне, культура – была предоставлена самой себе, и такие группы, как “Комбинация” и подобные – рождались сами собой, на волне эмансипирующегося социума, освобождающегося сознания россиян, осознающих себя частью новой России, обновляющейся мировой культуры, людьми свободными и счастливыми. Это, действительно было лучшее время в истории нашей страны, хотя мы и потеряли империю, утратили прежние позиции на мировой политической арене, да и многое положительное из того, что было в советской культуре – быстро пришло в упадок, и впоследствии – стало достоянием нации, обретя своё почётное место в национальных культурных музеях и архивах. На мой взгляд, лучшие фильмы, действительно – были и остаются советского производства, из золотого архива Госфильмофонда, “Мосфильм” и др. Но музыка лучше та, что пришла с волной национальной эмансипации, на крыльях сексуальной революции, потоках эмиграции и переосмысления наработанного опыта нации, в свете открывающихся новых реалий.
Впоследствии, - будет множество групп и много похожих девчонок, но чем дальше во времени, чем больше будет вкладываться денег, профессионализма и официоза в эту волну, - тем меньше будет этой первобытной истинности, искренности и зажигательности, что мы видим здесь, в первых выступлениях группы “Комбинация”. Современные девушки, идущие работать на сцену, конечно, имеют свои таланты и стараются проявлять своё мастерство, но за них уже всё продумано, всё решено, вся их дальнейшая эволюция, как ПРОЕКТА ФАБРИКИ – давно известна и прописана, они, по сути – вообще лишены свободной воли и права голоса, и оттанцовывают – отплясывают то, что запрограммированно мудрыми менеджерами, исключительно ради коммерческой выгоды. Где-то это было так всегда, и в те самые Девяностые, - также. Но тогда была какая-то свобода, первобытная дикость, самое начало большого Пути обучающейся всему новому - нации, раскрепощающейся танцующей и поющей молодёжи. Были мечты, устремления, открывались новые перспективы, была наивность и непосредственность юности. Для сравнения, сегодня молодые люди и девушки, похоже на то, что вообще не имеют юности, и сразу прописывают себе программу высоких достижений, продуктивности и эффективности, моделируют себя коуч-тренерами, с репостами в Instagram, едва получив какой-то небольшой социальный опыт, считают, что вправе учить других, и напрасно стараются рано стать мудрыми и седыми. (Особенно девушек касается). В те лихие и буйные Девяностые, - молодёжь просто гуляла, свобода рвалась изнутри – наружу, бесконтрольно и без всякого руководства.
Социально – политическая картина России тех лет, это вообще нечто особенное, самобытное, - культурный нонсенс, и особое историческое пространство. Советский Союз рухнул, а ему на смену возникала и стремительно формировалась совершенно новая страна, хотя и с древними генетическими корнями, историческими традициями. В этих условиях – рождались такие проекты, как “Комбинация”, и им подобные группы. Думаю, что эта песня – своеобразный народный гимн тех времён, выражающий общие мысли, простые чаяния – мечты обыкновенной девчонки из провинции, что вдруг увидела и осознала все прелести заграничной жизни (не желая знать о всех дополнительных накладках этого пути), и осознала свои девичьи преимущества, которые – верный пропуск за кордон. Встала в длинную очередь. Но стоять там просто скучно. И решила, на досуге - просто душевно петь и танцевать, лихо размахивая шикарным девичьим хвостом, чтобы найти какое-то конструктивное применение своей освобождающейся энергии наивной и могучей юности, которую просто некуда девать. Эти времена давно прошли. Современная отечественная культура – это тоска. В основном, за редким исключением, - зелёное болото. Полностью профессиональное. Скучное. Искусственно модифицированное. Нацеленное исключительно на коммерческий результат. И лучше ничего не говорить, а пересмотреть старые клипы “лихих” Девяностых. Зарядиться настоящей позитивной и мощной энергией, для предстоящего нового рывка, Освобождения Нации.
PS: С грустью осознаю, что тогда, - при освобождении страны – было куда ехать. Была мечта. Было что-то непознанное. Была Заграница. И USA – был своеобразный тотем этого непознанного идеала. Сегодня, - ехать-лететь просто некуда. И всем известны все настоящие реалии любой “сказочной” заграницы. Интернет сделал прозрачными все стены и условными все границы. А COVID-19 показал, что перед смертью – все равны. И планета – очень маленькая. Все нации и страны, в своей основной, человеческой сути – мало чем отличаются друг от друга. Остаётся строить новую цивилизацию. Концептуальную. Интернациональную. Комбинацию. На Марсе.
*** Специальные научные термины, под звёздочками:
*Реминисцентный – связанный с воспоминаниями, восстановлением событий и явлений из прошлого, в своём сознании.
*Пароксизм – внезапное обострение болезни, приступ в Неврологии.
*Феминизм – воплощение всего женственного; социально-политическое движение за права женщин во всём мире. В тексте – первое значение.
*Антропоморфный – человекообразный, воплощённый в человеке.
*Квинтэссенция – содержательная выжимка, самое главное и лучшее в явлении природы, его сосредоточие и концентрация.
*Эстроген – женские половые гормоны, активно участвующие в обмене веществ, особенно влияют на регулирование сексуальных функций здоровой женщины.
24.08.2025 новый Word 2024, новый W11, старое-доброе-вечное в новых культурных обзорах. May the Stars Protect Us, Хайре!
Свидетельство о публикации №225082401585