О прощении

Во многом нам приходится искать нелогичные для этого мира и житейской логики выходы. Прощать того, кто предал, унизил, оклеветал. Молиться за врагов и любить врагов – такой критерий правильного движения души был у преподобного Силуана Афонского. Честно говоря, мы и близких-то со скрипом прощаем и иногда не хотим молиться за них, а что говорить о врагах? Наверное, это самое мощное испытание веры. Ты можешь жить в иллюзиях о себе сколько угодно, ходить обходными путями, приукрашивать себя в собственных глазах. Но когда вспоминаешь этот главный критерий, тут уже и все иллюзии куда-то испаряются. Потому что прощение – как индикатор тебя внутреннего. Простил, значит, понял что-то в себе в первую очередь, себя смог разглядеть. А не застрял в обиде и внешних обстоятельствах, которые со временем могут и забыться, а обида остаётся навсегда пока ты осознанно от сердца не простишь. А что бывает с непрощающим? Все мы знаем из Евангелия – и тебе тоже не проститься твоё. Так почему же не прощаем вопреки грозному предупреждению? Может потому, что собственные неудачи, ошибки, вражду, злость, высказанную когда-то или в мыслях рождаемую, мы забываем или оправдываем. Как известно, чужая корова даёт больше молока, и вообще всё чужое или слишком хорошее, что аж зависть берёт, или слишком плохое, что как тут не осудить? Обижаясь, конечно же присоединяем осуждение, разве нет? «Почему она со мной так несправедливо поступила? Она оказывается такая-то и сякая...» И вот живём в таком непрощённом поле, выжженом обидой, на котором и плодов никаких нет. И когда смотришь со стороны на это «поле», то становится грустно и страшно. Научи нас, Господи, прощать...

Психолог Татьяна Бобровских (https://t.me/psyhologist_Tatiana)


Рецензии