Сера нужна не только в аду
На нашей территории были известны проявления серы в Гаурдаке и пустыне Каракум. Серу в пустыне («серные бугры») открыл поручик Калитин, пересекший Каракумы в 1881 году. Для изучения их в 1925 и 1927 годах были организованы две геологические экспедиции. Геологи пришли к выводу, что на вершинах многих серных бугров в идеальных для разработки условиях имеются огромные запасы лучшей в мире серы. Было решено начать здесь добычу серой руды и извлечение чистой серы на обогатительном заводе.
Далее начинается РАССКАЗ, ради которого написан этот текст.
Завод в центре огромной (350 000 кв. км.) пустыни, в 265 км от ближайшего населённого пункта? Хватит ли воды и топлива, можно ли перевозить по пустыне, не знавшей колеса, необходимое количество грузов, смогут ли жить и работать при температурах до 43 гр. не только весьма малочисленные местные жители. Руководящие скептики согласились с проектом лишь при условии, что сначала будет построен небольшой «опытный» завод.
Но как везти до места оборудование, прежде всего тяжёлый (1,65 т) котёл и два автоклава по 800 кг? После ряда испытаний решили использовать фургоны, запряжённые лошадьми. На каждый из трёх фургонов, подложив толстые доски, водрузили котёл и два автоклава. С трудом удалось нанять верблюдов и лошадей с табунщиками.
17 мая 1928 года караван, состоящий из трёх фургонов, запряжённых пятью лошадьми каждый, тридцати верблюдов с продовольствием, фуражом, ёмкостями, наполненными водой, строительными материалами и инструментом, тронулся в путь. Караван сопровождали шест возчиков при фургонах, девять человек при верблюдах и начальник каравана 27-летний студент-дипломник А.Соседко, уже побывавший на серных буграх в составе экспедиций 1925 и 1927 года. Жёны туркмен, погонщиков верблюдов, хорошо знавшие пустыню, говорили жене Соседко: «Почему ты не рыдаешь, и не бьёшся о землю, ведь мы их на смерть провожаем».
Маршрут каравана проходил по древней караванной трпе. Первые 63 км продвигались по ней сравнительно легко. По степи, покрытой кочкарником, по такырам и невысоким песчаным грядам. Далее начались крупные барханы, песчаные гряды из незакреплённых песков шириной до 0,5 км. На протяжении 15 км надо было преодолеть 86 подъёмов и спусков, 13 из которых оказались очень трудными. Затем пришлось преодолевать образованные в песке впадины выдувания. Спуститься по сыпучему песку на 20 м, а потом подняться на такую же высоту с грузом, когда на небе ни облачка и температура 43 градуса - работа адская. За Иербентом узкая тропа обходила по крутому склону большие впадины. Это была самая тяжёлая часть пути, так как груз мог упасть в глубокие песчаные ямы. Далее путь пролегал в основном по твёрдому грунту.
Как только вступили в зону песков, в фургон с котлом пришлось запрягать 12 лошадей вместо 5, а в фургоы с автоклавами по 7. За день перебрасывали только по одному фургону через одно препятствие.
Особенно трудно было снабжать караван водой. В сутки требовалось 200 ведер воды. На протяжении 52 км до Мамедяра воду подвозили 7 верблюдов из каков (ям с водой), удалённых от тропы до 12 км, а на пути до Кыркызылтакыра (75 км), пройденном за 13 дней, работало уже 22 верблюда, перевозивших воду на расстояние до 30 км.
Лошади и верблюды плохо сочетались в одном караване. Лошади ели овёс и часто пили воду, которую им давали; передвигались они хорошо только утром. Верблюды ели только днём, на ходу отщипывая ветки саксаула. Воду они находили сами. Чтобы напиться, им надо было много времени, при этом они далеко уходили от стоянки, и погонщикам приходилось их долго искать. Вьючка верблюдов занимала много времени, и только к 12 часам караван трогался. Сочетание верблюдов и лошадей ломало вековые привычки проводников, и недоразумениям не было конца. Были моменты, когда погонщики верблюдов уходили, и нависала угроза остаться без проводников, без воды среди пустыни. Конфликты Соседко удавалось уладить и движение продолжалось.
Наконец после полуторомесячного адского движения с огромным грузом под палящим солнцем со скудной едой и ограниченным количеством воды 23 июня караван прибыл к месту назначения. Отдохнув всего один день, начали строить временные бараки для жилья, исследовать качество воды и дебет колодцев в радиусе 15 км, разведывать серные бугры. До 1 августа сюда прибыло ещё шесть караванов (137 верблюдов) с материалами и оборудованием. Три месяца длилась доставка всего необходимого. Затем приступили к постройке опытного завода.
Не буду утомлять читателя описанием строительства завода, завершившегося в октябре, когда П.Волков - создатель технологии обогащения серной руды и главный строитель завода - открыл кран автоклава и из него хлынула чистейшая расплавленная сера. За первый день было сделано две загрузки и потучено 900 кг чистой серы. При трехсменной работе в месяц можно было получать 100 т серы. Можно было строить настоящий завод.
Однако после его ввода для транспортировки добытой серы потребовалось бы 20 000 верблюдов. Для решения этой проблемы в 1929 г была организована экспедиция на машинах, для проверки возможности использования автомобилей в условиях пустыни Каракумы.
Мастер- ралли по пустыне. Кто не знает об этих пробегах. Машины-звери прекрасно оснащены, классные водители тренированы, гонщиков сопровождают врачи, в достатке еда, вода, запчасти, кинокамеры и журналисты. Но всё равно трудно. А как пересёк пустыню первый автомобиль, пройдя по песчаному бездорожью 500 км, кто об этом помнит. В результате был сделан главный вывод: после проведения небольших дорожных работ серу можно будет вывозить автотранспортом.
Во время Великой Отечественной войны основное количество серы, которая использовалась в военных целях (производство пороха, резины для автомобильных камер и покрышек) было добыто здесь в пустыне Каракумы.
В 1947 году А.Соседко посетил Серный завод, куда из Ашхабада его доставил самолёт за один час. Полёт проходил над теми местами, где в 1928 г он шёл с караваном 38 дней. Ему отрадно было видеть, что завод, который был первым горнорудным предприятием Туркмении, успешно работает.
Мне интересно. Сегодня кто-нибудь из 30-летних взялся бы провести такой караван не за бабки, а для России.
(Основная часть текста - из статьи Т.А.Лукьяненко в сборнике «Геология - жизнь моя», вып.5,Москва,2001)
Свидетельство о публикации №225082401622