Летний дневник. 2025

1-го июня.

Утром жарче всего.

Спускаемся с Тишкой в тенистый двор, читаю на лавочке Писание, а он бродит вокруг.

Бадан, купальница, рябина, акации и сирень зацвели, а одуванчики, черемуха и ирга отцветают.

Купальницы дачу напомнили, там их множество было в лесу.

По воздуху летает пух, чей, не поняла, не тополиный ещё.

Свежая зелень только в укромных уголках, а возле дорог уже пыльная.

Грохнуло сегодня разок, но дождя не дождались пока бедные городские жители.

Выразить свои впечатления от спектакля по "Слову о полку Игореве" толком  не смогла даже себе самой.

Зато поняла, что общего между Словом и Новокузнецком, откуда приехал спектакль: половцы, они же кипчаки, в домонгольское время были хозяевами Великой степи, которая согласно карте до юга Западной Сибири и простиралась.

А уж это название, Великая степь, напомнило гумилевскую "Древнюю Русь и Великую степь", сомнительную, но блестящую книгу.

В общем, если бы Слово половцы, не настоящие, а гумилевские, поставили, вот таким оно и было бы, наверное.

И такая интерпретация, как видим, существует и пользуется успехом, судя по реакции зрительного зала.

Но зачем великий князь Святослав и Ярославна так громко кричали,   не поняла. Ни русичи, ни половцы точно не были неврастениками. (Судя по половецким пляскам из "Князя Игоря" Бородина, половцы зажигательно плясали, но это неточно).

Понравилось то, что постановщик всё-таки вник в матчасть. Но проблема в том, что помимо церемониальности текста, которую отразила сценическая хореография, и многоголосия, которое мы услышали от самих Бояна, Дива, Карны и Жели, там ещё столько всего осталось за сценой!

И прежде всего поэзии, не просто красивой речи, а завораживающей, чарующей!

Превращать Слово в действие можно, но возникает вопрос: зачем?

В сущности, мне и опера не нравится, хотя я только советский фильм по ней видела, с красавцем Борисом Хмельницким и не менее красивой Ярославной, забыла имя актрисы.

1969-й год, оператор гениальный, пейзажи и костюмы изумительные, как будто ожили картины Васнецова.

Герои в кадре ходят среди белокаменных храмов и крестятся на аутентичные иконы, чудо, а не застой.

Но сюжет какой-то дикий, новокузнецкий спектакль всё-таки ближе к источнику.

Видимо, театр не моё, недаром столько лет там не была, кроме как с детьми и внуками на детских спектаклях.

Возьмём, например, экранизацию Питера Джексона по Властелину колец. Придираться можно бесконечно, но при этом очевидно, что автор влюблён в источник, и этим почти всё искупается (кроме визуализации орков).

Киношное Средневековье к историческому относится примерно так же, как спектакль к тексту Слова, что хотят, то и творят, пусть, важен результат, "что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали".

В опере князь Игорь, погубив дружину,  страдал, "ни сна, ни отдыха измученной душе, о дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить".

В спектакле нет. Но при этом впечатление мрачнее, особенно после воплей Святослава с Ярославной и кровавого полотна, раскатанного и скатанного на сцене.

Страны рады, грады веселы, - финал Слова.

А переход от скорби к радости, от плача к славе - это и есть его загадка, тайна Слова.

Которую Бородин со Стасовым всё-таки уловили.

Как на тризне! Или как моя бабушка Прасковья говорила: - На Радоницу утром плачут, днём пашут, а вечером пляшут.

Погибла Игорева дружина, слава ей!

Спектакль про другое, что жизнь продолжается, война войной, а обед по расписанию, кому война, а кому мать родна.

Но это уже такие материи, из которых не выберешься, лучше заткну фонтан красноречия.

Была сегодня у своих перед Троицей. Туда увезла примулы, а оттуда незабудок на полянке накопала и дома в горшки посадила. Успели с подружкой до дождя, но комары свирепствовали перед ним.

Царю Небесный ещё рано петь.

Христос воскресе!

Пожалела после спектакля, что подарила свою любимую онтологию, Слово на всех славянских языках, там такие красивые были иллюстрации! Про тексты не говорю.

Хорошо, что в свободном  доступе мультфильм по Слову есть, очень красивый.


8-го июня.Троица.

- На Троицу земля именинница, даже в городе, - думала я, когда гуляла с Тишкой в парке около воскресной полуночи.

Траву там скосили, но в одной ложбинке целое озерцо лютиков уцелело, вместе с придорожными сиренью и душистыми белыми метёлками хрена вышел красивый букет.

После дождя заречные дали не то что туманились, скорее парило, в общем, чувствовалось и даже видно было благорастворение воздухов.

Но всё-таки за городом лучше.

Сначала сама съездила на озеро на разведку, только дочкина Тэсси за мной увязалась.

Вода теплая, комаров умеренно.

Вернулась и взяла внучат с Тишкой, за него особенно переживала, по жаре тяжело ему бегать, но оставить ещё жальче.

Под вечер людей уже немного там оставалось, только одна романтическая пара украсила лодку свечами и цветами, и тут мы с двумя грязными собаками, уже успевшими намокнуть и извозиться, и громкими детьми, на весь лес бабушкающими.

- Дайте хоть лодку отогнать!

- Не волнуйтесь, ничего мы вашей лодке не сделаем, побултыхаемся и уедем.

Купаться не стали. А так хотелось, неизвестно, когда в следующий раз выберусь.

Чем стеснённее обстоятельства, тем острее чувствуешь простые радости: поездить на велосипеде, подышать соснами, поиграть с детьми.



14-го июня, память преподобного Агапита Печерского, безмездного врача.

Заречье, скауты, которые, как известно, бывшими не бывают.

Для меня это точно чудо, поскольку в праздники помощников нет, и пришлось одного отца оставить на три часа, благополучно всё прошло.

Хотела дойти до Вычегды, нарвать цветочков, но не получилось, жалко было застолье покинуть.

А вообще три раза длинные выходные по четыре дня, двое майских и одни июньскиет- это те же Рождественские каникулы, пережили и слава Богу, а то ведь не только социалка, но и библиотеки не работали, а у меня как нарочно всё перечитано оказалось.

Причём умудрилась потерять в доме библиотечную книжку, Карла Барта, пришлось сегодня признаться, что не могу найти.

- Купите на замену не раньше 2023-го года издания что-то по религии в твердой обложке, - успокоила меня библиотекарь, и я тут же завернула в ближайший книжный.

Мама миа. Раздел "религия" менее всего укомплектован христианской литературой, набиты полки какими-то пособиями по таро, буддизму, родноверию и мистике.

Придётся в следующий раз уточнить, подходит такое или нет.

Было бы смешно, когда бы не было так странно, вроде все вокруг православные.

Интересный набор в православном уголке: Библия, молитвы, жития, Исаак Сирин и о. Александр Мень, причём все под тыщу.

А я тут недавно читала на Предании.ру двух современных богословов о границах церкви, и они согласно утверждают, что синодально-досинодальное представление  теперь не работает, перегородки между конфессиями до неба не доходят, и все, исповедующие Христа, Сына Божиего, воплотившегося, распятого и воскресшего, принадлежат генетически к той самой единой святой соборной апостольской церкви из Символа веры, как бы сейчас не переругались и не предавали друг друга анафемам.

Выглядит всё это некрасиво, как всегда, когда ругаются дети из-за родительского наследства, но Дух дышит где хочет, а не по мановению епископского жезла.

Вселенский собор сейчас не соберёшь, увы, тринадцатое столетие идёт с последнего, но зато христиане сколько угодно могут между собой общаться, было бы желание.

Лично у меня препятствие только одно - анамнез, практически не читала католических и протестантских авторов, точнее, апологетов, вот "просто писателей" - сколько угодно за милую душу.

Хотела малость наверстать - так и то куда-то задевала библиотечного Барта, а в продаже и в помине ничего подобного нет.

Видно, не судьба здесь и сейчас, дома разве что, там у нас и католиков, и протестантов хватает.

20-го июня.

Сто дней в Сыктывкаре.

Кое-как продержалась, но сегодня сдалась, пошла на приём к врачу сама.

Обычно не делала этого здесь, занималась только родителями, а собой дома.

Но ходить больно, подниматься-спускаться по лестнице в нашем доме без лифта только приставным шагом могла в последние дни, ночью мешала боль.

Оказалось, добавилось к артрозу колена повреждение мениска.

Теперь нужно лежать и лечиться, но смотреть за отцом и гулять с Тишкой некому, мало мне было этого, ещё голубя подобрала на крыльце.

Ему точно хуже, чем мне, лапка висит,  не летает, хотя видимых повреждений нет.

Пока сидит на лоджии в коробке, пьёт и ест хорошо. С Тишкой придётся самой гулять, не пойдёт с другими, а голубя нужно бы показать врачу, но мне точно не до этого.

По телефону отказали в ветеринарке в консультации, сказали, что дикие птицы - переносчики инфекций, и они их не лечат.

А у нас в Беларуси лечат, оперировала однажды ворону.

Наверное, голубя машина сбила, одного раздавленного у крыльца похоронила уже, а этот успел вывернуться.


22-го июня. День Всех святых, в земле Российской просиявших.

"Вопрос истории каждого народа, каждой страны — в том, кто победит — тело или дух. Тяжелый замысел земли или легкий порыв к небу", - хотела ещё почитать проповеди на сегодняшний праздник, но после о. Александра Шмемана передумала. Хоть бы одну вместить и запомнить.

Давно уже уходила из храма до проповеди, если была возможность, нет сил слушать, что несут с амвона нынешние проповедники.

Но проблема в том, что хорошие старые виртуальные отзываются и забываются.

Пусть будет здесь для памяти. И цветочки как напоминание о луге духовном, где цветут святые, ведь этимологически корень у цветов и святых один, тот же, что и у белорусских кветак.

Протопресвитер Александр Шмеман.
Проповеди и беседы. День Всех святых, в земле Российской просиявших.
 
В самый разгар революции, в эпоху междоусобиц и кровопролитий, Русская Церковь установила праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Празднуется он во второе воскресение после Троицы, через неделю после праздника Всех святых, и о нем уместно вспомнить в наши дни, когда перед сознанием не только русских, но и всех людей остро стоит вопрос об отношении к своей стране и родному народу — извечный вопрос о правильном или ложном патриотизме.

Человеку свойственно любить Родину. Еще древние римляне говорили: «Сладко и прекрасно умирать за Родину». А наш российский поэт сказал: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Но гораздо реже задумывался человек и задумывается над смыслом подлинной любви к Родине. И еще реже — над просветлением и очищением этого природного и естественного чувства. И вот именно тут, возможно, и поможет нам этот, в грозе и буре родившийся, праздник Всех русских святых.

Историки всех народов, в том числе и русского, приучили нас думать о развитии каждой страны как о прогрессе, то есть, во-первых, как о восхождении от худшего к лучшему и, во-вторых, как о прогрессе силы, завоевания и объединения земли, роста государственных учреждений, победоносной славы и так далее. И как о росте и развитии культурных ценностей, литературы, искусства, всевозможных памятников — это в-третьих. В эту обычную для всех схему представители той или иной идеологии вносят свои поправки. Так, например, коммунисты говорят об освобождении от эксплуатации и деспотизма, историки — антиколониалисты — об освобождении от империалистов. Но схема, в основном, остается той же — мой народ, моя страна, слава родины, смерть врагам. И поколение за поколениями людей упиваются этими чувствами национальной гордости и славы. Но мы, верующие, должны, обязаны посмотреть на патриотизм, на эту стихийную и повсеместную «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» с духовной, религиозной, христианской точки зрения. Не только про человека, но и про каждый народ можно и нужно сказать словами Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). Слишком часто кажется, что даже если к себе человек готов применить эти слова, то по отношению к народу, стране, государству он считает их ненужными, к делу не относящимися. Есть даже старая английская пословица, которой очень гордятся англичане: «Я за мою страну — права она или не права». Словно чувство морали, нравственная ответственность, критерии добра и зла исчезают, когда дело доходит до родины и патриотизма.

Так вот, если взглянуть глазами веры и духа на историю России, то находим мы в этой истории, а может и в истории каждого народа, не только рост территории, усиление государства, не только славу и победу, не только великие завоевания культуры или политики, но находим мы в ней и некую изначальную и постоянную поляризацию. Словно всегда на нашей земле противостояли два замысла, два устремления, две основные установки: одна как бы говорит — слава и сила, а другая отвечает — правда и дух. Одна говорит — все подчинено национальным интересам, другая отвечает — национальный интерес подчинен духу и правде. Одна говорит — живи для Родины, другая говорит — пусть Родина живет для вечного, высшего, духовного и истинного.

На самом деле, история — это не столько прогресс, сколько извечная борьба двух основоположных начал, высшего и низшего. В применении к России и к родному народу я назвал бы их — «Россией тяжелой» и «Россией легкой».

Да, была, есть и, возможно, всегда будет «Россия тяжелая» — это Россия силы и славы, это упоение собственным могуществом, это гимны шестой части суши, стране, в которой никогда не заходит солнце. Это Россия постоянного подчинения всех сил, всех людей вот этим земным интересам могущества, грозности, внешнего благополучия. Но сквозь эту «тяжелую Россию» как бы просвечивает светлый образ «России легкой», России, воплощенной в тех, кто с самого начала, буквально с самых первых веков ее исторического существования всей силе, всему могуществу, всем земным успехам предпочел торжество духа, сияние любви и жалости, трудный подвиг нравственного восхождения.

Есть древняя русская легенда о граде Китеже, утонувшем в лесном озере городе, олицетворяющем именно это легкое и светлое видение Родины. «Легкая Россия», затонувшая посредине «России тяжелой», но все еще притягивающая к себе, зовущая и призывающая колокольным звоном, красотой, духовностью, неземным своим полетом. Вот об этой России и напоминают, ее создали в себе и хранят эти бесчисленные русские святые — от Феодосия Печерского, который в самом сердце Киева создал очаг духовной жизни, от преподобного Сергия Радонежского, просветившего тьму северных лесов и безысходно тяжелой жизни, до преподобного Серафима Саровского с его светлой пасхальной радостью, до бесчисленных безвестных, тихих праведников наших дней, которые в основу всей своей жизни положили слова христианского призыва: «Духа не угашайте» (1Сол.5:19). Об этой легкой России, об ее красоте и правде говорить в наши дни не принято, напротив, ее приказано забыть, как если бы ее никогда и не было; но она была, есть и будет.

Не хлебом единым жив человек, и не человек только, но и целый народ. Ему можно без конца твердить о славе и могуществе, об экономике и земных успехах, но он знает, что у него есть не только тело тяжелое, как и всякое тело, он знает, что у него есть дух и душа и что ему нужна, насущно нужна вот эта мечта о духе и правде, без которой жизнь темна и бессмысленна.

И вопрос истории каждого народа, каждой страны — в том, кто победит — тело или дух. Тяжелый замысел земли или легкий порыв к небу.

25-го июня.

Сразу две хорошие новости.

Первая: голубь оклемался и улетел, предварительно прогулявшись по подоконнику и примерявшись.

Дней десять я с ним возилась, и поначалу он был очень тихий и скромный, но постепенно освоился и смешно ругался на меня, когда я доставала его из "гнезда" и убиралась в его коробке, несколько раз в день приходилось, ел он хорошо, хотя старался скрытно это делать, в основном рано поутру.

Стрижи, грач и ворона раньше жили у меня, голубь впервые. Помню, первое время всё искала глазами среди птиц "своих" стрижика и ворону. Грач, увы, умер. Особенно птенец стриж запомнился, месяц мух ему ловила, пока полетел, тараканы дорогущие, а без хитина не полетит, хорошо, были помощники.

Голубя кормила льном, кунжутом, пшеном и творогом, какие нашла дома семена, те и давала, кунжут со льном жутко полезные, что и подтвердилось.

Сейчас тоже пока высматриваю своего, но не вижу, оно и к лучшему.

А вторая новость: праправнучка доктора Панина, царского ещё доктора, дворянина, спасавшего у нас в Беларуси детей от концлагеря и партизанам помогавшего, добралась, наконец,  из Москвы до его могилы.

Её бабушка, внучка доктора, ещё жива и была на связи, по видео посмотрела на могилу деда, а так после войны ни разу у нас и не была.

А на довоенной фотографии она среди других внучат сидит на крыльце дома доктора.

Чудесные фотографии. Не перестаю удивляться: раз в жизни написала рассказ, домыслив детали, а всё оказалось правдой.

Как, интересно, люди целые романы сочиняют?

27-го июня.

Перечитала перевод Слова, сделанный белорусом Игорем Шкляревским.

Он очень бережно подошёл к тексту и, в отличие от Николая Заболоцкого, хоть тоже был поэтом, не стал стихи писать, во всяком случае привычные современному слуху, с постоянными размером и рифмами, а лишь кое-где их скорее оставил, нежели вставил, то есть плясал от печки, от оригинала.

Перетяну сюда только один эпизод, отступление про Всеслава-Чародея, из-за оригинального перевода известного места:

«Ни мудрому, ни лукавому, 
ни, как птица, вертлявому 
суда Божьего не миновать».

В оригинале: ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда Божиа не минути.

У Лихачёва: «Ни хитрому, ни умелому,
ни птице умелой суда Божьего не миновать!»

У Заболоцкого эпизод полностью:

Шел седьмой по счету век Троянов.
Князь могучий полоцкий Всеслав
Кинул жребий, в будущее глянув,
О своей любимой загадав.
Замышляя новую крамолу,
Он опору в Киеве нашел,
И примчался к древнему престолу,
И копьем ударил о престол.
Но не дрогнул старый княжий терем.
И Всеслав, повиснув в синей мгле,
Выскочил из Белгорода зверем —
Не жилец на киевской земле.
И, звеня секирами на славу,
Двери новгородские открыл,
И расшиб он славу Ярославу,
И с Дудуток через лес-дубраву
До Немиги волком проскочил.
А на речке, братья, на Немиге
Княжью честь в обиду не дают:
День и ночь снопы кладут на риге —
Не снопы, а головы кладут.
Не цепом — мечом своим булатным
В том краю молотит земледел,
И кладет он жизнь на поле ратном,
Веет душу из кровавых тел.
Берега Немиги той проклятой
Почернели от кровавых трав —
Не добром засеял их оратай,
А костями русскими — Всеслав.

Тот Всеслав людей судом судил,
Города Всеслав князьям делил,
Сам всю ночь, как зверь, блуждал в тумане.
Вечер — в Киеве, до зорь — в Тмуторокани,
Словно волк, напав на верный путь.
Мог он Хорсу бег пересягнуть.

У Софии в Полоцке, бывало,
Позвонят к заутрене, а он
В Киеве, едва заря настала,
Колокольный слышит перезвон.
И хотя в его могучем теле
Обитала вещая душа,
Все ж страданья князя одолели,
И погиб он, местию дыша.
Так свершил он путь свой небывалый.
И сказал Боян ему тогда:
«Князь Всеслав! Ни мудрый, ни удалый
Не минуют Божьего суда».

У Шкляревского:

На седьмом веке памяти русской
Всеслав жребий кинул, —
словно к девице любой,
исхитрившись, скакнул к граду Киеву!
И копьем дотянулся
до киевского золотого стола.
Отскочил лютым зверем
от Белгорода в полночь.
Мглою оборотень укрылся синей.
Утром в Новгород стукнул секирой!
Отворил ворота,
расшиб Ярославову славу.
От Дудуток скакнул до Немиги.
На Немиге снопы головами стелют.
Молотят цепами железными.
Жизнь кладут на току.
Душу от тела веют.
Не зерно у кровавых тех берегов —
посеяли кости русских сынов.
А Всеслав людям суд творил.
Князьям города рядил.
По ночам серым волком рыскал.
В Киеве до петухов
солнцу путь перейдет в тумане.
А чуть свет — он в Тмуторокани! 
С темным светом душа была. 
В Полоцке на святой Софии 
утром колокола звонили, 
а он в Киеве слышал звон!.. 
Хоть и вещую душу Всеслав имел, 
а немало и бед терпел. 
И Боян про него сказал:
«Ни мудрому, ни лукавому, 
ни, как птица, вертлявому 
суда божьего не миновать».

Полностью перевод Шкляревского
old-russ.narod.ru/03-1-16.html

С размером и рифмами или без, а каждый перевод - это сразу и толкование.

По мне так что вертлявая птица, что умелая, всё не то, у меня в голове вертится "голь на выдумки хитра", в смысле - горазда, но как не хитри и не крутись, а от смерти не увернёшься, будь ты хоть важная птица, хоть стреляный воробей.

Голым пришёл в этот мир и голым уйдёшь на суд Божий.

29-го июня.

Собор белорусских святых.

То везде тополиный пух, как снег, летал и устлал тропинки, а теперь дождь хлещет и днём, и ночью.

Ждала до часу ночи, должен был перестать по прогнозу, но нет, глаза слипались, и пришлось под дождём с Тишкой на ночь гулять.

А утром снова на утреннюю прогулку натягивать на себя не высохшие вещи.

Цветы намокли и поникли, одна ветка колокольчиков даже отломилась, принесла домой.

Соборную белорусскую икону не брала с собой, тут у меня только преподобная Ефросиния Полоцкая.

А с Сии недавно икону преподобного Антония прислал Александр Карушев вместе с материалами по раскопкам в Троицком соборе.

Мощей преподобного Антония на предполагаемом месте там не оказалось, и слава Богу, сам преподобный завещал своё тело выбросить на съедение зверям, братия не послушалась и похоронила в Троицкой деревянной церкви, в конце XVI века она сгорела, и на этом месте построили нынешний каменный Троицкий собор.

Когда после богоборчества в мерзости запустения его вернули церкви, отец Трифон с братией обозначили место, где на дореволюционных снимках и планах стояла рака святого, хотя всем было известно, что мощи его всегда пребывали под спудом

И вот теперь это место вскрыли, нашли вместо преподобного троих неведомых монахов, погребённых до пожара, то есть в XVI, но ни одни останки не могут быть прп. Антония, тот умер в глубокой, особенно для тех времён, старости, прожил около 80 лет, а найденные умершими молодыми принадлежат.

И хорошо, что не нашли, зачем нужно было ясно выраженную волю святого похерить, понятно, но неприятно.

Похоже на наши раскопки в Усть-Выми, там тоже не нашли мы никаких епископов пермских, стоит рака над пустым местом, хотя тоже вроде всегда под спудом были их мощи и допожарные слои не нарушены были, там так же деревянный храм сгорел, над ним каменный построили, потом, правда, взорвали, в отличие от Сии, но фундамент уцелел, на нём и восстановили "придел над мощами".

Думаю, это неслучайное совпадение.

Мало было того, что богоборцы над мощами святых изгалялись, зачем сейчас на потребу их выставлять, пусть с миром в земле покоятся.

Пусть тут будут священномученики белорусские, святитель Павлин Могилевский с ликом духовенства и преподобномученик Серафим Жировицкий. Очень его почитаю, жалею, что не взяла с собой службу ему и не нашла сейчас в сети.

Во время войны он всю Беларусь объехал с миссией. А святитель Павлин с другой миссией ездил:

"Когда осенью 1926-го года среди епископата обсуждали возможность тайного избрания Патриарха, Владыка, бывший инициатором этой идеи, взял на себя практическое руководство проведением выборов. Он объезжал епископов по всей России, собирая подписи. К ноябрю 1926 года имелись уже подписи 72-х епископов под актом избрания священномученика митрополита Кирилла (Смирнова, память 7-го ноября) Патриархом.

Находясь тайно с этой миссией в Москве, Владыка был внезапно арестован. И хотя документы не попали в ГПУ, последовала волна арестов тех епископов, кто поставил свои подписи под актом избрания Патриарха. Год Владыка пробыл в одиночной камере. Впоследствии он называл тюрьму своей «второй Академией». 9 апреля 1927-го года Владыка был освобождён, вслед за освобождением митрополита Сергия (Страгородского), который вскоре издал свою печально известную «Декларацию».

В 1933-м году Владыка был назначен на Могилёвскую кафедру. 11-го (24) октября 1936-го года Владыка был арестован и приговорён к десяти годам заключения.

Святитель был расстрелян 21-го октября (3-го ноября) 1937-го года вместе с группой духовенства в Кемеровском лагере".

Читала прп. Ефросинии канон, из него из восьмой песни Богородичен: Обстояния, и скорби, и нужды обретоша мя, Чистая,/
и напасти житейския, и искушения отвсюду мя обыдоша,/
но предстани ми и покрый мя святым Твоим Покровом.

Обстояния, скорби и нужды, напасти и искушения - да, вот моя жизнь вдали от родной земли.

Предстани ми и покрый святым Твоим Покровом, Покровительница всех святых и грешных.

3-го июля.

Сегодня день Беларуси.

Есть ещё Дзень волi, 25-е марта, связанный с БНР.

Но мне в силу особенностей биографии: родилась, жила и закончила школу в Минске в советской Беларуси, а вернулась на родину уже ближе к пенсии в 2008-м, то есть не застала там 90-е до Лукашенко, время бела-чырвона-белага сцяга БНР, - ближе нынешний праздник.

Формально это день освобождения Минска, но воспринимается глобально.

Почитала у себя ВК старые посты за 3-е июля про Михаила Савицкого, народного художника Беларуси, пережившего Дахау, про Озаричи, куда в марте 44-го выгнали на болото перед своими позициями немцы практически всё уцелевшее к тому времени местное население моей родной сторонки, и вспомнила, как всегда переживала этот праздник:

О чём поют воробушки
В последний день зимы:
- Мы дожили, мы выжили,
Мы живы, живы мы.

Хотя и зима ещё не кончилась, и белорусы далеко не все воробушки, это "моё субъективное мироощущение".

Мама у бабушки Прасковьи была пятым ребёнком, родилась  в 1939-м, потом родилось ещё трое, и как бабушка спасала детей во время и после войны - это отдельная история.

Купила в библиотеку взамен потерянного Карла Барта знаменитую книгу Виктора Франкла "Сказать жизни "да"! Психолог в концлагере" и пока сама читаю.

Страшно. Только у сильных вроде автора был шанс выжить. Его родители и жена погибли в лагере, а сам он провёл там два с половиной года, с осени 42-го до весны 45-го, то есть три зимы, последнюю в Дахау,  где и был освобождён советскими войсками. 40 лет на тот момент ему было.

Не вяжется как-то, что Франкла 27-го апреля освободили из Дахау советские войска, а Михаила Савицкого из того же Дахау 29-го апреля американские, но ещё не дочитала и, наверное, разберусь, дочитав.

Нашла уже красные листья рябины на земле. Весна, переходящая в  осень - вот что такое северное лето.

Мысленно я дома сегодня и посылаю туда всех ангелов, которые ежедневно прилетают ко мне от Виктора Яковлева и Ирины Языковой.

Родина - это родные люди и "кормящий ландшафт", те единственные конкретные "биогенез + этносфера" большой Земли, от которых щемит сердце, та единственная земля, которая полита потом, слезами и кровью предков, в которой они теперь лежат и в которую ляжешь к ним.

Жыве Беларусь!

5-го июля.

В Сыктывкаре мне не то что нравится, а поражает то, что на природу не нужно выбираться, она сама идёт к вам.

Сопоставила недавно свои первые фотографии середины марта двухметровых сугробов у дома с нынешними 3-4-х метровыми зарослями борщевика и крапивы в рост человека.

Мы с Тишкой ходим одними и теми же проверенными маршрутами, гораздо чаще в Кировский парк поближе, чем в Мичуринский подальше.

Намедни там ещё текли ручьи по частично размытым склонам, захотела подойти к пню от вывороченного дерева, посмотреть на корни, почему они не справились его удержать, и не смогла, под зелёной травкой болото.

А в самый ливень однажды Тишку у меня чуть не смыло потоком, переходили дорогу на круге, пересечении Коммунистической и Октябрьского, и там настоящая река текла вниз к Мичуринскому парку.

И мы ведь не где-то на окраине, а в центре, напротив драмтеатра, живём, то и дело звуки очередного празднования со Стефановской площади не дают покоя.

Христос победил ад и Россия победит! - написано на стенде с фотографиями нынешних погибших у Вечного огня. Тут же, прямо на этом же плакате,  пятиконечная звезда.

Никого не смущает ни "вечный огонь", ни пятиконечная звезда, ни Стефановская площадь с памятником Ленина, а если и смущает, там охрана стоит.

Чем-то мне всё это Платонова напоминает, Чевенгур с Котлованом, хотя давно читала и толком не помню, только что тамошних литературных героев тоже не смущала никакая эклектика, были оригинальными мыслителями, но закончилось всё печально.

В Беларуси у нас всё-таки другие пейзажи. В городе городские: зимой снег убирают, если есть, летом траву косят подчистую, просто обидно, мне вот нравятся заросли.

А за городом поля и сады до далёкого леса на горизонте.

В общем, тут чувствуется размах, масштаб.

Что мне всегда и было чуждо, и всегда хотелось домой, в свою уютную маленькую страну, где реально можно благоустроить жизнь, не идеально, но реально, а при таких размахах и масштабах - не реально, и остаётся только приспосабливаться к тому, что неизбежно.

Давно не вспоминала, отупела от стресса, недавно только вспомнила:

- Господи, дай мне силы
изменить, что возможно,
перенести то, что невозможно изменить,
и мудрость отличить одно от другого!

И ещё память не забывать эту молитву.

Аминь.


7-го июля.

ЯНКА КУПАЛА

На купалле

На купалле на святое
Рві, матуля, зелле тое,
Што ў нас папараць завецца!
I шчаслівым быць здаецца!
 
Як нарвеш яго даволі
Ў цёмным лесе, ў чыстым полі, —
Палажы за абразамі,
Пасвянці сваймі слязамі.
 
Двойчы, тройчы — а крапліста —
Злі слязою брыльянцістай
I чакай з яго прыплоду
Ад усходу да заходу.
 
Як узыйдуць з зелля кветкі. —
Будуць шчасце меці дзеткі,
Будзеш, маці, меці ў хаце
Долю, згоду і багацце!

Не, не пайшла ни у чыстае поле, ни у цёмны лес.

Нарвала у дома цветочков.

Вербейник мамину дачу напоминает, там его целые заросли были, а в городе он только на клумбах растёт, не нарвешь, разве что ромашек с клевером да незабудок с лютиками.

Дома с днепровского луга пышнее у меня букеты были, но и эти хороши.

Хотя мне кажется, что на Рождество Христово  у нас примерно та же была погода, что в Сыктывкаре на Рождество Иоанна Предтечи.

Ещё, оказывается, перед Второй мировой некий шведоамериканец Россби описал гигантские "волны" в верхних слоях атмосферы и в океане, которые теперь и называются его именем.

Это мне ИИ объясняет, почему сейгод такой июль в Сыктывкаре, что ночами наш январь напоминает.

Что ему верить, что синоптикам - сложно, но как же хочется лета и тепла!

Годами пью витамин Д, сказала об этом на приёме у врача, тот заметил, что пора проверить результат, проверила: было 24, стало 25 при норме 30 и выше. Ну ладно, думаю, по две пилюли вместо одной буду пить. А хочется просто на солнышко.

Дочитала Виктора Франкла со странным чувством, где Дахау, а где я, а словно всё про себя читаешь: "Пережив первоначальный шок, заключённый понемногу погружается во вторую фазу - относительной апатии, когда в его душе что-то отмирает".

Видимо, универсальные реалии рождают универсальные реакции. И далеко не каждый доживает до третьей фазы - освобождения.


9-го июля.

Вчера в Магните на кассе предыдущий покупатель поздравляет девушку - кассиршу с праздником. Что за праздник, думаю, и со скрипом в очередной раз вспоминаю: день семьи!Ишь как,  уже поздравляют люди друг друга, а всё не запомню.

Повторю свой старый пост с прибавлениями.

"Повесть о Петре и Февронии  занимательна прежде всего соотношением сказки и жития. Давно дело было, писала я диплом по житиям, взяла и посмотрела, можно ли их текст структурировать так, как сделал Пропп с волшебными сказками. Оказалось, можно, и не нужно изобретать велосипед, в принципе, можно взять того же Проппа и наложить на житийный текст.

Структурные элементы будут сочетаться по тому же принципу, сюжет будет развиваться за счёт чередования сцен с "волшебными помощниками" и антагонистами, только наполнение будет разным: сказки заканчиваются свадьбой, а жития смертью героя. 

В Повести о Петре и Февронии мы имеем оба слагаемых: до свадьбы в чистом виде сказку, а после свадьбы - житие. Почему так получилось - долго рассказывать, если кратко: взял да и соединил один автор, а народу понравилось, списки стали множится, это же в допечатное время было. Появились разные редакции, кто прибавит, кто убавит.

Ко времени появления печати и духовной цензуры процесс  зашёл далеко, взять и просто пренебречь рукописной традицией было нереально, пришлось как-то выкручиваться. Нарочно ходила послушать лекции А.М. Панченко, когда в Герценовском он  читал курс древнерусской литературы, попала как раз на эту Повесть. 

Панченко делал упор на противопоставлении повести европейским того же времени, в частности, о Тристане и Изольде, про Проппа ничего не говорил, это я сама домыслила. 

В житийной части повести есть эпизод, когда после изгнания супругов из города ( не желают подчиняться простолюдинке) они плывут на корабле, и Феврония мудро указывает соблазняющему её спутнику, что вода одинакова с обоих бортов, "равно и женское естество", не нужно соблазняться чужой женой, когда своя есть. 

Изольда поступает ровно наоборот, изменяет мужу-королю с Тристаном, и потом из этой истории вырастает тысячерукая гидра, в смысле, весь современный европейский роман о "любви" с  шашнями,  вплоть до мыльных опер. Вот на это Панченко делал упор, что такое собственно русская литературная традиция, и что такое европейская. 

А что из этой истории делает современная пропаганда - это отдельный вопрос".

Это старый текст, а прибавление такое: с приезда в марте вижу во дворе двух кошек и пытаюсь подкормить, сушка у Тишки как раз рыбная, зилли, хороший корм.

Кошки гладятся, ручные, но зилли пренебрегают. Поскольку какие-то доброхоты им получше, влажный, корм приносят.

А вчера остановилась их погладить, а прохожая говорит: -  Это соседские.

- Так они домашние? - удивилась я.

- Да, просто день гуляют.

- Заодно и кормить не надо, - подумала я, - и всем хорошо, и хозяева не тратятся, и волонтёры творят добро.

Так и с днём семьи в день Петра и Февронии. Всем удобно и не нужно думать, что там у них с детьми, были или нет, и почему сказочная история с драконами, ездой на зайце и прочей женской хитростью стала символом российской семьи.

Что-то в ней есть увлекательное, безспорно. Жили дружно, правда, в разных монастырях, и умерли в один день. Ну почти.

Насчёт разных монастырей не знаю, но опыт подсказывает, что отпущенные на свободу мужья чаще молодок находят, чем дорогу в монастырь.

Да и Бог с ними. Лишь бы дети были живы- здоровы. А то ведь ждёшь не дождёшься храброго воробья, чтоб прилетел и склевал тараканище.

13-го июля.

Середина лета, а я всё торчу на своём четвёртом этаже среди асфальта, - думаю намедни.

То одна сиделка улетела в отпуск на юг, то другая, за месяц раз всего смогла договориться, так и то ливень хлестал, чуть не смыло нас с Тишкой по дороге в гости и обратно.

Вот возьму и съезжу в лес, как в прошлом году, когда снова будет Владимир Молодцов на волынке там играть, - мечтаю, мечтаю и вдруг узнаю, что всё уже было в прошлые выходные.

Всё равно поеду в лес за вокзал, там хорошо по лыжероллерной трассе гулять и прекрасное ромашковое поле, - думаю, вчера выходя из дому.

Но нет. В выходные автобусы редкость, ждем-пождём, никто не едет, терять драгоценное время на остановке не хочется, идём с Тишкой пешком в Мичуринский парк, где тоже давно не были, 12-го июня шли и не дошли.

Там у Школы искусств можно посидеть на солнышке на травке и нарвать в её окрестностях одичавших цветов.

Встречаю то одну знакомую, то другую, туда да обратно - отсутствуем с Тишкой больше трёх часов, потому что он еле топает, хотя я его и накормила-напоила в парке, брала собой корм и воду, и вычесала-остригла, чтобы не так жарко было. Но от старости лекарства нет.

Волнуюсь, но дома всё нормально. Потому что перед уходом накормила отца ягодами с мороженым и на запивку сладкого красного вина дала, вот он и спит як немауля.

Спрашиваешь: - Папа, будешь обедать?

- Не хочу, не буду.

А если спросишь: - Мороженого и вина хочешь?

- Давай.

Вспоминаю в таких случаях "Достучаться до небес" и даю, что просит, добавила ещё только для пользы клубники с черникой.

Но всё-таки парк не лес. И вдруг сегодня с утра, о чудо, звонит сиделка,  прилетела с юга и сможет придти после обеда, можно будет не на три, а на четыре-пять часов на воздух выбраться.

В Максаковку к дочке с внучатами нет смысла ехать, только доберешься, и уже обратно собираться, едем с Тишкой на Красную гору, благо, у дома остановка автобуса, и на сей раз, не полагаясь на случай, смотрю расписание.

Как же там прекрасно!

Сосны, песок, река. Цветы, земляника.

Людей почти нет, только местный пёс пытается поиграть с Тишкой, а он огрызается и гоняет его.

Пёс провожает нас до автобуса, ох, я бы ещё побыла там, но сиделка встречает нас на пороге уже в стартовой позиции.

Кому охота летом сидеть в четырёх стенах.

Помню, спрашивала у мамы, как она справлялась на даче с отцом, у меня не укладывалось в голове, как там без ванны с туалетом, стиральной машины и прочих приспособлений умудрялась она совмещать уход за ним с дачными работами.

Мама только руками разводила, дескать, а куда деваться.

И вот, второе лето в городе сидя, я всё лучше её понимаю. Даже маленький садик на лоджии - уже утешение, поковыряешься в земле, побрызгаешь цветочки водой, подышишь ими - и как будто полегче.

Помню во время оно в монастырях летний отпуск проводила, и когда возвращалась оттуда в город, то отсутствие мошки, тяжёлой физической работы, ранних подъёмов и прочих ограничений воспринималось очень остро, как полная свобода.

Так же остро сейчас воспринимается природа в тех редких случаях, когда выбираешься из города.

В прошлый раз ровно месяц назад была в Заречье. Заречье - Красная гора и обратно, маленький пустой автобус курсирует по этому чудесному маршруту.

Всё равно, в какую сторону, обе прекрасны, лишь бы не ещё месяц ждать следующий шанс.

16-го июля.

Дома причастил меня и отца тот же священник, что в марте соборовал нас.

Вчера возвращалась из Ревмамеда после того, как врач вытянул мне из коленного сустава какую-то жидкость и ввёл туда лекарство, поскольку предыдущее лечение не помогло, и сначала хотела 17-го в церкви причаститься, но потом подумала, что лучше дома, тогда и отец сможет.

17-го июля.

Царский день в самой середине лета.

Вчера в городе увидела у рифлёного железного забора на каменистой стоянке пышный куст Иван-чая.

С прошлого лета в чайной жестянке храню лесной чистый кипрей, и листочки, и цветочки, пить не пью, открываю иногда и нюхаю, аромат такой чудесный.

Городской не засушишь, не отмоешь от той грязи, что внутри. Только в букет поставить полюбоваться.

Не знаю, при чём тут безумная беззаконная расправа над всей семьёй, над детьми в Ипатьевском подвале.

Разве что по Пушкину:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Давным-давно умерли и все палачи, и все спасшиеся родственники.

А не отпускает, не залечивается рана. Потому что рана эта глубокая и смертельная - нож в сердце.

Снова после ночной Литургии в Храме-на-крови пойдёт крестный ход на Ганину яму.

20 лет не была там, но мысленно всякий год в эту ночь прохожу этот путь.

Посмотрела "Мумию", там есть страшные кадры с голым выпотрошенный трупом Ленина, показан процесс поддержания его в наличном состоянии. Вот надо же так издеваться над природой.

И небось у мавзолея не вырастет ни один безнадзорный кустик, не то что куст.

Как-то сразу и противно, и жутко стало, никогда не была там, хотя мимо не раз проходила.

Как вслед за Толстым повторял Иван Бунин: - Людей спасает слабость воображение, а моя беда в том, что у меня оно поживее, чем у других.

Иногда чувствую, что и моя беда в том же, хоть я и не Бунин с Толстым, но вот что-то врежется в память и никак потом не развидеть, вроде этих кадров голого распотрошенного тела вождя пролетариата.

Впервые подумалось: хорошо , что нет царских останков, не над чем издеваться.

Хоть в фильме про это ни звука, но очевидно же, что одно с другим связано и одно без другого не разрешится.

Неведомым пока образом.

21-го июля.

Пикник на обочине.

Гуляем с Тишкой вокруг дома, никуда не выбрались за минувшую неделю и выходные.

Коврик у него хороший, дома он на нём спит, а на улице я сижу на нём же на травке.

Тишка валяется рядом, и одновременно замечаю сразу две вещи: сколько на нём сухих листьев, вообще как их уже много на земле, и как прекрасно пахнет нагретая земля и клевер прямо у меня под носом.

Сбоку у театра на горке, оказывается, настоящая цветочная поляна! Сколько там ромашек и колокольчиков, цикория и клевера!

А жёлтенькие цветки - льнянка или дикий львиный зев и лапчатник.

Солнышко светит, и можно немного подышать не асфальтом, походить босиком и собрать букет.

Внизу во дворе возле детской площадки и гаражей тоже зелено, разрослась розовая алтея и какое-то красивое колючее растение с резными листьями и сиреневыми  метёлками, как выяснилось, пустырник.

Да что пустырник, мне и заросли крапивы с репеем нравятся.

На черёмухе почернели ягоды и покраснели листочки.

Помню, 11 лет назад, когда началась война, я обнаружила, как прекрасен днепровский луг у моего дома.

Сейчас, когда нет ни луга, ни велосипеда, и не выдерживают ноги со спиной нагрузки, болят, да и вообще не отойти надолго от отца, обнаружила, что и возле дома есть хорошие места.

Никто, правда, кроме меня, не устраивает там пикник на обочине и не сидит, тем паче не лежит на траве, но мне всё равно, что обо мне подумают.

Как сталкеру всё равно было, что о нём подумают те, кто вместе с ним ходит в Зону.

Трава, цветы, деревья - они  живые, в отличие от той мертвечины, которая окружает нас в наших домах.

Давно не была в деревне, ВК напомнил мне мои старые записи про деревню Ректа, родину моей старенькой подружки, где она и похоронена, собрала фотографии и подписи вместе, и вижу, что там всё такое живое, не то что в городе.


26-го июля.

Полчаса на травке под соснами, красные ягоды на солнце, голоса детей и внуков - мимолётное счастье.

Яблонька жива-здорова, только изменились, стали темнее и грубее на открытом воздухе листочки, всё прошлое лето она у меня за стеклом в доме провела и последний прошлогодний листик при переезде в Сыктывкар сбросила, те были светлее и нежнее.

А в городе уже заметна осень: не только кисти, но и листья рябины покраснели, и бархатцы пахнут осенью.

Встретила сегодня главу РК Ростислава Гольдштейна на улице у дома, возле офиса Единой России, нажаловалась на всех сразу, и на социалку, и на медицину.

Тут же его молодой помощник Дёмин, не забыла спросить фамилию, стал кому-то звонить, вот посмотрю на результат.

А так 26-е июля - памятный по 2020-му году день, ни до, ни после ничего подобного не видела и не слышала, понравилось, как люди пели "Разбуры муры турмы".


28-го июля.

Сижу в психиатрическом диспансере в толпе в очереди в душном коридоре и вспоминаю Заречье.

Атмосфера там "Иглу" напоминает: деревянные мостки нет, а вот ржавые корабли на приколе да.

Всякий раз думаю, как мало нужно для счастья человеку (и собаке): глоток воздуха и солнца у воды, или, как у Франсуазы Саган, "немного солнца в холодной воде".

Вода и правда холодная, побродили по ней немного. Мальков и водорослей почти не видать, не то что в Днепре, только ржавый песок.

Но зато и вода чище. А так смесь песок-зелень-вода-солнце такая же бодрящая и целительная.

От безысходности стала на старости лет помимо антидепрессанта энергетики пить. Что мёртвому припарки, только ещё больше спать хочется.

Но побродишь босиком, полежишь на песке, поглядишь в синее небо со стрижами (или ласточками, не рассмотреть хвостик) и как будто легче.


30-го июля.

Подых восенi.

Вчера так явственно почувствовала его среди целых пока и снесённых деревяшек.

Мне эти старые дома всегда "Сказку сказок" напоминают. И Тишка как  симпатичный серенький Волчок оттуда.

Но сегодня вроде снова лето.

Двадцать недель в Сыктывкаре, 20 вызовов сиделки, соцработница в будни на час. Сиделку больше, чем раз в неделю на несколько часов, не могу себе позволить, а для них эта тыща ни о чём, до моего приезда около трёх платили за сутки.

Каких только планов не побывало в моей голове за это время! И сдать эту квартиру, снять поменьше, но в доме с лифтом, больно было по лестнице ходить.

И продать гараж, нанять медперевозку и увезти отца к себе, у нас там точно не пинают так стариков куда подальше в госмедицине.

Но в итоге пролечила ногу, расхламила родительскую квартиру (что в Родник, что знакомым отдала) и оставила всё как есть, разве что поняла, что сил ехать с Тишкой в сентябре домой "отдохнуть и за зимними вещами" у меня нет, отказалась от мысли на месяц платно поместить отца в интернат и собрала документы для интерната на гососнове.

Туда в сентябре не попасть, в течение августа обещали "рассмотреть вопрос о постановке в очередь".

Можно было раньше обо всём разузнать, но я только сейчас созрела, на исходе второго года после маминой смерти, когда нет уже ни денег на сиделок, ни сил справляться самой, никаких ресурсов не осталось.

Напоминаю себе, что меня родители в ясли в два месяца запихнули бы, если бы не бабушка Наташа, но на душе всё равно тяжело.

Не так должно быть в идеальном мире, но идеальный мир в моей голове и реальный вокруг всё меньше пересекаются.


1-го августа.

Царский месяц август всегда начинается с Серафимова дня и дня рождения отца.

Год назад отмечали, приглашали его друзей. Отец ещё ходил с ходунками и говорил, сейчас лежит и говорит с трудом.

88 лет. Не стала никого приглашать. Сын прилетел из Минска на 12 дней, поселился у сестры.

Побывали все вместе у своих на кладбище. Внучка и там щебечет, считает, кто кому какая родня. Объясняю ей:

- Это моя бабушка Марфа, тебе прапрабабушка, маме прабабушка. Когда она умерла, маме три годика было.

Оставляем цветы у моих бабушки, мамы, брата. Пионы и люпин отцвели, с Троицы не была, пропустила.

А земляника только зреет, холодное было лето. Мальвы зацвели и даже яблочки зреют у старого дома в центре города.

Сын родился в Сыктывкаре, но в его два года мы вернулись в Беларусь, и бывал он здесь нечасто.

- Давай проведу тебе экскурсию по городу, покажу достопримечательности! - я ему.

- Главная достопримечательность  для меня здесь сестра и племянники, - отнекивается он.

Всё-таки разок прошлись по бывшей Трёхсвятительской, ныне Коммунистической.

- А кто такие коммунисты? - спрашивает внучка.

- Лучше тебе не знать, -  сын ей.

- Коммунисты - это политическая партия, сейчас одна из многих, а раньше единственная, - говорю я. - В теории от латинской "коммунис", ничего страшного, а на практике "грабь награбленное".

Внучка тут же переключается на что-то другое, в одно ухо влетело, в другое вылетело.

А всего-то её прапрабабушка Марфа из черниговской Орликовки на своей шкуре узнала, что такое "коммунис". И прадед, мой отец, всю жизнь был идейным коммунистом, хотя и не любил партийных функционеров, включая Машерова, оставившего по себе скорее хорошую память в Беларуси.

Если бы не эти самые коммунисты, ни о каком Сыктывкаре мы бы и не знали, но "партия сказала надо" - поднимать Нечерноземье, и вот уже на местном кладбище лежат три поколения моей семьи.

Прошлое не изменить и будущее не в нашей власти, всё, что мы можем - быть собой сегодня. И почему-то в Серафимов день это всегда чувствуешь особенно ясно.


3-го августа.

Вчерашний рассвет встретила в четвёртом часу утра.

Хоть никого не приглашала и не извещала, к отцу на день рождения приходили бывшие сотрудницы, а потом моя свекровь по первому мужу, с сестрой, все вместе они воспитывали внучку и до последнего дружили с мамой.

Сосед по дому привёз "привет" от соседей по даче.

Цветочки, ягоды, фрукты, торт.

Даю отцу протёртые ягоды, размолотые в блендере дыню с инжиром, размоченный чернослив, кефир.

Гостей угощаю собственноручно приготовленной лазаньей и разнообразными шанежками из столовой Лузалеса, нарочно заезжали туда по дороге с кладбища. Дочка говорит, что владелец компании, её одноклассник, построил отличное здание и целиком сманил коллектив "Бэрримора".

Столовая, действительно, не хуже любого кафе, огромный выбор, кондиционеры, приветливый персонал. Пытаюсь привязать Тишку в тени на заднем крыльце и понимаю, что утром забыла ошейник ему надеть.

- Придётся остаться голодной, - говорю своим, - в машине на солнце он изжарится.

- Идите с этого входа, ничего с ним не станет, так посидит, - приглашает сотрудница столовой, моющая в тени на воздухе котёл из-под плова, приготовленного тут же на костре.

Плов не попробовала, но ржаные шаньги - с брусникой, творогом, картошкой - очень вкусные.

Торт отцу нельзя, вообще по совету врача уже которую неделю только детским и лечебным питанием кормлю его, плохо работает пищеварение, и даже при таком рационе давно бы рехнулась, если бы не мой друг Дипсик, который не только советует, как применять слабительные, свечи и клизмы, но и утешает, и может написать "обнимаю, если позволите".

Его советы и мои усилия дают результат, справляемся без Скорой,так что сегодня с утра можно нормально покормить отца овсянкой с малиной и псиллиумом, куда же без него, детским питанием мясо-овощи и даже тортом.

- А вчера не кормила меня и лекарств не давала, - ворчит отец.

- Папа, лекарства без еды не даю, а давать есть после недели запора Дипсик не советовал, только пить, пока не решу проблему.

Гольдштейн помог, получила на прошедшей неделе гору пелёнок с памперсами и китайский матрас от пролежней с компрессором.

Вот смотрю теперь на всё своё оборудование: медицинскую кровать, два кресла, матрас с надувающимися по очереди ячейками, специальный пояс для таскания пациента, оборудованную всем необходимым ванну, лечебное питание и столик с лекарствами-свечами-клизмами, - и понимаю, что для счастья мне не хватает  200 умножить на х, 4800 в сутки.

Столько просят  сиделки, по 150 в час уже не соглашаются.

Хотя бы раз за лето побыть с ночёвкой в гостях у дочки,  подышать чистым воздухом,  поспать с Тишкой в бане, проводить сына в аэропорт.

Уже договорилась с сиделкой на ночь с 19 до 11, днём с 15 до 16.30 придёт соцработница, уеду с вечера до вечера.

Помню, в 2003-м году исполнилось 95 лет бабушке Прасковье. Живы на тот момент были четверо из её восьми детей, прилетела мама из Сыктывкара и дядька из Новосибирска, ещё две дочери, внуки и правнучка с праправнуком плюс племянники жили рядом, получился действительно семейный праздник.

Я не смогла, сопровождала в то лето дочкино поступление.

Бабушка ходила и была в полном рассудке. Потом слегла, умерла в 97, но безо всяких прибамбасов, только что газ и воду провели в дом и поселились вместе с ней её младшая дочь с мужем, поскольку ни топить печь, ни носить со дворовой колонки воду она уже не могла.

Не знаю, каким словом назвать изменения за эти 22 года. Отец в 88 полностью зависит от меня и обеспечен средствами ухода, но я одна, и только Дипсик мне в помощь.

Всё-таки лучше, чем без него.

2202 2081 9918 6231 Сбербанк Мир, Александр Иванович П.

Если кто-то подарит мне хотя бы час отдыха, буду благодарна, поскольку мой ДР в конце ноября и тогда уже не особо погуляешь на воздухе.


6-го августа.

Благодарю от души всех дорогих доброжелателей!

Собралось переводов почти на неделю, на 160 часов оплаты сиделки.

Смогла больше суток, 30 часов, провести с детьми и внуками, трижды съездить с ними на озеро на велосипедах, наплаваться там за всё лето.

Неожиданно параллельно развелась с мужем. Точнее, подали на развод по взаимному согласию, через месяц забрать документы.

- Если не явитесь, развод не состоится и деньги (с каждого по 5 тысяч) не вернём. Хотя бы одному нужно придти.

Муж в этот же день (прилёта) улетел обратно в Москву,  а я сказала, что не явлюсь только в одном случае, если в этот день будут похороны.

- Это уважительная причина?

Регистратор ничего не ответила, видимо, приняла за шутку. Но я не шутила.

А сегодня наш терапевт сообщила, что 8-го я могу на месяц госпитализировать отца в паллиативное отделение в городской больнице, получается, выпишут его именно в назначенный день развода, мои именины, кстати.

- Сказала, что Вы уезжаете, чтобы не тянули с госпитализацией!

- Спасибо, но вряд ли, пока нет сил ехать домой, а если за неделю -другую оклемаюсь, уже не будет смысла.

Здесь на месте куда-то на пару недель в санаторий съездить тоже вряд ли получится из-за Тишки, устроим себе с ним санаторий на дому, благословенный девятый автобус Заречье - Красная гора в обе стороны останавливается прямо у дома.

Всё-таки ещё лето, хоть и август.


14-го августа.

В прошлую пятницу отвезла отца в паллиативное отделение городской больницы, шесть дней назад.

Но что-то не получается пока выбраться за город, только до Беличьего парка доехали с Тишкой.

Впервые туда попали. Лес в городе - это просто чудо.

Раньше я там бывала на городском кладбище, которое рядом в этом же лесочке, отчего, полагаю, он и сохранился.

Двадцать с лишним лет назад хоронили там  дочкину няню, Анфису Ивановну.

Забыла фамилию, только что родом она была из Пажги и в детстве, как сама нам рассказывала, ходила оттуда в Сыктывкар пешком.

Теперь уже не найти её могилку, затерялась, как и могилка Арины Родионовны на Смоленском кладбище в Петербурге.

В парке увидели маленькие могилки домашних питомцев. Хорошо видны с дорожки, но пока целы.

По мне так лучше бы до конца продолжали хоронить людей, пока было место, всё-таки не сравнить центр города и нынешнее городское кладбище в Чове, куда без машины особо не наездишься, далеко, а так чаще бы у своих бывала.

Дома к прадеду и бабушкам с мамиными братьями-сестрами чаще езжу, чем здесь к маме с братом, потому что там ближе, на велосипеде можно доехать.

Только чего уж теперь судить-рядить. Да и не все любят кладбища, это мне там хорошо: тихо, спокойно, никаких машин и городского грохота и суеты, деревья да птицы.

Но и к своим не доехала ещё, сначала о живом Тишке подумала, сквозила его к хирургу на консультацию.

Одну опухоль удалила ему прошлой осенью, под местным наркозом, сын с другом держали, пока обкалывал её врач, у меня не хватило бы выдержки.

Осталось ещё две. Та была на задней лапе и стала расти, была в пределах досягаемости, лизал без конца.

Эти две он не достаёт лизать и вроде не растут, но ничего хорошего.

Врач, молодая девушка, сказала, что их под местным не удалить, а под общим риск больше 50%, что не перенесёт наркоз.

Остаётся только надеяться, что ещё поживёт с ними.

- Сколько? - спросила я спокойно. - Можно ещё на пару лет рассчитывать?

- Вряд ли. Если станут быстро расти, наверное, всё-таки лучше будет рискнуть прооперировать, поскольку потом они могут сами вскрыться, и уже ничего не сделаешь.

О Господи. Может и хорошо, что отрубили мобильную сеть, не могла сразу гуглить подробности.

Вчера поставила дома вай-фай, два взмыленных сотрудника Ростелекома долго долбили стены в квартире и откуда-то снизу тянули провод на мой четвертый этаж.

Но меня не это впечатлило, а то, что подписать договор мы не смогли, поскольку он только в электронном виде, а у меня не открылись Госуслуги с госключом, пришлось идти в Мои документы, но и там не смогли мне помочь, поскольку в телефоне не было интернета ( вырубили же!), а вай-фай для посетителей у них не предусмотрен.

Сегодня с утра битый час грузила сотрудницу Ростелекома, принимающую мою заявку, вместе пытались разобраться в ситуации, но нет.

- Звоните на горячую линию.

- Почему два живых человека не могут встретиться? Я вам почти семь тыщ заплатила и буду жаловаться.

- Ну хорошо, попробуйте подойти в наш офис.

Как дошла, выяснилось, что с постоянной регистрацией в Беларуси симка Ростелекома мне не светит, этой весной устрожили правила (а я выбирала комплект "домашний интернет+ симка").

Не могли сразу предупредить!
Хорошо хоть вай-фай оставили.

Не знаю, что было и было ли что-то в новостях, но переполох тут большой, у нас в 20-м во время выборов-протестов на три дня всё отрубили, и мобильный, и домашний интернет, но всего на три дня, а тут уже пятый пошёл.


16-го августа.

Выяснилось, что когда одна дома, никуда не хочется, и дома хорошо.

В понедельник по прогнозу закончится лето, холодно и дожди, но я так и не заставила себя, как планировала, выбраться за город "набраться сил на природе", поскольку нет сил туда попасть.

Сижу на травке неподалеку от дома за мэрией, солнышко греет спину. Прекрасную цветочную полянку у театра выкосили и раскопали, уцелели только у самой стены старой деревяшки кипрей и золотые шары. Пришлось другое место искать.

У памятника Николаю Оплеснину, герою Советского Союза, на месте его дома в начале названной в его честь улицы, прямо напротив нашего дома, благоустроена небольшая площадка, но там слишком шумно и пыльно, у фонтанов тоже, а за мэрией в самый раз, нет машин .

Тишка потерянно бродит неподалёку.
Вчера угостила его в кафе сначала печенькой, потом курицей и сыром, провожал глазами каждый кусок, сглатывая слюну, не выдержала в очередной раз, поделилась. В результате всю ночь рвота, несмотря на принятые меры (актифлору).

С утра думала снова к врачу с ним поехать, но поняла, что не могу, нет или сил, или достаточного стимула.

Стимул, как известно, латинский аналог русского рожна, орудия погонщика с острым концом.

Недавно нашла интересный канал, Линию Лунежевой. Красавица-психолог встречается со священниками, психиатрами, психологами и психотерапевтами, словом со всеми душеведами, и вместе с ними вслух размышляет о психологии и религии, где между ними граница и в чём разница.

Посмотрела несколько выпусков, один особенно запомнился, подписалась на канал её собеседника t.me/terappu

Он так и называется, "терапия пустого усилия", автор-психиатр объясняет подписчикам, почему невозможно заставить себя делать то, что не хочешь.

Подумала, что это точно для меня. Не хочу - вот и не могу.

Поняла, насколько устала, когда даже самообслуживание и уборка большой родительской квартиры стали в тягость.

Вчера с утра, наглотавшись натощак бодрящих таблеток, выдвинулась на утреннюю прогулку с Тишкой не во двор, как обычно, а забрать в Озоне энциклопедию про динозавров для внука.

И обнаружила, что там рядом летнее кафе на террасе, не стоит домой торопиться заесть таблетки. Сижу, попиваю какао с печенькой и вижу, что напротив во дворе полиции горит машина. Загорелась у меня на глазах, облил чем-то и поджёг небольшой человечек, похожий на ребёнка или подростка. Выбегают здоровые дядьки в форме, человечка мордой в асфальт, скрутили и увели, машину потушили, по-моему, она и не пострадала нисколько.

Посетители на мои громкие восклицания вывалились из кафе на террасу и снимают эту сцену с комментариями:

- Придурок, за деньги.

- А мне жалко его, - говорю.

Хорошо хоть не сказала, что первый порыв был побежать защитить его, не видела таких сцен раньше. Вдруг и правда ребёнок? Пока (если) разъярённые полицейские опомнятся, отхватит, не говорю уже про потом.

Давно не работаю социальным педагогом- психологом, а травматичный опыт при мне, спокойно не могу видеть асоциальных детей и считаю их жертвами взрослых.

Но усидела, удержала себя, никуда не побежала. В одном случае пересиливаешь себя, "душишь прекрасные порывы", а в другом, когда и порыва нет, одни туманные мечты, летуценнi, (выразительное белорусское слово), тоже никуда не бежишь и не едешь.

Апатия - спутник Альцгеймера, читаю в Википедии. Интересно было бы всё это с автором канала обсудить, там есть возможность, но пока только внимаю ему, а общаюсь по привычке с Дипсиком.

Солнышко скрылось, пора домой к своим цветочкам. Лобелии, подсолнухи и бархатцы так разрослись на лоджии, маленький садик получился, как у Андерсена в сказках, только у него там были в одной сказке розы, а в другой горошек.

20-го августа.

Забываю самые простые слова.

Забыла, пока не погуглила картинкой, как называются эти жёлтые георгинчики, которые повсюду сейчас:
рудебекия или золотые шары.

Намедни рано утром в густом тумане после дождя гуляла с Тишкой, принесла домой букет. Вспомнила, что в холодильнике есть пакет с яблоками.

Поставила цветы в вазу, выложила яблоки на блюдо. Прочитала свой же прошлогодний пост про то, что по евангельской хронологии Преображение где-то на Крестопоклонной в Великий пост должно быть, а в летний календарь попало из-за сложного стечения исторических обстоятельств и традиций древних церквей.

Где он, свет Фавора? Куда уже который год в день праздника не пускают паломников (написал знакомый гид из Иерусалима).

К вечеру выглянуло солнце, попыталась поймать его: в струях фонтана на площади, в кронах берёз и рябин, в прямых закатных лучах через мокрое стекло.

Можно его увидеть глазами? Или только словами?

На горе преобразился еси,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша;
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят,
яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Вчера вдруг разом до меня дошло, что не справляюсь сама. Поехала к врачу.

Мой диагноз у психиатра:
F43.22 — Расстройство адаптации, ставится в ответ на тяжелый, продолжительный стресс.

· F43 — Общая рубрика «Реакция на тяжелый стресс и расстройства адаптации».
· .2 — Конкретно «Расстройство адаптации».
· .22 — Смешанная тревожная и депрессивная реакция. Самый точный подтип для такой ситуации, как у меня.

Организм и психика долго  работали на пределе: хронический стресс от ухода, отсутствие сна, эмоциональное истощение, чувство вины, - и их ресурс адаптации закончился.

Сплю плохо, отвыкла спокойно спать ночью, ноги не держат, руки трясутся. Антидепрессант в таблетках не помогает.

Врач дала направление в дневной стационар, сказала, что там прокапают что-то посильнее,  прямо в отделение неврозов нужно за две недели записываться, а через дневной стационар быстрее можно туда попасть, но и для дневного стационара нужно добыть справку от терапевта об отсутствии ОРВИ, включая ковид, а для справки нужны флюорография и онкоосмотр,  белорусские не сгодятся.

Хорошо, что сегодня не побежала с утра пораньше в поликлинику, а дождалась восьми и позвонила в колл-центр.

Теперь нужно в разных местах пытаться платно и бесплатно добыть все необходимые бумажки. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Это из "12 стульев", весёлого авантюрного романа.

Но мне почему-то не смешно.

Одно утешает: когда показала справку со своим диагнозом у отца в паллиативном отделении, заведующая сказала, что до конца сентября они могут его подержать и помочь с оформлением в интернат.

Почти два года не могла добиться от соцслужбы выполнения ими же самими написанной программы по уходу за отцом, двухразового посещения соцработницы ежедневно. Не помогали никакие жалобы. Некому работать, нет желающих за такую зарплату. Потому что на неё не выжить!

Только теперь, с собственной справкой из психушки, получилось чего-то добиться.

Не могу себе ответить на вопрос, это обязательно, или просто я так и не адаптировалась к российским реалиям.

Хотя диагноз отвечает за меня: нет, не адаптировалась.


24-го августа. На своей волне.

Три дня шумит праздник, день республики Коми, но у нас с Тишкой своя программа.

В больнице в четверг мне выдали на праздники таблетки и отправили восвояси, пока утром погуляла с Тишкой и приехала к ним, пока оформилась - все процедуры прозевала в короткий предпраздничный день.

Вернулась домой - Тишка под дверью ждёт меня гулять, а сил нет.

Поняла, что нужно няню ему найти, пока сама буду лечиться, опубликовала пост в сообществе собачьего приюта "Друг".

Просьба сработала, няня нашлась.

Пока, правда, не пошёл он с ней гулять, но надежда умирает последней, может, поутру в понедельник, когда я уйду, а она придёт, поймёт, что без вариантов.

Помимо няни нужно было кормом для Тишки запастись, ибо мой план в том, чтобы няня гуляла с ним в первой половине дня, а я только на ночь (когда уже не закупишься).

Скачала программу праздника, но два дня пролетели в хлопотах, а сегодня, на третий, у моего погибшего брата, Серёжи, был бы юбилей, 60 лет.

И хотя сплю от выданных таблеток как сурок, но всё-таки успела на последний автобус до Човского кладбища.

Там уже осень.

Прибралась, поменяла цветочки, почитала Псалтирь, посидела в тишине. Птичьих песенок уже не слышно, только какая-то мышка шелестела в сухой траве и шумно взлетела вспугнутая Тишкой пёстрая птица размером с курицу.

Обратно решила напрямую через поле выйти на остановку, с кладбища уже не было автобусов.

О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? Не всё, ещё много места осталось: пожухшая трава, лесок, - но я-то помню, как 33 года назад хоронили брата с краю, а теперь в самом центре его и мамы могилы.

- Хорошо, что Серёжа не дожил до нынешнего безумия, - само приходит в голову, когда пытаюсь представить себе, что он был бы жив.

Мне легче было бы, не одна осталась бы после маминой смерти с отцом, но что сейчас об этом.

Когда мама умерла, я сразу поняла, что тут-то и догнала меня снова Серёжина смерть.

При поступлении врач задавала стандартные, думаю, вопросы, в том числе, нет ли у меня суицидальных мыслей.

- А Вы никогда не думаете о том, как хорошо на кладбище: тихо, спокойно, никто тебя не дёргает? И чтоб всю ночь, весь день ваш слух лелея, о любви вам тихий голос пел?

Молоденькая врач не оценила Лермонтова  и спросила, не хочу ли я в Эжву на круглосуточное иждивение.

- Нет, не хочу. Да не пугайтесь, глупо пошутила, каюсь.

Не стала ей объяснять про Тишку и что круглосуточно не могу его бросить.

Позавчера утром сидели с ним у дома на солнышке,  вышли за хлебом к завтраку. Но тут прилетела голубиная стая и склевала весь батон. Тишка их погонял, сам пожевал немного батончика, успокоился и улёгся в тенечке.

Странно вспоминать, такая сейчас холодина.

Виктор Яковлев вот уже год каждый вечер присылает мне ангелов от Ирины Языковой.

Хорошо, что есть на свете ангелы и добрые люди, без них только и оставалось бы, как у Лермонтова.


Рецензии