Ещё про Ленинград Санкт-Петербург

Я, пожалуй, сформулирую чем мне не нравится Ленинград/Петербург.

На самом деле он во мне рождает страх.

А страх этот базируется на понимании одной очень важной данности, которую этот город демонстрирует ежесекундно, самим фактом существования.

Эта данность заключается в том, что любое долговременное деловое сотрудничество, созидание и творчество в России - невозможно.

Да, этим занимались люди в этом городе более двухсот лет. Строили дома, дворцы, церкви, писали романы, планировали и создавали заводы…

И вдруг, одномоментно, по историческим меркам, все создания у создателей и владельцев были отобраны, сами создатели и владельцы частью изгнаны из страны, частью превращены в беднейший элемент общества, частью физически уничтожены.

Территория города была заселена, отдана чуждому этому всему населению, оно разорило церкви, картинные галереи, что смогло - продало за границы, расселось сверху и начало ткать свою паутину.

Нельзя верить в долговременность планов в России, глядя на Ленинград/Петербург. В какой-то момент подует какой-то другой ветер, вылезут из под земли какие-то гоблины, на которых нету управы - и всё станет прахом. Это самый главный урок, который этот город даёт смотрящему на него человеку. Всё остальное - суета.

Не физическим прахом оно пойдёт - храмы, колонны, кое-что еще вполне останется на века - но оно не будет принадлежат тебе, который всё это создал и кто владел. А человек - он собственник, он не для абстрактного будущего или «народа» это делает. Он делает это для себя и своих детей, и если им это не достаётся - то значит, для них это в прах и превратится.

Причём, если во Франции, скажем, была Реставрация и реституции (а в Англии и без отъёма имущества обошлись), то русский урок не даёт права на это надеяться.

И нельзя упрекать во временщичестве и глупости современных руководителей.

Они всё это видели, поняли и сделали из всего этого выводы.

Панельная многоэтажка - вот самое вечное, на что может рассчитывать у нас человек. И могила со сроком сохранения 25 лет.

Вот и все наши реалии вечности.


Рецензии