Пушкин Христос Уксус
Перед самым уходом в Вечность Пушкин, умирая от скоротечного сепсиса из-за пули ухажера (любовника?) жены, попросил дать ее руками морошке на ложечке
Это была ему одному известная традиция = ритуал испить уксуса из рук некогда обожествленной, любимой и … не любившей изменившей душой (по сути)
Отчего такое толкование того, что стало популярным в мифологи пушкиноведения?
Ликбез:
(1)
Со средних веков у влюбленных молодых придворных в Европе существовал обычай пить разведенный уксус, дабы получить "интересную бледность" лица и быть похожим на "истинного влюбленного", которому полагается:
- почти не есть,
- почти не пить,
- искать уединения,
- почаще вздыхать, грустить и томиться от разлуки.
А если аппетит был прекрасным и щеки румяными - пили виноградный уксус.
Примечательно, что этот обычай дожил до 19 века, и уксус пили прекрасные барышни перед балом. https://www.b17.ru/article/152366/
(2)
Уксусные страсти: Почему в Китае ревность пахнет кислым? ;
Если вы когда-нибудь слышали, как китаец ворчит: «Он опять уксус налил!» — не спешите искать на столе соевый соус. Возможно, речь идет о ревности, которая в Поднебесной уже много веков имеет ярко выраженный «кислый» привкус. Но как уксус стал символом этого едкого чувства? Давайте разберемся, приправив историю щепоткой юмора и парой дорамовых спойлеров.
________________________________________
Откуда ноги (и кислотность) растут?
Корни выражения «;;» (ch; c;) — «пить уксус» уходят в глубь китайской истории. Одна из самых популярных версий связана с эпохой династии Тан (618–907 гг.). Легенда гласит, что император Тайцзун решил «порадовать» своего чиновника Фан Сюаньлина, подарив тому двух красавиц-наложниц. Вот только жена Фана, госпожа Лу, оказалась женщиной с характером — она наотрез отказалась делить мужа. Разгневанный император приказал ей выбрать: принять подарок или выпить чашу с ядом. Госпожа Лу, не дрогнув, выбрала второе… но вместо смертельного зелья ей подали уксус. Так ее «кислая» реакция на измену вошла в историю, а выражение «пить уксус» стало синонимом ревности.
Мораль: Иногда лучше притвориться токсичной, чем быть ею на самом деле.
________________________________________
Кислота в действии: примеры из жизни и поп-культуры
1. Реальная жизнь:
Представьте: ваш друг в соцсетях лайкает фото бывшей. Вы в шутку пишете ему: «Что, уксусчик захотел?» — и все сразу понимают подтекст. В Китае такие колкости — часть повседневного юмора. Даже дети знают: если мама хмуро смотрит на папу, разговаривающего с соседкой, значит, «на кухне снова пахнет уксусом».
2. Литература:
В классическом романе Мо Бао Фэй Бао «Моя ненаглядная» ревность буквально льется рекой. Кислота есть даже в названии глав "Выдержанный уксус"!
3. Дорамы:
В дораме героиня, застукав возлюбленного с другой, кричит: «Я не буду пить твой уксус!» — и уходит, эффектно хлопнув дверью. Зрители в зале синхронно вздыхают: «Ну вот, опять кислятиной запахло».
________________________________________
Почему не «перец» или «имбирь»?
Уксус в китайской культуре — не просто приправа. Он балансирует вкусы, как ревность балансирует между любовью и безумием. Но если переборщить — блюдо (и отношения) испортятся. Философы бы сказали: «Ревность, как уксус, в малых дозах — пикантно, в больших — разъедает душу».
________________________________________
Как не «прокиснуть»? Советы от мудрецов и психологов
• Добавьте сладкого. Комплименты и доверие нейтрализуют кислоту.
• Не храните «уксус» в себе. Лучше обсудите проблему, чем копите обиды.
• Смейтесь. Как говорил Конфуций: «Ревнует — значит, любит. Но если уксус льется рекой, пора покупать спасательный круг».
https://tl.rulate.ru/users/456917/blog/1671
(3)
Энциклопедия Китая
И снова тема измены настоящей или мнимой...
Иногда мы встречаем выражение "пить уксус" или "есть уксус". Иногда более иносказательно говорят о том, что герой почувствовал кислый вкус...
Пить уксус" - ";;" (ch;c; - чицу), а дословно "есть уксус", в переносном его значении будет подразумевать, что герой ревнует.
Об этом мы сможем узнать из следующей истории...
В сборнике "Захватывающих рассказов эпох Суй и Тан" (VIII в.) есть история об одном высокопоставленном чиновнике, который жил в эпоху Тан. Звали его Фан Сюаньлин, он совершил много подвигов во имя процветания своей страны, за это император Тай-цзун пожаловал ему высокий титул и собирался даровать наложниц. И как же был удивлён император, когда Фан Сюаньлин отказался от таких щедрых даров, объяснив это тем, что его супруга никогда на такое не даст добро.
Тогда Тай-цзун, рассердившись, отправил людей к ним домой, чтобы уговорить госпожу Фан, однако, она была непреклонна, как бы её не убеждали и не соглашалась на наложниц. В конце-концов император повелел принести ей кувшин с вином, со словами: "Если госпожа по-прежнему не согласна, то пусть выпьет отравленного вина!"
Правда госпожа Фан ни капли не сомневаясь в своём решении, поднесла кувшин с вином к губам и выпила залпом. Оказалось, что в чайнике был уксус, так называли тогда скисшее вино, каким утоляли жажду, он не был опасен для жизни
Конечно же, увидев, что жена Фан Сюаньлина не побоялась даже смерти и не отказалась от своих убеждений, Тай-цзун отменил приказ. Именно после этого, согласно рассказу, появилась метафора ;;, что означает ревность и используется до сих пор в современном языке.
https://vk.com/wall-187685022_35341
(4)
Когда Иисус умирал на кресте и просил пить, солдаты для смеха дали ему уксус:
«…Также и воины ругались над ним, подходя и поднося ему уксус и говоря: если ты царь Иудейский, спаси себя самого…» (Лука, 23:36)
Вопрос — откуда у солдат на Голгофе оказался уксус? Что они хотели с ним делать? Неужели специально захватили с собой?
«А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придёт ли Илия снять Его» (Марк, 15:36)
И что это были за губка и трость? Вот вы легионер, отправляетесь на казнь. Потащите с собой сосуд с уксусом, губку и трость? У меня нет точного ответа, предлагаю вам на выбор пять версий.
Мне кажется, это полезное упражнение — из маленькой детали восстановить картину событий, чтобы прояснить для себя смысл. И узнать, зачем в античности пригождался уксус.
1) Губка как орудие Страстей.
В комментариях богословов объясняется смысл эпизода, но не говорится откуда конкретно взялись губка и уксус.
Смысл — показать, что Христос испил чашу страданий сполна.
Солдаты глумились над ним всю дорогу: прибили табличку «Царь иудейский», разыграли по жребию его одежду, поносили его бранными словами и т.д.
А эпизод с губкой воспроизводит цитату из Ветхого Завета (пс. 68):
«...И дали мне в пищу желчь,
И в жажде моей напоили меня уксусом...»
Такие совпадения важны, т.к. позволяют сопоставить Христа с обещанным мессией.
В итоге, в христианстве губка с уксусом стала одним из признанных орудий Страстей Христовых, вместе с крестом, терновым венцом, гвоздями и т.д.
Через триста лет после казни Святая Елена приехала в Иерусалим, провела раскопки и нашла эту губку!
Реликвия до сих пор цела — см. в википедии статью Holy Sponge.
Но откуда взялась губка изначально на Голгофе — объяснения я не нашёл.
2) Гуманистическое толкование — губку и питьё передали ученики.
Христу подносили питьё дважды. Ещё перед распятием, после избиения кнутом, ему предложили «смесь уксуса с желчью». По Марку: «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял».
Тут имеется в виду напиток для облегчения страданий.
Тогдашняя медицина знала опиатные снадобья, может это было оно?
Напиток принёс кто-то из его последователей-иудеев. Судя по тому, что римские солдаты не мешали — это было не запрещено.
Но Христос отказался, чтобы сполна испытать страдания без помрачения сознания.
И то питьё, что предложили во второй раз, возможно, было из того же кувшина (его могли притащить с собой женщины или сочувствующие).
Т.е. римские солдаты не специально дали ему едкую жидкость, непригодную для питья. Просто Христос был уже так изранен, что кислая жидкость причиняла страдания. Чистой питьевой воды солдаты не предложили — а была ли она у них?
Губку, возможно, принесли те же женщины. Солдатам оставалось только насадить её на копьё (вариант — на палку) и дать умирающему.
Получается, что солдаты проявили милосердие в самом конце.
3) Толкование по бритве Оккама — не было никакой губки с уксусом.
Из евангелистов лично при казни присутствовал только Иоанн. Мог он просто присочинить эту деталь?
Мог, это выгодно, см. выше упоминание пророчества.
Вымышленными могут быть и остальные детали казни. Спустя годы у последователей Христа наверняка образовалась некая каноническая версия, которую много раз повторяли устно — вот её и записали в Новом Завете.
Если так, то и задаваться вопросом про губку и уксус незачем.
4) Садистская версия — солдаты в качестве издевательства поднесли Христу ксилоспонгий (терсорий)
Это губка на палке, которую римляне использовали в гигиенических целях в туалете. И угадайте, где губку хранили? В ведре с уксусом, для дезинфекции.
Римский туалет и реконструкция терсория.
Обратите внимание на вертикальные прорези на стульчаках — нужны, чтобы просовывать палку.
По центру помещения — канавки, в которых всегда журчала вода.
В Евангелиях губка упоминается не сама по себе, а с палкой. В разных переводах губку насаживают и на трость, и на копьё.
Но что если предположить, что губка сразу была на палке? Тогда это сильно смахивает на терсорий.
Римляне — фанаты гигиены. Притащили бы они туалетные принадлежности на Голгофу?
Не факт, правда, что солдаты были именно римляне. Возможно, что местные ауксиларии, набранные из сирийцев.
Но скорее всего, это были легионеры из личной гвардии Понтия Пилата.
Логика такая: Пилат отправил на казнь человека, который по римским законам невиновен. Против своего желания, поддавшись убеждению местной церковной элиты.
Мог бы он отказаться казнить Христа? Мог, но испугался, что местные сочинят на него донос (через несколько лет так, собственно, и случилось).
Казнь надо было провести без эксцессов, чтобы не дать повода для интриг первосвященникам.
Кому поручить? Надёжнее солдатам из своего отряда.
А то были римские легионеры из Кесарии, столицы провинции.
Кесария — мегаполис по античным меркам, с современной инфраструктурой. Там были и бани, и общественные туалеты.
В казармах, я думаю, туалеты были устроены по общему принципу — см. фото выше.
Там, где легионеры обустраивали лагерь, должно было найтись место и губке с ведром.
Реконструкция предметов обихода легионера. Терсорий присутствует.
А Голгофа? Отправляясь на казнь (которая могла занять несколько дней), захватили ли они принадлежности для туалета? Оборудовали ли где-то на горе отхожее место?
Если да, тогда картина выглядит так: Христос попросил пить, один из солдат для смеха принёс ведро из туалета, достал из него терсорий и приложил к губам умирающего. Такое вот солдатское сортирное издевательство.
И очевидцам казни был понятен смысл этого поступка — тут точно не найдётся место гуманистической трактовке.
5) Гуманистическое толкование-2, назовём его булгаковским.
Солдаты дали Христу то, что пили сами — кислый напиток поску.
«Уксус» — это в синодальном переводе Библии. В других переводах встречается то «кислое вино», то «винный уксус», или даже «солдатское питьё».
Рецепт поски легионеров: вода из любой лужи + прокисшее вино, сварить до готовности. Добавить по вкусу мёд, яйца, травы.
По нашим временам поска это нечто среднее между изотоником и протеиновым коктейлем. Плюс такой отвар долго хранился. Думаю, отправляясь за город на казнь, солдаты захватили с собой достаточный запас питья.
И когда умирающий попросил пить, солдаты не издевались — а предложили ему свой напиток.
Ангел держит губку на палке из тростника. Статуя на мосту Святого Ангела в Риме.
Непонятно тогда, почему в Евангелиях акцент у этого негативный. Возможно, иудеи не понимали, что именно пьют легионеры? Может, для них добавлять уксус в воду было дикостью?
Вряд ли. Вот упоминание уксуса в обиходе древних евреев:
«И сказал ей Вооз: время обеда; приди сюда и ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус. И села она возле жнецов. Он подал ей хлеба; она ела, наелась, и ещё осталось» (Руфь 2:14)
Видим такое же использование уксуса для восполнения солевого баланса.
Т.е. свидетели казни вряд ли могли неправильно понять смысл жеста. Если бы Христу давали питьё, а не непригодную кислоту, они бы так и сказали тогда?
У меня ответа нет.
И остаётся нерешённым вопрос — где солдаты взяли губку? Входила ли она в уставное снаряжение легионеров?
А насчёт палки — объяснение есть. Это могла быть виноградная лоза, особая палка центуриона:
Центурион держит в руках vitis, символ своей власти. При случае, этой палкой можно воспитывать подчинённых. См. отличный пост про снаряжение центуриона.
Эта версия лучше объясняет факт, что губку сначала смочили в жидкости, а потом наложили на трость.
Какая из версий более правдоподобна, судить вам. Я, пока изучал вопрос, узнал много нового о быте легионеров.
Закончить хотел бы на практическом совете — выбросьте из дома уксусную кислоту. В России он хранится на каждой кухне. В итоге его часто используют самоубийцы, потому что дешево и доступно. Достаточно выпить 50-100 грамм неразведенной 70% эссенции, чтобы умереть в страшных мучениях.
Пожалуйста, не используйте уксус для самоубийства! Если вы умрете, то в принципе все равно. Но успеете помучаться на полную катушку — умирать будете в полном сознании, пока не сгорите изнутри.
Хуже, если вас откачают и спасут. Останетесь инвалидом. От кислоты развивается ожог и некроз пищевода, придется ставить расширительную трубку. Добавьте сюда сожженные связки и дыхательные пути, язву и проблемы с почками.
Короче, не пейте уксус, если хотите напугать или шантажировать родных.
А чтобы не выпить по ошибке (или чтобы не добрались дети) — не покупайте 70% эссенцию. Имеющуюся бутылочку выбросьте.
Понятно, что в обычной квартире найдутся ещё опасные жидкости — я не призываю выбрасывать всё.
Но зачем покупать концентрированный уксус, если для всех целей подойдёт разведённый 9%? Купите лучше разведённый, его тяжелее выпить залпом по ошибке.
Берегите себя и любите своих ближних, как завещал нам Христос.
Автор: Юрий Деточкин (@Yury.Detochkin). Живой список постов, разбитый по эпохам
(5)
Ты в мертвые губы
Ты в твердые губы
... в синюшные
… в сильно синие губы
Целуй меня нежно Жена
Своими сжатыми губами
с каплями уксуса …
Свидетельство о публикации №225082400448